Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Право как общественный феномен





В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности. Эта система организуется посредством ее нормативности, формальной определенности, закрепленной санкциями государства, а в догосударственном состоянии — санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом.

Главный признак права — соразмерность поведения и нормы, действий и требований, как общественных, так и естественных. Не случайно философы так много внимания уделяли человеку в «естественном состоянии» и человеку, «обремененному» общественным договором.

Философии принадлежит заслуга в разработке исходного тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Вот лишь некоторые понятия.

Обычай — стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности. В эпоху античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее — обычай или закон?

Правило — образец поведения или действия, принятый конкретным обществом.

Норма — узаконенное, признанное обязательным правило, причем не любое, а установленное обществом и государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Юридическая норма — форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закрепленных в соответствующем государственном документе.

История человеческого общества свидетельствует о том, что условия, предопределившие становление человека как биопсихосоциального существа, — это не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые правила — запреты, разрешения, поведенческие стереотипы.

Можно с уверенностью утверждать, что право — сугубо человеческий феномен. Правда, мы говорим о праве на жизнь озер, растений, животных, отстаивая его, заводим «Красные книги»... Однако это поэтическое преувеличение. Право — феномен собственно человеческий, социальный, его возникновение связано с требованиями человеческой природы права на жизнь, права на средства жизни, права на свободу. В отличие от животных оно построено не на инстинктах, а создается, контролируется и регулируется разумом.

Внутриродовые, внутриобщинные отношения носили первоначально эгалитарный характер. Так, Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что кусок ткани, подаренный им одному из туземцев острова Борнео, был моментально разделен поровну между членами племени. Сохранились воспоминания русского купца, когда-то побывавшего на Чукотке: он угостил мальчика-чукчу кусочком сахара, тот пососал его и передал стоящему рядом; так сахар и переходил изо рта в рот, от одного человека к другому, пока не растаял во рту последнего. Приведенные примеры говорят о том, что в родоплеменной общине деление на «мое» и «твое» еще не существовало, а господствовала норма «равенства всех во всем». Как норма, единая для всех, воспринималась как воля вождя. Общеобязательность ее выполнения не подвергалась сомнению. Таким образом, уже самые ранние нормы о (начали обязательные требования, которые согласовывали и регулировали совместную жизнь людей.

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют разные подходы к пониманию права, которые можно разделить на два основных вида. Первый — запретительный, в котором право зиждется на принципе «запрещено все, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольности», титулы и владения). Второй —разрешительный, начало которому положила эпоха ПросвещенияXVIIIв., провозгласившая принцип «разрешено все, что не запрещено». Просветители убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

 

Соотношение права и закона

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а, значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.

Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально—исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально—политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.

Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых?

В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания – справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие – правовой идеал, «закон законов». Но все это все—таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем.

 

Право и мораль

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль же есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

Единства;Взаимодействия;Различия;Противоречия;

Единство права и морали заключается в следующем:

Право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

Право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

Право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

Право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

Право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия;

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

Право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

Правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

Право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

Взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

Право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

Правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

Мораль выступает в качестве ценностного критерия права;

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Спецификой соотношения права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

С другой стороны, когда сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм.

Нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм.

Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

 

 

Право и правопорядок

Право и правопорядок тесно взаимосвязаны. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

1. Право, правопорядок – различные по содержанию и характеру категории. Право – установленная законом государственная воля и интересы, объективированная форма, имеющая нормативную определенность; правопорядок – состояние правовой жизни общества, упроченная система правовые отношений.

2. Они представляют собой различные этапы реализации воли и интересов власти и народа. Право – начальный этап оформления воли и интересов в обязательные для всех правила; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

3. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы – юридическая основа правопорядка; правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Право и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов.

4. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок – как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка – состояниями и их качеством.

Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность – реальность их реализации, а правопорядок – осуществленность, действительность. Если законность – это качество нормотворческого и правореализационного процессов, то правопорядок – одно из существенных проявлений этих состояний.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.