Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ





ТЕЗИСЫ

(В ПОРЯДКЕ РУССКОГО АЛФАВИТА)

 

Акимов А.В. (ИВ РАН)

РОБОТОТЕХНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ИНДИИ:

СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

 

В Индии развиваются оба современных направления научно-технической революции: робототехника и искусственный интеллект. По темпам установки роботов Индия отстает от мирового лидера КНР почти в 20 раз, но от Великобритании и Франции только на треть.[1] Индия имеет большой потенциал развития в обоих направлениях в силу того, что имеет инженерную школу и отрасли промышленности, которые необходимы для производства техники нужного качества. Кроме того, передовые позиции индийских программистов в мире обеспечивают Индии преимущество по сравнению со многими другими странами. По числу программистов Индия делит первые позиции в мире с США[2], и находится на первом месте в мире по экспорту компьютерных услуг с долей около 1/5 мирового экспорта. [3]

Развитие этих отраслей в Индии позволит ей повысить производительность и создать среду для потребителей и производителей, которая соответствует стандартам развитых стран. В то же время дешевая рабочая сила во многих случаях становится препятствием для использования дорогостоящей робототехники.

Вместе с тем, по мнению экспертов Индия отстает от ряда конкурентов, в первую очередь, КНР по качеству среды для развития робототехники и искусственного интеллекта.

Успешное развитие робототехники и искусственного интеллекта в Индии расширит производственные возможности страны и создаст новые товары для внутреннего рынка. Вместе с тем, в случае успешного развития этих технологий перед правительством Индии встает проблема увеличения безработицы, роста расслоения общества и его деления на современное и традиционное, разделенное в частности и новыми технологиями.

Алексеева Н.Н. (МГУ)

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ:

АМБИЦИОЗНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

По данным климатологов, территория Индии весьма уязвима к климатическим изменениям, которые затронут абсолютное большинство населения и приведут к значительному экономическому ущербу. Только в сфере сельскохозяйственного производства изменения климата и рост интенсивности экстремальных гидрометеорологических явлений (наводнений, засух, циклонов и др.) могут привести к 30-40% сокращению продуктивности сельского хозяйства (данные Всемирного Банка).

Озабоченность Индии в этой области выражается в активной внешней и внутренней политике. Индия – участник Рамочной конвенции ООН по изменениям климата (РКИК) (1992), Киотского протокола (1997), завершившего свое действие в 2012 г., пришедшего на смену ему Парижского соглашения (2015). В международных дебатах Индия возлагает историческую ответственность за глобальное потепление на экономически развитые страны, при этом развивающиеся страны понесут наибольший урон [Sunita Narain, 2015]. Действительно, Индия, концентрирующая 16% населения мира, ответственна всего за 4,6% глобальных выбросов парниковых газов (ПГ) (углекислого газа, метана, оксидов азота, озона и др.). 3-е место Индии по эмиссии углекислого газа в мире (впереди нее – только Китай и США, после – Россия) сочетается с низким уровнем подушевой эмиссии, которая ниже показателей развитых стран (1,2 т СО2 в год на одного индийца, 20,6 т – на одного американца). В то же время при сохранении существующей ситуации в энергетике к 2030 г. эмиссии ПГ Индии возрастут в абсолютном выражении в 3 раза. 30 июня 2008 г. Правительством был подписан «Национальный План действий Индии в области климатических изменений», включавший 8 амбициозных миссий (целей), определивший политику Индии в области смягчения и адаптации к климатическим изменениям до 2017 г. После ратификации Парижского соглашения 2 октября 2016 г. Индия объявила о новом климатическом плане «Планируемый национальный вклад» (Intended Nationally Determined Contribution). Предполагается, что для его реализации потребуется 206 млрд долл. США до 2030 гг. плюс дополнительные инвестиции для борьбы со стихийными бедствиями за счет внутренних и международных фондов. Новые национальные цели включают: 1) производство 175 ГВт на ВИЭ в 2022 г., из них 100 ГВт приходится на солнечную энергию и 60 ГВт – на ветровую; 2) увеличение выработки энергии, основанной не на ископаемом топливе, с 30 % сегодня до 40 % к 2030 г.; 3) снижение к 2030 г. интенсивность выбросов СО2 на единицу ВВП на 33–35 % по сравнению с 2005 г.; 4) создание дополнительных резервуаров для депонирования углерода (от 2,5 до 3 млрд т СО2) за счет лесонасаждений. Так, план «Национальная миссия для зеленой Индии» предусматривает проведение грандиозных мероприятий по восстановлению нарушенной природной среды на площади 10 млн га, включая лесопосадки на площади 6 млн га к концу 12 пятилетки (2017). Как ожидается, его реализация должна обеспечить 50–60 % плановой доли секвестрации углерода Индии. Эксперты полагают, что помимо угроз, климатическая проблема открывает и «окна возможностей» не только в сфере возобновляемой энергетики (доля ВИЭ в топливном балансе страны увеличится с 2 до 8 % в 2035 г.), но и в сфере внедрения эко-инноваций в строительный сектор, адаптацию городов к климатическим изменениям, создание защитных сооружений в приморских районах и проч. Индии следует добивается более активного участия в проектах Центра климатических технологий и сетевого взаимодействия (Climate Technology Centre and Network) (структура в рамках РКИК ООН и ЮНЕП) для повышения своего технологического потенциала и эффективной реализации планов по адаптации к изменениям климата.

Balaiah Shalini (JNU)

CROSS BORDER TERRORISM THREATS IN INDIA:

STRATEGIES AND CHALLENGES

India is world’s largest democracy and one of the fastest growing economies. India with its size, resource potential and strategic location is being increasingly seen as a regional influential poised on the threshold of emerging as a centre of power in the new international order. While there is ‘extraordinary growth’ and rising global clout, there is also another side to this where the country is witnessing violence and unrest. India is confronted with violence and insurgency movements from the movement of its inception. Since then India has been battling terrorism and has emerged as one of the world’s most consistent targets of Islamic militants. Given the heterogeneous population, location and the newfound status on the global stage, India is among the key targets of a host of terrorist groups from foreign jihadist groups to the tribal insurgents of Northeast and the Maoists in the heartland. India is facing direct threats of cross border terrorism. The biggest external threat emanates from ongoing cross border Jihadi terrorism supported by ISI and Pakistan based Islamist fundamentalist organizations such as Laskar e Tauba (LeT) and Jaish e Mohammad (JeM) who in turn are linked to International Jihadi groups like Taliban and Al-Qaeda.

The Article will explore the challenges posed by terrorism emerging from across the border with special emphasis on Pakistan. The article will also analyze the rationale behind the cross border terrorism in Jammu and Kashmir and other parts of India. The article also intends to explore India’s approach to cross border terrorism. The Article will examine the Indian State’s responses to the threat of cross border terrorism. The article will also discuss the agencies dealing with counter terrorism in India, its limitations and challenges and also the present strategies that India has adopted to counter terrorism.

 

Badrul Alam Mohammed (Jamia Millia Islamia University, РГГУ)

INDIA` S NEW FOREIGN POLICY: IS IT A PARADIGM SHIFT?

As India celebrates its 70th anniversary of its independence and marches forward, the country is acutely aware of the need for strategic and security imperatives for ensuring order, stability and equilibrium among the region’s great powers. India recognises that in the realm of foreign policy, cooperation and the process of engagement cannot be sustained on sheer expediency, episodic and transactional basis but has to be firmly rooted in shared values in economic, security and strategic terms. In view of the economic opportunities and geo-strategic compulsions between India and other countries in the world, one hopes that the same momentum would be carried forward in 2017 and beyond toward a new paradigm of mutual benefit.

Power and national interests in the most generic term refers to the ability of influencing and articulating the behaviour of other states in order to achieve favorable outcome a state desires through attraction, inducement or coercion. Various national governments have at different times utilized their economic and military muscle in realizing and enhancing their primary goals by increasing their raw power potential. The currency of power, national interests and security objectives are clearly evident in the 21st century globalised world with multiple transnational connectivity and changing contours of power. One can argue that India´s power and national interests has been enhanced in the world in general and in context to various major powers and regions in particular with India trying to reach out for new avenues for exercising greater mobility and flexibility in the regional sector for the conduct of its foreign policy.

Бойко В.С. (АГПУ)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ИНДИИ

Объектом нашего исследования является демографическая и политическая ситуация в северо-восточной Индии, возникшая как результат неконтролируемого трансграничного перемещения различных этнических групп и движения за самоопределение племен.

Сразу после образования штата Ассам началось массовое центробежное движение различных этнических групп и племен, которое продолжается до наших дней.

Движение этнических групп за самоопределение привело к образованию новых штатов, так называемых «семи сестер». Нагаленд стал штатом в 1963; в 1972 году появились Мегхалая, Мизорам, Трипура, статус штата получил Манипур; в 1987 году появился Аруначал Прадеш.

Этничность играет ключевую роль в современном политическом и экономическом развитии региона. Административное деление зачастую не совпадает с границами расселения племен, что создает очаги напряженности и является причиной движений за изменение административных границ.

Катализатором для обострения проблем региона послужила поправка в закон о гражданстве, внесенная на рассмотрение парламента в 2016 г. Предлагаемая поправка предполагает особое отношение к нелегальным иммигрантам – сикхам, индусам, буддистам, парсам, джайнам, христианам – из Афганистана, Пакистана, Бангладеш. Предлагается снизить минимальный срок проживания в стране, необходимый для получения гражданства, до 6 лет. Поправка носит дискриминационный характер, поскольку она не распространяется на мусульман, иудеев, бахаи.

В Ассаме и других штатах региона законопроект вызвал бурю возмущения. Прошли массовые митинги и марши протеста. Союз студентов Ассама потребовал поддержать требование коренных жителей Манипура об обязательном наличии специальных пропусков, выдаваемых правительством гражданам Индии, которые не являются коренными жителями северо-востока, на посещение данного региона. Меморандумы, адресованные председателю парламентской комиссии по вопросу о внесении поправки в закон о гражданстве, были направлены студенческими союзами Аруначал Прадеша, Ассама, Манипура, Нагаленда, Мизорама, Трипуры, союзом студентов гаро, союзом студентов кхаси. Демонстранты требуют немедленной депортации всех мигрантов из Бангладеш, будь то индусы или мусульмане. Обстановка продолжает накаляться.

Вечерина О.П. (ФГБУ «ФИМ»)

ИНСТИТУТ РАМАНАНДАЧАРЬЕВ

УРОКИ И ВЫЗОВЫ

 

Семидесятилетняя история независимого существования Индии и Пакистана – история противостояния соседних государств. Основой конфликта является Кашмирский вопрос, претензии обеих стран на территорию Азад Кашмира.

Кризис носит постоянный характер, но острота его ослабевает и вновь обостряется в силу разных причин внутреннего и внешнего характера. В первую очередь, это зависит от позиции лидеров, правящих администраций. Например, в 2011-2014 гг. Исламабад и Нью-Дели одновременно заявили о возобновлении диалога. Тогда столицы договорились, что «вынесут за скобки» Кашмирский спор и «сдвинули с мертвой точки» вопросы выдачи виз для посещения родственников и/ или святых мест, обмена торговыми делегациями, разработали соглашение об обмене рыбаками, чьи суда в силу природных обстоятельств оказались в территориальных водах того или иного государства и т.д.

Вопрос территориальных разногласий с Индией – один из постоянных пунктов внешней политики Миан Мухаммада Наваз Шарифа в 1990-х годах ХХ века его премьерства. В 2013 г. победив на парламентских выборах в третий раз, он вновь заострил территориальные разногласия с Индией.

В Индии в 2014 г. приход к власти премьер-министра Нарендра Моди и провозглашенный им лозунг «де-неруизация» страны, также подтвердил его позицию о «едином и неделимом индийском Кашмире».

Обострение отношений между Индией и Пакистаном на современном этапе затрагивает все аспекты: нарушение режима прекращения огня на Линии контроля, блокирование переговоров о пересмотре ряда статей Договора о распределении вод Инда, заявки обоих государств в Группу ядерных поставщиков и одновременно шаги, направленные на срыв попыток каждой стороны, мероприятия Индии на изолировании Пакистана в регионе и ответные действия Исламабада по блокированию заявки Нью-Дели в постоянные члены Совета безопасности ООН и т.д.

Кризис отношений носит давний и системный характер, несмотря на стремление обоих государств получить статус полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества на июньском 2017 г. саммите в Астане. Устав ШОС исключает пограничные конфликты.

Захаров А.И. (ИВ РАН)

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ИНДИИ

Среди «новых» крупных мировых игроков неизменно упоминают Индию. Экономический подъём последних двух десятилетий усилил ее геополитические амбиции. Приход к власти в 2014 г. Бхаратия Джаната Парти (БДП), идеологией которой служит Хиндутва – национализм, основанный на религиозных традициях индуизма, придал международной деятельности Индии еще большую напористость. Важным моментом индийской внешней политики последнего времени стало деятельное наведение мостов с США. Свою роль в индийско-американском сближении играет трёхмиллионная индийская диаспора в США.

Индия, однако, отнюдь не «уходит на Запад». Эта великая древняя страна следует собственной социально-политической философии и неуклонно утверждает свою независимость, хотя и воздерживается от резких высказываний по большинству острых международных вопросов, прячась за общими формулировками.

В то же время Нью-Дели сохраняет ставку на «привилегированное стратегическое партнёрство» с Москвой. Интересы Индии, глобальные и региональные, всегда чаще шли и идут в одном ключе с интересами России, чем других великих держав. Со своей стороны, у нас никогда не было, нет, и не просматривается на будущее конфликта интересов с Индией.

Но, говоря сегодня о российско-индийских отношениях, мы говорим именно о партнёрстве, не о союзе. Индия – самодостаточная величина на глобальной арене, устремления которой в том или ином конкретном случае могут не совпадать с устремлениями России так же, как, скажем, с устремлениями США или Китая. Подобным же образом Индия никогда не станет чьим-либо младшим партнёром.

С.Н.Каменев (ИВ РАН)

ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Представления политического руководства Индии о ее роли в международной политике радикально обновляются и необходимость всесторонних преобразований востребована в связи с поставленными Моди целями и задачами стратегического масштаба.

Интересы прогрессивной рационализации опираются на неизбежность расширения рыночной системы в экономике и на выбор пути устойчивого накопления силы.
Маркетизация экономики и прагматизм современной стратегической культуры Индии предполагают устойчивые возможности обеспечения государства ресурсами для решения стоящих перед Индией международных и внутриполитических задач.
Моди и его правительство понимают, что стремление стать полноценной современной державой в региональном и глобальном контекстах требует всеобъемлющих преобразований.

Старт нескольких масштабных проектов направлен по сути дела на поощрение роста и развития, на признание необходимости системных реформ, на новое позиционирование государства и его институтов для укрепления национальной экономики и политики Индии. Осознавая реалии перехода к новым стратегическим целям, Моди испытывает давление со стороны конкурентов в региональных и глобальных форматах, прежде всего со стороны динамично продолжающего свои смелые реформы Китая.

Потенциальные угрозы и вызовы со стороны Китая диктуют необходимость адекватных радикальных преобразований в Индии для обретения ею нового статуса «ведущей державы». Популистский характер индийской демократии и политической культуры, а также огромные потребности в области развития выступают ограничителями того, что положительное сальдо торгового баланса может быть вложено в социальные, а не в военные и политические программы.

Лидеры, элиты и индийское общество должны поверить в собственные силы и способность взаимодействовать с миром и с соседями на равных. Способность Индии ассимилировать чужие идеи, культуры и народы доказана многими тысячелетиями исторического развития и становится актуальной в условиях современности. Однако ультраправые индуистские группировки типа «Раштрия сваямсевак сангх» и левые партии опасаются внешнего вмешательства в бюрократические механизмы контроля над экономикой и государством. Армия Индии характеризуется высокой степенью закрытости как институт, что объективно осложняет сотрудничество с зарубежными партнерами. Однако ВМС Индии уникальны среди азиатских флотов по многолетнему опыту увеличения несущей мощности и проецировании ее в ходе учений в Южно-Китайском, Восточно-Китайском и Средиземном море.

Парадоксальная замкнутость Индии влияет на неуверенность в собственных силах, хотя цивилизация Индии всегда была открыта к приходящим извне ценностям и достижениям. Кроме того, индийцы, живущие за границей, сформировали огромную диаспору и легко встраиваются в жизнь в новом окружении. Хотя Индия продолжает динамично наращивать экономическую и военную мощь, она остается, по мнению экспертов, преданной стратегической сдержанности, характерной для индуистских традиций стратегической мысли и практики Неру, которые будут продолжать формировать ее подходы не только к странам Южной Азии, но и к Китаю и США.

Для Индии огромное значение приобретает решимость Моди стать ведущей державой в Индо-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. Важную роль для продвижения Индией своих интересов должны сыграть стратегические региональные союзы, принятие трудных решений по институциональным реформам в экономике, переход к Индии инициативы в совместном поиске решений общемировых и региональных проблем. Реформы армии и флота должны в короткое время обеспечить построение современных вооруженных сил, необходимых для роли гаранта в деле обеспечения безопасности меньших государств Индо-Тихоокеанского региона и обладания военным потенциалом, достаточным для эффективной проекции силы. Даже активным продвижением с помощью soft power компенсировать недостатки в военной сфере невозможно.

Путь к статусу ведущей державы предполагает целенаправленную работу политического лидера и всего народа, способного понять значение новых стратегических идей и практических установок для развития экономики и политических возможностей Индии. Укрепление стратегического партнерства между Индией и США и подписание Joint Strategic Vision for the Indian Ocean Region показало, что сильнейшая мировая держава готова проводить в жизнь новаторское соглашение о совместном стратегическом видении процессов в ИТОР. Если Моди сможет конкретными достижениями упрочить свою стратегию, то Индия реально продвинется по пути к статусу ведущей державы.

Л.А. Черешнева (ЛГПУ)

 

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ:

ВИЗИТ ДЖАВАХАРЛАЛА НЕРУ В США В 1949 г. [4]

 

Становление внешней политики Индийского Союза, возникшего на политической карте мира в августе 1947 г. в результате передачи власти и раздела Британской Индии на Хиндустан и Пакистан, происходило в условиях начавшейся «холодной войны». Стратегическое значение Индии для США до определенного времени было не более весомым, чем значение Пакистана. Однако именно премьер-министр Индии Джавахарлал Неру первым получил приглашение посетить США с официальным визитом. Поездка за океан была необходима индийскому правительству по внутренним и внешним причинам. Быстрыми темпами росла инфляция. Великобритания задолжала индийцам огромную сумму, которая 1 июня 1948 г. составляла 15 млрд. 470 млн. рупий. Лондон согласился увеличить высвобождение Индии стерлингов в 1949-50 и 1950-51 гг. до 650 млн. рупий в год. За эту «уступку» англичан Индия, со своей стороны, приняла на себя обязательство сократить свой импорт из долларовой зоны на 25% по сравнению с импортом 1948-49 гг. Индия могла с этого времени увеличивать свой импорт из США либо за счет повышения экспорта, либо за счет получения займов от американцев.

Вопрос о получении американской пшеницы и технической помощи путем поставки Америке индийских товаров или посредством американского займа явился одним из основных мотивов поездки Неру в США. Но и рост коммунистического влияния в Азии и авторитета Советского Союза, образование Китайской Народной Республики вызывали тревогу в правящих кругах Индии. Компартия Индии при Неру подверглась гонениям. При этом премьер именовал себя социалистом и намеревался бороться с бедностью и социальным неравенством у себя в стране. Определить свое место в новых геополитических реалиях (антикоммунизм или позитивный нейтрализм?), сформулировать политику Индии в отношении СССР, КНР и коммунистического движения вообще – еще один побудительный мотив поездки Неру в США.

Визит состоялся в 1949 г., и Неру получил возможность переговоров с политиками, бизнесменами, научной и культурной элитой США. Он в известной мере способствовал индо-американским экономическим связям, но не привел к прорыву в двусторонних отношениях, разочаровав обе стороны: Неру не нашел понимания по важнейшим вопросам, в первую очередь по проблеме Кашмира, и был встревожен вниманием Белого дома к Пакистану. Президент же США Г. Трумэн остался недоволен непреклонной силой индийского политика, отдающего себе отчет в сущности внешнеполитических приоритетов Индии и необходимости защищать ее национальные интересы.

Шаумян Т.Л. (ИВ РАН)

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ:

ОПЫТ ИНДИИ И КИТАЯ

 

1. 29 апреля 1954 года было подписано Соглашение между Индией и КНР о торговле и связях с Тибетским районом Китая. Оно означало официальное признание Индией Тибета частью Китая. В документе были зафиксированы шесть пограничных перевалов, что позволяло Индии считать этот участок границы установленным с международно-правовой точки зрения.

2. Т.н. «картографическая агрессия»: публикация с середины 1950-х гг. географических карт в Китае, на которых значительная часть территории Индии, а также Сикким, Бутан, Непал, часть Монголии, СССР, Индокитая, ЮВА и пр. были обозначены как китайские. Ситуация осложнилась антикитайским восстанием тибетцев 10 марта 1959 года, бегством Далай-ламы и более шести тысяч тибетцев на территорию Индии и других сопредельных государств. Возникла прямая угроза постепенного перерастания «картографической войны» в «горячую».

3. От конфронтации на картах – до вооруженных столкновений на поле боя. Попытки решить спорные вопросы путем переговоров не увенчались успехом. В результате военных действий между 1959 и октябрем-ноябрем 1962 г. Китай оккупировал более 14 тыс.кв.км территории, главным образом, в Аксай Чине, которую Индия считала своей. Только с 20 по 25 октября было убито 2,5 тыс. индийских солдат.

4. Линия Макмагона – это граница индийского штата Аруначал-Прадеш, вокруг принадлежности которого не утихают споры и дискуссии. Эта пограничная линия получила название по имени британского представителя на трехсторонней англо-тибето-китайской конференции в Симле в 1913-14 гг. Китайская сторона ставит вопрос о совершенно иной пограничной линии, проходящей у подножья Гималаев южнее линии Макмагона примерно на 100 км, и претендует на территорию около 90 тыс. кв. км, расположенную между двумя пограничными линиями. Китай настаивает на передаче ему района монастыря Таванг в Аруначал Прадеш, мотивируя это тем, что Таванг – это историческая родина Далай-ламы шестого, родившегося здесь в XVII в.

5. Изменения традиционно принятых географических названий используются для подтверждения права на принадлежность той или иной территории. 14 апреля 2017 года Китай объявил о присвоении китайских названий шести пунктам вдоль линии фактического контроля в районе, который Китай называет «Южным Тибетом», а Индия – штатом Аруначал-Прадеш. Пекин заявил о готовности предоставить старые географические карты и иные свидетельства того, что эти названия существовали уже сотни лет.

6. В то же время, представитель китайского МИДа по существу подтвердил, что переименования «поддерживают» территориальные претензии Китая, так как они подтверждаются четкими свидетельствами истории, культуры и административного управления.

7. Если Китай будет принуждать международные организации, источники интернета и прочие существующие механизмы использовать вводимые им китайские названия, то существует опасность того, что Китай и Индия могут оказаться вовлеченными в «картографическое сражение», которое отбросит их отношения более чем на 60 лет назад, к середине 1950-х годов, когда «картографическая агрессия» лишь начиналась. Вопрос в том, как стороны будут разрешать вновь обострившиеся противоречия в условиях формирования нового мирового порядка.

Srinivas Junuguru (JNU)

ОПЫТ НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ

– Провозглашенные цели развития и их реализация.

– Достижения и проблемы в социально-экономической сфере.

– Развитие демократии. Успехи и провалы (чрезвычайное положение).

– Элитарная модернизация.

– Две Индии: богатые и бедные.

– Внешняя политика в условиях меняющегося мира в ХХ1 в.

 

Е. С. Юрлова (ИВ РАН)

ТЕЗИСЫ

(В ПОРЯДКЕ РУССКОГО АЛФАВИТА)

 

Акимов А.В. (ИВ РАН)

РОБОТОТЕХНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ИНДИИ:

СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

 

В Индии развиваются оба современных направления научно-технической революции: робототехника и искусственный интеллект. По темпам установки роботов Индия отстает от мирового лидера КНР почти в 20 раз, но от Великобритании и Франции только на треть.[1] Индия имеет большой потенциал развития в обоих направлениях в силу того, что имеет инженерную школу и отрасли промышленности, которые необходимы для производства техники нужного качества. Кроме того, передовые позиции индийских программистов в мире обеспечивают Индии преимущество по сравнению со многими другими странами. По числу программистов Индия делит первые позиции в мире с США[2], и находится на первом месте в мире по экспорту компьютерных услуг с долей около 1/5 мирового экспорта. [3]

Развитие этих отраслей в Индии позволит ей повысить производительность и создать среду для потребителей и производителей, которая соответствует стандартам развитых стран. В то же время дешевая рабочая сила во многих случаях становится препятствием для использования дорогостоящей робототехники.

Вместе с тем, по мнению экспертов Индия отстает от ряда конкурентов, в первую очередь, КНР по качеству среды для развития робототехники и искусственного интеллекта.

Успешное развитие робототехники и искусственного интеллекта в Индии расширит производственные возможности страны и создаст новые товары для внутреннего рынка. Вместе с тем, в случае успешного развития этих технологий перед правительством Индии встает проблема увеличения безработицы, роста расслоения общества и его деления на современное и традиционное, разделенное в частности и новыми технологиями.

Алексеева Н.Н. (МГУ)

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ:







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.