|
Понятие, субъекты, нормативная основа законности ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Законность – конституционное требование к качеству правовой системы по реальному отражению права в законодательстве, а также соблюдению, точному и единообразному исполнению и применению норм права всеми субъектами права, ориентированное на установление режима урегулированности общественных отношений. Становление и упрочение законности означает вменение в обязанность всем субъектам права (государству в целом, органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям) соблюдать Конституцию РФ и законы. Принцип законности реализуется через требования: единства законности, равенства всех перед законом, верховенства законов в системе актов государства и в сознании людей, неотвратимости наказания за совершенное правонарушение. Законность действенна в условиях гражданского общества при развитых экономических, политических, социальных, интеллектуальных и специально-юридических гарантий. Осуществление принципа законности является предпосылкой прочного правопорядка. Законность – явление комплексное, соотносимое со всеми компонентами правовой системы общества. Она характеризует правовой способ организации жизни российского общества, формирует уважение к праву и закону, обеспечивает безусловную защиту, реальное обеспечение прав и законных интересов граждан. Различают три аспекта в объеме понятия законности. Законность – конституционный принцип – универсальное требование правовой организации общества, служащее руководством для достижения целей правовой упорядоченности жизни. Законность – метод государственного руководства обществом. При всех различиях методов решения задач, стоящих перед обществом, государством (организации, насилия, сотрудничества, волюнтаризма, произвола, воспитания), метод законности предполагает последовательное задействование потенциала демократии, развертывание творчества и инициативы населения, обеспечение жизненных интересов населения на основе реализации основных прав и свобод. Это всегда оборачивается прогрессивным развитием общества. Законность – это государственно-правовой режим последовательной реализации прав и свобод, исполнения юридических обязанностей, упорядоченности и стабильности социальных связей. Законность – конституционное требование к состоянию правовой системы по реальному выражению права в законодательстве, а также соблюдению, точному и единообразному исполнению и применению норм права всеми субъектами права, ориентированное на установление режима урегулированности общественных отношений. Нормативная основа, субъекты и виды законности Здесь следует исходить из положений ст. 15 Конституции РФ и других установлений гл. I и II этого нормативного документа. Обнаруживается новое качество правовой базы законности, складывающейся из конституционного нормативного порядка, соответствующего общегуманитарным тенденциям развития современного общества.
В нормативной базе законности нужно видеть отечественное законодательство и систему подзаконных актов, тяготеющих к соответствию Праву – международным стандартам основных прав и свобод граждан. Следует видеть новый порядок расположения субъектов, адресата требования конституционного принципа законности. В соответствии с п. 2. ст. 15 Конституции РФ это прежде всего органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и после этого граждане и их объединения. В первой части адресата присутствует вменение в обязанность. В другой – граждане и их объединения выступают как потребители благ, связанных с осуществлением требований законности. В литературе различают виды законности – конституционную, обыкновенную, корпоративную. Конституционная законность, например, - это правовой характер самой Конституции, фактическое верховенство Конституции в правовой системе, прямое действие принципов и норм Конституции, незыблемость конституционных сроков, эффективный конституционный надзор. Законность как принцип конституционного строя раскрывается в конкретизирующих его требованиях. К таким требованиям относят: всеобщность законности, т. е. ее универсальность; верховенство права и закона в деятельности органов государства, органов местного самоуправления, – должностных лиц; обеспечение равенства всех перед законом; единства законности; неотвратимости наказания за совершение правонарушения. Реализация требований законности нуждается в гарантиях. Гарантии законности – это условия и специальные средства и способы, ориентированные на обеспечение реализации требований законности. Различают общие и специальные гарантии. Среди общих называют: - экономические, - политические, - социальные гарантии. Они формируются в связи с развитием общества по пути исторического прогресса. Специальные, т. е. юридические гарантии складываются как условия, средства и способы поддержания режима реализации требований законности. Амплитуда условий, средств и способов простирается от состояния и развитости научных исследований, правосознания, правовой культуры; к состоянию законодательства, устранения неправовых его компонентов; к усовершенствованию правовых юрисдикционных средств; реформированию судебной власти и т. п.
Правопорядок Правопорядок определяется как состояние правовой упорядоченности социальных связей, которое формируется вследствие фактической реализации правовых предписаний (установлений) в результате осуществления принципа законности. Правопорядок – состояние правовой урегулированности социальных связей. Правопорядок – это правовая модель упорядоченности, соответствующая интересам людей. Правопорядок – результат волевых условий по осуществлению требований законности. Правопорядок — это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок принято характеризовать как: · объективную необходимость, т.е. любое общество, нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества; · государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств; · явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, · охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. (Это область экономики; это взаимоотношения между социальными группами — нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения); · явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах; · завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами; · форму организации общественной жизни — динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера — преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др. Различают следующее содержание правопорядка: · материальное - это закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с экономикой, культурой, идеологией. · государственно-волевое - это совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.
· юридическое - это: · реализованность права и законности; · систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованности; - состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей. Правопорядок — сложная система с множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют 3 элемента: 1. правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др. 2. правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка, как по горизонтали, так и по вертикали; 3. атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|