Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Легенда Несвижского замка о горбатом гробе





История Возникновения

В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. В Западной Европе замки, как именно жилища дворян-феодалов, стали массово появляться с X века ("озамкование" по терминологии П. Тубера). В Англии замковое строительство достигло наибольшего расцвета в XII веке.
С окончанием эпохи Средневековья замки стали утрачивать свою первоначальную — оборонительную — задачу, которая уступила теперь место жилой. С развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно; черты замковой архитектуры сохранялись лишь в качестве элементов декора (французский замок Пьерфон, конец XIV века).
Возобладала регулярная планировка с четко выраженной симметрией, главное здание приобрело дворцовый характер (Мадридский замок в Париже, XV—XVI века) или Несвижский замок в Белоруссии (XVI век) В XVI веке замковая архитектура в Западной Европе окончательно вытеснилась дворцовой. Оборонительную задачу дольше всего сохраняли замки Грузии, которые активно строились вплоть до XVIII века.
Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, как пример можно привести Кёнигсбергский замок.
Многочисленные замки сохранились в долинах Рейна, Луары, в Испании и Палестине (замки крестоносцев).

 

 

ЭПОХА СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАМКОВ

Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева; они опоясывались деревянной оградой —палисадом; уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. Примером такого замка может служить Вышгородский замок киевских князей. Каменное замковое строительство распространилось в Западной и Центральной Европе лишь к XII веку.
Замок эпохи ренессанса — Эгесков в Дании.
Главной частью средневекового замка являлась центральная башня — донжон, выполнявшая функции цитадели. Помимо своих оборонительных функций, донжон являлся непосредственным жилищем феодала. Также в главной башне часто находились жилые комнаты других обитателей замка, колодец, хозяйственные помещения (склады продовольствия и др.). Часто в донжоне располагался крупный парадный зал для приёмов. Элементы донжона можно найти в замковой архитектуре Западной и Центральной Европы, Кавказа, Средней Азии и т. п.
Вассершлос в Шверине.
Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Весь замок был окружён вторым рядом стен и рвом, через который перебрасывался подъёмный мост. Если позволял рельеф местности, то ров заполнялся водой и замок превращался в замок на воде.
Центрами обороны стен замка были выступающие за плоскость стен башни, позволяющие организовать фланговый обстрел идущих на приступ. В русской фортификации участки стен между башнями назывались пряслами. В связи с этим замки представляли собой в плане многоугольник, стены которого следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, ФРГ, Франции, Украины и Белоруссии (например — Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).
Со временем структура замков усложнялась; в территорию замков включались уже казармы, суд, храм, тюрьма и другие сооружения (замок Кусиво Франции, XIII век; замок Вартбург в Германии, XI век; замок Харлек в Великобритании, XIII век).
Замок Розенберг в Кронахе. Ров и вентиляционные башенки слуховой галереи
С началом массового применения пороха начинается закат эпохи строительства замков. Так, осаждающие начали проводить в случае, если это позволял грунт, сапёрные работы — незаметно копать сапы, позволявшие подвести под стены большие заряды взрывчатого вещества (штурм Казанского кремля в XVI веке). В качестве мер борьбы осаждённые заблаговременно на заметном удалении от стен рыли подземную галерею, из которой вели прослушивание с целью обнаружения подкопов и своевременного их уничтожения.
Однако развитие артиллерии и увеличение её разрушительного действия в конце концов заставили отказаться от использования замков, как основы оборонительных стратегии и тактики. Наступило время крепостей — сложных инженерных сооружений с развитой системой бастионов, равелинов и т. п.; развилось искусство построения крепостей — фортификация. Признанным авторитетом фортификации этой эпохи был главный инженер Людовика XIV, маршал Франции Себастьен де Вобан (1633—1707).
Такие крепости, иногда развивавшиеся со временем из замков, использовались и во Вторую мировую войну для сковывания сил противника и задержки его наступления.

 

 

Гродненский Новый Замок

Новый замок видел разные события, стал он свидетелем и развала некогда огромной страны. Здесь прошел тот самый сейм, который потом назвали «молчаливым» или «немым». Это было в 1793 году, когда был утвержден второй раздел Речи Посполитой. Здесь же – в Гродно – Станислав Август Понятовский отрекся от престола, последний король жил в Гродно до 1797 года. После этого во дворце разместили госпиталь и казармы.

Очень сильно замок пострадал в годы второй мировой войны. В июне 1941 года он оказался под бомбежкой немецких войск и сгорел. В 50-е годы XX века его пытались реконструировать. Архитектор В. Вараксин перестроил замок, правда, в стиле классицизма. От былого великолепия сохранились только въездные ворота и скульптуры сфинксов.

С 1950 по 1990 гг в здании Нового замка располагался Гродненский областной комитет КПБ. Сейчас же здесь находится историко-археологический музей, а также областная библиотека имени Карского.

С Новым замком связано очень много легенд и преданий, которые будят воображение и заставляют внимательнее присмотреться к этим стенам. Существует мнение, что само место для строительства было выбрано крайне неудачно. Когда-то давно здесь был так называемый Нижний замок. В Средневековье в этом замке произошло предательство, з-за которого крестоносцы уничтожили прусов, прятавшихся там. Вождь прусов умирал мучительной смертью, он проклял не только предателя, но и место, где ему пришлось упокоиться.

Трагедии преследовали и людей, которые руководили строительством. Автор проекта М. Пеппельман умер в первые годы строительства. Не увидел завершения проекта и его сын Карл, который после смерти отца руководил постройкой. Его заменил И. Яух, но и он ушел в мир иной сразу после завершения проекта.

 

 

Гродненский Старый Замок

На протяжении своей долгой истории замок не раз перестраивался и менял свой внешний вид. Потому и в рамках этой статьи приведено несколько его описаний.

На территории замка находился новый каменный дворец Витовта размером 45 на 15 метров. Он имел два этажа, причем второй был соединен со вторым уровнем въездной башни. Благодаря этому защитники замка могли быстро сообщить монарху о приближении врага. К сожалению, дворец Витовта был практически полностью разрушен при строительстве дворца Стефана Батория. В XVI веке после уничтожения тевтонского ордена Старый замок утратил свои оборонительные функции и превратился в Великокняжескую резиденцию, а позже и в резиденцию короля. Поэтому замок был перестроен по указу Стефана Батория, чтобы «соответствовать» и в 1570-1580 годах готический замок был перестроен в стиле ренессанс итальянским архитектором. После третьего раздела Речи Посполитой замок был передан Российскому военному ведомству, под руководством которого находился вплоть до конца Российской империи. В основном здесь находилась военная база. Во время восстания 1863-1864 года замок использовался как тюрьма. Вплоть до 1880 года над воротами замка находился личный герб Стефана Батория, снятый российскими властями. В эти годы архитектура замка продолжала упрощаться. Окончательно исчезли башни, на территории замка были построены казармы. Стены дворца были окончательно избавлены от декоративных элементов, вместо черепицы крышу покрыли железом. Так окончательно был сформирован замок, каким Вы можете увидеть его и сегодня. За XX век его внешний облик почти не менялся. Даже две мировые войны практически не повредили его внешнему виду.

Каменецкая Башня

В городе Каменец Брестской области находится уникальный памятник архитектуры и оборонительного зодчества второй половины XIII века – Каменецкая башня (Каменецкий столп, Белая вежа). Располагается на высоком холме рядом с полноводной когда-то рекой Лесной. На 30 м возвышается величественное строение. Коронованные прямоугольными зубцами мощные стены придают башне подобие большой шахматной фигуры – ладьи. Ниже зубцов просматривается выложенная красным кирпичом лента старославянского узора. Другие декоративные и конструктивные элементы носят отпечаток ранней готики и романской архитектуры. Точная дата возведения памятника древней архитектуры неизвестна. Исходя из сведений Ипатьевской летописи, его “помуровали” где-то между 1276 и 1288 годами. Относится он к типу волынских башен и имеет общие черты с башнями-донжонами, распространенными в XII-XIII веках в странах Западной Европы. Это каменное 5-ярусное круглое в плане сооружение (высота около 30 м, толщина стен 2,5 м, наружный диаметр 13,6 м). Стоит башня на мощном каменном фундаменте высотой около 2,3 м, диаметром 16 м. Сложена из брусчатого кирпича темно-красного и желтоватого цвета с характерными продолговатыми канавками в нижней части.

Легенды Каменецкой башни:

Вокруг Каменецкой башни сформировался целый сонм легенд и мифов, как говорят старожилы, каждая старинная вещь в башне - это легенда.
Давайте сформируем список самых интересных и в тоже время невероятных легенд и мифов.

Легенда о причине строительства укрепления: по мнению одних мифоведов башню построили в честь великих деяний и заслуг князя Владимира Васильковича, другие уверяют что башню построил удельный князь чтобы заточить там своего родного брата, третьи уверяют что башню использовали для обороны аж во времени ятвягов.

Когда башня в Каменце привлекла внимание современных историков и исследователей была предложена ещё одна фантастическая идея создания башни и эта легенда гласит, что башня - это памятник великану строителю, возводившему вежу. Согласно этой поистине сказочной легенде силачи великаны строили её стоя на коленях для пущего удобства, вследствии чего работа спорилась и башня росла на глазах. Когда великаны достроили Каменецкую вежу, они поднялись с колен и ушли на прогулку по пуще за рекой с таким родным названием Лесная. Ступая семимильными шагами великаны силачи оставляли после своих ног огромные следы, на месте одного из них и построили село и назвали его Ступичево, что можно ассоциировать со следами великанов. Село, кстати, стоит на этом месте и сейчас.

 

 

Дворец Пусловских

Дворец и окружающий его парк был заложен в 1838 году по проекту архитектора Ф. Ящолда. В строительстве дворца принимал участие В. Маркони. Во дворце было устроено 132 комнаты. Каждая из 12 башен замка символизирует месяц года. Наиболее урожайные — центральные четыре башни — это хлебные месяцы года: май, июнь, июль и август. Замок выстроен так, что каждый год два с половиной дня солнце освещает полностью одну комнату. Система внутренних проходов и окон позволяет проникать солнечным лучам в каждый уголок замка. По легендам, в «день комнаты» её убирали, наряжали и радовались солнечному дню именно в ней.

С дворцом Пусловских связано много преданий. По некоторым данным, в парадном зале был стеклянный пол, под которым плавали рыбки. Эта информация пока не нашла официального подтверждения.

Ещё одна легенда гласит, что хозяева дворца держали «домашнего» льва, которого ночью выпускали гулять по замку в целях защиты от краж.

Самый распространенный миф — наличие подземного хода между Коссовским дворцом и резиденцией Сапегов в Ружанах. Говорят, тоннель был шириной в карету и длиной 25 километров.

Дворец построил на собственные средства воевода Казимир Пусловский, но его внук проиграл дворец в карты.

 

 

Лидский Замок

Замок был сооружён из бутового камня и кирпича, имел в плане форму неправильного четырёхугольника с двумя угловыми башнями и был поставлен на насыпном песчаном холме, окруженном болотистыми берегами рек Лидея и Каменка, с севера — рвом шириной около 20 м, который соединял эти реки и отделял замок от города. Позже (вероятно, в XVI—XVII вв.) в систему предзамковых укреплений с востока было включено искусственное озеро.

На замковом дворе размещались православная церковь (в 1533 перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки, с 1568 — суд, архив, острог. Жилые помещения размещались на верхних этажах башен.

В 1891 году Лида сгорела, причём огонь уничтожил весь центр, включая здание ратуши XVIII в. Городские власти начали разбор и распродажу замковых строений, используя их для восстановления города. С откосов замкового холма стали брать песок. Тогда были почти целиком уничтожены остатки юго-западной башни и разобрана часть западной стены.

В 1920-х годах замковые строения были чуть подновлены польскими реставраторами. На месте повреждённого северно-западного угла появились деревянные ворота, через которые можно было попасть на замковое подворье. Летом здесь часто останавливался странствующий цирк или зверинец, а зимой посреди двора ставили ёлку и заливали каток. Летом 1929 года замок изучал известный художник Язэп Дроздович и посвятил ему альбом зарисовок.

В 1953 году Лидский замок вошёл в список памятников архитектуры, взятых под государственную охрану, хотя это и не остановило его разрушения. В следующие десятилетия на территории замка существовал небольшой стадион, часто останавливался передвижной зверинец.

Легенды Лидского замка

Одна из легенд Лидского замка связана с рыцарями-захватчиками. В декабре 1394 года они осадили цитадель. Обороной командовал князь Дмитрий Корибут, который, велев своим воинам защищать укрепление до последней капли крови, сбежал через потайной ход. Все дружинники честно сложили головы в бою. С тех пор их призраки якобы бродят по старинным галереям.

С Лидским замком связана еще одна мистическая легенда - о соснах, что растут у его стен. Рассказывают, что много столетий назад сюда пришли 9 монахов-францисканцев проповедовать христианство. Но местные жители, отвергая новую религию, убили миссионеров и сбросили тела в яму у замка. На этом месте выросли стройные сосны. К тому времени лидчане уже стали католиками. Сосны никто не рубил. Но однажды крестьянин отсек ветку, и из нее выступила кровь. С той поры уже ни один человек не осмеливался поднять руку на деревья.

 

Любчанский Замок

Замок был построен в 1581 году, о чем свидетельствует обнаруженный в нем флюгер с выбитой датой «1581». Инициатором строительства замка стал владевший Любчей влиятельный магнат и вельможа Великого Княжества Литовского Ян Кишка. Первоначально практически все строения замка, кроме одной каменной башни, защищавшей въезд, были деревянными. Территорию замкового комплекса, кроме земляных валов, с трёх сторон окружал ров, а с четвёртой — воды реки.

В конце XVI века новый владелец — князь Николай Радзивилл — значительно перестроил замок: были возведены ещё три каменные башни и каменные внутренние постройки, что значительно повысило фортификационные характеристики крепости.

В середине XVII века хозяином Любчанского замка стал талантливый полководец, Великий гетман литовский Януш Радзивилл, в 1648—1651 годах отличившийся в войне с казаками Богдана Хмельницкого. Однако войска гетмана Ивана Золотаренко в 1655 году захватили и сожгли Любчанский замок, разрушив две башни, после чего он навсегда утратил своё значение и как военное укрепление, и как одна из резиденций Радзивиллов.

С тех пор замок неоднократно менял владельцев, пока в XIX веке остатки внутренних построек не были снесены, а на их месте, рядом с двумя сохранившимися башнями, был возведён двухэтажный дворец в стиле английской неоготики.

В 1964 году при школе, занимавшей здание дворца, был организован краеведческий музей, создание которого способствовало сохранению истории и оставшихся построек замка.

В настоящее время силами белорусских волонтёров, создавших фонд Любчанского замка, ведутся работы по восстановлению древних башен и превращению исторической достопримечательности в объект международного туризма.

Легенды про Любчу

Название «Любча» радует своей красотой и лаской. Оно, несомненно, произошло от того же корня, что и в слове «любить». Поэтому и легенды, связанные с происхождением названия Любчи, так или иначе связаны с этим прекрасным чувством.

Согласно одной из таких легенд, именно тут, в Любче, однажды переправлялся через Нёман король Миндовг. И увидел он на берегу прекрасную девушку, в которую страстно влюбился с первого взгляда и забрал с собой, чтобы позже сделать её королевой. А безымянное до того времени поселение на Нёмане Миндовг назвал Любеч, дабы увековечить место, где родилась их с Мартой (так звали ту девушку) любовь.

Есть и другая легенда. Сказывают, что много лет тому назад на берегу Нёмана стояла деревушка, а в ней церковь. Влюблённые, которые собирались обвенчаться, приходили к её алтарю просить благословления. И жила в той деревне одна девушка — такая горделивая и придирчивая, что никто не хотел жениться на ней. И вот пришла она как-то в эту церковь, упала на колени и начала жаловаться Богу: «Почему я не такая, как все? Почему меня никто не любит?». И вот вроде молится, а сама глазками по бокам так и стреляет, не засматриваются ли на неё парни.

Разозлился Бог и ответил ей: «И действительно, почему ты не такая, как все?! Почему даже в молитве о своей выгоде думаешь?! Как же тебя такую любить можно?!» Взбешённая девушка вскочила с коленей и закричала: «Раз уж меня не любят, так и тебя больше здесь любить не будут!». И вот взяла она да и подожгла церковь ночью.

Но люди не забыли про святое место. И влюблённые по-прежнему приходили на то место, где стоял их алтарь. И назвали то место, а вместе с ним и всю деревню — Любеч — как символ вечной любви.

 

 

Мирский Замок

Ми́рский за́мок — оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке Мир Кореличского района Гродненской области. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года). До 1568 года хозяевами были Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828),Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были Святополк-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью.

Замок по строению похож на квадрат со стороной около 75 метров, по углам расположены пятиэтажные башни высотой 25—27 м, которые выходят за пределы стен. Пятая башня — шестиэтажная с въездными воротами. Мирский замок является самым восточным готическим сооружением, а также самым крупным и единственным не культовым объектом из сохранившихся немногих образцов самобытной белорусской готики[2].

Комплекс участвовал практически во всех войнах, которые проносились в своё время на белорусской земле: начиная с русско-польской войны 1654—1667 гг. и до Отечественной войны 1812 года[3], замок не раз брали в осаду и штурмовали его. Был поврежден в 1665 и 1706 годах, после восстановлен в начале восемнадцатого века. Потом снова был сильно поврежден в1794 году. В 1812 под стенами замка состоялся бой между польской кавалерией генерала Рожнецкого, входившей в состав французской армии, и арьергардом 2-й русской армии — казацкой конницей М. И. Платова.

С 1989 года филиал Национального художественного музея Беларуси. В 2011 году получил статус самостоятельного музея.

Легенда про Мирское озеро

Князь Н. Святополк-Мирский вырубил весной цветущий яблоневый сад, а на его месте выкопал Мирское озеро. По легенде, ему явилась незнакомка и прокляла княжеский род, произнеся слова: «Пусть в этом пруду утонет столько людей, сколько было вырублено деревьев». По другой версии, озеро прокляла ведьма, сын которой погиб в нем при его строительстве. Говорят, что пока озеро строили, постоянно гибли люди.

Проклятье сбылось и при князе — в озере утонула княжна Сонечка, которой было всего 12 лет, а затем и сам Николай, в 1898 г.

К слову, в те времена считалось, что рубить цветущее дерево — большой грех, и того, кто это сделает, будут преследовать несчастья. Жители Мира отказались участвовать в вырубке яблоневого сада, тогда князь срубил несколько деревьев сам, а остальные — нанятые им люди. И по сей день почти ежегодно в нем гибнут те, кого искушает ровная гладь озерной воды.

Забавы Пане Коханку, или Как летом покататься на санках

А вот и еще одна интересная история. Однажды на летнем праздника Пане Коханку — Кароль Станислав Радзивилл — засыпал 400-метровую дорогу, ведущую от Несвижкой резиденции к костелу, солью и стал по ней кататься на санях. Соль тогда ценилась на вес золота. После праздника еще долго ее подбирали с дороги крестьяне и небогатая шляхта.

В одной из стен на южной стороне замка отчетливо виден небольшой камень, напоминающий голову барана. Живет легенда, согласно которой если этот камень изъять из замка, все построение обрушится, и его не сможет никто восстановить. Голова, предположительно, служила оберегом от нападений врагов.

Привидения Мирского замка

Ну как же замок без привидения! У Мирского замка их даже два — Белая Дева в белом пышном одеянии — та самая маленькая Сонечка, которая бродит по коридорам, и призрак Доминика Радзивилла — одного из хозяев замка. Он является в черном плаще с тростью. Говорят, Белая Дева дружит с Черной Девой, которая проживает в Несвижском замке — призрак Барбары Радзивилл. Порой Сонечка отправляется к подруге по подземному ходу, который ведет к Несвижскому замку.

Подземный ход до самого Несвижа

Поговаривают, что между Мирским и Несвижским замками существует подземный ход длиной в 30 км и шириной в две кареты. Согласно легенде, в нем спрятаны скульптуры 12 апостолов, вылитые из золота и серебра в полный рост, и золотые слитки. Правда, исследования не подтвердили наличие такого тоннеля.

 

Несвижский Замок

Не́свижский за́мок — дворцово-замковый комплекс, находящийся в северо-восточной части города Несвижа в Минской области Белоруссии. В XVI—XIX веках — центр Несвижской ординации и резиденция её владельцев из рода Радзивиллов.

Архитектурный ансамбль Несвижского замка в настоящее время представляет собой историко-культурный музей-заповедник. С 2005 года вместе с расположенным в стороне Фарным костёлом внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

В начале XVI века прежние владельцы Несвижа, род Кишки, построили деревянный замок на месте Старого парка, севернее современного замка. После перехода Несвижа под власть Радзивиллов, замок был перестроен. Предположительно, это произошло в 1547 году по инициативе Николая Радзивилла Чёрногои по проектам голландских военных инженеров. На гравюре Несвижа Томаша Маковского начала 1600-х годов деревянный замок ещё существует, но называется он «домом старосты»; до сегодняшнего дня это сооружение не сохранилось. 7 мая 1583 года Николай Радзивилл Сиротка заложил каменный замок южнее деревянного. Именно этот день традиционно считается датой основания замка.

Пищаловский Замок

Пищаловский замок — одно из немногих сохранившихся в Минске исторических зданий, следственный изолятор № 1, разг. «Володарка», так как находится на улице Володарского.

Здание в стиле раннего классицизма возведено в 1825 году на горе в Романовском предместье по проекту архитектора Казимира Хрщановича (по заказу помещика Рудольфа Пищалло, в честь которого здание окрестили Пищаловским замком). Вопреки распространённому заблуждению, Пищалло не был архитектором замка, а только генеральным подрядчиком, выигравшим конкурс и получившим казенные деньги на строительство, нового каменного острога взамен обветшавшего старого. За 200 лет существования здание всегда использовалось по прямому назначению. В остроге отбывали наказание многие политические заключённые: повстанцы 1830–31 и 1863–64 годов во главе с «бацькам беларускай драматургіі» Винцентом Дуниным-Марцинкевичем, поэты-возрожденцы Карусь Каганец и Алесь Гарун, Якуб Колас, был казнён революционер Иван Пулихов, покушавшийся на генерал-губернатора Курлова.

В период Сталинских репрессий, а именно в ночь с 29 на 30 октября 1937 года в подвале замка сотрудниками НКВД казнено выстрелом в затылок 36 белорусских деятелей культуры, науки и искусства. Еще 52 были казнены за ту ночь, в подвале здания внутренней тюрьмы НКВД в Минске, недалеко от Пищаловского замка. Всего же за время репрессий 1937-1940 гг в Пищаловском замке казнено около 100 человек обвиненных в антисоветской деятельности. Во время Второй мировой войны в Пищаловском замке содержались арестованные партизаны и подпольщики. Некоторые были казнены либо замучены в застенках замка.

С 1953 года, единственное учреждение в БССР, где приводились в исполнения смертные приговоры.

Пищаловский замок Минск - Белорусская «Бастилия»

Какой же замок без привидения! Вот и у Минского Пищаловского замка имеется свой призрак, который по ночам, гремя цепями, выходит из коридора в цоколе, поднимается на третий этаж изолятора и зачем-то устремляется в одну из башен. Вероятно, это тень Ивана Пулихова, совершившего покушение на губернатора Курлова виновника расстрела митинга на минской привокзальной площади. В 1906 году 26-летний эсер был повешен на тюремных воротах, и его тело с целью устрашения не снимали на протяжении нескольких дней.

Есть за Минским Пищаловским замком ещё одна особенность, переройте весь интернет и не сможете найти ни одного толкового фотоснимка - тюремное наследие и запрет белорусских властей фотографировать административные здания, причина более чем значимая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время замки выполняют декоративную функцию. Некоторые из них превращают в рестораны, другие становятся музеями. Некоторые реставрируют и сдают на продажу или в аренду.

История Возникновения

В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. В Западной Европе замки, как именно жилища дворян-феодалов, стали массово появляться с X века ("озамкование" по терминологии П. Тубера). В Англии замковое строительство достигло наибольшего расцвета в XII веке.
С окончанием эпохи Средневековья замки стали утрачивать свою первоначальную — оборонительную — задачу, которая уступила теперь место жилой. С развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно; черты замковой архитектуры сохранялись лишь в качестве элементов декора (французский замок Пьерфон, конец XIV века).
Возобладала регулярная планировка с четко выраженной симметрией, главное здание приобрело дворцовый характер (Мадридский замок в Париже, XV—XVI века) или Несвижский замок в Белоруссии (XVI век) В XVI веке замковая архитектура в Западной Европе окончательно вытеснилась дворцовой. Оборонительную задачу дольше всего сохраняли замки Грузии, которые активно строились вплоть до XVIII века.
Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, как пример можно привести Кёнигсбергский замок.
Многочисленные замки сохранились в долинах Рейна, Луары, в Испании и Палестине (замки крестоносцев).

 

 

ЭПОХА СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАМКОВ

Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева; они опоясывались деревянной оградой —палисадом; уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. Примером такого замка может служить Вышгородский замок киевских князей. Каменное замковое строительство распространилось в Западной и Центральной Европе лишь к XII веку.
Замок эпохи ренессанса — Эгесков в Дании.
Главной частью средневекового замка являлась центральная башня — донжон, выполнявшая функции цитадели. Помимо своих оборонительных функций, донжон являлся непосредственным жилищем феодала. Также в главной башне часто находились жилые комнаты других обитателей замка, колодец, хозяйственные помещения (склады продовольствия и др.). Часто в донжоне располагался крупный парадный зал для приёмов. Элементы донжона можно найти в замковой архитектуре Западной и Центральной Европы, Кавказа, Средней Азии и т. п.
Вассершлос в Шверине.
Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Весь замок был окружён вторым рядом стен и рвом, через который перебрасывался подъёмный мост. Если позволял рельеф местности, то ров заполнялся водой и замок превращался в замок на воде.
Центрами обороны стен замка были выступающие за плоскость стен башни, позволяющие организовать фланговый обстрел идущих на приступ. В русской фортификации участки стен между башнями назывались пряслами. В связи с этим замки представляли собой в плане многоугольник, стены которого следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, ФРГ, Франции, Украины и Белоруссии (например — Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).
Со временем структура замков усложнялась; в территорию замков включались уже казармы, суд, храм, тюрьма и другие сооружения (замок Кусиво Франции, XIII век; замок Вартбург в Германии, XI век; замок Харлек в Великобритании, XIII век).
Замок Розенберг в Кронахе. Ров и вентиляционные башенки слуховой галереи
С началом массового применения пороха начинается закат эпохи строительства замков. Так, осаждающие начали проводить в случае, если это позволял грунт, сапёрные работы — незаметно копать сапы, позволявшие подвести под стены большие заряды взрывчатого вещества (штурм Казанского кремля в XVI веке). В качестве мер борьбы осаждённые заблаговременно на заметном удалении от стен рыли подземную галерею, из которой вели прослушивание с целью обнаружения подкопов и своевременного их уничтожения.
Однако развитие артиллерии и увеличение её разрушительного действия в конце концов заставили отказаться от использования замков, как основы оборонительных стратегии и тактики. Наступило время крепостей — сложных инженерных сооружений с развитой системой бастионов, равелинов и т. п.; развилось искусство построения крепостей — фортификация. Признанным авторитетом фортификации этой эпохи был главный инженер Людовика XIV, маршал Франции Себастьен де Вобан (1633—1707).
Такие крепости, иногда развивавшиеся со временем из замков, использовались и во Вторую мировую войну для сковывания сил противника и задержки его наступления.

 

 

Гродненский Новый Замок

Новый замок видел разные события, стал он свидетелем и развала некогда огромной страны. Здесь прошел тот самый сейм, который потом назвали «молчаливым» или «немым». Это было в 1793 году, когда был утвержден второй раздел Речи Посполитой. Здесь же – в Гродно – Станислав Август Понятовский отрекся от престола, последний король жил в Гродно до 1797 года. После этого во дворце разместили госпиталь и казармы.

Очень сильно замок пострадал в годы второй мировой войны. В июне 1941 года он оказался под бомбежкой немецких войск и сгорел. В 50-е годы XX века его пытались реконструировать. Архитектор В. Вараксин перестроил замок, правда, в стиле классицизма. От былого великолепия сохранились только въездные ворота и скульптуры сфинксов.

С 1950 по 1990 гг в здании Нового замка располагался Гродненский областной комитет КПБ. Сейчас же здесь находится историко-археологический музей, а также областная библиотека имени Карского.

С Новым замком связано очень много легенд и преданий, которые будят воображение и заставляют внимательнее присмотреться к этим стенам. Существует мнение, что само место для строительства было выбрано крайне неудачно. Когда-то давно здесь был так называемый Нижний замок. В Средневековье в этом замке произошло предательство, з-за которого крестоносцы уничтожили прусов, прятавшихся там. Вождь прусов умирал мучительной смертью, он проклял не только предателя, но и место, где ему пришлось упокоиться.

Трагедии преследовали и людей, которые руководили строительством. Автор проекта М. Пеппельман умер в первые годы строительства. Не увидел завершения проекта и его сын Карл, который после смерти отца руководил постройкой. Его заменил И. Яух, но и он ушел в мир иной сразу после завершения проекта.

 

 

Гродненский Старый Замок

На протяжении своей долгой истории замок не раз перестраивался и менял свой внешний вид. Потому и в рамках этой статьи приведено несколько его описаний.

На территории замка находился новый каменный дворец Витовта размером 45 на 15 метров. Он имел два этажа, причем второй был соединен со вторым уровнем въездной башни. Благодаря этому защитники замка могли быстро сообщить монарху о приближении врага. К сожалению, дворец Витовта был практически полностью разрушен при строительстве дворца Стефана Батория. В XVI веке после уничтожения тевтонского ордена Старый замок утратил свои оборонительные функции и превратился в Великокняжескую резиденцию, а позже и в резиденцию короля. Поэтому замок был перестроен по указу Стефана Батория, чтобы «соответствовать» и в 1570-1580 годах готический замок был перестроен в стиле ренессанс итальянским архитектором. После третьего раздела Речи Посполитой замок был передан Российскому военному ведомству, под руководством которого находился вплоть до конца Российской империи. В основном здесь находилась военная база. Во время восстания 1863-1864 года замок использовался как тюрьма. Вплоть до 1880 года над воротами замка находился личный герб Стефана Батория, снятый российскими властями. В эти годы архитектура замка продолжала упрощаться. Окончательно исчезли башни, на территории замка были построены казармы. Стены дворца были окончательно избавлены от декоративных элементов, вместо черепицы крышу покрыли железом. Так окончательно был сформирован замок, каким Вы можете увидеть его и сегодня. За XX век его внешний облик почти не менялся. Даже две мировые войны практически не повредили его внешнему виду.

Каменецкая Башня

В городе Каменец Брестской области находится уникальный памятник архитектуры и оборонительного зодчества второй половины XIII века – Каменецкая башня (Каменецкий столп, Белая вежа). Располагается на высоком холме рядом с полноводной когда-то рекой Лесной. На 30 м возвышается величественное строение. Коронованные прямоугольными зубцами мощные стены придают башне подобие большой шахматной фигуры – ладьи. Ниже зубцов просматривается выложенная красным кирпичом лента старославянского узора. Другие декоративные и конструктивные элементы носят отпечаток ранней готики и романской архитектуры. Точная дата возведения памятника древней архитектуры неизвестна. Исходя из сведений Ипатьевской летописи, его “помуровали” где-то между 1276 и 1288 годами. Относится он к типу волынских башен и имеет общие черты с башнями-донжонами, распространенными в XII-XIII веках в странах Западной Европы. Это каменное 5-ярусное круглое в плане сооружение (высота около 30 м, толщина стен 2,5 м, наружный диаметр 13,6 м). Стоит башня на мощном каменном фундаменте высотой около 2,3 м, диаметром 16 м. Сложена из брусчатого кирпича темно-красного и желтоватого цвета с характерными продолговатыми канавками в нижней части.

Легенды Каменецкой башни:

Вокруг Каменецкой башни сформировался целый сонм легенд и мифов, как говорят старожилы, каждая старинная ве<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.