Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Профессиональная ответственность. Возмещение вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства.





Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, о недрах, об охране и использовании животного мира, о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.

Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет дисциплинарную, административную гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Административная ответственность – это применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Административная ответственность устанавливается в экологическом законодательстве, а также Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, который определяет, за какие правонарушения устанавливается ответственность и круг органов (должностных лиц), уполномоченных привлекать к данной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность – это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. В соответствии со п.2 ст.99 Закона «Об охране окружающей среды» привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, и выполнения мероприятий по ее охране.

При нарушении требований в области охраны окружающей среды работа отдельных производств, цехов и иных объектов может быть ограничена или приостановлена по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов и иных специально уполномоченных республиканских органов государственного управления либо по решению суда (ст.100).

Вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда. Размер возмещения вреда определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды (ст.101).

Вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме.

К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба природной окружающей среде, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. Основание привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Конкретные составы преступлений устанавливаются в Уголовном кодексе Республики Беларусь.

 

46Административный механизм управления природопользованием в РБ.

Общесистемные функции административного управления обычно включают такие виды деятельности:

—планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (мате­риальных, финансовых, кадровых), формирование приорите­тов, прогнозирование результатов;

—проведение организационных мероприятий с выполнени­ем детальной классификации предстоящих работ;

-подбор и расстановку кадров, повышение их квалифика­ции с учетом новых задач и выдвигаемых требований;

-технологическое и санитарно-гигиеническое нормирова­ние хозяйственной деятельности, нормирование качества вы­пускаемой продукции и окружающей среды;

-выполнение контрольных и учетных функций, лицензи­рование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, -разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.

Основными инструментами административного регулирова­ния являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постанов­ления, руководства, применяемые государственными природо­охранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.

Центральное место в административном регулировании при­надлежит системе экологических стандартов, которая подра­зумевает установление единых и обязательных для всех объек­тов управления экологических норм и требований. Экологи­ческие стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды:

стандарты качества окружающей среды, регламентиру­ющие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других природных сред.Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязни­телей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воздействия, то есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Впервые нор­мативы качества атмосферного воздуха были установлены в СССР в 1951 г. для десяти самых распространенных загрязни­телей: оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ, сероуглерода, сероводорода. В 1968 г. аналогичные стандарты имелись уже в 8 странах;

стандарты воздействия на окружающую среду опреде­ленного производственного процесса — эмиссионные стандарты —регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечно­го источника (трубы) после применения очистного оборудова­ния. Расчеты таких стандартов, называемых предельно допус­тимыми выбросами (сбросами) (ПДВ, ПДС), проводят с учетом рассеивания выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и
суммирования выбросов (сбросов) всех источников. В некото­рых случаях в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы — временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), — когда по каким-то объективным причинам (соци­ально-экономического характера) нормативы ПДВ(ПДС) не мо­гут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный срок убывающими во времени с условием дос­тижения уровня ПДВ(ПДС) в результате реализации соответствующей программы;

технологические стандарты устанавливают определен­ные экологические требования к технике, оборудованию, про­цессам производства или очистной технологии. В Германии, например, весьма жесткие нормативы выбросов для котлов, ра­ботающих на органическом топливе. В большинстве стран вве­дены также нормативы на выбросы сжигающих установок, от­ работавших газов автотранспорта и др.;

стандарты качества продукции, или товарные стандар­ты (по экологичности продуктов, изделий, сырья и т. п.). Нап­ример, стандарт содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.

Переход нашей страны к социально ориентированной ры­ночной экономике требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Международная организация по стандартизации (ИСО), объеди­няющая более 100 стран, разрабатывает не только единые стан­дарты методов контроля качества окружающей среды, но и эко­логического управления — стандарты ИСО серии 14 000, вклю­чающие требования и руководство по использованию системы экологического управления, руководство по экологическому ау­диту, основные принципы экологической маркировки, принци­пы оценки жизненного цикла продукции (начиная с получения сырьевых материалов, включая производство, эксплуатацию и утилизацию, воздействие на население и состояние экологичес­ких систем) и др. Изучение, освоение и "принятие на вооруже­ние" международной системы стандартов ИСО—14 000 будет способствовать совершенствованию системы управления природопользованием в нашей республике.

Помимо экологических стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на ви­новников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).

Так, прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда их пре­кращение становится жизненно необходимым. Например, было запрещено применение высокотоксичного пестицида ДДТ, ког­да выяснилось его губительное воздействие на иммунную систе­му живых организмов, а согласно Венской конвенции и Монре­альскому протоколу к концу XX ст. предполагался полный зап­рет на производство и потребление хлорфторуглеродов, разру­шающих озоновый слой. Если же масштабы воздействия (пот­ребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т.п.) лишь ограничиваются, то вводятся лимиты, или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как в случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения.

Сертификаты на использование земли, воды, на выб­росы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, ког­да для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, на выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п.

Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подле­жащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и во­зобновляются через установленное время.

В странах ЕС выдача разрешения на выбросы является обязательной процедурой для всех крупных промышленных объектов и энергетических установок. В США разрешения на выбро­сы загрязняющих веществ в атмосферу выдаются администра­цией штатов при условии достижения ими национальных стандартов качества воздуха.

Главный принцип административного управления природопользованием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его органами (или другими уполномоченными властными структурами) Устанавливаются лимиты на пользование природными ресурса-Ми, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъектам хозяйствования на природопользование: разрешения на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.

Ответственные работники Минприроды и его органов или других уполномоченных властных структур имеют право приостанавливать деятельность предприятий в случае ее несоответствия нормам экологической безопасности, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства.

 

 

47. Экологический мониторинг - составная часть решения проблемы охраны окружающей среды.

В условиях растущего техногенного воздействия на природу встал не только вопрос борьбы за сохранение природной среды, а уже более сложный вопрос о стратегии этой борьбы, об оптимальных возможностях использования возобновимых и невозобновимых ресурсов биосферы. В связи с этим возникла проблема организации специальных систем наблюдения, контроля и оценки состояния природной среды (т.е. мониторинга) в местах интенсивного антропогенного воздействия и в глобальном масштабе.

Таким образом, в связи с необходимостью выявить антропогенные изменения состояния природной среды, возникла потребность в организации специальной системы сбора и анализа информации о состоянии природной среды. Эта система получила название экологического мониторинга.

Экологический мониторинг - это система сбора и анализа информации о состоянии естественных и антропогенных изменениях окружающей среды в целях ее охраны, рационального использования природных ресурсов, охраны здоровья и благосостояния людей. Его результаты служат основой планирования и реализации мероприятий по защите окружающей среды от техногенного загрязнения.

Мониторинг представляет собой систему повторных наблюдений элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

Составными частями мониторинга является оценка воздействия на окружающую среду и экологический контроль.

Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) – это требования предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность. Они установлены законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

 

48.Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь создается как информационная система о состоянии окружающей среды, объединяющая в себе средства сбора первичной информации, в том числе автоматизированные, и все стадии ее обработки до передачи информации потребителям.

Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды является сведение воедино разрозненной экологической информации и обеспечение всех уровней управления объективными и достоверными данными для принятия оперативных управленческих решений и определения стратегии природопользования.

Национальная система мониторинга окружающей среды призвана объединить все организации и ведомства, выполняющие работы в области экологии и охраны окружающей среды. Это объединение происходит как в организационном, так и в информационном аспектах.

Общими принципами организации НСМОС являются:

• создание постоянно действующей фиксированной на местности сети опорных пунктов наблюдений (постов, полигонов, стационаров и проч.) для ведения стандартного (согласованного) комплекса наблюдений;

• выполнение наблюдений по основным (приоритетным) и дополнительным (связанным со спецификой выбросов и сбросов) спискам контролируемых показателей;

• обеспечение методического и метрологического единства информации путем применения унифицированных методик, технических средств и т.д., что является гарантией сопоставимости и кондиционности получаемой информации.

49.Субъектами отношений в области охраны окружающей среды являются:

Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;

общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное,граждане).

Правила, установленные настоящим Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.