Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема метода в философии права





Методологическая роль философии права заключается прежде всего в том, что она не только исследует, разрабатывает методы, применяемые в правовой сфере, но и вооружает ими юридические и другие науки.

Современная методология понимает под методом совокупность приёмов, способов, алгоритмов достижения поставленной цели. По степени общности различают философские методы (некоторые авторы называют их методами-подходами), общенаучные методы (методы-приёмы) и специальные методы конкретных наук. Понятно, что философия права не даёт рекомендации по поводу конкретной деятельности – как проводить обыск, организовать засаду, задержать вооружённого преступника и т.п. Её уровень – это предельно общие методы, в частности исторический, диалектический, метафизический, логический, феноменологический, системный, деятельностный, аксиологический, герменевтический.

Исторический метод подразумевает рассмотрение правовой реальности как взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, выяснение динамики изменения какого-либо правового феномена по мере развития человечества, смены исторических эпох. Важность этого метода в том, что он «удерживает» исследователя от излишнего абстрагирования, даёт возможность уяснить прошлое как предпосылку и обязательное условие познания сути настоящего и построения моделей будущего.

Диалектический метод требует руководствоваться следующими основными принципами: объективности – рассматривать правовую реальность такой, какова она есть на самом деле, а не какой её хотелось бы видеть; всесторонности – подходить к изучению правовой реальности с максимально возможных позиций, учитывая как можно больше связей и зависимостей, а среди этого множества выделять главные, определяющие; развития – исследовать правовую реальность не как застывшую данность, а как процесс.

Основные законы диалектики, выполняя методологическую функцию, ориентируют исследователя на необходимость:

а) выявления противоречий правовой реальности, прежде всего между повседневной реальностью и системным миром человека;

б) сочетания количественного и качественного подходов при анализе динамики развития правовой ситуации в обществе, поиска меры как качественно-количественной определённости и фиксации момента перехода правовой реальности из одного состояния в другое;

в) выявления и опоры на «новое», активного отрицания «старого», с сохранением всего положительного, что может быть использовано для совершенствования правопорядка; различения «нового» и «псевдонового», когда старое маскируется под новое, пытаясь продлить своё существование.

Метафизический метод также широко используется в познании правовой реальности. Особенно он эффективен там, где нужно «остановить», «зафиксировать» процесс изменения в определённой точке пространства или времени. Такая потребность возникает при исследовании отдельных элементов правовой реальности, при проведении классификации, систематизации правовых событий, когда необходимо отвлечься от некоторых реальных связей, использовать только количественные или только качественные характеристики.

Феноменологический метод позволяет рассматривать правовую реальность с позиции жизненного мира, учитывая внутреннее состояние, чувства человека.

С помощью системного метода правовую реальность изучают как систему, состоящую из взаимодействующих элементов, компонентов и подсистем.

Деятельностный метод ориентирует исследователя на то, что правовая реальность не существует вне деятельности человека, вне его активности, направленной на достижение определённых целей.

Аксиологический метод даёт возможность обнаружить значимое для человека как в конкретной правовой ситуации, так и вне её рамок, выявить ценности повседневной реальности и системного мира, отличить ценность от псевдоценности.

Естественно, для познания правовой реальности широко используются и общенаучные методы – анализ, синтез, аналогия, сравнение, моделирование, абстрагирование, индукция, абдукция, дедукция, эксперимент, наблюдение и пр.

К специальным методам права и правоохранительной деятельности относят следственный эксперимент, наружное наблюдение, внедрение в преступную группу, засаду, прослушивание, пеленгацию, допрос, очную ставку, опрос свидетелей и др.

Таким образом, в основе исследования правовой реальности лежат общие принципы теории познания. Однако, учитывая специфику объекта познания, применяемых средств и операций, можно говорить о выделении в теории познания особой, правовой, эпистемологии как учения об общих принципах познания именно правовой реальности.

 

 

Герменевтика и право

Зачаточные элементы герменевтики — толкования снов, гадания, шаманские предсказания и т.п. — существовали еще в эпоху варварства. Одним из первых обратил внимание на проблему толкования Аристотель. В сочинении «Об истолковании»1он объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий, высказываний о будущем и т.д.

В древнегреческой философии герменевтика – искусство, понимания и истолкования иносказаний; интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего Гомера.

У христианских писателей герменевтика – искусство толкования Библии. Особое значение она приобрела у протестантских теологов в их полемике с католическими богословами. Протестанты считали, что возможна свободная интерпретация Священного писания.

В Средние века герменевтическая методология широко используется для интерпретации Священного Писания. Гер­меневтика получала мощный импульс развития в трудах Авгу­стина Блаженного, обратившегося к ней как к системе правил нахождения подлинного смыла Евангелия. Собственно, одной из причин раскола католицизма послужило провозглашение протестантами возможности свободной интерпретации богооткровенной книги.

Как самостоятельное философское учение герменевтика воз­никает в начале XIXв. Ее родоначальниками считаются немец­кие философы Фридрих Шлейермахер (1768—1834) и Фридрих Шлегель (1772—1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидности искусства. Согласно Ф. Шлейермахеру, понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо у писавшего или говорившего была своя неповторимая жизнь, самосознание, религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в кото­рый необходимо быть гением либо знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объ­яснить, как понимать иронию, художественные образы и дру­гие иносказания.

У истоков герменевтики стоял еще один немецкий фило­соф Вильгельм Дильтей (1833—1911), рассматривавший ее как специфический способ познания социальной сферы. Основной методический прием такого познания — «вчувствование».

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) не ограничивал герменев­тику толкованием духовной жизни индивида. Ее методологи­ческие возможности, утверждал он, могут быть использованы и для интерпретации жизненного мира человека.

Большое внимание проблемам герменевтики уделял немец­кий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889—1976). В рабо­те «О сущности истины»2 он обратил внимание на то, что неау­тентичность (неточность) языка преодолевается с помощью самого языка.

Названные проблемы, сформулированные родоначаль­никами герменевтики, получили развитие в современной философии. Сегодня главная задача герменевтических ис­следований заключается в выявлении различия между объ­яснением в естествознании и пониманием в человекознании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда возможно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчеркивает­ся, что понимание — это постижение не объективной исти­ны, а субъективного смысла. Такое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а через сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать про­тивоположный смысл.

П. Рикёр — наиболее популярный сегодня представитель герменевтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественни­ков, он рассматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Рикёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в един­стве прошлого и настоящего. С одной стороны, интерпретация утверждает традицию, с другой — эта традиция уже современ­на. Поэтому, полагает Рикёр, следует обратиться к «третьему» времени — времени самого смысла.

Герменевтика тесно связана с правом. Однако большин­ство юристов, занимающихся проблемой толкования законов, ограничиваются повторением и комментированием правил толкования, сформулированных римскими юристами и со­хранившихся в юстиниановых сводах, изредка делая кое-какие поправки и дополнения. Некоторые юристы пытаются само­стоятельно исследовать процесс толкования, все же касаясь его не целиком, а лишь частично4. Действительно, для того чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере пред­стает как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконичной формулировки закона. Толкование пра­ва — это выявление его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, со­гласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права и динамики общественных отношений в конкретно-историческое время.

Юридические законы могут нести в себе определенные черты субъективизма, что и влечет их неоднозначное вос­приятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан исполнять эти законы, и теми, кто стоит на страже их исполнения. Поэтому толкование закона— это не только акт познания, но и интеллектуально-волевая деятельность, важное связующее звено между текстом закона и его реали­зацией.

Выделяют различные подходы к толкованию права: грам­матический (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов ло­гики), системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политический (определение социально-классовых интересов и позиций), социально-юридический (определение выраженности властной воли законодателя в правовой нор­ме) и др.

Среди них философско-правовой подход занимает особое место, ибо его эпистемологический статус — это исследование самой методологии и практики толкования, интерпретации. Этот подход интегрирует знания об интерпретации — юриди­ческие, логические, лингвистические, психологические, исто­рические, социально-политические и др. Поэтому государствен­ные органы, осуществляющие толкование права, создающие законы и внедряющие их в практику5, не могут обойтись без философско-правовой герменевтики.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.