|
Методологические возможности философско-правовой герменевтики в толковании законов ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Философско-правовая герменевтика позволяет вырабатывать методологию толкования законов, которая, как и общая философская методология, выступает в двух ипостасях: 1. как учение о методах, но только тех, которые способствуют толкованию юридических законов; 2. как теория, «опрокинутая» на анализ явления, как учение. В случае с герменевтической методологией — это анализ содержания закона. У философско-правовой герменевтики имеются большие методологические возможности оптимизации правотворчества и правоприменения. Они обусловлены, прежде всего, тем, что теория интерпретации является философским способом постижения опыта, поиска истины, нахождения оптимума, в котором ключевую роль играет человек со своим пониманием сущего. Но ведь именно так и поступают законодатели! Конечно, юриста от крайностей, как правило, охраняет здравый юридический такт и собственный опыт. Так, юрист, благодаря долгому упражнению и образованию, приобретает навык обращаться с законами, быстро ориентироваться в законодательстве и извлекать из него данные для разрешения конкретных проблем, выдвигаемых жизнью. Однако юридический такт и опыт требуют достоверных знаний. Справедливо утверждение, что научное толкование законов имеет такое же значение для обнаружения истины и постижения правового опыта, как логика или грамматика. Можно правильно мыслить, не имея понятия о логике; можно отлично говорить на любом языке, не зная грамматики. Но логика и грамматика учат мыслить и говорить сознательно и находить ошибки в мыслях и речи у себя и у других. «Если есть правила,— говорит Дж. Ст. Миль, — которым, сознательно или бессознательно, подчиняется каждый ум в каждом случае, когда он заключает верно, то едва ли не бесполезно доказывать, что человек скорее наблюдает эти правила, зная их, чем не будучи им знаком... Люди обсуждали доказательства и часто правильно, когда логика еще не была наукой,—иначе она не могла бы и сделаться ею. Точно также они исполняли и большие механические работы, не понимая еще законов механики. Но есть пределы как тому, что может сделать механик, не зная начал механики, так и тому, что может исполнить мыслитель, не зная начал логики. Немногие лица могут, не зная начал, действовать таким же или почти таким образом, как они действовали бы, усвоив эти начала. Но большинству людей необходимо или понимать теорию того, что они делают, или следовать правилам, составленным для них людьми, понимавшим теорию»6. Герменевтика как теория и метод требует, чтобы частное согласовывалось с целым. Применительно к правовой сфере это означает: любой закон, подзаконный акт должны выражать интересы жизненного мира человека как целостной системы, а не отдельной монополии, холдинга, «семьи», олигарха, ибо нет более значимой целостности, чем человек. Герменевтика по природе нацелена на раскрытие истинного знания, и в этом смысле Г. -X. Гадамер называет ее «практической философией». Ее практичность заключается в строгом следовании аристотелевской традиции — быть правильной и справедливой. Теория интерпретации большое внимание уделяет проблеме субъективного в тексте. Этот аспект герменевтики имеет принципиальное значение для создания и толкования законов. Естественно, правовой закон в идеале не может быть зависимым от субъективных планов, интересов, идей и замыслов его авторов. Но это в идеале. В действительности любой юридический закон создан людьми и не может не нести в себе элементы субъективного. Другое дело, что эти элементы необходимо свести до минимума или, по крайней мере, стремиться к этому. Именно такой подход и обеспечивает герменевтика. В частности, она ориентирует на учет восприятия закона интерпретатором. Закон и его интерпретация не всегда адекватны. Уже схоласты увидели различие между фразами: «Я вижу нечто» и «Я говорю, что я вижу нечто». В первой фразе выражен осуществляемый акт, а во второй человек сообщает о том, что он делает. Развитие герменевтических идей в феноменологической и экзистенциальной философии в первую очередь связано с поисками смысла в правовом творчестве индивида. Ведь процесс интерпретации правовой нормы происходит на уровне как науки, так и обыденного сознания. Другое важное для правовой сферы требование герменевтики — обнаружение и учет мотива сказанного (сделанного). Юридическая теория и практика располагают большим набором приемов сокрытия (или обнаружения) мотива. Знание и учет ситуации—также требование герменевтики. Важнейшее требование герменевтического толкования — раскрыть механизм нахождения или придать юридический смысл конкретной ситуации, конкретному отношению между людьми, которое регулируется правом, и требуется найти, соотнести с ним положительную норму Герменевтика выступает теоретической и методологической основой анализа языка текста, неизбежного при толковании закона. Еще Ф. Бэкон рассматривал неправильное употребление слов — «идолов рыночной площади» — как помеху для непредвзятого познания фактов действительности. Мир всегда толкуется в языке, любой закон выражен языком, а поэтому важно правильно толковать слова, понятия, термины. Убедительным примером важности толкования не только понятия, но даже знака препинания в юридической норме служит известная фраза «Казнить нельзя помиловать». Методологическую функцию в толковании законов выполняют ключевые категории теории интерпретации — «предмнение», «мнение», «предпонимание», «понимание», «временной интервал», «временной смысл» и др. На основе этих понятий формируется правовое мышление юриста, способное понять и признать действующий смысл закона, соотнести его с конкретной ситуацией, понять и юридически осмыслить ситуацию, к которой необходимо приложить этот законДля законодателя правовое мышление необходимо, когда он обращается к нуждам общественной жизни: чем меньше разрыв между «правом жизни» и позитивным правом, тем ближе смысл права, вложенный интерпретатором — правоприменительным к замыслу законодателя. Поэтому должно исключаться из процесса правового мышления юриста предпонимание, предмнение как основание интерпретации, толкования законов. Так, предмнение очень мешает принятию закона, поскольку является заранее составленным мнением (часто ошибочным) о его содержании. Не менее вредна и «проекция» как ожидание и желание внести в закон определенную идеологему. Современный процесс отечественного законотворчества убедительно демонстрирует, как на базе политических, кастовых, идеологических и лоббистских пристрастий формируется предмнение, согласно принципу: «этот закон плох уж только потому, что его инициирует несимпатичная мне группа». Особую роль играют собственно герменевтические методы исследования текста, памятника, в том числе юридических законов. К ним относятся такие, например, как «герменевтический круг», «герменевтический треугольник». «Герменевтический круг»означает цельное понимание, учитывающее логические, исторические и психологические аспекты текста. Сущность этого метода такова: только то понятно, что действительно представляет собой единство смысла и содержания текста. С точки зрения этого метода, процесс понимания осуществляется следующим образом: целое понимается на основе анализа отдельных частей, а часть — на основе понятия целого. При изучении текста возникает предпонимание, затем — предмнение, дальнейшее знакомство с текстом дает знания, выраженные этими категориями, которые устраняют ошибки, и происходит переход к «пониманию первого уровня», т.е. поиску «первого смысла» целого. В последующем «первый смысл» уточняется через обращение к вещам и «вчувствование» интерпретатора в изложенные в тексте ситуацию, события, культурные традиции того времени, состояние автора текста и т.д. Таково «поле» «герменевтического круга», которое очищается от пагубного влияния предпониманий, предмнений, преднахождений при толковании текста в его истинном значении. Другой важный метод — «герменевтический треугольник», позволяющий интерпретировать временной интервал. Согласно М. Хайдеггеру, понимание — это экзистенциал, т.е. личное бытие интерпретатора, обладающее темпоральностью и ограниченное рамками времени. Интерпретатору предстоит преодолеть настоящее время, перенестись в духовную атмосферу времени написания текста, мыслить не в собственных — характерных для его времени — понятиях, а в понятиях эпохи текста. Так в толковании текста достигается историческая объективность.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|