Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работники должны разбираться в человеческих проблемах, а также владеть





Технологией их разрешения. Поэтому можно сказать, что социальная работа

Является наукой о человеческих проблемах и технологии их разрешения.

Становление социальной работы как науки происходило в период меж-

Ду двумя мировыми войнами, когда профессиональная помощь нуждающим-

Ся получала всё более широкое распространение в различных регионах мира.

В настоящее время эта наука является довольно зрелой областью знания,

Имеющей вполне определённые задачи. Эти задачи могут быть сформулиро-

Ваны следующим образом: (1) разработка эффективных методов распознава-

Ния социальных проблем; (2) разработка моделей гуманизированной соци-

Альной среды, а также способов их практического осуществления; (3) разра-

Ботка процедур экспертных социальных оценок; (4) анализ существующих

Форм и методов социальной работы; (5) разработка технологии разрешения

Социальных проблем; (6) проектирование организационных структур соци-

Альной работы.

Все науки подразделяются обычно на две группы – фундаментальные и

Прикладные. Фундаментальные науки имеют своей задачей познание зако-

Нов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур приро-

Ды, общества и человеческого мышления. Непосредственной целью приклад-

Ных наук является применение их результатов для решения не только позна-

Вательных, но и социально-практических проблем. Социальная работа явля-

Ется прикладной наукой, поскольку получаемые в ней результаты использу-

Ются для решения практических задач. Эти задачи возникают в повседневной

Жизни людей, которые часто не могут справиться с ними без посторонней

Помощи. Направленная на человека с его проблемами, социальная работа

Принадлежит к числу гуманитарных наук. Она тесно связана с другими гума-

нитарными науками, прежде всего с социологией, психологией, правоведе__________-

Нием, педагогикой и социальной медициной, которые сыграли важную роль в

Формировании её понятийного аппарата.

Контрольные вопросы

Почему можно сказать, что становление социальной работы как про-

Фессии было в то же время становлением её как науки?

2. На стыке каких дисциплин сложилась социальная работа как наука?

Что является предметом социальной работы как науки?

Каковы задачи социальной работы как науки?

Почему социальная работа является прикладной наукой?

Как социальная работа связана с другими гуманитарными науками?

Литература

Агапов Е. П. Социальная работа как феномен культуры. Ростов-на-

Дону, 1999.

Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006.

Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А.

С. Сорвина. М., 2001.

Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.

Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону,

2006.

Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2009.

Методы эмпирических исследований

В социальной работе

В методологии науки выделяют два вида исследований – эмпирические

И теоретические. Под эмпирическими имеются в виду исследования, которые

Предполагают непосредственное взаимодействие с изучаемыми объектами. К

Ним относятся прежде всего наблюдение, измерение и эксперимент. Они тес-

но связаны между собой, хотя и обладают относительной самостоятельно-

Стью. Проведение эксперимента предполагает наблюдение, результаты кото-

Рого оцениваются обычно не только качественно, но и количественно, т. е.

Требуют применения измерительных процедур.

Наиболее распространённым эмпирическим методом, используемым в

Социальной работе, является наблюдение. Оно представляет собой метод

Сбора первичной социальной информации посредством регистрации иссле-

Дователем происходящих событий, а также условий, в которых они имеют

Место. Будучи целенаправленным, наблюдение всегда структурировано жё-

сткой программой или планом. В первом случае оно называется формализо-

Ванным, а во втором – неформализованным. Наблюдение называется вклю-

Чённым (или участвующим), если оно предполагает интеграцию исследова-

Теля в наблюдаемые события. Если наблюдение осуществляется при невме-

Шательстве исследователя в изучаемые события, то оно называется невклю-

Чённым. Различают полевые наблюдения, протекающие в естественных ус-

Ловиях, и лабораторные, используемые чаще всего в психологических иссле-

Дованиях, а также систематические, осуществляемые по заранее разработан-

ному плану изучения объекта в течение определённого времени, и несисте-

Матические, которые характеризуются кратковременностью. Преимуществом

Наблюдения является непосредственность впечатлений исследователя, а не-

Достатком – невозможность гарантировать репрезентативность данных из-за

Трудностей практического охвата большого количества явлений и в значи-

Тельной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения моти-

Вов и побуждений действующих лиц. Для устранения этого недостатка на-

Блюдение применяется в сочетании с другим эмпирическим методом, назы-

Ваемым опросами.

Под опросами имеется в виду метод сбора первичной информации,

Представляющий собой обращение с вопросами к определённой группе лю-

Дей. С помощью опросов получают как событийную (или фактическую) ин-

Формацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашивае-

Мых. Существуют различные виды опросов: письменные и устные, очные и

Заочные, экспертные и массовые, а также выборочные и сплошные (в частно-

Сти, референдумы). То, что метод опросов позволяет сравнительно быстро и

Дёшево получить информацию, способствует его популярности и даже ото-

Ждествлению с ним эмпирических исследований вообще.

Измерение представляет собой метод исследования, при котором уста-

Навливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном или

Стандартом. Наиболее широкое применение этот метод находит в техниче-

Ских науках, но в первой половине 20 в. он вошёл в употребление и в соци-

Альных исследованиях. Измерение в таких исследованиях представляет собой

Способ упорядочения социальной информации, при котором системы чисел и

Отношений между ними ставятся в соответствие ряду фактов (например, де-

Нежных оценок труда, разрядов квалификации, успехов в обучении или спор-

Те и т. д.). Общей целью любых измерений является получение числовых

Данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве

Некоторых состояний.

Различают два вида измерений – прямые и косвенные. В отличие от

Первых, вторые имеют дело с объектами, которые удалены от нас или непо-

Средственно не воспринимаются. Они осуществимы тогда, когда известна

Общая зависимость между величинами, которая позволяет вывести искомый

Результат из уже известных данных. Измерение предполагает наличие трёх

Элементов: исследуемого объекта, его свойства, а также инструмента, по-

Средством которого над ним производится операция. О нём можно говорить

Только тогда, когда результатом объединения этих элементов является неко-

Торое число.

Эксперимент представляет собой метод исследования, при помощи ко-

Торого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления

Действительности. Он осуществляется на основе теории, определяющей по-







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.