Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становку его задач и интерпретацию получаемых в нём результатов. Возник-





Нув в естествознании Нового времени, эксперимент получил философское

Осмысление в трудах Френсиса Бэкона. В современной науке используются

различные виды эксперимента – качественный__________, имеющий своей целью уста-

Новление наличия или отсутствия предполагаемого теорией явления, измери-

Тельный, выявляющий количественную определённость какого-либо свойст-

Ва объекта, мысленный, представляющий собой систему процедур, проводи-

Мых над идеализированными объектами, а также вычислительный, основан-

ный на расчёте посредством компьютера вариантов математических моделей

Процесса и выбора из них наиболее оптимального.

С 20-х годов прошлого столетия развиваются социальные эксперимен-

Ты, способствующие внедрению в жизнь новых форм организации и оптими-

зации управления обществом. Их содержание и процедуры обусловлены не

Только правовыми, но и моральными нормами, действующими в обществе. В

Современной науке осознана необходимость выработки чётких социально-

Этических принципов эксперимента, а также строгого общественного кон-

Троля за их соблюдением.

Методы эмпирических исследований в социальной работе предназна-

Чены для регистрации и обобщения фактов с помощью понятий, которые вы-

Рабатываются в рамках теоретического анализа. Вместе с тем сведения, по-

Лученные с их помощью, составляют базу дальнейших теоретических обоб-

Щений, истинность которых проверяется социальной практикой, а также в

Новых эмпирических исследованиях, т. е. опытным путём. Так, устанавли-

Ваемые эмпирически тенденции отношения работников к изменениям усло-

Вий и содержания труда предполагают их теоретическое обоснование, на ос-

Нове которого фиксируются соответствующие социальные факты. Однако

Эти факты могут быть осмыслены в иных понятиях (например, как проявле-

Ние отношения к инновациям), что даёт новый толчок эмпирическим иссле-

Дованиям.

Контрольные вопросы

Что имеется в виду под эмпирическими исследованиями?

Что такое наблюдение?

Какие выделяют виды наблюдений?

Что имеется в виду под опросами?

Что такое измерение?

Что такое эксперимент?

Литература

Агапов Е. П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997.

Берков В. Ф. Философия и методология науки. М., 2004.

Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Ла-

Пина. М., 1989.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974.

Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Методы теоретических исследований

В социальной работе

Для характеристики двух основополагающих форм научного познания,

А также структурных компонентов и уровней научного знания используют

Понятия эмпирического и теоретического. В основе их различения лежит вы-

Деление в научном познании двух видов исследований – эмпирических и тео-

Ретических. Если эмпирические исследования имеют дело с внешней сторо-

Ной предмета, то теоретические – с его сущностью, постигаемой с помощью

Понятий. Несмотря на свою противоположность, выделяемые виды исследо-

Ваний тесно связаны друг с другом. Эмпирические исследования открывают

Новые факты, подлежащие теоретическому объяснению. С другой стороны,

Теоретические исследования направляют поиски этих фактов.

Методы теоретических исследований направлены на то, чтобы постичь

Сущность предмета с помощью понятий. Так, метод восхождения от абст-

Рактного к конкретному заключается в движении теоретической мысли ко

Всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета.

Он характеризует направление процесса познания, т. е. его движение от ме-

Нее содержательного к более содержательному знанию. Метод восхождения

От абстрактного к конкретному предполагает постоянное обогащение содер-

Жания теоретической мысли, которое выражается во введении всё новых и

Новых понятий, раскрывающих в своей совокупности сущность исследуемо-

Го предмета.

Не менее важным методом теоретического исследования является ана-

Лиз и синтез, представляющий собой мысленное или фактическое разложе-

Ние целого на составные части и воссоединение его из частей. Расчленение

Целого на составные части позволяет выявить структуру исследуемого объ-

Екта, отделить в нём существенное от несущественного, а также свести

Сложное к простому. Анализ имеет своей целью познание частей как элемен-

Тов сложного целого, однако он приводит к выделению сущности, которая

Ещё не связана с конкретными формами её проявления. Поскольку единство

Не раскрыто им как единство в многообразии, оно остаётся абстрактным. С

Другой стороны, синтез представляет собой процесс объединения в единое

Целое тех частей, которые выделены посредством анализа. Идя от тождест-

Венного к различию, он соединяет общее и единичное в живое конкретное

Целое. Синтез дополняет анализ, находясь с ним в неразрывном единстве.

Познание включает в себя не только исследование предметов, но и

Преобразование имеющегося уже знания. Такое преобразование осуществля-

Ется посредством рассуждений, составляющих предмет исследования логики.

Согласно принятому в логике пониманию, рассуждение (или умозаключение)

Представляет собой выведение одного высказывания из других. Выраженное

Всегда в некотором языке, оно состоит по крайней мере из двух высказыва-

Ний (т. е. повествовательных предложений), одно из которых играет роль за-

Ключения, а остальные – роль посылок. Под посылками имеются в виду вы-

Сказывания, из которых в процессе рассуждения выводится другое высказы-

Вание. В своих рассуждениях мы всегда исходим из каких-то положений,

Принимаемых нами на том или ином основании (например, в силу нашей

Убеждённости в их истинности). Эти положения, образующие исходный

Пункт наших рассуждений, и выступают в качестве посылок. Что касается за-

Ключения, то под ним имеется в виду высказывание, которое выводится из

Других высказываний в процессе рассуждения. Собственно говоря, мы обра-

Щаемся к рассуждениям именно для того, чтобы из одних высказываний, иг-

Рающих роль посылок, выводить в качестве заключения другие высказыва-

Ния.

Выделяют два основных метода преобразования знания – дедукцию и

Индукцию. Согласно традиционному пониманию, дедукция представляет со-

Бой переход от общего к частному. Рассуждения, основанные на ней, назы-

Ваются дедуктивными. Они характеризуются тем, что используемые в них

Правила вывода гарантируют истинность заключения при условии истинно-

Сти посылок. Иными словами, если дедуктивное рассуждение правильно, а

его посылки истинны, то и выводимое из них заключение истинно. Дедук-

Тивное рассуждение считается ошибочным, если его посылки истинны, а за-

Ключение ложно. В этом случае говорят, что в нём содержится ошибка «не

Следует». Так, рассуждение «Во всех цивилизованных странах существует

Социальная работа; Швеция – цивилизованная страна; следовательно, в Шве-

ции __________существует социальная работа» правильно, поскольку в нём из истинно-

Сти посылок «Во всех цивилизованных странах существует социальная рабо-

Та» и «Швеция – цивилизованная страна» следует истинность заключения «В







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.