Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ).





Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей. Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться в двух основных направлениях ‒ при активном воздействии самого человека на профессию (изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и т.д.) и влиянии самой профессии на личность. Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название «профессиональная деформация». Одним из негативных её проявлений является синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ).

СЭВ относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных и психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

На Европейской конференции ВОЗ (2005) отмечено: стресс, связанный

с работой, - одна из важнейших проблема примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза.В Международной классификации болезней (МКБ-Х) С Э В отнесен к рубрике Z73 - «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни»). Термин «burnout syndrome» (эмоциональное выгорание) был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденберегром в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, профессиональная деятельность которых связана

с интенсивным и тесным общением с клиентами (пациентами). Но впервые термин ввел ам психиатр Г.Бредли(1969) который просто не успел опубликовать работу

«Выгорание» («burnout») – общее название последствий длительного функционального перенапряжения организма и психики, трансформации личностных черт и установок субъекта труда в результате экстремальных воздействий факторов психической, физической, социальной, профессиональной природы. В исследованиях выгорания различают его эмоциональные, психические и профессиональные аспекты, которые наблюдаются в той или иной степени независимо от причин возникновения этого явления.

Наиболее популяра 3 компонентная модель СЭВ К.Маслач: эмоционального истощения, деперсонализации и снижения стремления к достижениям.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности, истощение эмоциональной энергии и ощущение, что эмоциональных ресурсов не хватает, чтобы преодолеть определенную экстремальную ситуацию. Это эмоциональное истощение может быть связано также с физической усталостью и когнитивным перенапряжением.

Второй компонент выгорания – тенденция к деперсонализации – предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда; например, в социальной сфере это бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, пациентам и даже коллегам. Хотя при помощи деперсонализации можно снизить интенсивную эмоциональную активность, которая мешает работать в кризисных ситуациях, но чрезмерная отстраненность от других людей способна привести к появлению бессердечного, безразличного отношения к благополучию этих людей.

Третий компонент выгорания – редукция профессиональных достижений (снижение стремления к личным достижениям), выражается в негативной оценке своего поведения и работы, в чувстве некомпетентности и неспособности достигнуть поставленных целей.

Факторы СЭВ в профессии человек-человек:

По качеству:

Физические – усталость, бессонница, одышка, гипертензия, обострение блезней, головокружение

Эмоциональны е – пессимизм, черствость, безразличие, фрустрация, беспомощность, безнадежность, раздражительность, тревога, депрессия, истерики, одиночество;

Поведенческие – работа более 45 часов, желание отдохнуть, ПАВ, несчастные случаи, импульсивное поведение;

Интеллектуальны е – потеря интересов, идей, энтузиазма, апатия, рутана, цинизм, отказы и формализм;

Социальные – нет времени, энергии, достижений, изоляция, непонимание, отказ от контактов, нет поддержки, заужен круг интересов.

По локализации:

Внутренние факторы: • возраст; • слабая стрессоустойчивость; • не развитость эмоционального интеллекта; • завышенные ожидания; • нереализованные потребности; • иррациональные установки; • самокритичность; • вовлеченность; • самоотверженность; • готовность к тяжелой работе; • потребность доказать свою состоятельность; • отсутствие навыков саморегуляции и самовосстановления;

Внешние факторы: • трудный контингент; • эмоционально напряженная деятельность; • высокая ответственность; • дискомфортные условия труда; • чрезмерная требовательность руководства; • требовательность клиентов; • неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе; • конфликтная или стрессовая ситуация.

(Диагностика СЭВ)

Примеры 2-х опросников: Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой) Источник: Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/ Инструкция Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день». Текст опросника
  Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным            
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»            
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу            
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела            
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним            
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться            
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами            
8.Я чувствую угнетенность и апатию            
9. Я уверена, что моя работа нужна людям            
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю            
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня            
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление            
13.Моя работа все больше меня разочаровывает            
14. Мне кажется, что я слишком много работаю            
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам            
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех            
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе            
18. Во время работы я чувствую приятное оживление            
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного            
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе            
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам            
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.              

Обработка результатов

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

Ключ:

«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Выводы

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

Методика: Определение психического выгорания

Источник: Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.357-360.

Назначение теста

Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами "редко", и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.

Тестовый материал

1. Я легко раздражаюсь.

2. Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать.

3. Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе.

4. Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.

5. Меня мучает бессонница.

6. Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы.

7. Я работаю с большим напряжением.

8. Моя работа приносит мне удовлетворение.

9. Чувствую, что работа с людьми изматывает меня.

10. Думаю, что моя работа важна.

11. Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе.

12. Я доволен профессией, которую выбрал.

13. Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня.

14. Я эмоционально устаю на работе.

15. Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии.

16. Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня.

17. Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе.

18. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе.

19. Для меня важно преуспеть на работе.

20. Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим.

21. Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий.

22. У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь.

23. Я полон оптимизма по отношению к своей работе.

24. Мне нравится моя работа.

25. Я устал все время стараться.

26. Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.

27. Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.

28. Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.

29. Я чувствую физическое напряжение, усталость.

30. Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.

31. Работа эмоционально выматывает меня.

32. Я использую лекарства для улучшения самочувствия.

33. Меня интересуют результаты работы моих коллег.

34. Утром мне трудно вставать и идти на работу.

35. На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился.

36. Нагрузка на работе практически невыносима.

37. Я ощущаю радость, помогая окружающим людям.

38. Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.

39. Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.

40. Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.

41. Я люблю свою работу.

42. У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.

43. Меня раздражает поведение моих учеников.

44. Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.

45. Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.

46. Я замечаю, что становлюсь более черствыми по отношению к людям.

47. Я чувствую эмоциональное напряжение.

48. Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.

49. Я чувствую себя измотанным.

50. Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.

51. Временами я сомневаюсь в своих способностях.

52. Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.

53. Выполнение повседневных дел для меня - источник удовольствия и удовлетворения.

54. Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.

55. Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.

56. Хочется «плюнуть» на все.

57. Я жалуюсь а здоровье без четко определенных симптомов.

58. Я доволен своим положением на работе и в обществе.

59. Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил.

60. Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.

61. Я сомневаюсь в значимости своей работы.

62. Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.

63. Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности.

64. Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.

65. Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.

66. Мне буквально приходится заставлять себя работать.

67. Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.

68. Мне нравится отдавать работе все силы.

69. Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.

70. Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.

71. Верю, что способен выполнить все, что задумано.

72. У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.