Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исследования статического равновесия в спорте





Особый интерес представляли для нас работы, посвященные изучению статического равновесия в процессе спортивной деятель­ности.

Е.Я.Бондаревский провел большое экспериментальное исследо­вание по проверке правомерности применения простейших упражнений для изучения функции равновесия [17, 18]. Простые упражне­ния - это различные модификации проб Ромберга. Например, стойка ноги врозь правой, правая на носок, левая на пятку. Все 20 уп­ражнений статического равновесия, описанные автором, подверг­лись сопоставлению со стабилографическими индексами методом корреляционного анализа. Как оказалось, значительная часть их вполне пригодна для изучения статической устойчивости. Таким образом было доказано, что наряду со стабилографией, позволяю­щей фиксировать процесс равновесия наиболее информативно и объективно, для контроля за развитием статического равновесия наиболее информативно и объективно, для контроля за развитием статического равновесия как функции, можно пользоваться методическим приемом измерения времени сохранения равновесия в определенных позах. Е.Я.Бондаревский детально описал требования, предъявляемые к этим прос­тым упражнениям, и конкретно указал на наиболее информативные из них. Для оценки уровня развития функции прямостояния при определении физической подготовленности школьников рекомендует­ся пользоваться одной из проб Е.Я.Бондаревского [76].

Большая работа по изучению статической и динамической ус­тойчивости проводится на кафедре гимнастики Киевского ИФК [12, 15, 16, 146]. В частности, в 1975 г. группой авторов] был предложен акселерографический метод исследования, позволяющий регистрировать индивидуальное балансирование при выполнении совместных действий в парной акробатике и характеризовать доле­вое участие каждого из партнеров.

При оценке особенностей сохранения вертикальной позы (ме­тодом стабилографии) во время выполнения упражнений с обручем Бирюк Е.В. и Болобан В.Н. пришли к заключению, что на стадии высокого спортивного мастерства амплитуда колебаний тела не всегда определяет качество устойчивости [12]. Подобный вывод

хорошо согласуется с высказыванием В.М.Зациорского "хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстро восстанавливает" [46, с. 178].

В различных видах спорта изучаются вопросы статической ус­тойчивости. Показано например, что по изменениям стабилографических кривых во время прицеливания и выстрела хорошо видны различия у стрелков разного класса. В то же время не выявлена зависимость между устойчивостью тела и квалификацией стрелка [68].

Несколько далека от проблематики спорта работа М.В.Мацкевича и В.А.Кабачкова, однако она вызывает живой интерес в силу неординарности решаемых задач. Авторы пришли к заключению, что на качество обработки деталей на токарных и фрезерных станках влияет степень устойчивости стояния рабочих в вертикальной по­зе [91].

В спортивной гимнастике ряд научных работ посвящен иссле­дованиям устойчивости при выполнении упражнений на бревне [66, 67, 120, 142].

И.И.Розен пришел к выводу о том, что равновесие тела чело­века является механически неустойчивым, смешанным или устойчи­вым, в зависимости от количества степеней свободы в суставах, близлежащих к опоре в данной позе. Именно этот признак, а не положение ОЦТ над площадью опоры, определяет характер равнове­сия тела человека. Для повышения устойчивости занимающихся при выполнении упражнений на месте автор считает наиболее эффектив­ным метод выполнения этих упражнений с закрытыми глазами [120],

Психическое состояние гимнастов В.И.Силин предлагает оцени­вать путем выполнения равновесия на одной ноге [128], а при опре­делении готовности спортсменов к соревнованиям рекомендуется воспользоваться двумя тестами статической устойчивости, один из которых заключается в следующем: "Гимнаст стоя в основной стой­ке, на пятке любой ноги с зажимом и иглодержателем на ней вы­полняет с закрытыми глазами поворот на 180°, Ошибка определяет­ся в градусах" [125, с. 23]. Результаты наблюдений свидетель­ствуют о высокой взаимосвязи показателей отобранных проб с уров­нем готовности гимнастов к соревнованиям.

Наши усилия были направлены на поиск научных работ, в ко­торых бы отражались изменения статического равновесия под вли­янием специфической (для вида спорта) тренировочной работы. Од­нако таких исследований оказалось явно недостаточно.

На принципиальную возможность определения переутомления и перетренированности спортсмена путем исследования вестибуляр­ных реакций указывал А.И.Яроцкий [173]. Как оказалось, после интенсивных и длительных физических упражнений у спортсменов отмечается значительное уменьшение сохранения равновесия тела.

Сопоставив изменения амплитуды, частоты и длительности отдельных выбросов в записях стабилограмм после применения до­зированной нагрузки (приседания, работа на велоэргометре, бег...), Бобов Б.В., Кордюков В.Р., Писаренко Ю. пришли к вы­воду о том, что "запись стабилограмм во многом помогает органи­зовать наиболее рациональные тренировки", однако не указывают на конкретные пути подобной оптимизации [13].

Значительно информативнее работа Васильева Г.Ф., Дегтяре­ва И.П. и Родионова А.В. Сопоставив изменения в показаниях пульса и стабилографии, авторы отметили, что в условиях предсоревновательной подготовки на деятельность вестибулярного анализа­тора оказывают влияние объем и интенсивность нагрузки, а также направленность тренировочных занятий [23]. Однако и здесь остается неясным - как же использовать это наблюдение в практике управления тренировочными нагрузками?

Для контроля за изменением функции равновесия тела под воздействием тренировочных нагрузок у пловцов и прыгунов в во­ду Н.И.Караулова и А.Н.Ливицкий [61, 62, 79, 80J использовали простейшие пробы статической устойчивости, предложенные А.И.Яроцким [174]. Одна из них, в частности, представляет со­бой измерение длительности сохранения равновесия в стойке на одной ноге, другую назад (зрительный контроль исключен). Авторы пришли к единодушному мнению о том, что показатель длитель­ности сохранения равновесия тела в этой позе адекватно отражает степень утомления спортсмена во время тренировочных занятий. Показана разнонаправленность изменений времени сохранения рав­новесия под влиянием тренировочной нагрузки и предпринята по­пытка объяснения этого явления. Н.И.Караулова считает, что слу­чаи увеличения времени сохранения равновесия после занятия объясняются "благоприятными функциональными соотношения, сла­гающимися в центральной нервной системе", а случаи уменьшения - "отрицательными функциональными соотношениями в ЦНС под влия­нием неблагоприятных тренировочных нагрузок" [61, с. 42]. В то же время наблюдалось постепенное уменьшение времени сохранения статического равновесия от начала к концу тренировочного заня­тия, а это позволяет усомниться в правильности предположения о положительных функциональных соотношениях [62].

Вопросы управления нагрузкой в гимнастике


Объем нагрузки определяется по моторной плотности занятия, по количеству выполненных элементов, соединений, целых ком­бинаций, опорных прыжков, упражнений общей и специальной физической подготовки, технически сложных элементов в отдель­ном уроке, в недельном цикле тренировки.
Интенсивность нагрузки оценивается по количеству элементов, выполненных за 1 мин тренировочного времени, или по величи­не так называемого индекса интенсивности TV (А. М.Шлемин) — чем он больше, тем выше интенсивность нагрузки:

Интенсивность нагрузки в занятии оценивают также по коли­честву элементов групп Е, Д, С, Б, А, не входящих в группы трудности, обязательных и произвольных комбинаций, выполнен­ных за время тренировочного урока. В процессе тренировки и со­ревнований большие нагрузки падают на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Следовательно, педагогу-тренеру важно знать реакции гимнастов на предлагаемые физические нагрузки и состояние этих систем.
При контроле за нагрузкой гимнастов имеется в виду, что по энергозатратам все элементы в гимнастике являются равнознач­ными. Нет существенных различий в интенсивности мышечной работы гимнаста при выполнении элементов различной трудно­сти как на отдельном снаряде, так и в многоборье в целом. Труд­ность сложных и сверхсложных элементов не в величине энерго­затрат, а в их координационной сложности, в высоких требова­ниях к психике, особенно к эмоциональной устойчивости, реши­тельности и смелости. Дети легче схватывают сложные движения и быстрее овладевают ими, чем взрослые, потому что у них мень­ше развито чувство страха, они больше доверяют тренеру.
Контроль предусматривает и управление состоянием юных гим­настов. Оно может быть оперативным, изменяющимся под влия­нием однократного воздействия физических упражнений и окру­жающей среды; текущим — изменяющимся под воздействием од­ного или нескольких тренировочных занятий, и перманентным (спортивная форма) — сохраняющимся от одной недели до месяца.
Управление этими видами состояния основывается на резуль­татах тщательного изучения функциональных возможностей орга­низма, здоровья, способностей юных гимнастов и их податливо­сти к развитию, обучаемости и воспитуемости. Указанные данные учитываются при постановке цели и задач тренировки, при со­ставлении индивидуального плана на месяц, год и даже ряд лет для каждого гимнаста. В нем предусматривается укрепление здоро­вья, повышение функциональных возможностей организма, раз­витие способностей, овладение новыми сложными упражнения­ми, воспитательные мероприятия. Изучение индивидуальных осо­бенностей гимнастов кладется в основу управления тренировоч­ными и соревновательными нагрузками и достижения заплани­рованного спортивного результата.
О функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы у юных гимнастов можно судить:

2) по функциональному коэффициенту (Фк):

3) по быстроте восстановления пульса после дозированной мышечной работы (В):


4) по показателю сердечно-сосудистой деятельности (ЛСД):

 

1) по пульсовой стоимости движений (Р) с точной дозиров­кой нагрузки, например: 20 — 30 — 40 приседаний, стоя у гимнас­тической стенки хватом сверху за стойку на уровне груди; подско­ком на месте 20 — 30 — 40 раз; упражнения выполняются соответ­ственно за 20 — 30—40 с; могут применяться и другие строго дози­рованные упражнения:
Во всех испытаниях: /0 — пульс до нагрузки, в спокойном со­стоянии;/! — пульс после нагрузки; /2,/3, ^ Л ~ ПУЛЬС в последние 15 с на второй, третьей, четвертой минутах отдыха; п — количе­ство циклов движений.
Функциональное состояние дыхательной системы определяет­ся по дыхательной стоимости движений (Д):

где d 0 _ количество дыханий в 1 мин в покое; dx — количество дыхании после нагрузки; п — количество циклов движений.
Общую величину нагрузки (объем и интенсивность) опреде­ляют по потере веса за тренировочное занятие или спортивное соревнование. Потеря в весе 800 г и более говорит о большой на­грузке, 500 — 800 г — о средней и 300 — 500 г — о малой.
О величине нагрузки можно судить по пульсу: мышечная ра­бота большой тяжести вызывает учащение пульса до 150 — 180 уд/мин, средней тяжести — 120 — 149 уд/мин и легкая рабо­та — 90 — 119 уд/мин. Эти показатели больше характерны для гимнастов старшего школьного возраста. Для других возрастных групп они могут быть несколько другими. Педагогу важно уметь определять степень утомления юных гимнастов по внешним при­знакам.

Резюме по главе

Изучение специальной литературы позволяет констатировать:

- педагогический контроль является одной из наименее раз­работанных сторон теории спортивной тренировки;

- наиболее важная часть управления процессом спортивной тренировки - управление тренировочными нагрузками;

- решение средствами педагогического контроля задачи об оценке соответствия нагрузки текущему состоянию спортсмена - один из действенных факторов управления тренировкой;

- большое количество исследований посвящено изучению влия­ния специфических тренировочных нагрузок (в различных видах спорта) на организм занимающихся, но практические рекомендации по оптимальному управлению процессом тренировки, в силу ряда причин (необходимость использования специальной аппаратуры, сложность обработки результатов наблюдений и т.д.), не могут быть реализованы в широкой практике;

- анализ ряда исследований дает основание предположить, что изменение времени статического равновесия способно отражать суммарное воздействие тренировочной нагрузки на организм спорт­сменов.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.