Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соотнесение с другими теориями





Критика гуманистической психологии. Главное – это не самоактуализация, она является лишь следствием, побочным эффектом поиска смысла жизни. Ищите смысл, а самоактуализация приложится!

Самоосуществление и самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция.

Франкл спорил с Маслоу в том, что считал, что даже если не удовлетворены нижележащие потребности, то все равно возможно осуществление высших. В концлагерях выживали только те, у кого был смысл выжить (вера в бога, научная деятельность, семья).

Параллели в развитии идей Франкла и ведущих советских психологов:

в общем методологическом пафосе подхода к личности Франкл оказывается единомышленником Выготского. Оба буквально одними и теми же словами выдвигают лозунг построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной

Франкл: "Экзистенциальный анализ есть нечто противоположное так называемой... глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что ее противоположностью является не поверхностная, а вершинная психология... Глубинная психология в чести, но "лишь вершина человека – это человек"

Выготский: "Наше слово в психологии: от поверхностной психологии – в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и глубинной психологии. Наша психология – вершинная психология (определяет не "глубины", а "вершины" личности)"

в понимании места человека в мире Франкл идет теми же путями, что и С.Л. Рубинштейн.

Франкл: "Не только мир существует в сознании... но и сознание существует в мире, "содержится" в нем, сознание "имеет место"

в представлении о роли предметной деятельности в становлении личности Франкл протягивает руку А.Н. Леонтьеву: "Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". Этот принцип деятельности сочетается в работах Франкла с принципом предметности (интенциональности у Франкла).

Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии

Многое в гуманистической психологии очень важно для экзистенциальной психологии: свобода, выбор, цели, ответственность, внимание к уникальному миру любого человека. Однако гуманистическая психология не тождественна европейской экзистенциальной традиции.

Гуманистическая психология Экзистенциальная психология
Рассматриваемая единица
Каждый человек в его уникальности и неповторимости Жизнь субъекта в его неразрывной связи с другими людьми и миром (бытие-в-мире)
Возможности человека
Оптимистичный прогноз, развитие потенциала, самореализация Человеческие ограничения и трагическая сторона человеческого существования
Развитие человека
Наличие неких изначально данных человеку потенций, возможностей, «задатков» развития, которые человек вправе как актуализировать эти, так и проходить мимо них. Удовлетворение метапотребностей, изначально существующих у человека ведет к самоактуализации и «пиковым переживаниям», неудовлетворение – к метапатологии Необходимость для каждого человека совершать в своей жизни ответственные выборы. Жизнь, существование – и есть череда этих свободно-ответственных выборов. Сущность же напрямую зависит от тех шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков. «Неправильные» для того или иного человека выборы приводят к патологии, «правильные» – к обретению смысла существования, внутренней и внешней гармонии.
Взаимоотношения человека с обществом
Внешние социальные явления больше препятствуют, чем способствуют самоактуализации Условием самоактуализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности.
Понимание природы и сути добра и зла
Природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности Зло вообще нельзя объяснить, если считать, что в природе человека заложено только добро. Человек не расположен априори ни к добру, ни к злу.Он выбирает или то, или другое, а тем самым творит и то, и другое.
Психотерапия
Отношение клиент-терапевт вносит целебный эффект в человеческую жизнь (принятие его терапевтом) Целебным эффектом обладает понимание своей жизненной ситуации, построение отношения к своему будущему, способность принимать решения и нести за них ответственность, которые при помощи терапевта взращивает в себе пациент. Сам по себе контакт с терапевтом необходимое, но недостаточное условие

 

6. Общие представления о личности в теории К. Левина и когнитивной психологии.

Хьелл, Зиглер:

Келли построил свою когнитивную теорию личности на основе конструктивного альтернатизма. “Всё наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене”. На всё можно посмотреть с разных сторон. Личностный конструкт – это теоретическая модель, которую человек пытается приспособить к действительности. “Умный – глупый”, “хороший – плохой”. Личность он рассматривал как конструкт персонолога, как абстракцию, созданную психологами на основании наблюдений. Чтобы понять человека, надо понять его конструкты. “Процессы личности – это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события”.

Лекции за прошлый семестр:

Теория поля Левина включает в себя модель личности и модель окружающей среды. Модель личности рассматривается как определяемая скалярными величинами (квази-потребность, энергия, напряжение), а модель среды – векторными (целеполагание, направленность, валентность). Личность интерпретирует ситуацию, существует некий гипотетический конструкт реальности; среда заставляет личность совершать “локомоции” в среде.

Положения о потребности. Динамическое состояние (активность), которая возникает у человека при осуществлении действия, намерения. Квази-потребности (соц. обусловленность, данный конкретный момент) и истинные потребности.

Опыты Овсянкиной. Возвращение к прерванному действию.

Динамическое состояние является решающим, детерминирующим фактором психической деятельности человека.

Проблема удовлетворения потребности и проблема психической ситуации – поля.

Биренбаум. О забывании намерений.

Проблема замещающего действия.

Замещение по содержанию и по способу, операциям. (эксп). Завершение «в уме». Замещение: Степень напряженности системы; Недостижимость цели приводит к символическому поведению.

Символический план, обходной путь решения.

Понятие психологического поля.

Валентности в поле. Нет осмысленности, дифференцированного намерения – полевое поведение. Гомеостаз. «Жизненное пространство» - субъект и окружение. В основе полевого поведения – потребность/случайные моменты – откликаемость.

Понятие временной перспективы.

Прошлое и будущее.

Понятие цели.

«Исследование уровня притязаний» Хоппе. Карстен – опыты на пресыщение.

 

7.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.