Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирования профессиональной компетентности (комплекса специальных





Знаний, умений и навыков), необходимо развитие и формирование личности

(приобщение к социокультурному опыту профессии и общества в целом, раз-

Витие профессионального самосознания).

Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального ра-

Ботника представляет собой сложную совокупность философской, социо-

Культурной, профессиональной, социально-групповой и индивидуальной

Компонент. Компоненты этико-аксиологического сознания социального ра-

ботника описаны Г. П. Медведевой следующим образом:

· философская – компонента, сложившаяся в результате изучения и при-

Своения в процессе профессиональной подготовки и самообразования

Научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей фи-

лософии, этики и аксиологии;

· профессиональная – компонента, представляющая собой результат

Воздействия на личность смысла и содержания теоретических и прак-

Тических оснований социальной работы и воззрений совокупной про-

Фессиональной группы, в том числе и в области профессиональной

этики и аксиологии;

· социально-групповая – компонента, сложившаяся вследствие принад-

Лежности личности к определённой социальной группе и усвоения ею

определённых взглядов, стереотипов, ролей и статусов;

· индивидуальная – компонента, выступающая как результат развития,

Становления личности специалиста и его собственного жизненного пу-

Ти.

Специалист социальной работы должен обладать определённым ком-

Плексом профессионально-значимых личностных качеств. Е. И. Холостова

разделяет эти качества на три группы:

· психологические характеристики, являющиеся составной частью спо-

собности;

· психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенст-

вование социального работника как личности;

· психолого-педагогические качества, направленные на создание эффек-

Та личного обаяния.

В результате наличия и развития трёх групп качеств в каждом кон-

Кретном случае возникает профессионально-этическая культура личности

Специалиста социальной работы – система сформированных, профессиональ-

Но-значимых качеств личности, основанных на нормах нравственности и от-

Ражающих готовность к осуществлению профессиональной деятельности в

Конкретном социокультурном пространстве, трансляции этических ценно-

Стей, норм поведения, существующих в данном регионе. Основными компо-

Нентами профессионально-этической культуры личности выступают: нравст-

Венное сознание, моральная позиция, нравственное поведение, нравственные

Привычки, нравственный самоконтроль, а также профессионально-этическое

Развитие.

Роль личностных качеств в данном виде деятельности, несомненно, ве-

Лика. Е. И. Холостова выделяет следующие первостепенные качества соци-

Ального работника: гуманистическая направленность личности, личная и со-

Циальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости,

Чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека,

Терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять

других и прийти к ним на помощь, эмоциональная __________устойчивость, личностная

Адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптирован-

Ности.

Ключевым качеством из вышеперечисленных является гуманистиче-

Ская направленность личности. По мнению Г. П. Медведевой, такая интегра-

Тивная характеристика, как гуманистическая направленность личности, мо-

жет быть охарактеризована наличием следующих показателей:

· осознанная приверженность гуманистическим ценностям;

· признание человека высшей ценностью современной цивилизации;

· организация активной деятельности, направленной на реализацию гу-

манистических ценностей;

· мотивация основной деятельности необходимостью реализации гума-

Нистических ценностей.

Вполне понятно, что далеко не каждый человек обладает качествами,

Необходимыми для работы по специальности «Социальная работа». Но

Именно эти качества и их развитие Г. П. Медведева выделяет в качестве ос-

новных этико-аксиологических критериев профессиональной пригодности:

· наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессио-

нальной социальной работы;

· наличие развитых профессионально значимых качеств личности;

· наличие актуализированной потребности в профессиональном и лич-

Ностном совершенствовании.

Е. И. Холостова предлагает следующие психологические критерии для

определения профессиональной пригодности:

· высокий уровень интеллектуального развития;

· хорошая саморегуляция, самодисциплина;

· способность помогать людям в сложных ситуациях;

· большая физическая сила, выносливость;

· способность к перенесению больших моральных затрат;

· чуткость, чувствительность.

Именно в результате наличия высоких требований, предъявляемых к

Специалисту, имеет место проблема профессионального отбора. Профессио-

Нально-этическая компетентность должна рассматриваться специалистом в

Нашем обществе как неотъемлемая компонента его профессионализма, по-

Стижения глубокого смысла профессиональной деятельности, понимания её

Сущностных целей и задач. Профессионально-этическая система социальной

Работы должна стать одним из важнейших факторов утверждения профессии

Как деятельности социально необходимой, гуманной, способствующей раз-

Витию социального прогресса и достижению блага каждым человеком и об-

Ществом в целом.

Контрольные вопросы

Какие положения лежат в основе личностной характеристики социаль-

Ного работника?

Каковы компоненты этико-аксиологического сознания социального ра-

Ботника?

Каким комплексом профессионально-значимых личностных качеств

Должен обладать специалист социальной работы?

Что такое профессионально-этическая культура личности специалиста

Социальной работы?

Какими показателями может быть охарактеризована гуманистическая

Направленность личности?

Каковы психологические критерии для определения профессиональной

Пригодности?

Литература

Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной рабо-

Ты. М., 2007.

Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006.

Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.

Топчий Л. В. Профессионально-этические требования к социальному

Работнику. М., 1994.

Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет

Социального работника. М., 1993.

Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы.

М., 1999.

Кодекс этики социального работника

Профессионально-этический кодекс – это свод профессионально-

Этических норм, предписываемых к исполнению специалистам социальной

Работы и принятых в установленном порядке их профессиональным объеди-

Нением.

Профессионально-этический кодекс является отражением профессио-

Нально-этической системы, поскольку он включает в себя наиболее важные

Её компоненты, но вместе с тем он не тождествен самой профессионально-

Этической системе, так как существенно беднее её и представляет основные

Компоненты профессионально-этической системы в императивной форме, не







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.