|
Тема 3. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ).Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей. Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться в двух основных направлениях ‒ при активном воздействии самого человека на профессию (изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и т.д.) и влиянии самой профессии на личность. Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название «профессиональная деформация». Одним из негативных её проявлений является синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ). СЭВ относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных и психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций. На Европейской конференции ВОЗ (2005) отмечено: стресс, связанный с работой, - одна из важнейших проблема примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза.В Международной классификации болезней (МКБ-Х) С Э В отнесен к рубрике Z73 - «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни»). Термин «burnout syndrome» (эмоциональное выгорание) был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденберегром в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с клиентами (пациентами). Но впервые термин ввел ам психиатр Г.Бредли(1969) который просто не успел опубликовать работу «Выгорание» («burnout») – общее название последствий длительного функционального перенапряжения организма и психики, трансформации личностных черт и установок субъекта труда в результате экстремальных воздействий факторов психической, физической, социальной, профессиональной природы. В исследованиях выгорания различают его эмоциональные, психические и профессиональные аспекты, которые наблюдаются в той или иной степени независимо от причин возникновения этого явления. Наиболее популяра 3 компонентная модель СЭВ К.Маслач: эмоционального истощения, деперсонализации и снижения стремления к достижениям. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности, истощение эмоциональной энергии и ощущение, что эмоциональных ресурсов не хватает, чтобы преодолеть определенную экстремальную ситуацию. Это эмоциональное истощение может быть связано также с физической усталостью и когнитивным перенапряжением. Второй компонент выгорания – тенденция к деперсонализации – предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда; например, в социальной сфере это бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, пациентам и даже коллегам. Хотя при помощи деперсонализации можно снизить интенсивную эмоциональную активность, которая мешает работать в кризисных ситуациях, но чрезмерная отстраненность от других людей способна привести к появлению бессердечного, безразличного отношения к благополучию этих людей. Третий компонент выгорания – редукция профессиональных достижений (снижение стремления к личным достижениям), выражается в негативной оценке своего поведения и работы, в чувстве некомпетентности и неспособности достигнуть поставленных целей. Факторы СЭВ в профессии человек-человек: По качеству: Физические – усталость, бессонница, одышка, гипертензия, обострение блезней, головокружение Эмоциональны е – пессимизм, черствость, безразличие, фрустрация, беспомощность, безнадежность, раздражительность, тревога, депрессия, истерики, одиночество; Поведенческие – работа более 45 часов, желание отдохнуть, ПАВ, несчастные случаи, импульсивное поведение; Интеллектуальны е – потеря интересов, идей, энтузиазма, апатия, рутана, цинизм, отказы и формализм; Социальные – нет времени, энергии, достижений, изоляция, непонимание, отказ от контактов, нет поддержки, заужен круг интересов. По локализации: Внутренние факторы: • возраст; • слабая стрессоустойчивость; • не развитость эмоционального интеллекта; • завышенные ожидания; • нереализованные потребности; • иррациональные установки; • самокритичность; • вовлеченность; • самоотверженность; • готовность к тяжелой работе; • потребность доказать свою состоятельность; • отсутствие навыков саморегуляции и самовосстановления; Внешние факторы: • трудный контингент; • эмоционально напряженная деятельность; • высокая ответственность; • дискомфортные условия труда; • чрезмерная требовательность руководства; • требовательность клиентов; • неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе; • конфликтная или стрессовая ситуация. (Диагностика СЭВ)
Обработка результатов Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день». Ключ: «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54). «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30). «Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48). Выводы Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание». Методика: Определение психического выгорания Источник: Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.357-360. Назначение теста Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности. Инструкция к тесту Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами "редко", и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа. Тестовый материал 1. Я легко раздражаюсь. 2. Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать. 3. Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе. 4. Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы. 5. Меня мучает бессонница. 6. Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы. 7. Я работаю с большим напряжением. 8. Моя работа приносит мне удовлетворение. 9. Чувствую, что работа с людьми изматывает меня. 10. Думаю, что моя работа важна. 11. Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе. 12. Я доволен профессией, которую выбрал. 13. Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня. 14. Я эмоционально устаю на работе. 15. Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии. 16. Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня. 17. Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе. 18. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе. 19. Для меня важно преуспеть на работе. 20. Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим. 21. Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий. 22. У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь. 23. Я полон оптимизма по отношению к своей работе. 24. Мне нравится моя работа. 25. Я устал все время стараться. 26. Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы. 27. Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе. 28. Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры. 29. Я чувствую физическое напряжение, усталость. 30. Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам. 31. Работа эмоционально выматывает меня. 32. Я использую лекарства для улучшения самочувствия. 33. Меня интересуют результаты работы моих коллег. 34. Утром мне трудно вставать и идти на работу. 35. На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился. 36. Нагрузка на работе практически невыносима. 37. Я ощущаю радость, помогая окружающим людям. 38. Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе. 39. Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок. 40. Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками. 41. Я люблю свою работу. 42. У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен. 43. Меня раздражает поведение моих учеников. 44. Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне. 45. Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места. 46. Я замечаю, что становлюсь более черствыми по отношению к людям. 47. Я чувствую эмоциональное напряжение. 48. Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой. 49. Я чувствую себя измотанным. 50. Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям. 51. Временами я сомневаюсь в своих способностях. 52. Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию. 53. Выполнение повседневных дел для меня - источник удовольствия и удовлетворения. 54. Я не вижу смысла в том, что делаю на работе. 55. Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии. 56. Хочется «плюнуть» на все. 57. Я жалуюсь а здоровье без четко определенных симптомов. 58. Я доволен своим положением на работе и в обществе. 59. Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил. 60. Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье. 61. Я сомневаюсь в значимости своей работы. 62. Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе. 63. Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности. 64. Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе. 65. Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю. 66. Мне буквально приходится заставлять себя работать. 67. Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние. 68. Мне нравится отдавать работе все силы. 69. Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения. 70. Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе. 71. Верю, что способен выполнить все, что задумано. 72. У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|