Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторические предпосылки социальной работы





Современное общество выработало специфический механизм, который

вместе с семьёй, собственностью, государством и другими социальными ин-

ститутами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность.

Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как про-

фессиональная помощь нуждающимся. Будучи современной формой соци-

альной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в исто-

рии культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социаль-

ной помощи, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на

Западе.

Востока символизирует тот путь, который прошло большинство чело-

вечества от первобытности до наших дней. Этот путь характерен для наро-

дов, стремящихся к сохранению традиционных основ своей жизни. Истори-

чески он был первым, а альтернативой ему стал путь развития, начатый

древними греками, которые сделали основой своих отношений не государст-

венную, а частную собственность. Общепринятая периодизация Востока

включает в себя древность, Средневековье и колониализм.

Во времена древности на Востоке сложился механизм социальной по-

мощи, который не претерпел существенных изменений в последующие пе-

риоды его истории, а во многих регионах Земного шара действует и сейчас.

Его особенность заключалась в том, что каждый человек находился под за-

щитой тех традиционных структур, к которым он принадлежал. Эти структу-

ры включали в себя прежде всего семью и общину, которые традиционно

помогали своим членам. Что касается государства, то его роль в осуществле-

нии социальной помощи сводилась к сохранению её традиционных основ,

которые стали облекаться в юридическую форму.

Основы общественной жизни, сложившиеся в странах Древнего Восто-

ка, не претерпели существенных изменений за тот огромный период в их раз-

витии, который называют Средневековьем. Однако это не означает, что вос-

точная культура остановилась в своём развитии на уровне древности. Напро-

тив, в средние века чётко обозначились регионы, в которых развитие этой

культуры отличалось ярко выраженным своеобразием. К ним относились

Ближний Восток, находившийся под влиянием ислама, Центральная Азия, в

которой ведущая роль принадлежала буддизму и индуизму, а также Дальний

Восток с его преимущественной ориентацией на конфуцианство. Своеобра-

зие различных регионов Востока проявлялось в содержании религиозных

учений, которые определяли повседневную жизнь людей.

Колониализму в целом не удалось навязать странам Востока чуждый

им образ жизни, хотя во многих из них возник капиталистический сектор

экономики. Наиболее заметным этот сектор стал в Индии и Египте, которые

находились под влиянием Англии, превосходившей многие страны Запада по

уровню экономического развития. К концу 19 в. в Индии уже сложился рабо-

чий класс, который заявлял о себе стихийными выступлениями, направлен-

ными на улучшение условий труда. Несмотря на сопротивление сторонников

традиционного пути развития, капитализм развивался и в Египте, который

привлекал внимание англичан своим выгодным географическим положени-

ем. Развитие буржуазных отношений на Востоке привело к трансформации

системы социальной помощи, которая в предшествовавшие ему времена не

претерпевала существенных изменений.

Буржуазные отношения, развивавшиеся в странах Востока, затрагивали

незначительную часть их населения. Основная масса людей в этих странах

оставалась приверженной традиционному образу жизни, который она унас-

ледовала от своих отцов и дедов. Гарантом социальной помощи по-прежнему

служила для неё община, испытавшая негативное влияние капитализма, но не

разрушенная им. Это влияние было обусловлено переходом к плантационной

форме выращивания сельскохозяйственных культур, а также изменениями в

формах собственности на землю, часть которой оказывалась в руках торгов-

цев и ростовщиков.

Поскольку система социальной помощи не распространялась уже на

всё население стран Востока, её необходимо было дополнить новыми фор-

мами, опирающимися не на традицию, а на законодательство. Так, стихий-

ные выступления индийского пролетариата в конце 19 в. подтолкнули коло-

ниальную власть к выработке фабричного законодательства. Как Индия, так

и другие страны Востока, испытавшие влияние европейского колониализма,

распадались на две части – капиталистическую и традиционную. В первой из

этих частей, включавшей в себя прежде всего крупные города с европейски-

ми кварталами, шёл более или менее интенсивный процесс развития буржу-

азных отношений, тогда как во второй, которая охватывала преимущественно

сельские районы, он был почти неощутим. Развитие капитализма на Востоке

влекло за собой обострение социальных проблем, которые не могли уже быть

смягчены традиционными методами. Поэтому там, где оно протекало осо-

бенно интенсивно, возникала социальная работа, доказавшая уже свою эф-

фективность в странах Запада.

История западной культуры начинается с античности, сделавшей выс-

шей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная

собственность. Выдвижение частной собственности на первый план в обще-

ственной жизни Древней Греции разрушало традиционный механизм соци-

альной помощи, который оберегался государством. С превращением госу-

дарства в инструмент господства частных собственников социальная помощь

приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что значительная

часть общества – рабы – была фактически лишена её. Альтернативой классо-

вому подходу к социальной помощи, получившему дальнейшее развитие в

Древнем Риме, стало христианское понимание благотворительности как бо-

гоугодного дела, которое было универсальным по своей направленности, а не

ориентировалось на ту или иную группу в обществе.

В христианстве мы впервые встречаемся с теорией благотворительно-

сти, в которой устанавливается логическая связь между милосердием и лю-

бовью, понимаемой как готовность пожертвовать собой ради других людей.

Получив теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и

милосердии, благотворительность стала принимать систематический харак-

тер. Она вошла в повседневную жизнь христианских общин, а созданная на

их основе церковь рассматривала её как одно из важнейших направлений

своей деятельности. В средние века благотворительная деятельность вышла

на новый уровень, связанный с созданием специальных заведений для нуж-

дающихся. Такие заведения, ставшие со временем неотъемлемым элементом

жизни большинства стран мира, получили название приютов.

В 1349 г. в Англии был принят закон, который с одной стороны отра-

жал попытки феодалов сохранить существовавшие общественные отноше-

ния, а с другой – стал отправным пунктом в выработке дифференцированно-

го подхода к нуждающимся, распространившегося впоследствии на все евро-

пейские страны. Его название – Статут о рабочих – указывало на то, что он

предназначался прежде всего для регулирования отношений между земле-

владельцами (лордами) и крестьянами, работавшими у них в поместьях,

которые назывались манорами. Согласно Статуту о рабочих, крестьяне

должны была оставаться в своих манорах и работать за такую плату, которая

устанавливалась для них лордами. Переходить им разрешалось только туда,

где была работа. Помимо экономического, Статут о рабочих имел большой

социальный смысл: он был первым историческим документом, в котором

проводилось различие между настоящими и ненастоящими бедными. К на-

стоящим бедным в нём относились старики, инвалиды, вдовы и маленькие

дети, а к ненастоящим – здоровые, но не работающие люди. Что касается ми-

лостыни, то Статут о рабочих допускал её только для настоящих бедных,

включавших в себя старых и нетрудоспособных людей.

В 16 в. в Европе возникло движение Реформации, которое имело не

только антикатолическую, но и антифеодальную направленность. Порождён-

ный им протестантизм проповедовал моральные принципы, которые способ-

ствовали развитию буржуазных отношений. Не из религиозных, а из свет-

ских оснований исходили в своей критике феодализма деятели Просвещения,

получившего широкое распространение в 18 в. Согласно их представлениям,

общество должно находиться в гармонии как с окружающим миром, так и с

человеческой природой. Средством достижения такой гармонии просветите-

ли считали образование, которое должно было положить конец невежеству,

являвшемуся главной причиной человеческих бедствий. В сфере благотвори-

тельности идеи Просвещения нашли своё выражение в создании учебно-

воспитательных учреждений, основанных на принципах человеколюбия.

Возникнув в Древнем мире, благотворительность до конца 18 в. была

в основном частной или церковной. Если частная благотворительность ис-

ходила от отдельных лиц, то церковная – от религиозных организаций, хотя

по своему содержанию они могли и не различаться. Однако обострение со-

циальных проблем в 19 в. обусловило широкое распространение общест-

венной благотворительности, которая характеризовалась тем, что помощь

нуждающимся в ней оказывали люди, объединённые в добровольные орга-

низации. Члены этих организаций, называвшиеся волонтёрами, стали пред-

шественниками социальных работников.

Контрольные вопросы

1. Что относится к историческим предпосылкам социальной работы?

2. В чём заключается особенность механизма социальной помощи, кото-

рый сложился на Востоке во времена древности?

3. Что привело к трансформации системы социальной помощи на Восто-

ке?

4. В чём проявлялся классовый характер социальной помощи в антично-

сти?

5. Когда благотворительность стала принимать систематический харак-

тер?

6. Что обусловило широкое распространение общественной благотвори-

тельности в 19 в.?

Литература

1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М.,

2009.

2. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX

века. М., 2006.

3. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX

века. М., 2008.

4. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006.

5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007.

6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.