Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм гос-ва: понятие и структура





Мех-м гос-ва (узкий подход, Хропанюк) – сис-ма спец.органов гос.вл. и учреждений, по средством кот. осущ-ся гос.упр-е и защита его осн.инт-в

Мех-м гос-ва (сарат.уч. Матузов, Малько) – сис-ма, состоящая из

v гос.органов,

v гос.служащих (чиновники, спец-но заним-ся управлением),

v адм-я гос.учреждений,

v гос.предприятия (Монетный двор, Фабрики госзнака) и их адм-ции,

v такие подразделения мех-ма гос-ва, кот. не обладают вл.полномочиями (за искл-м их адм-ции), а осущ-т хоз., эк.деят-ть, производят продукцию, обеспечивают производство, вып-т различ.работы и оказывают услуги для удовлетворения потребностей об-ва и извлекают из этого прибыль

Назнач-е мех-ма гос-ва – обеспечение целей и задач гос-ва

Ранжирование чиновников (гос.служба не сочетается с личностной свободой):

1. През-т, премьер-министр, депутаты – непосредств.исп-е полномочий гос.органа

2. Помощники, консультанты, советники – обеспечение полномочий 1ой категории

3. Референты, специалисты, рук-ли структур.подразделенний апп-в лица, занимающие должности, учреждаемые гос.органами и обеспечивающие работу первых двух категорий

4. Преподаватели, врачи – работники гос.учреждений

Отдельным элементом явл. организационные, финанс. и иные сред-ва

 

Ромашов, Комаров – в состав мех-ма гос-ва вкл. органы местного самоуправления (несмотря на то, что не явл. гос.органами, они самост-ны, независимы, муницип.бюджет, норматв-во, могут вып-ть опр.гос.функции – охрана обществ.порядка, гос-во финансирует и контролирует куда потрачены средства)

Ромашов: вкл. партии парламентского большинства, т.к. они участвуют в реализации функций гос-ва: Россия – правящая партия «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия; Германия – 3 партии, коалиционное прав-во; Англия – оппозиция создает оппозиционное прав-во, кот. получает финансирование из гос.бюджета и заменяет прав-во в случае выражения ему квоты недоверия)

Структура:

1) Гос.органы – обладают гос.-вл.полномочиями

2) Гос.орг-ии – «мат.придатки»; охранит.деят-ть – милиция, вс, ФСБ

3) Гос.учреждения – власт.полномочиями не обладают (за искл-м их адм-й); практич.деят-ть по выполнению функций гос-ва в соц., кул., воспит.-обр., науч.сферах – библиотеки, вузы, почта, телеграф

4) Гос.предприятия – вл.полномочиями не обладают (за искл-м адм-й); хоз.-эк.деят-ть – удовлетворение потребностей об-ва + извлечение прибыли – Монет.двор, фабрики госзнака

5) Гос.служащие (чиновники) – спец-но заним-ся управлением

6) Органы м.с.

7) Партии парламент.боль-ва

Гос.апп-т – совокуп-ть гос.органов и должн.лиц, с помощью кот.осущ-ся управ.ф-ии

Мех-м г.=апп-т г. Мех-м г.>гос.апп-т Гос.апп-т≠мех-м г.
  Гос.апп-т – сис-ма органов, непосредственно осущ-х управленч.деят-ть и наделенных для этого вл.полномочиями Мех-м г. - +гос. учреждения и организации + мат.придатки Гос.апп-т – органы гос-ва в статике: - назн-е, порядок обр-я, компетенция Мех-м г. – органы г. в динамике: - деят-ть, их взаимосвязь

 

Понятие и классиф-я гос.органов

Орган гос-ва – звено, элемент, часть гос.апп-та, участвующий в осущ-ии опр. функции гос-ва и наделенный в связи с этом вл.полномочиями

Признаки гос.органа:

1) Самост. элемент мех-ма гос-ва

2) Действ-т от имени гос-ва, по его поручению (публичноправ.хар-р)

3) Образован и действует на основе действ.норм права (К, ФКЗ, свящ.писание)

4) Имеет свой прав.статус (положение): права и обязанности, вл.полномочия, задачи и функции

5) Состоит из гос.служащих, имеет опр.структуру (Прав-во РФ: Пред-ль, зам.пред-ля, министры, рук-ли фс)

6) Имеет мат.базу и финанс.сред-ва (здания, техника, спец.сред-ва)

7) В процессе реализации имущ.прав выступает в кач-ве юр.лица (орг-ии, учреждения, предприятия, имеющие обособленное им-во, выступают в суде от своего имени, имеют печати, штампы, счета)

8) Имеет свой террит.масштаб деят-ти (фед.органы, органы суб-в, с район.масш-м деят-ти)

9) Объективность – сущ-е гос.органа не зависит от воли лиц, его образующих (отставка прав-ва, смена его состава не влечет ликвидации органа)

10) Вып-т свойств. только ему задачи, реализуя монополию гос-ва на законотв-во, правосудие, применение гос.принуждеия

11) Осущ-т компетенцию 4мя способами: принятие на (предписания общего хар-ра), принятие правоприменит.актов (предписания индивид.хар-ра), интерпретац.деят-ть, конкретно-орг.деят-ть

Виды гос.органов

По порядку образования

- первичные, избираемые непосредственно нас-м (деп-ты ГД, През-т)

- производные, назначаемые (главы суб-в, министры, премьер-министр)

По форме реализации гос.деят-ти

- законодат. (представит.) – ФС, польский Сейм, Конгресс США

- исполнительно-распорядит. – Прав-во, Адм-я США, мин-ва

- суд. – высшие суды, конст.-устав.суды, суды общ.юрисдикции, арб.суды

- контрольно-надзорные – Прок-ра, Счет.палата (аудиторы= «ревизоры»)

По иерархии (субординации)

- центр. (фед.)

- республик. (суб-в)

- местные (местные, но гос. – район.суды, но не мэрия)

По срокам полномочий

- постоянные

- временные (ГКО, Врем.Прав-во, Совет (ре)(э)вакуации (Шверник), Ставка верх.главнокомандования, Центр.штаб партизан.движения (Ворошилов), комиссии по расслед-ю ЧП)

По порядку осущ-я полномочий

- единоначальные (Пр-т, монарх, губ-р, мэр Москвы)

- коллегиальные (Парл-т)

По хар-ру компетенции

- общей компетенции (Прав-во, ФС, През-т, прок-ра)

- спец.компетенции (любое мин-во, фед.агенство Росатом, воен., природоохр., трансп.прок-ра)

По прав.формам деят-ти

- правотв. (ФС, зак.органы суб-в)

- правоприменит. (ЗАГС, только те органы, у кот.есть вл.)

- правоохранит. (прок-ра, гос.нотариат, негос. – част.нотариат, адв-ра, детектив.агенства; суды не отн-ся к правоохр., т.к. отд.ветвь вл.)

По принципу разд-я вл.

По хар-ру подчиненности

- искл-но «вертикал.» подчинения (прок-ра, суд)

- двойного «верт.-горизонт.» подчинении(милиция, гос.банки)

По объему вл.полномочий

- высшие – осущ-т гос.вл., распр-ся на всю терр-ю гос-ва (Крим.милиция)

- местные – функц-т в адм.-терр.ед-х, полномочия распр-ся только на эти регионы (МОБ)

Принципы организации и деят-ти гос.апп-та

1) Приоритет прав и свобод ч-ка и гр-на – соотв.обязанности гос.органов: признавать, соблюдать, защищать их

2) Демократизм – 1. Широкое участие гр-н в формировании, организации и деят-ти гос.органов; 2. Учет в политике гос-ва инт-в боль-ва нас-я; 3. Контроль

3) Разделение властей – разделение труда, минимизация произвола со ст. вл.органов и должн.лиц

4) Законность – соблюдение К., зак-в, подзак.актов (Г.И.Муромцев: следование справ., гуман.нормам права)

5) Гласность – информированность общественности о практич.деят-ти гос.органов, гарантирование «прозрачности» процесса деят-ти чиновников

6) Равный доступ к гос.службе

7) Профессионализм – 1. Высокий ур-нь реш-я?в гос.жизни в инт-х нас-я; 2. Наиб.квалиф.работники; 3. Получают з/п

8) Сочетание коллегиальности и единоначалия – сочетание демокр. и бюрократ.начал (коллектив обсуждение + единоличное принятие реш-я: Афганистан – орган Джирга, Сталин любил слушать много мнений, но решение всегда принимал сам)

9) Сочетание выборности и назначаемости – соотн-е централизации и децентрализации в гос.жизни

10) Иерархичность, подотчетность – оргны гос-ва занимают в гос.апп-те разные уровни; субординация, контроль, надзор

11) Федерализм (только в фед.гос-х) – учет инт-в регионов

 

 

Гражданское об-во: понятие и структура

Гр.об-во

- независимое от гос-ва об-во, состоящее из гр-н (подданных);

- об-во св.людей;

- на основе част.собств-ти;

- в кот. сущ-т рыноч.эк-ка

- и демокр.полит.режим

Гражданское об-во – предпосылка становления прав.гос-ва, характерно для прав.гос-ва, высокий ур-нь полит. и прав.кул-ры

Усл-я функц-я гр.об-ва

1) Эк.основа

2) Высш.ценность – ч-к, его права и св-ды

3) Разграничение частного и публичного права, их автоном.разв-е

Признаки г.о.:

1) Состоит из гр-н

2) Форм.юр.рав-во перед зак-м и судом

3) Презумпция невиновности

4) Рыноч.эк-ка

5) Плюрализм форм собственности

6) Конкуренция во всех сферах (эк-ка, пол-ка, обр.учреждения, муз.группы)

7) Самоупр-е (семья, предпр-во, СМИ, церковь)

8) Самоорг-я (креп.право – помещик сам женил креп.девок и юношей)

Гр.о. возникло:

· Маргинал.позиция (Раянов): античность, Др.Рим во время респ-ки и Др.Греция – полисы:

o Были гр-не, НО не большинство, больше рабов

· В догос.период

o Нет самих гр-н

o Об-во не развито, замкнутость

o Нет денег, нет имущ.расслоения

o Нет гос-в, партий, общ.объединений

· Феодализм, отн-я вассалитета-сюзеренитета → бурж.рев-ии, ликв-я сосл. привилегий → демократия, формал.равенство

· Социализм

o Нет част.собств-ти → нет гр.об-ва

В России гр.о. возникает после бурж.реф-м ( 1861 – отмена креп.права – 1864 – суд.реф-ма, зем.реф-ма (самоупр-е)), рев.1905-1907 гг. (легализация партий, св-да слова, печати, собраний)

Структура гр.об-ва

1. Св.труд

2. Предпринимательство

3. Св.семья

4. Св., независ. от гос-ва церковь (до рев. – Синод, в СССР – Комитет по делам ц.)

5. Негос. (муницип., частные) обр.заведения

6. Негос.СМИ

7. Общ.объединения

8. Полит.партии (дискусс.? – вкл./не вкл. правящую партию)

9. Профсоюзы, объединения (этнич., молодеж., жен.), ассоциации, движ-я (зеленые, гринпис)

Гр.об-во структурировано (эк-ка многоукладная, плюрализм форм собств-ти, разные полит.взгляды)

СССР – 1 партия, 1 октябрята, 1 пионера, 1 комсомольцы, 1 профсоюз, 1 писат.орг-я, 1 союз композиторов во гл.с номенклатурой

1975 – Хельсинки: закл.акт Совещания по безоп-ти и сотруд-ву в Европе (ныне – СБСЕ) – обр-е хельсинских правозащит.групп

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.