Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. Кризисы профессионального развития. Интервизия как метод профессиональной поддержки специалистов помогающих профессий





 

 

Конечно, такие компоненты, как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профес­сионального обучения и осуществления профессиональ­ной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «про­фессиональное становление личности». Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, яв­ляется динамичным и многоуровневым процессом.

 

Кризисы профессионального развития можно определить как резкие изменения вектора профессионального развития личности. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях - к смене профессии.

Существует достаточно много концепций этапов профессионального развития.

Так в психологии проф развития (по Е.Ф. Зеер) например принято выделять 3 этапа, которые могу сопровождаться кризисами.

1.э- стадия Оптации. Вхождение в профессию (обычно в среднем срок длительности стадии от 0 до 5 лет)

Кризисные темы: проблема нехватки информации; не развиты умения и навыки, спутанность проф идентичности (например: конфликт между «хочу, могу, должен»).

 

2 этап- адаптация (опять в среднем от 6 до 16 лет нахождения в профессии, но это условно, так как этот этап может у человека быть и больше).

Здесь высокий проф уровень. Но кризис обусловен- желанием развиваться в профессии, но возмностей таких специалист себе не находит. (напрмиер по внешним или по внутренним причинам). Моет кризис завершится или проф развитием дальше,или сменой профессии, или в рамках специальности пробы другой профессии (опять переход на оптацию)

 

3 этап- мастерство. Стадия неоднозначная. Сроки как парвило не предлены временем, хотя пишут с 16-летним сроком деятельности и до….Здесь сроки- обусловлены качеством (самоощущение себя как мастера). Еслитакого самоощущения нет-то можно и оставться на стадии адаптации и все время в ней проф развиваться без трансляции.

Задача стадии- трансляция знаний, умений навыков- последующим специалистам (ученикам).

Здесь проблемы: 1)нет желания транслировать (может быть эгоцентризм- ве такие ученики неспособные-что вот и передать некому), 2)неумение качественно транслировать (тогда надо обучаться).

Кризис: обесценивание себя (как транслятора), или других (как учеников).

 

НЕТ универсальных советов для проходения стадий!!! ЧЕЛОВК САМ ИЩЕТ!

 

Притча о выборе пути У каждого своя дорога Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: - Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции. Второй сказал: - Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: - Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса. Четвертый сказал: - Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое. Пятый сказал: - Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня. Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался. Все поступили правильно. Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами. Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных. Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.  

 

 

ИНТЕРВИЗИЯ

 

В системе профессиональной коллегиальной поддержки специалистов помогающих профессий принято выделять такую современную форму как интервизия.

Интервизия (англ. – intervision: «inter» - взаимодействие, взаимная направленность» и «vision» - «виденье») дословно взгляд в середину, проникновение в суть – «интерколлегиальный» или «межколлегиальный» метод работы в группе специалистов, занимающихся консультированием, терапией или лечением клиентов.

Эта группа имеет ведущего и направлена на профессиональное развитие ее участников. Обычно группа состоит из профессионалов, но в нее также могут входить стажеры, практиканты и добровольцы. Интервизию можно определить как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами.

Интервизия берет свое начало в практике супервизии. Но если супервизия направлена на выяснение вопросов: как личносные особенности (установки, ценности, система ролей, эмоциональная сфера, сфера отношений, детский опыт, настоящая семейная ситуация,и.т.д.) специалиста влияет на процесс взаимодействия с клиентом, то интервизия больше направлена на разрешение функицональных вопросов, которые могут затрагивать проблемы сферы технологии и методов работы с клиентом, характер взаимодейтсвия в коллективе, улучшения функционирования организации,и.т.п. При этом в интервизии не затрагивается личность специалиста, но может выясняться его мысли иличувства или дейтсвия по поводу той или иной ситуации.

Например, если темой супервизии может исследование проблемы чрезмерного погружения специалиста в роль «спасателя», готового «догнать и причинить добро». И эта проблема мешает эффективной работе с клиентами, персоналом. В супервизии, эта роль будет рассматриваться очень глубоко (детство, личная жизнь, установки,и.т.п.); будут исследоваться глубинные внтуриличносные причины возникновения этой роли. То в интервизии, например, такая же пробелма рассматривается только в рамках выяснения внешнихобстоятельств, когда эта роль «запускается» у специалиста, и рекомендации даются технического характера (например как себя вести,чтобы в эту роль не попасть). Но при этом нет исследования причин формирования этой роли. На интервизии просто может быть рекомедовано такому специалисту пройти и супервизию.

Интервиия также отличается и от балинтовской группы, в фокусе которой-только исследования поля взаимоотношений «специалист-клиент», и это поле создается при помощи ассоциативных реакций участников балинтовской группы, позволяющих специалисту посмотреть на проблему взаимоотношений с клиентов со стороны(да и технология проведения балинтовской группы в корне отличается от интервизии).

При этом функционально интервизия решает аналогичные задачи что и супервизия, и балинтовская группа:

· Профессиональный обмен информацией (опыт работы, использование технологий развивающего обучения, особенности работы по определенному направлению и т.п.).

· Возможность получить поддержку со стороны коллег (помощь молодым специалистам, решение проблемных вопросов и т.п.).

· Профилактика «синдрома профессионального выгорания».

Проведение интервизии является профилактикой возникновения сложных вопросов и проблемных моментов, поскольку во время работы все участники получают опыт поведения в рассмотренной ситуации.

 

Интервизияонная группа включает в себя небольшое количество участников (как правило, работающих в одной организации) количество от 5 до 10 человек. Важный фактор-участники связаны между собой «горизонтальными» отношениями, то есть лиц, которые непосредственно руководят этими участниками на интевизионных группах быть не должно.

Роль ведущего- выборочная на каждую интервизионную гурппу. Ведущий сам не участвует в интервизионных обсуждениях, но следит за соблюдением правил интервизии (начало- завершение, руги вопросов, качество вопросов, чтобы они глубоко не касались личности заявителя, глосование за случай,и.т.п.) другими участниками группы и сам запускает все этапы интервизии.

На следующую интервизию участники договариваются-кто будет ведущим.

Темы интервизионных встреч: темы обычно формулируются заранее (можно расписать 6 тем), или каждая тема в конце интервизии обсуждается участниками.

Примеры тем:

· Мотивация клиентов

· Отдельные случаи из практики;

· Позиция специалиста;

· Плюсы и минусы фокусных групп для зависимых и созависимых;

· Ресурсы;

· Улучшение работы структурных подразделений в организации

· Профессиональный стиль;

· Подходы, методы и техники работы с социопатическими клиентами;

На темы каждый специалист, уже зная заранее тему, может готовить свою ситуацию (случай), чтобы представить его на интервизии.

Бывает так, что тема оказалась очень актуальная, и участники готовы дальше работать по этой теме. Тогда эта тема может оставаться (при совместном коллегиальном решении и на следующую интервизионную группу;не забываем что ведущий будет другой человек из коллег). Или же в рамках одной интервизии моет рассаматриваться сначала один случай, потом ругой (но елси в рамках одной инетервизии- то ведующий остается тот же).

Время 1 интервизии- 1 час или 1, 5 часа. Если в 1-ну интервизию рассматривается 2 случая- то 2 или 3 часа.

Обычно интервизионная группа собирается 1 раз в месяц. Можно 1 раз в 2-3- месяца.(но луче,когда 1 раз в месяц).

Правила интервизии идентичны как и в группой работе:

Активность

Я-высказывание

Конфиденциальность (все что обсуждается-остается между участниками)

Очередность (ждать своей очереди, не перебивать)

Время- (на то чтобы задать вопрос 1-2- минуты; ответ на вопрос 1-5минут;обсуждение 10-минут, рассказ о ситуации 5-15 минут.)

На 1 –круге вопросов-только 1 вопрос от участника

Можно пропустить свою очередь на круге вопросов и задать вопрос в конце круга или не задавать, но активно работать на этапе рекомендации и участвовать в круге чувств.

 

Материально-технические средства: помещение для 5-10 человек, стлья по кругу; флипчат и ли доска (если есть возможность). Ручки и бумага для записей (для каждого участника).

Есть нюансы- если спаренная интервизия-то кофе-чай в перерыв. Во время интервизии желательно ничего не употреблять в пищу (водичка допускается).

Этапы процесса супервизии.

1 – приветствие и круг чувств. На этом этом этапе ведущий открывает угрппы, все здороваются и проводят рефлексию своего эмоционального состояния.

2.- Ведущий напоминает правила интервизии и тему и просит каждого участника по кругу (по часовой стрелке от ведущего) кратко в 2-3- предложениях сказать о чем бы он хотел заявить по данной теме.

3.-Выбор случая. Участники заявляют случаи по теме. Затем, путем голосования- выбирается случай набравший большинство голосов (ведущий не голосует. Его голос может включен огда когда есть 2 ведущих случая с одинаковым количеством голосов. Также нельзя голосоватьза свой случай и нельзя голосовать дважды.

4. Представление случая- заявитель рассказывет случай (5 -15 минут). Никто не перебивает не задает никаких вопросов. Праивло: молча слушаем случай до тех пор пока заявитель не скажет что у него все, или когда истекает 15 минут и ведущий уже говорит что остается 2 минуты до окончания времени.

В это время участники по личному желанию могу вести записи (по случаю, каки-то свои мыли, возможные вопросы,и.т.п.).

5. Запросы группе. После того, как заявитель рассказал о случае. Ведущий напоминает, чтобы заявитель попросил у группы помощи сформулировал запрос для участников по поводу своего случая). Например: как мне работать с таким-то таким-то клиентом, как научится не реагировать на критику со стороны клиента; как выстроить более конструктивные отношения с руководством; как перестроить эффеткивно рабочее время,и.т.п.

Если заявители трудно сформулировать- ведущий может помочь.

Обычно вопросы пишутся на доске, и дубулируются учатсниками у себя в записях.

6. Круги вопросов: теперь каждый учатник по часовой стрелке начиная от участника слева от ведущего может задать заявителю случая только 1 вопрос. На 1 круг- по 1 –му вопорсу от каждого участника заявителю Ведущий следит за этим, а также за тем, чтобы в вопросах уже не содержались рекомендации, а также чтобы эти вопросы не затрагивали личную историю участника, но вопросы о том: что бы думаешь, чувствуешь или ведешь себя по этому поводу,- допускаются.

Когда заканчивается 1 гург вопорсов, ведущий оращается к учтанискам (кроме заявителя) по поводутого, требуется ли еще задавать вопосы. Если у участников вопросы остаются-то делается еще круг вопросов и так пока у участников к заявителю больше вопросов не останется. (обычно 3-5 кругов вопросов делается). Если уже болше 6 кругов вопорсов,то ведущий может сам сказатьчто заврешаем круги и даже елси остались у учатсников вопорсы- то они не задаются (регламент).

7. Работа по составлению рекомендации. После крага вопросов, ведущий обращается ико всем учатсникам, включая и заявителя с просьбой в течении 5-10минут ответить на запрос заявителя. Желательно отвечать подробно. Заявитель также в это время сам себе отвечает на свой запрос.

8. Выслушивание рекомендаций.

Участники каждый опять начиная от ведущего по часовой стрелке дают свои рекомендации (ответы на запрос) заявителю. На рекомендации на каждого участника отводится от 1-5 минут. В рекомендациях также можно включать пожелание пройти супервизию заявителю, напрмиер указав на то что ситуация возможно связана с каким-то глубоким личным опытом у участника.

В задачу заявителя входит – слушать и по возможности записывать все рекомендации.

Затем после того как все участники дали свои рекомендации, заявитель рассказывает участникам о своих рекомендациях. Затем 1-2 минутку ему может давать ведущий чтобы заявитель собрался и ответил группе- какие рекомендации от участников он возьмет на заметку (говорить о рекомендациях а не об личности участника, которые ее дал!!!, безусловно, конечно же благодарим за рекомендации).

 

9 Завершении интервизии.

Далее ведущий обращается к участникам с вопросами стандартным:

1) чем для меня полезным оказался этот случай?

2) Мое самочувствие при заверешении супервизии?

Далее каждый участник (заявитель случая высказывается предпоследним перед ведущим) по кругу отвечает на этои вопросы- 2-4 минуты.

После того как высказался и заявитель, ведущий высказывается ТОЛЬКО по 2 вопросы (о самочувствии)

10 Постскриптум: Далее технические вопросы, которые также ведет Ведущий:

-предложение продлить еще интервизию чтобы рассмотреть сейчас еще один случай (ведущий не меняется)

- темы следующий интервизии и выбор ведущего на следующую интервизию

-время и место проведение следующей интервизии (PSздесь важно что если вдруг частникам как-то будет не удобно встретиться в этом времени, то заранее (крайний срок за 2 дня до даты интервизии) можно встретиться и передоговориться, также решаются и другие «цейтнотовые» ситуации)..

 

PS Просьба, если есть возможность от каждой группы- в печатаном виде представить задание на обобщение _составить расписание на неделю (календарь по профилактике профессионального выгорания). В рукописном варианте- сложно понять. (Опять не принуждаю, по желанию!) Далее- если есть желание- стараться такие «противовыгорающие» календари (на неделю, месяцы, год-включить в план проф. деятельности»  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная

1. Ананьев В.А. Психология здоровья: учебное пособие / В. А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: учеб. пособие: рек. УМО/ О. В. Бойко. -М.: Академия, 2004. -267 с..

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р.Психология здоровья человека. Эталоны,представления и установки. М., 2001

4. Водопьянова Н.В. Психодиагностика стресса-СПб:Питер,2009

5. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПбГУ, 2009.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996 Марьясова Н. В. Духовность в жизни человека: учеб. пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 2007

7. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М.,2005.

8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности:теория и практика/под ред Г.С.Никифорова.-Спб.:Речь,2010-816с

9. Психология здоровья: учеб.: рек. УМО/ под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер,2006. -607 с.

10. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте/ под ред Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А.-М Издательство «Институт психологии РАН» – 2011

Дополнительная:

1. Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: учебное пособие. -М: Флинта, 2012

2. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1997. – 172 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер: Питер-принт, 2005. – 336 с.

4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический проект, Символдрама. – ЕГУ, Минск, 2001г.

5. Демина Л.Д.Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. -2-е изд. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005.

6. Клиническая психология: учеб./ ред. Б. Д. Карвасарский. -4-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2010. -862 с.

7. Здоровая личность. /под ред Г.С.Никифорова-СПб:Речь,2013-400с

8. Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 304с.

9. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С. 3 – 16.

10. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. — СПб., 2001.

11. Морли С., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. — СПб, 1996.

12. Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Институт психологии РАН, 2008.

13. Рогов Е. И. Психология общения [Текст]: к изучению дисциплины / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 335 с.

14. Ронгинская, Т. И.Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал, 2002. – том 23. – № 3. – С. 19 – 24.

15. Рубинштейн С.Л. Воображение.// Основы общей психологии. – М., 1998г.

16. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., Класс, 1998г.

17. Уолен С., Ди Гусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. — М., 1997

18. Фесенко О.П., Колесникова С.В.. Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки): Москва -Флинта; 2014

19. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. – СПб., - 1992г.

20. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002. – 352 с.

21. Эллис, Альберт. Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход. — Сова, Эксмо-Пресс, 2002.

22. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер. ЮНГ К. Г. (1993) Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс.

23. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! Искусство психологической самозащиты. — СПб: Питер Пресс, 1997.

24. Юнг К.Г. «Человек и его символы». – М., 1998г.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.