Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соревновательная деятельность





У спех в подготовке бегуна во многом зависит от интенсивных нагрузок, качество

которых может быть эффективно повышено через интенсификацию индивидуальной

системы соревнований. Соревновательная подготовка - важнейший элемент учебно-

тренировочного процесса. Соревнования по своей сути - двуедины, поскольку являются

целью и средством подготовки. Участвуя в соревнованиях, бегун одновременно

проверяет и совершенствует свою подготовленность.

С оревновательную деятельность я рассматриваю как средство максимального

повышения тренированности. Соотношение тренировочных и соревновательных

нагрузок должно находиться в строгой зависимости, чтобы способствовать

оптимальному накоплению спортивного потенциала.

С портивный календарь квалифицированных бегунов подчиняет себе весь

тренировочный процесс. Это обстоятельство делает спортивный календарь

своеобразным "становым хребтом", на котором располагаются остальные объекты

управления: этапы спортивной подготовки в соответствии с задачами

соревновательной деятельности, распределение средств и методов на различных

этапах подготовки и пр. Соревнования подразделяются на пять групп: главные,

основные, отборочные, контрольные и подводящие.

Г лавные соревнования проводятся Международным олимпийским комитетом (МОК),

Международной ассоциацией атлетических федераций (ИААФ), Европейской

атлетической ассоциацией (ЕАА) и являются крупнейшими международными

официальными стартами года. В них входят: Кубок мира, Кубок Европы, Чемпионат

Европы, Чемпионат мира, Олимпийские игры. Отличительной особенностью главных

соревнований является то обстоятельство, что по их итогам дается оценка деятельности

спортивных организаций и атлетов со стороны правительственных учреждений, средств

массовой информации, болельщиков.

О сновные соревнования включают в себя чемпионаты мира и Европы в закрытых

помещениях, матчевые встречи, а также крупнейшие состязания внутри страны:

спартакиады, чемпионаты и т.п.

О тборочные соревнования - это состязания, в ходе которых формируется команда,

производится отбор спортсменов. Однако даже результат высочайшего уровня,

показанный только в одном соревновании, не может служить единственным критерием

для окончательного решения вопроса о включении бегуна в состав сборной команды

для участия в главных и ответственных соревнованиях.

К онтрольные соревнования проводятся для оценки эффективности учебно-

тренировочного процесса на конкретном этапе годичного цикла. В них приобретается

опыт спортивной борьбы, развивается способность к максимальной мобилизации и

полноценной реализации накопленного потенциала, отрабатываются тактические

варианты и совершенствуется тактическое мастерство. Старты в контрольных

состязаниях, прикидках одновременно служат и острым тренировочным средством,

позволяющим повысить уровень специальной подготовки.

П одводящие соревнования проводятся на всех этапах годичного цикла. Они

способствуют вхождению бегунов в спортивную форму. С помощью подводящих

соревнований решаются тактические (но не стратегические) задачи подготовки.

П осле главных и основных соревнований в течение следующего микроцикла снижаю

объем и интенсивность тренировочной нагрузки, но вместо этого использую

упражнения с целью воздействия на общую физическую подготовленность.

У квалифицированных бегунов примерное соотношение различных групп соревнований

представлено в табл. 1. При этом главные и основные соревнования я объединил в

рубрике наиболее значимых, а отборочные вошли в рубрики контрольных и

подводящих.

Т аблица 1. Оптимальные параметры соревновательной деятельности

квалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции на протяжении

годичного цикла тренировки

Число соревнований в годичном цикле

Специализация

контрольных подводящих наиболее значимых всего

Средние дистанции 8-9 10-14 5-7 до 25

Длинные дистанции 6-7 8-12 4-5 до 20

В спортивной практике довольно распространены два подхода в использовании

соревнований в целях повышения тренированности. Одни бегуны строят свою

подготовку, широко применяя серию предварительных стартов в избранном виде и на

смежных дистанциях до участия в главных соревнованиях. Другие готовятся к наиболее

ответственным стартам, соревнуясь очень мало. Тренировка в соревновательном

периоде при втором подходе строится с более выраженной установкой не только на

поддержание, но и на дальнейшее развитие специфических качеств атлета.

К роме этого, существует смешанный вариант построения структуры годичного цикла

тренировки, когда бегуны чередуют участие в серии соревнований с дальнейшей

тщательной подготовкой к ответственным состязаниям без частых стартов.

П ервый вариант с более частыми стартами используется в подготовке опытных бегунов.

Особенно часто эта структура может быть использована в соревновательном периоде

на этапах, свободных от кульминационных соревнований (какими для членов

национальной сборной команды являются Олимпийские игры и чемпионаты мира и

Европы).

В торой вариант структуры соревновательного периода может быть использован в

тренировке сравнительно молодых атлетов, у которых незаурядные физические данные

сочетаются с недостатками в технике движений. Активная соревновательная

деятельность для таких спортсменов может оказаться вредной, способствующей

закреплению характерных ошибок в движениях, которые, как известно, легко

проявляются в экстремальных условиях состязаний.

Т аким образом, не следует заявлять спортсмена для участия в официальных

соревнованиях, если он по своим текущим функциональным, физическим, волевым,

техническим или тактическим возможностям не способен к решению стоящих перед ним

задач. Между тем важно всегда учитывать, что даже самая рациональная тренировка

не может заменить соревнований. Без оптимальной соревновательной практики атлет

не способен прогрессировать.

Т ретий вариант структуры соревновательного периода может быть использован в

сезоне с особо важными соревнованиями. В этом варианте мезоциклы с еженедельными

стартами перемежаются с двумя-тремя микроциклами, в которых не планируется

соревновательная деятельность. Такой вариант могут использовать

квалифицированные бегуны, для которых затруднен отбор в команду. Их более

подготовленные противники могут позволить себе сосредоточиться на подготовке к

главному старту, а отбор пройти без целенаправленной тренировки, так сказать "по

ходу".

Что касается переходного периода, то при любом варианте планирования годичного

цикла тренировки он, как правило, используется не для полного отдыха, а только для

кратковременного изменения характера тренировочной работы. Его основная задача -

поддержание общего уровня физической подготовленности путем занятий

дополнительными видами спорта, используемыми в качестве средств активного отдыха.

Уходит в небытие "заслуженный отдых", который еще несколько лет назад позволяли

себе спортсмены после соревновательного периода, практически не тренируясь около

двух месяцев. Спортивная тренировка приобретает черты подлинно непрерывного

процесса.

Л егкоатлетический спорт в настоящее время - профессиональный. По правде сказать,

так было всегда. Но теперь это признано официально. Система международных

соревнований включает в себя, кроме официальных, большое число коммерческих

стартов. У спортсменов произошло смещение ориентиров мотивации с моральных на

материальные стимулы. Коммерческие соревнования интенсифицировали

соревновательную деятельность бегунов на средние и длинные дистанции. Это

безусловный фактор роста уровня спортивного мастерства. Кроме того, коммерческие

соревнования - фактор привлечения молодого поколения в профессиональную легкую

атлетику.

С овременный тренер должен понимать, что коммерциализация соревновательной

деятельности - это свершившийся факт. Бегун, чьи результаты вышли на

международный уровень, обязан вместе со своим тренером найти "золотое"

соотношение между количеством стартов в официальных и коммерческих

соревнованиях. Оба должны понимать, чем выше рейтинг спортсмена на официальных

соревнованиях, тем больше шансов заработать. Если бегун увлечется коммерческим

успехом, то он перестанет быть мастером своего дела. Ему один шаг до заурядного

"щипача", для которого куш - единственный смысл жизни. С Юрой Борзаковским мы

договорились, что гонка за деньгами недопустима: нельзя перечеркивать методическую

составляющую в системе тренировочной и соревновательной деятельности.

О боротная сторона коммерциализации заключается в том, что начался процесс, когда

"состоявшиеся" спортсмены стали отказываться от партнерства с тренером. Эта

тенденция - пагубная. С моей точки зрения, такой распад союза между тренером и

спортсменом финансово не оправдан.

П ланирование соревновательной деятельности может быть долгосрочным или

краткосрочным. В основе любого плана должны лежать методические принципы. Свою

спортивную биографию бегун "пишет" вместе с тренером, который, собственно, и

определяет методические подходы планирования соревновательной деятельности. В

какой последовательности следует решать задачи долгосрочной соревновательной

деятельности, стоящие перед тренером и спортсменом? Соревновательная деятельность

бегуна в наши дни очень активная. На различных стадиях спортивной биографии она

последовательно меняется. Убежден, соревновательную деятельность в беге на средние

и длинные дистанции нельзя активизировать огульно. Рекомендую решать задачи

последовательно, строго в соответствии с методическим принципом "от простого к

сложному":

* приобретение соревновательного опыта;

* расширение диапазона соревновательных дистанций;

* повышение общего количества стартов;

* увеличение числа соревнований на избранной дистанции;

* удлинение соревновательных периодов;

* сокращение интервалов между соревнованиями.

В думчивый тренер и хорошо подготовленный бегун смогут, применяя предложенный

методический подход, развить (углубить, расширить, видоизменить) предлагаемую

рекомендацию в соответствии с индивидуальными особенностями. Творческий поиск

возможен и даже необходим.

О днако от одного хочу предостеречь: не изменяйте предложенный порядок

кардинально. Повторяю: во всех случаях процесс должен осуществляться в

направлении от простого к сложному.

П ридерживаюсь точки зрения, что специализация бегуна должна формироваться

постепенно. Лучше, если будущий стайер в первые годы тренировки побудет

средневиком.

У верен, что организация многолетней подготовки бегунов на основе постепенного

перехода из средневиков в стайеры - единственный путь, который может вывести

наших стайеров-мужчин на передний рубеж в Европе. Увы, мировые позиции завоевать

значительно труднее. В нашей стране были средневики, которые могли бы стать

великими стайерами (И. Лоторев, В. Матвеев). Есть такой бегун и сейчас - это В.

Шабунин. Такова моя предпосылка, умозаключение. Но реализовать на практике эту

мечту может только сам Вячеслав, если он того захочет.

С тановление стайера - процесс многолетний. Не правы тренеры, которые "с младых

ногтей" записывают своих учеников в бегуны на длинные дистанции. Всему свое время,

а потому соревновательную практику следует начинать со средних дистанций и

постепенно год за годом усложнять спортивные задачи. Этот долгосрочный процесс мне

представляется последовательным и многоходовым. В своих рассуждениях на эту тему

пришел к выводу, что таких ходов восемь:

1. Опробование избранной дистанции должно состояться тогда, когда бегун физически,

функционально и психологически будет готов к этому. Основная цель, которую тренер

должен поставить перед бегуном, проста: познать свои возможности на новой

дистанции. Поэтому в первом старте на "пятерке" нужно запланировать заведомо

медленное пробегание. Важно получить удовольствие от непривычного по

продолжительности соревновательного бега без установки на борьбу с соперниками.

Повторюсь, что получить удовольствие от бега важнее, чем в первом же старте

показать высокий результат, финишировав из последних сил.

2. После опробования избранной дистанции нужно продолжать тренировочный процесс

в том же ключе, что и раньше. Бегун вместе с тренером должны обсудить итоги первого

выступления, сделать соответствующие выводы и, ничего не меняя в подготовке,

запланировать другие выступления на 3000-5000 м с тем, чтобы постепенно осваивать

избранную дистанцию. При этом очень важно сохранять достигнутый уровень

результатов на смежных "коротких" дистанциях.

3. Однажды придет время опробовать дистанцию длиннее избранной. Этот шаг в

методическом плане необходим для познания пределов своих возможностей. Поэтому,

выходя впервые на старт дистанции 10 000 м, нужно иметь простейшую целевую

установку, например: пробежать дистанцию в тренировочном режиме. И если в первом

соревновании на избранной дистанции было важно получить удовольствие, то на

финише первой в жизни "десятки" вполне достаточно остаться просто удовлетворенным

(!).

4. Очередной методический шаг в организации долгосрочной соревновательной

деятельности - это процесс совершенствования на избранной дистанции. Теперь уже

можно говорить, что рождение стайера состоялось. А потому тренировочный процесс к

этому времени должен иметь все признаки, характерные для тренировки бегунов на

длинные дистанции. Целевые установки в соревнованиях на избранной дистанции

должны иметь направленность на максимальную спортивную результативность.

Профессионал есть профессионал: период накопления закончился и пора наступать.

Было время, когда тренер проводил в жизнь целевую установку на достижение высоких

результатов в беге на средние дистанции. Теперь нужно ориентировать бегуна на

должный уровень результатов на смежных дистанциях (как "коротких", так и

"длинных").

5. Далее методические установки на организацию долгосрочной соревновательной

деятельности необходимо ориентировать на активную соревновательная деятельность.

Основная цель - достижение максимального совершенствования на избранной

дистанции. На этом этапе

с ледует продолжать соревноваться на вспомогательных (смежных) дистанциях. В

соревнованиях на дистанциях короче избранной совершенствуют скоростные качества,

а на дистанциях, которые длиннее, -выносливость.

6. Апогей спортивных достижений в долгосрочной соревновательной деятельности

приходится на стадию максимальной реализации индивидуальных возможностей. А

потому основной целевой установкой на данном отрезке спортивной биографии

является доведение результативности на избранной дистанции до предела своих

возможностей: профессионал должен побеждать. Тренер совместно с учеником должен

обдуманно планировать соревновательную деятельность. На этом этапе особенно важно

найти правильное количественное соотношение стартов на избранной и смежных

("коротких" и "длинных") дистанциях. Требуется постоянная коррекция подготовки в

зависимости от результативности на смежных и избранной дистанциях.

7. Спортивную биографию нельзя заканчивать единым махом, как это, к сожалению,

часто бывает. Важно постепенно снижать результативность соревновательной

деятельности и отходить от большого спорта постепенно, оставаясь бегуном-

любителем.

8. В начале спортивной биографии будущий бегун на длинные дистанции должен

выступать на дистанциях 800-1500 м, которые являются смежными "короткими" для

стайерского бега. Перед ним стоит задача достижения определенного (должного)

уровня спортивных результатов, который "гарантирует" успешное выступление в

будущем на избранной дистанции (здесь и далее в данном разделе "избранная

дистанция" - это 5000 м. - Прим. автора). Естественно, что по результату на

"полуторке" легче судить о потенциальных возможностях будущего стайера. А вот

спрогнозировать возможные достижения в беге на избранной дистанции по результату

800-метровки значительно сложнее. Однако для пользы дела будущий стайер должен

уметь бегать быстро не только 800, но и 400 м. Это мое глубокое убеждение!

М отивы, которые подвигают бегунов к соревновательной деятельности, очень

многообразны. Однако можно смело сказать, что каждый из них имеет одну или две

основных задачи: 1) побеждать, 2) показывать лучшие результаты. Мотив имеет

огромное значение для достижения любой из этих двух основных задач. Это давно

известно и понятно всем. Однако тренеры знают, как трудно найти правильную

мотивацию, чтобы пробудить у бегуна желание победить или показать свой лучший

результат именно в данном соревновании.

З вездами в беге становятся только те атлеты, которые такие мотивы рождают в себе

сами. За долгую тренерскую практику я убедился, что такой талант встречается крайне

редко. Большинство бегунов смотрят на свои занятия спортом, как на игру,

отрицательный результат которой ни в коем случае не означает конец света. А потому

эти бегуны редко добиваются успехов.

За многие годы тренерской работы пришел к убеждению, что хорошие бегуны на

средние и длинные дистанции должны обладать:

* любовью к бегу;

* стремлением добиться успеха;

* амбициозностью;

* решительностью и мужеством, чтобы свободно пройти через все препятствия и

трудности;

* желанием работать и получать удовлетворение от физических усилий и достижений.

Т ренер обязан для каждого бегуна найти персональный "набор ключей" с учетом его

подготовленности, индивидуальных возможностей, пола, возраста, стажа занятий и пр.

Для одного атлета в процессе его подготовки к соревнованиям на первое место следует

поставить рационализацию распределения тренировочных средств, для другого - более

целенаправленную базовую подготовку, а для третьего важно увеличение доли

специализированных упражнений.

Е сть бегуны, которые боятся выступать в ответственных соревнованиях. Страх

проиграть или пробежать плохо так велик, что они изобретательно ищут "благовидные"

причины, чтобы отказаться от выступления, и бывают по-настоящему счастливы, когда

найдут подходящий предлог, чтобы не выходить на старт. Уверенность таких

спортсменов нужно укреплять индивидуально.

При сильном желании достичь успеха у бегунов можно наблюдать сильное

возбужденное состояние ("предстартовая лихорадка"). В эмоциональной сфере

наблюдается неустойчивость переживаний, что приводит к капризам, упрямству и

грубости в отношениях с товарищами и тренером. Снижается уровень критичности,

страдает память, рассеивается внимание. Сон нарушается (медленное засыпание,

появляются мучительные сновидения). Внешний вид спортсмена сразу позволяет

определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, ладони на ощупь холодные,

черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец.

Спортсмен теряет аппетит, нередко наблюдается расстройство деятельности

кишечника. Пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы.

С ознание бегуна должно быть сконцентрировано на главной цели. Такая концентрация

заблокирует все ненужные мысли, кроме одной -как выполнить свою задачу, показав

результат, абсолютно соответствующий своим возможностям. Настоящий бегун не

позволит себе в эти минуты воскрешать какие-то приятные воспоминания, например о

своей семье, подружке, отдыхе или чем-либо другом. "Блуждающее" сознание может

быть роковым в настройке на решительную борьбу в состязании. Атлет должен желать

только победы. Если он не может победить, то должен бороться за лучшее место на

финише и отдать свои силы без остатка для того, чтобы закончить бег с личным

рекордом.

У бегуна, для которого предстоящая соревновательная деятельность не представляет

интереса и который не хочет участвовать в соревнованиях, наблюдается другое

состояние: апатия, сопровождающаяся общей вялостью, сонливостью, снижением

быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов

восприятия, ослаблением волевых процессов. Пульс спортсмена становится редким и

неравномерным. Таким образом, состояния, возникающие перед соревнованиями, не

всегда способствуют эффективности соревновательной деятельности. За

предстартовыми состояниями надо следить, знать факторы, приводящие к их

возникновению, уметь их регулировать.

В озникновение предстартового возбуждения зависит от многих факторов: специфики

соревновательной деятельности, уровня мотивации, стажа, пола и даже уровня

развития интеллекта.

Р аннее предстартовое волнение чаще возникает у женщин, чем у мужчин; у юных

бегунов, чем у взрослых; у спортсменов с более высоким образованием, чем у бегунов

со средним или восьмилетним образованием. Следует сказать, что выраженное

предстартовое возбуждение у квалифицированных стайеров точнее приурочено к

началу соревнований, чем у новичков.

П еред каждым бегуном, будь то новичок или известный спортсмен, побеждавший

неоднократно на международных соревнованиях, важно поставить реально достижимую

цель. Для большинства - это повышение результата по сравнению с предыдущим

годом. Как исключение иногда возникает необходимость временной стабилизации

результатов (а порой и их снижения), чтобы уделить больше внимания развитию

базовых физических качеств, технического мастерства и т.п.

С портсмен - не робот. Нельзя думать, что успешность выступлений в соревнованиях

зависит только от выполненной тренировочной работы. Очень важно значение таких

факторов, как:

* психологическая уверенность в своих силах,

* умение настроить себя на достижение поставленной соревновательной цели,

* возможность противостоять любым тактическим ухищрениям соперников,

* знание своих противников по беговой дорожке (как они готовы, что они могут,

каковы их цели и т.д.)>

* способность быть азартным в соревновании, уметь "поймать кураж".

С читаю, что тренировка перед соревнованием сродни подготовке к экзамену. Когда

твердо знаешь ответы на все вопросы экзаменационных билетов, можно с

уверенностью идти на встречу с преподавателем. Если чувствуешь, что не знаешь

ответов, то в душе поселяется неуверенность в своих возможностях. Легко представить

бегуна на месте экзаменующегося.

В тренерском деле есть много задач, решая которые рискуешь "сломать голову". Одна

из сложнейших проблем - как оптимально распределить в годичном цикле

соревновательную деятельность. Вопросов много. Вероятных ответов на них еще

больше. А как найти правильный?

С оревнования в беге на средние и длинные дистанции как в России, так и за рубежом

проводятся круглогодично:

Месяц года

Соревнования

на стадионах

Соревнования в

закрытых помещениях

Пробеги,

эстафеты, кроссы

Октябрь + +

Ноябрь +

Декабрь + +

Январь + +

Февраль + +

Март + +

Апрель + +

Май + +

Июнь + +

Июль + +

Август + +

Сентябрь + +

Н ачинаю с того, что выбираю соревнование, в котором будет главный старт. В

зависимости от уровня мастерства того или иного ученика таковым может оказаться

Олимпиада, чемпионат России, а возможно только первенство Московской области.

Параллельно пытаюсь принять решение: буду ли советовать ученику сосредоточить

усилия только на летнем спортивном сезоне или планирование соревновательной

деятельности будет двухпиковым - зимой и летом. При этом учитываю не только

индивидуальные возможности каждого тренирующегося, но и задачи очередного этапа

его многолетней подготовки. Табличка, которая представлена выше, помогает

визуально представить круглогодичную схему возможной соревновательной

деятельности.

За долгие годы работы пришел к убеждению, что соревновательная деятельность

лимитируется в первую очередь уровнем подготовленности бегуна: чем ниже его

квалификация, тем короче должна быть продолжительность соревновательного

периода. Много раз наблюдал, как молодые тренеры подменяли тренировочный

процесс активной и круглогодичной соревновательной деятельностью. Эта печальная

практика имеет свое название - "натаскивание". Кроме того, я придерживаюсь точки

зрения, что менее квалифицированный спортсмен должен принимать участие в

меньшем числе соревнований. Количество ежегодных соревнований постепенно

возрастает только на первых стадиях спортивной биографии (начальной подготовки,

предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки). С

ростом мастерства эта закономерность перестает проявляться. Так, на стадии

максимальной реализации индивидуальных возможностей сильнейшие бегуны строят

свою соревновательную деятельность весьма вариативно.

С оревнования - это интегральная подготовка. На вспомогательных, "подводящих_____",

контрольных соревнованиях сильнейшие бегуны мира моделируют особенности

соревновательной деятельности для отборочных и главных соревнований сезона,

отрабатывают различные составляющие спортивного мастерства: физическую,

тактическую, психологическую, техническую подготовленность.

С оревнования как самый специфичный компонент подготовки бегуна позволяют решать

задачи, которые трудно выполнить обычными тренировочными средствами. Это

наиболее острое средство в подготовке бегуна. Если тренер сумеет оптимально

распределить соревновательную деятельность в макроцикле, то соревнования станут

самым эффективным средством подготовки. Однако неудачно спланированная

соревновательная деятельность, как правило, приводит к срывам. Соревнования

должны включаться в систему подготовки дозированно, строго по "рецепту". Тренер

несет ответственность перед учеником, как врач, прописывающий больному яд в

лечебных целях. Перебор в одночасье перечеркнет всю предварительную работу.

Н икакое тренировочное занятие, даже самым замечательным образом моделирующее

условия соревнований, не сможет заменить само соревновательное упражнение. Только

в соревновании можно испытать все то, чему бегун должен научиться противостоять.

Ставя перед собой цель победить любой ценой в главном соревновании, нужно

попытаться отработать возможные варианты бега в менее значимых стартах. Можно

говорить о новой тенденции: соревновательная практика в последние годы очень

широко используется в процессе подготовки бегунов. Это стало отличительной чертой

современного спорта высших достижений. Активная (но строго дозированная!)

соревновательная деятельность создает предпосылки, необходимые для достижения

успеха в главном старте. А если спортсмен по каким-то причинам мало стартовал, его

организм будет плохо адаптирован к различным соревновательным ситуациям, что, в

конечном итоге, снизит эффективность соревновательной деятельности бегуна.

Т ренировочные и соревновательные нагрузки не могут быть вне зависимости друг от

друга: они взаимосвязаны и соподчинены. Во время напряженного тренировочного

процесса нельзя осуществлять активную соревновательную деятельность. И наоборот в

период напряженных соревнований тренировочная нагрузка должна быть снижена.

Другими словами, тренировочный процесс и соревновательная деятельность имеют

разную полярность.

Т ренировочные нагрузки запускают и поддерживают в организме спортсмена процессы,

вызывающие глубокую функциональную перестройку: происходит постепенная

адаптация и повышение уровня общей подготовленности. Соревновательные нагрузки,

являясь по своей сути специфичными, положительно влияют на физиологические

адаптационные процессы и, таким образом, повышают специальную подготовленность.

И ндивидуальная система соревнований складывается годами. Ее формы

совершенствуются и видоизменяются в зависимости от цели и задач подготовки. Нет

двух совершенно одинаковых бегунов. Не может быть и единой системы соревнований,

пригодной для всех. У каждого должен быть свой определенный спортивный

календарь, включающий в себя состязания различного уровня.

В тренировочных соревнованиях комплексно или целенаправленно решаю многие

задачи учебно-тренировочного процесса. Например, моделирую условия предстоящих

официальных или коммерческих состязаний, совершенствую технику, отрабатываю

различные тактические варианты: быстрый старт, "рваный бег", затяжной финиш,

умение бежать за "зайцем"... В подобных соревнованиях эффективно повышается

уровень специальной подготовленности и приобретается соревновательный опыт.

Кроме того, тренировочные соревнования использую как подводящие старты перед

соревнованиями более высокого ранга.

В контрольных стартах проверяю уровень подготовленности бегунов. Чтобы правильно

оценить эффективность прошедшего этапа тренировки, недостаточно учитывать только

показанный результат. Я обязательно наблюдаю, какие затраты сил потребовались

ученику. Если бег сложился "играючи" - все в порядке, если результат "вымучен" -

делаю соответствующие выводы. Вид ученика во время бега и после соревнований для

меня всегда весьма информативен. Мои субъективные оценки физического и

психологического состояния воспитанника (бодрый, оптимистичный, боевой,

агрессивный, неуверенный, жалкий, вялый и пр.) помогают мне эффективно

скорректировать его программу последующей тренировки.

К онтрольными могут быть как соревнования международного, всероссийского или

регионального спортивного календаря, так и специально организованные старты

(прикидки).

К отборочным соревнованиям у меня особое отношение. Вроде бы и всегда стараюсь

семь раз прикинуть, прежде чем отрезать, но перед отборочным стартом подвергаю

анализу все мелочи, которые могут сказаться на результативности. Цена ошибки, как

говорят в легкоатлетической среде, - "пролет", то есть непопадание в команду для

участия в главном соревновании. У меня есть принцип, которому всегда следую:

обязательно спрашиваю у ученика его мнение о тактическом плане на предстоящее

соревнование. Если оно кардинально отличается от моей предварительной задумки, то

стараюсь понять это предложение. Затем совместно со спортсменом обсуждаю оба

варианта. Бывает, что принимаю точку зрения ученика и ничего зазорного в этом не

вижу. Случается, что рождается новый план действий. Отборочных соревнований

должно быть столько же, сколько предстоит главных стартов. К сожалению, есть

порочная практика проводить отбор по результатам двух, трех и даже четырех-пяти

соревнований. Такой подход - методически неоправдан.

В главных соревнованиях бегуны стремятся максимально мобилизовать свои

физические и функциональные возможности. В главном старте обычно стоит задача

завоевать некое высокое место, которое почетно для конкретного бегуна. Лучше, если

это будет победа. Как я уже отмечал, уровень спортивного результата - желателен, но

не обязателен. Главных соревнований может быть не более двух-трех в год, а интервал

между ними должен составлять не менее одного месяца.

С истема соревнований зависит от возраста, квалификации, стажа занятий, этапа

многолетней подготовки, индивидуальных возможностей и многих других факторов.

Для начинающих бегунов использую только тренировочные и контрольные

соревнования. С их помощью осуществляю контроль за ходом подготовки, повышаю

эмоциональную составляющую процесса тренировки, обеспечиваю необходимый

соревновательный опыт, подталкиваю к самостоятельному решению тактических задач.

С ростом квалификации соревновательная практика усложняется, количество стартов

на основной и смежных дистанциях возрастает, а основным стержнем

соревновательной деятельности постепенно становятся отборочные и главные

соревнования.

И ндивидуальная система соревнований у бегуна, как следует из названия, должна быть

вполне конкретной. При планировании соревновательной деятельности я всегда исхожу

из задач, которые стоят перед учеником в предстоящем годичном цикле и обязательно

учитываю психическую и физическую напряженность спортивного сезона.

Для этого сначала последовательно устанавливаю:

* сколько будет главных соревнований,

* какое количество кругов в каждом из главных соревнований,

* какая система отбора для участия в главных соревнованиях. Потом решаю:

* сколько должно быть тренировочных и контрольных стартов,

* какими следует сделать интервалы между стартами.

И, наконец, определяю, каким должно быть общее количество соревнований (с учетом

числа стартов в них).

К оличество соревнований в индивидуальном календаре всегда связываю с возрастом,

полом, особенностями вида (чем длиннее дистанция, тем меньше стартов), спортивным

стажем, квалификацией, персональными возможностями ученика.

И ндивидуальные параметры соревновательной деятельности вариативны, поскольку в

природе нет даже двух одинаковых бегунов. Более того, индивидуальный календарь

различен даже у одного и того же спортсмена в разные годы. Многое зависит от уровня

подготовленности. Так, квалифицированные атлеты с большим спортивным стажем,

которые имеют высокий уровня тренированности, могут себе позволить соревноваться

чаще. Они относительно быстро восстанавливаются после напряженной серии

соревнований (не говоря уже об одном старте). Кроме того, такие бегуны с годами

научились управлять собой: они не перевозбуждаются. А вот неопытным спортсменам

свойственно чрезмерное психическое возбуждение, которое начинается задолго до

соревнований. Они "горят синим пламенем" и во время соревнований. Это

обстоятельство требует более осторожного подхода при







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.