|
НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВНаселение городов состояло из ремесленников, купцов, городского боярства и других представителей знати («лепших мужей»), а также духовенства. Сегодня со словом «городя связан образ леса небоскрёбов, где живут десятки и сотни тысяч, а то и несколько миллионов людей. А велико ли было население средневековых городов? К сожалению, судить об этом можно лишь на основании косвенных данных — сведений об эпидемиях, пожарах и людских потерях во время войн. Яснее всего дело обстоит с численностью населения столичных центров. Летопись сообщает, что в 1092 г. в Киеве разразилась эпидемия и гробовщики за короткий срок продали 7 тысяч гробов. Во времена «великого» пожара 1211 г. в Новгороде сгорело 4300 дворов. На дворе проживало не менее 3—4 человек. Хотя пожар летописцы и назвали «великим», он охватил не весь город. Таким образом, только уничтоженную огнём часть Новгорода населяло не менее 10 тысяч человек. В том же городе во время голода 1231 г. только в одной яме похоронили 3030 человек; были там и две «скудельницы» (общие могилы). На основании этих и подобных им данных историки считают, что в эпоху расцвета в Киеве, Новгороде, Владимире-Залесском и других столицах древнерусских земель и княжеств проживало от 10—/5 тысяч до 20—30 тысяч человек. Поддаётся определению число жителей Москвы. В 1382 г. город взял обманом и разорил хан Тохтамыш. После нашествия осталось огромное количество непогребённых трупов. Летопись сообщает, что за уборку 40 мертвецов платили по полтине, а от 70 и больше — по рублю; всего же раздали 150 рублей. Произведя подсчёты, можно узнать число погибших: около 10 тысяч человек. Но сюда не входят ни огромный полон, уведённый татарами в Орду, ни заранее покинувшие город бояре и купцы с дворней. Таким образом, население столицы в полтора-два раза превышало названную цифру и составляло 15—20 тысяч человек. Что же касается других городов, то в среднем городском центре Древней Руси число горожан редко превышало 1—2 тысячи, а зачастую составляло не более 500 человек. Европейские города по численности населения мало отличались от древнерусских. Деревни на Руси в средние века состояли из 1—4 дворов. Общая же численность населения Восточной Европы эпохи Киевской Руси оценивается примерно в 10 млн человек (это чуть больше, чем в наши дни проживает в Москве). В древнерусских городах находились дворы и целые кварталы иностранцев. Первыми такими районами можно смело считать места, где оседали варяги — дружинники и купцы. В древнем Киеве в первой половине X в. уже существовала еврейско-хазарская община. Одни из городских ворот Киева получили даже название Жидовских — по компактному району проживания здесь евреев. Наиболее обстоятельны сведения о проживании иностранцев в Москве в XIV—XV вв. Недалеко от Кремля, в районе греческой церкви Святого Николая, располагалась греческая колония, населённая ремесленниками и торговцами. Довольно рано возникла и особенно выросла с конца XV в. «фряжская» (итальянская) слобода. Судя по всему, католики-итальянцы имели в Москве свою церковь. Во всяком случае, известно, что в 1492 г. капеллан (т. е. католический священник) — августинский монах Иван Фрязин — об- (грамотами) из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредоточивается в руках крупных боярских семей и передаётся по наследству. В Твери тысяцкими были Шетневы, в Москве за эту должность боролись знатнейшие бояре Хвостовы-Босоволковы и Воронцовы-Вельяминовы (последние в итоге вышли победителями). Дело кончилось тем, что под нажимом великого князя должность тысяцкого в Москве вообще была отменена. В послемонгольский период в городах угасают древние демократические обычаи, и в XIV—XV вв. они становятся преимущественно княжескими центрами. «Устроителем» и «создателем» города, главной его фигурой в этот период выступает князь, чья воля, военное и экономическое могущество определяют судьбу того или иного центра. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО Экономическое и культурное значение города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники — зодчие, каменотёсы-резчики, мастера «по меди, сребру и злату», иконописцы. Изделия отечественных городских ремесленников славились далеко за пределами Руси. Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны в соседних странах под названием «русских» замков. О высоком искусстве мастеров черни (тонкой ювелирной работы по серебру) и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. Известны восторженные отзывы и о шедеврах русских златокузнецов. Так, в XI в. мастера-ювелиры изготовили позолоченные гробницы для первых русских святых — братьев Бориса и Глеба. Летопись отмечает, что «многи, приходяще из Греции и других земель», свидетельствовали: «Нигде такой красоты нет!» В XII в. ремесленники, работавшие прежде на заказ, перешли к выпуску изделий для массового сбыта. Монгольское нашествие нанесло особенно тяжёлый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а следовательно, на навыках, приобретавшихся в ходе многолетней работы. Оборвалась связь мастер — подмастерье — ученик. Специальные исследования показали, что в целом ряде ремёсел во второй половине XIII в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской Руси. Среди археологических находок, относящихся к этому периоду, уже нет многих предметов, обычных для предшествующей эпохи. Зачахло и постепенно выродилось стеклоделие. Навсегда было забыто искусство тончайшей перегородчатой эмали. Исчезла многоцветная строительная керамика. Однако примерно с середины XIV в. начался новый подъём ремесленного производства. До наших дней дошёл облик русского ремесленника-кузнеца того времени, мастера по имени Аврам, чинившего в XIV в. древние врата Софийского собора в Новгороде. На них он поместил и свой автопортрет. Мастер бородат, стрижен в кружок, в руках у него главные орудия труда — молот и клещи. Одет он в подпоясанный кафтан чуть выше колен и сапоги. Во второй половине XIV в. стали изготавливать кованые и клёпаные пушки, началось производство листового железа. Получило развитие и литейное дело, прежде всего литьё колоколов и пушек из бронзы. На Руси имелись выдающиеся литейщики, среди них особенно славился тверской мастер Микула Кречетников — «якоже и среди немец не обрести такова». Для литья предварительно изготавливали восковую модель изделия, в которую затем вливался сплав меди и олова — бронза. Литьё было трудным делом и требовало большого искусства. Необходимо было не нарушить пропорцию металлов (и обязательно добавить серебра для чистоты колокольного звона!), не переварить («не передержать», как говорили мастера) металл, не попортить формы, вовремя извлечь готовое изделие. Недаром существовало поверье, что для пущей предосторожности надо пустить какой-нибудь ложный слух, который бы мог отвлечь внимание любопытных от производимой работы. ТОРГОВЛЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Города привлекали людей средневековья и возможностью приобрести на торге необходимую вещь. Купцы, ходившие с далёкими караванами, помимо разнообразных товаров привозили свежие новости, рассказывали о заморских землях и обычаях. Можно выделить три основных направления торговых связей Руси: восточное, западноевропейское и средиземноморское. Из Средней Азии, Персии доставлялись разные сорта шёлка, кожа и сафьян, краски, дорогое восточное оружие и другие изделия. Так, в одном из завещаний великих князей московских, относящемся к XIV в., упомянуто «блюдо ездиньское», изготовленное в иранском городе Йезд. Особенно ценились такие восточные товары, как пряности (перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шафран) и сладости (изюм, чернослив, миндаль, сахар, орехи). Через Псков и Новгород, отчасти через Смоленск при посредничестве торгового союза северогерманских городов, известного под названием «Ганза», шла интенсивная торговля с Западной Европой. На Руси пользовались спросом как ткани, так и сырьё для ремесленного производства. Например, в XIV—XV вв. прекрасным и ценным подарком считалась штука, т. е. моток, сукна «ипского» (изготовленного в городе Ипр во Фландрии). В Новгороде за две штуки ипского сукна могли дать тысячу беличьих шкурок лучшего сорта. В XIV—XV вв. на Русь поступало также дорогое и ратился в православие. Наличие итальянской колонии в Москве сыграло немаловажную роль в истории русской культуры — здесь жили «мастера стенные, палатные, пушечные, серебряные, монетных дел» (известнейший среди них — выходец из Болоньи Аристотель Фиораванти, талантливый архитектор, инженер и мастер литейного дела). В конце XIV в., вероятно, существовал уже и армянский район, располагавшийся в пределах Китай-города. Армяне проявляли большую активность в волжской торговле и селились в Москве, являвшейся центральным торговым пунктом Северо-Восточной Руси. Значительную часть московского населения составляли «бесермены», т. е. мусульмане Средней Азии и бывшей Волжской Булгарии. В XIV в. на территории Кремля, в непосредственной близости к великокняжескому дворцу, располагался татарский двор. Бухарцы и персы селились и останавливались на постой в особых городских кварталах. Предполагают, что знаменитый московский Арбат каким-то образом связан с ними. Это название происходит, вероятно, от арабского слова «рабад» (множественное число — «арбад»), что означает по-русски «предместье» или «посад» — торгово-ремесленный район. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|