|
Содержат.стороны (в чьих инт-х вл.осущ-ся)Подходы к сущности гос-ва: 1. Марксистский (классовый) Маркс, Энгельс, Ленин – гос-во – машина подавления одного класса другим; выражает волю господ. (эксплуататор.) класса (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, пролетариат при соц-ме), собств-ть нах-ся в руках господ.класса; сопротивление др.классов «снимается» с помощью насилия, диктатуры, господства Дихотомия (дуализм): рабовладельцы-рабы, бурж-я-пролетариат Право выражает инт-сы господ.класса Избират.зак-во (имущ.ценз, дискриминация по полу, ценз оседлости) - показатель права и хар-ра гос-ва Феод.право – сословное, а не классовое (хотя сословия и классы близки): за уб-во тиуна, сул.старосты – разная прав.ответ=ть; запрет охоты в цар.лесах, голый (ничем не подкрепленный) умысел в отн-ии монарха карался см.к., налог.зак-во – гл.податное нас-е – крестьянство Бурж.право (особенно раннее) – в инт-х буржуазии, принцип равнства перед законом; запрет стычек, забостовок, 10-час.раб.день, ценз оседлости, имущ.ценз Сов.право – классовое, антибурж.хар-р, декларатив.хар-р (неподкреп.) норм, запрет па ртии кадетов, декрет о земле (антипомещичий) – 242 крест.наказа, коллективизация, исеоренение помещиков и буржуазии; 1918 – К РСФСР (введение однопарт.сис-мы, начиная с мятежа эсеров): пропорция 1:5 в пользу горожан (пролетариев), неравные выборы 2. Общесоц.ГиП – гос-во выступает в роли арбитра, пытается согласовать противоречия, конфликты, коллизии в об-ве; гос-во – рез-т всеобщ.компромисса, общесоц.сущность гос-ва – достиж-е всеобщ.блага, обесп-е соц.согласия, смягчение и преодоление противоречий, поиск форм сотруд-ва различных слоев нас-я. Гос-во проводит политику в инт-х боль-ва, учитывая инт-сы меньшинства; равные выборы, принцип равенства всех гр-н переж зак-м и судом закреп-ся в К. (идеал, но близкие гос-ва – Герм-я, Фр-я, Швейц-я, Швеция, Австрия, США) 3. Националист. – инт-сы титульной нации. Совр.Латвия, Эстония – ущемление прав русскоязыч.нас-я; Фаш.Германия – уничтожение евреев, славян, цыган («недочеловеков»), наличие концлагерей, превозношение нем.нации - закреплено в зак-ве, реанимация норманнской теории 4. Расист. – инт-сы опр.расы; ущемление др.расы может выраж-ся в изб., образоват. ограничениях, получении гр-ва, продвижении по службе, назначении соц.пособий. До нач.90х гг (1994) ЮАР – режима апартеида, гос.политика расизма в отн-ии коренного афр.нас-я и переселенцев из Индии; правило белое меньшинство, а не коренное население; лиш-е аф-в гр.прав, помещение их в резервации и особые город.кварталы, ограничение св-ды передвижения; режим сегрегации (разделения) – проживание, браки, транспорт, парки, школы, во – вообще только для белых; США 40-50е гг – рас.разделение в школах 5. Религ. (катол.Ватикан, ислам.гос-ва – Пакистан, Ирак, Иран, Ливия, Судан, Сауд.Аравия) – гос-во как орг-я полит.вл. содействует инт-м опр.религии
Типология гос-ва и права: формац. и цивилизац.подходы Тип – самая круп.классиф.единица Тип гос-ва – взятые в единстве наиб.общ.черты различ.гос-в, образующие сис-му их важнейших св-в и критериев, порождаемых соотв.ист.эпохой Формац.подход (Маркс, Энгельс, Ленин) Критерии классификации: - наличие/отсут-е ч.с. - наличие/отсут-е противоп.классов (Гегел.идея движущих противоречий - антагонистические классы) - наличие/отсут-е товар.произв-ва - в чьих руках нах-ся вл. и собств-ть - как построена эк-ка (рыноч.отн-я, внеэк.эксплуатация, принуждение) Форм.подход выражает маркс.сущность гос-ва; ист-я разв-я гос-ва – непрерывный процесс смены общественно-эк.формаций, каждой из кот.соотв-т опр.тип гос-ва. Каждый тип гос-ва выражал его эк.основу, класс.сущность и соц.знач-е Детерминизм базиса (типа производ.отн-й), надстройка – гос-во и право ОЭФ – соц.сис-ма, базирующаяся на том или ином способе производства мат.благ и его основе – форме собств-ти. Владение собств-ю явл. опр.фактором для осущ-я вл.полномочий и рассм-ся как осн.причина класс.расслоения об-ва Согласно Ф.П. выделялось 4 основных типа гос-ва:
Достоинства форм.типологии: · Деление гос-в на основе соц.-эк. Факторов, кот. весьма сущ-но влияют на об-во · Показывает поэтапность, естественноист.хар-р развития гос-ва. Смена одного типа другим – объект.процесс, происходящий в рез-те рев-й, насил. переворотов. Каждый послеж.тип гос-ва д.б. ист-ки более прогрессивным Недостатки форм.типологии: · Линейность (все время развитие вперед), излишняя запрограммированность, схематизм - в Германии и на Руси не было рабовлад.формации: рабы были, но не явл. основой произв-ва - прафеодализм на Руси – нет круп.землевладений и завис.кр-н - на Востоке не было феодализма (азиат.способ произв-ва) - некот.гос-ва совершили переход феод-м → соц-зм (Монголия, Мозамбик, Йемен) · Не предусмотрен явств.мех-м (причинность) перехода от одной ОЭФ к другой, кроме насильств.переворота · Коммунизм – утопия; идея отмирания ГиП · Игнорирование надстройки (право, кул-ра) · Соц.структура об-ва сложнее, нежели классы (дух-во, ученые, ремесленники, купечество, поэты, медики), некот. ученый отрицают наличие классов Теория Дьяконова (работа «Пути истории. От древнейшего ч-ка до наших дней») Маркс.т-я не применима для стран Вост.Европы и Азии, а также в ней не предусмотрен явственный мех-м перехода от одной ОЭФ к другой, кроме насилеств.переворота Фаз (формаций) 1) Первобытная 2) Первобытнообщинная (в англояз.лит-ре «чифд», Ф.Энгельс – «воен.демокр-я») 3) Ранняя древность 4) Имперская древность (повсеместно ввод-ся деньги) 5) Средневековье 6) Абсолютиское (абсолют.предкапиталист.) постсредневековье 7) Капиталист. 8) Посткапиталист. (зап.наука – постиндустр.) Расчленение происходит по уровню: - разв-я технологий - соц.деят-ти ч-ка - смене соц.ценностей - соц.психологии - прогресс в произв-ве оружия Цивилизац.подход Цив.подход (лат. Civilis – гражданский) – основ-ся на известной в наст.время концепции смены цивилизаций. В основе дух.признаки (культ., религ., нац., психолог.) Тойнби, Сорокин, Шпенглер «Закат Европы», Вебер, Данилевский «Р. и Е.», Гумилев Цивилизация – социо-кул.сис-ма, включающая как соц.-эк.усл-я жизнедеят-ти об-ва, так и этнич., религ. его основы, степень гармонизации ч-ка и природы, влияние географ.фактора, а также эк., полит., соц. и дух.св-ды личности Во 2ой пол.18-нач.19 вв. утв-сь 3 подхода к познанию цивилизации 1. Унитарный (ц. – идеал прогресс.разв-я челов-ва как единого целого) 2. Стадиальный (ц. – этапы прогресс.разв-я человечества как единого целого) 3. Локально-ист. (ц. – качественно различ., уник. этнич. или ист.общ.обр-я) Данилевский: ц. – ист-я разв-я независ., локальных и уникал.кул-ист.типа Морган, Энгельс: ц. – опр.стадия разв-я об-ва, следующая за дикостью и варварством А.Дж.Тойнби, проф.византоведения, греч.языка и лит-ры Лондон.универ-та, науч.рук-ль Корол.института мо, работал в МИДе Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|