|
По степени неурегулированности- неполнота прав.норм - противоречие существ.прав.норм друг другу - полное отсутствие нормы Юр.коллизии – несогласованность, противоречивость прав.норм, рег-х одни и те же либо смежные обществ.отн-я, а также пртиворечия, возникающие в процессе правоприменения и осущ-я компетентными органами и должн.лицами своих полномочий Юр.конфликтология – наука, занимающаяся коллизиями Причины юр.коллизий: 1. Объективные (последующая причина возникновения пробела в праве – появ-е новых обществ.отн-й, кот. в момент принятия з-на не сущ-ли, след-но, не могли быть учтены законодателем;обр-е послед.пробелов в праве – закономер. явл-е, хотя в таких ситуациях в полной мере д.б. проявлено прав.прогнозирование) - противоречивость, динамизм, измен-ть общ.отн-й порождает отставание, устаревание норм права от реал.действит-ти, обществ.отн-я более динамичны, чем зак-во; обществ.отн-я разные, требуют дифференцируемого рег-я с применением различ.методов 2. Субъективные (первоначальная причина возник-я пробела в праве – упущения законодателя при разработке з-на) - низкий уровень прав.кул-ры - недостаток опыта законодателя - низкое кач-во зак-в - пробелы в праве - непродуманность в координации правотв.процесса - неупорядоченность, громоздкость прав.материала (до принятия Налог.кодекса в РФ действ-ло 30 зак-в и более 1000 различ.подзак.актов – прав.зарегулированность) - непоследоват. систематизация норм.актов - недостатки в работе соотв.органом - бюрократизм - конфронтация, полит.борьба («царистская модель» (Рыжков) К 1993 –«Конст-я гр.конфликта»: написана поспешно, в экстрим.усл-х, много пробелов, неясностей, двусмысленности, умолчаний, «скрытых полномочий», «каучуковых» статей, допускающих ее различное понимание и толкование) Виды коллизий: 1. Между нормами права - темпоральные - пространственные - иерархические - содержательные 2. Между нпа 3. Спор о компетенции гос.органов и должн.лиц 4. Между нац. и мп 5. Актов толкования 6. Противоречия между нормами внутри одного прав.акта Виды коллизий: Родовых групп 1. Между норм.актами и отд.прав. нормами 2. В правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов) 3. В правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же действий, несогласованность управленческих действий) 4. Коллизии полномочий и статусов гос.органов, должн.лиц, др.вл.стуктур и образований 5. Коллизии целей (в норм.актах разных уровней/разных органов заклад-ся противоречащие друг другу, взаимоисключающие целевые установки) 6. Между нац. и мп
1) Коллизии между законами и подзак.актами – законы обладают верховенством и высшею юр.силой 2) Коллизии между К. и иными актами, в т.ч. законами – ст.15 – К. имеет высшую юр.силу, прямое действие и примен-ся на всей терр-ии; К. обладает бесспорным авторитетом, это закон всех законов 3) Коллизии между федеральными актами и актами суб-в – Ст.76 - 1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. 6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации 4) Коллизии между К. и Федеративным договором, иными двусторон,дог-ми между фед.центром и отд.терр-ми, между дог-ми самих суб-в – Раздел 2, ч.1, абзац 4 В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации 5) Коллизии между нац. (внутригос.) и мп – примат мп Ст.15.4 – Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Способы разреш-я Способы разрешения юр.коллизий – конкр.приемы, сред-ва, мех-змы, процедуры их устранения Для устранения коллизий треб-ся высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обст-в дела, выбор единственного возможного, целесообразного варианта реш-я 1. Принятие нового акта 2. Отмена одного из противоречащих друг другу актов 3. Внесение изм-й, уточнений и доп-й в действ.акты 4. Систематизация зак-ва 5. Толкование, в т.ч. суд. 6. Конституционное правосудие – наиб. авторитет. и професс.уровень 7. Согласительно-примирительные процедуры – переговор.процесс, созд-е согласит.комиссий 8. Суд.порядок рассматривания споров в коллизионных ситуациях 9. Международ.процедуры (рассм-е Евр.судом по правам ч-ка жалоб и обращений граждан тех гос-в, кот. вх. в Совет Европы) 10. Референдум 11. Оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики 12. Обжалование актов в суд./адм. порядке 13. Разработка коллизионных норм и принципов (Тихомиров назвал их «нормы-арбитры»), составляющих коллизионное право Коллизии нельзя рассматривать только с отриц.стороны, т.к. они служат свид-м нормал.разв-я, выражают зак.притязание на новое прав.состояние. Закон диалектики – противоречие – усл-е развития (Тихомиров)
На уровне практ.применения соотв.органы и должн.лица при обнаружении коллизий рук-ся след. правилами: 1. Если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же?у, то примен-ся более поздний акт 2. Если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то примен-ся акт более высокой юр.силы – принцип иерархии норм.актов 3. Если расх-ся общий и спец.акты одного уровня (коллизии по горизонтали) (раньше было в К. – несменяемость судей; а в ФКЗ – срок полномочий судьи КС 12 лет, примен-ся ФКЗ – сейчас отменено!!!)– примен-ся спец.акт; если разного уровня (коллизии по вертикали) – общий акт 4. Юридическая техника Юр.тех-ка – сис-ма средств, правил и приемов подготовки и упорядочения прав.актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности; во многом уровень юр.техники символизирует уровень прав.кул-ры об-ва; юр.техника в основном связана с организацией прав.материала, его внеш.изложением Прав.акты – официально-властные акты нормативного и индивид.хар-ра, имеющие общеобязат. юр. силу (правоустановит., правоприменит. акты, акты офиц.толкования, акты систематизации действ.права) Объект юр.техники – текст прав.актов, информационное воплощение юр.предписаний (содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) д. соответ-ть друг-другу, чтобы не было неясности, двусмысленности) Цели юр.техники: - структурирование прав.материала - совершенствование языка прав.актов - ясность, точность, грамотность Виды юр.техники: - законодат. (правотворч.) – право шире зак-ва - систематизация норм.актов - учет норм.актов - правоприменит. (провреализац.) – право применяют все, у кого есть вл. - интерпретац. (толкование) Все виды юр.тех-ки исп-ся на разных этапах прав.рег-я – от издания норм.актов до принятия на их основе правоприменит.актов Технические средства: - юр.термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания прав.акта) Три вида терминов: общеупотребит., спец.юр. (иск, соучастие, вина), спец.неюр. Правила использования терминов: 1) единство терминологии 2) тождественность их употреблении в разных прав.актах 3) использование общепризнанных терминов 4) стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений - юр.конструкции (специф.строение норм.материала, складывающееся из опр.сочетания субъект.прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний; специф.построение норм.материала, соответствующее опр.типу или виду сложившихся правоотн-й, юр.фактов, их связи между собой). К.п., выражены в кодифицированных норм.актах.: например, прав.режимы, юр.состав преступления в УП, в т.ч. разнообраз.общие и спец.составы; особенно разработаны в ГП – конструкции договоров, «ответ-ть без вины», «присутствующие и отсутствующие» субъекты - юр.символы (создаваемый или санкционируемый гос-м условный образ, представляющий собой видимое или слышимое кул.-ценност. обр-е, кот. субъект правотв-ва придает особ. политико-прав. смысл; с помощью них закреп-ся гос.-прав. веления (ФКЗ «О гос.флаге РФ», «О гос.гербе РФ»). Знач-е: облегчают унификацию права, обеспеч-т типизацию юр.значимого поведения (дорож.знаки) Требования к исп-ю юр.символов: 1) наглядность 2) лаконичность 3) доступность для восприятия 4) сочетаемость с текстом з-на Виды юр.символов (Никитин) 1) По способу внеш.восприятия - предмет.символы (флаг, печать) - символы-действия (церемония поднятия флага) - изобразит. (герб) - звук. (гимн) - язык. (текст гимна) 2) По смысл.знач-ю - предупрежд. - запрещ. - предписывающ. - информационно-указат. 3) По сфере обществ.отн-й - в сфере эк-ки - в сфере обр-я Признаки юр.символов: - это искусств.знак, представляющий собой отличит.примету, худ.образ, реже – слышимое обр-е - созд-ся/санкц-ся гос-м в особом процесс.порядке, охр-ся гос-м - примен-ся в порядке, уст.зак-м - служат для выраж-я и закреп-я социально значимого юр.сод-я Технические правила: - ясность и четкость, простота и доступность языка прав.актов - сочетание лаконичности с необх.полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соотв.прав.предписаний - последовательность, логика в изложении юр.инф-ии - взаимосвязь, согласованность и внутр.единство прав.материала - отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устар.оборотов, редко встреч.слов («присовокуплять», «довольствие») - краткость и компактность изложения прав.норм, сокращение до минимума дублирования норм.материала по одному и тому же?у - отсут-е противоречий, пробелов, коллизий как в на, так и во всей сис-ме зак-ва Технические приемы (правила оформления норм.акта): - способы, фиксирующие офиц. реквизиты (наименование прав.акта, дата и место принятия, подписи должн.лиц, заголовок (полный или сокращенный), указание на адресатов юр.док-та) - структур.орг-я прав.акта (ввод.часть – преамбула, общ. и особ.части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов)
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|