Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гетерохронность развития индивида.





В онтогенезе гуморальные, кортико-ретикулярные и другие индивидные структуры человека развиваются неравномерно. Первоначально полагали, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития – явление, специфическое только для процессов роста и созревания. Оказалось, что существует гетерохронность старения.

Направление исследований психологии личности – соотношение периодизации развития индивида и периодизации развития личности.

Движущие силы и условия развития личности.

Асмолов:

Факторы развития личности: органические предпосылки – среда – сама личность.

Дуализм схем двухфакторной детерминации развития личности (наследственность – среда), поддерживаемый антропоцентрической парадигмой мышления о человеке, помещением человека в “искусственные миры” вместо анализа образа жизни человека в обществе, абсолютизацией филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития, а также гомеостатической моделью развития психики преодолеваются в системной и конкретно-научной деятельностной методологии человекознания.

Личность есть системное и поэтому “сверхчувственное” качество, хотя носителем этого качества является телесный индивид со всеми его врождёнными и приобретёнными свойствами. Эти свойства, как и внешние условия и обстоятельства, составляют лишь условия, предпосылки формирования и функционирования личности. С этой точки зрения мы исследуем позицию человека в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; исследование того, что, ради чего и как использует человек врождённое и приобретённое им.

Подходы к изучению движущих сил развития личности:

 Гомеостатический адаптивный либо стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.

 Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности и 2. существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности. Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения. Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности. Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека. Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности. Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить “сверхзадачи”, и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

Образ жизни как “социальная ситуация развития” (Выготский). Выготский: среда не есть “обстановка развития”, а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Материалом для развития личности служат те конкретные общественные отношения, которые застаёт индивид, появляясь на свет. Развитие личности происходит на пересечении двух осей в одной системе координат: оси исторического времени жизни личности (в какое время родился, протяжённость детства, режим смены игры учёбой и работой, % времени досуга) и оси социального пространства её жизни (“институты социализации”: семья, школа; большие и малые социальные группы).Но там ещё есть одна координата – жизненный путь. Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире “значения”.

Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Леонтьев:

В онтогенезе человека происходит уменьшение удельного веса потребностей и увеличение удельного веса личностных ценностей благодаря процессу социализации. Именно личностные ценности могут стать движущими силами развития личности.

Василюк: Существует ряд стрессовых ситуаций (стресс, фрустрация, конфликт, кризис), в которых происходит особое развитие личности. В этом выражается конструктивная, положительная роль кризиса в развитии человека, но только при условии творческого подхода, если человек становиться «хозяином своей судьбы». Т.о. не сам кризис является движущей силой развития личности, а его конструктивное преодоление.

16. Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности.

В концепциях З. Фрейда и В. Штерна (конвергенция двух факторов). Подходы к изучению соотношения «среды» и «наследственности», «степени животности» и «степени человечности», «индивидуального» и «социального» в развитии человека различны, методологические установки общие.

1. Антропоцентристская парадигма мышления. Сущность человека ищется либо в самом человеке, либо в воздействующей на него среде (биологической, социальной или физической). На уровне философской методологии проблема соотношения биологического и социального в контексте биологизированной, социологизированной или психологизированной парадигмы, рассматривающей «человек вне мира» и «мир вне человека» → дуалистический взгляд на человека.

2. Абсолютизация филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития человека. Либо взгляд на человека вне истории его развития, либо абсолютизация закономерностей какого-либо этапа одного процесса эволюции человека.

За человеком как социально-генетическим существом стоит филогенез, антропогенез и социогенез. Постановка вопроса о «степени животности» и «степени человечности» человека в обществе некорректна в самой своей основе. Она, во-первых, изолирует человека из системы общества, в которой он только и существует; во-вторых, абстрагируется от истории преобразования образа жизни человеческого вида в антропогенезе и социогенезе, игнорирует специфику истории человеческого вида в эволюции, смену закономерностей этой эволюции.

Пример: конституционная концепция личности Уильяма Шелдона на место закономерностей развития общества ставит закономерности филогенеза и эмбриогенеза, присущие разным биологическим видам. У.Шелдон из трех слоев зародышевых листиков в эмбриогенезе — эндодермы (из эндодермы образуются внутренние органы), мезодермы (из мезодермы образуются мышечные ткани) и эктодермы (из эктодермы развиваются кожа и нервные ткани) выводит разные соматотипы, из них — типы темперамента, из них — характер личности, а затем и закономерности развития общества.

Пример абсолютизации социогенеза и перенос на онтогенез – концепция рекапитуляции Стенли Холла.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.