Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос № 20.Психология половых различий.





Асмолов:

Вопрос о половом диморфизме является одним из наиболее проблематичных. Отечественная психология долгое время являлась бесполой по ряду причин, например, отождествление психоаналитических построений о сексуальности с самой сексуальностью. Нечетко разграничивались две области исследований – психология половых различий и психология сексуальности.

Ориентации в психологии п.р.:

1) тесно связана с биологией, сексологией – изучает закономерности развертываний генетической программы в онтогенезе под влиянием социальных факторов (изучает такое индивидное первичное св-во, как пол, в онтогенезе человека).

2) Социогенетическая – роль культуры в процессах полового диморфизма (Мид); исследования по половой социализации, мех-мам усвоения в соответствии с принятыми в культуре стереотипами поведения разных обусловленных половым диморфизмом половых социальных ролей)

3) Персоногенетическая – онтогенез половой идентичности, Я-образа, познавательного развития детей, индивидуального стиля, связанные с половым диморфизмом. (Психоаналитич. конц-ции, когнитивно-генетические конц. развития личн-ти)

Иная логика у психологов, социологов, этнографов, сексологов, медиков, для работ которых характерна опора на принципы развития и историзма. Они поднимают проблемы: социальной дифференциацией ролей, связанных с эволюцией общ-ва; влияние совместной деятельности на генезис половых различий в развитии личности ребёнка, формирование его психологического пола, выработка стратегий воспитания с учетом половых различий; изучение причин развития полового диморфизма; историко-эволюц-ый подхолд к причинам нарушений формирования психологического пола личности, разработка методов активной соц-психлологическоц реабилитации отклонений поведения личности, связанных с половым диморфизмом.

Половой диморфизм (пол индивида) не только не определяет однозначное формирование психологического пола личности, но и не является с самого начала возникшим универсальным свойством любого биологического вида.

Половой диморфизм имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. В любой эволюционирующей системе сосуществуют оперативная (изменчивость системы во взаимоотношениях со средой) и консервативная подсистемы (сохранение). Женщины – консервативные подсистемы, а мужчины – оперативные.

В онтогенезе пол как индивидное св-во дан человеку (хромосомный пол). На основе хромосомного развивается гонадный пол. Функционирование гормонального пола -> созревание внешнего и внутреннего морфологического пола.

Психологический пол зависит от:

  1. генетический, гормональный, внутренний и внешний морфологический сам по себе не предопределяют однозначно психологический пол индивида.
  2. Он ещё зависит и от социальной половой роли! (набор предписаний, которое предъявляет общество индивиду: манеры общения, эталоны «мужествен-ти», «женствен-ти»).
  3. И кроме того, от отношения самой личности к своим индивидным свойствам и социальным половым ролям.

Именно психологический пол проявляется в разных особен-тях соц. поведения.ю связанных с половым диморфизмом.

Первая попытка создать периодизацию психосексуального развития индивида принадлежит Фрейду. Он выделили периоды: оральный (0-1), анальный (1-3), фаллический (3-5), латентный (6-12) и генитальный (12-18 лет). На фаллической стадии происходит формирование Эдипова комплекса (Элекстры)),когда у ребёнка сексуальное желание к своей матери, амбивалентное отношение к отцу. Критерием является перемещение либидо в разные эрогенные зоны.

Фазы психосексуального развития не следует смешивать с этапами осознания ребенком половой идентичности, т. е.осознанием своей половой принадлежности.

Выделяются несколько этапов формирования у ребёнка половой идентичности:

1,5 года – первичная половая идентичность – основания: соматические признаки ребёнка 2) поведенческие и характерологические нормы поведения.

3-4 года – дети начинают различать пол окружающих людей

6-7 лет – происходит дифференциация половых ролей, выбираются определённые формы игр, формы компаний (банда мальчиков, кучка девочек).

Транссексуализм – заболевание, нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания. На основании работ Белкина у лиц, перенесших психологическую смену пола, были выделены следующие механизмы формирования психологического пола:

  1. идентификация (уподобление своего я другому)
  2. сигнификация (знаковое опосредование совместной деятельности)
  3. эмпатия (эмо сопереживание с лицами того или иного пола)
  4. рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими)

Особенно остро у транссексуалов выражаются конфликты в подростковом возрасте. Для разрешения этого конфликта меняют пол. Этот выход очень тяжел для личности, следствием может быть потеря «Я», деперсонализация. Человек не может себя отнести ни к одному полу.

Этапы формирования половой идентичности у лиц, перенесших операцию смены пола:

1. Установочный этап. Начинается с осознания необходимости смены пола как единственного выхода из создавшейся ситуации. Выбор идеальной модели «мужественности» и «женственности», отвечающих представлениям личности о желаемых стереотипах избираемого пола (соответствует конкретному человеку, к которому субъект эмоционально расположен; реже соответствует синтетическому образу). (Вследствие операции человек оказывается вырванным из сложившейся системы отношений и должен начать свою жизнь в новой соц. позиции).

2. Имитация определенного типа полового поведения. Задача – добиться сходства с эталоном. (Смена одежды, уничтожение вещей и фотографий из прежней жизни, включение в значимую деят-ть).

3. Присвоение новой роли и формирование психологического пола личности. К концу этапа половое поведение принимает преимущественно интуитивный характер.

Биологический пол – «безличная» предпосылка формирования психологического пола личности. Индивид рождается с определенным биол. полом. Но это св-во не только явл-ся не только предпосылкой становления личности, но и, преобразовавшись в ходе жизненного пути, приводит к формированию психологического пола индивидуальности.

Кон:

Достоверных фактов о том, что существуют различия немного. Женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, но у мужчин больше развиты визуально-пространственные и математические способности и т.д.

Половой диморфизм неодинаково проявляется у различных видов.

Характерные черты традиционной системы половой дифференциации:

  1. разделение м и ж видов деятельности, труда
  2. различия освещались религией, казались нерушимыми
  3. иерархическая взаимосвязь женской и мужской функций (мужик всегда круче).

Но сейчас ситуация изменилась. Женщины с мужской профессией часто имеют мускулинный тип (стиль мышления и характера). Т.е. произошло изменение в культурных стереотипах, возникла неопределённость ролевых ожиданий. Сегодня идеалы мускулинности и фемининности противоречивы.

В MMPI мусклин-ть/феминин-ть рассматриваются как дихотомия.

Но в человеке сочетается мускулинность и феминность в разной пропорции, и даже если женщина насквозь мускулинна – это не значит, что она несчастна. (напротив, высокая феминин-ть коррелирует с тревожностью).

Жесткая нормативность и поляризация деятельности постепенно уступают место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но не сводится к ней.

 

 

 

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.