Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Земледелие, садоводство, виноградарство и другие культуры






Хозяйство Албании в древнеармянских, арабских и других источниках не получило

 

исчерпывающего освещения. Общая характеристика хозяйства Албании в IV-VII

 

веках дана в сводной "Истории Азербайджана", в статье С. Б. Ашурбейли, в

 

неопубликованных работах 3. И. Ямпольского, в книгах 3. М. Буниятова, К. В.

 

Тревер, Т. М. Мамелова, Т. А. Буниятова, Р. М. Ваидова, "Очерках истории

 

Дагестана", "Истории Дагестана" и др. (Об этом более подробно см. выше во

 

"Введении"). При этом надо отметить, что эти вопросы изучены в пределах широких

 

хронорамок или только на основе материалов археологических раскопок, или только

 

на основе одной группы одноязычных письменных источников и, следовательно,

 

исследуемый нами период (IV-VII вв.) в этих работах освещен крайне поверхностно.

 

В предлагаемой работе исследование этих вопросов построено на основе привлечения и анализа широкого круга разноязычных письменных источников и их сопоставления с материалами археологических раскопок. Теперь, нам кажется, настало время попытаться дать более углубленное освещение вопросов хозяйства Албании IV-VII вв. по различным группам разноязычных первоисточников. Среди этих первоисточников наибольший материал сохранили армянские и арабские источники.

 

Армянские и арабские источники, описывая Албанию, дают сведения о ее природе и хозяйстве. В Албании были зеленые степи (79, кн. I, гл. 16; 341, с. 17), густые леса (68, гл. 3, 7; 79, кн. I, гл. 28), прекрасные сады (79, кн. II, гл. 10; 341, с. 17).

 

Албания имела обширные возделываемые плодоносные ноля. О них мы находим данные у армянского географа А. Ширакаци (II, с. 17; 341, с. 17) и историка М: Каганкатваци (79, кн. II, гл. 14; 341, с. 17). Об этих плодородных полях и посевах также лают сведения арабские географы Ибн Хаукал (21, с. 86, 88, 92), Истахри (30, с. И), Якут Хамави (62, с. 16).

 

Основным занятием албанцев рассматриваемого периода было земледелие. В результате роста производительных сил в раннесредневековой Албании оно получило сравнительно большое развитие.

 

Сведения А. Ширакаци (11,-с. 19; 341, с. 20), М. Каганкатваци (79, кн. 1, гл. 5, 26; 341, с. 20), Ибн Хаукаля (21, с. 86, 88, 92), Истахри (30, с. 11), Якута Хамави (62, с.

18) подтверждают это.

 

По обоим берегам Куры (79, кн. I, гл. 5), на Муганской и Мильской степях (II, с. 19)

 

и в других местах Албании занимались земледелием. Письменные источники не дают никаких сведений о способах обработки земли в раннесредневековой Албании. Ценные сведения об этом дают археологические и этнографические данные. Из археологических материалов ясно, что у албанов тогда существовало пашенное земледелие (201, с. 67-68; 190, с. 10-13). Обработка земли велась деревянным плугом, оснащенным железным лемехом (201, с. 67-68; 190, с. 10-13). Данные этнографии позволяют восстановить процесс использования этого сельскохозяйственного орудия (190, с. 12-13). Остатки железного лемеха были обнаружены на раннесредневековом поселении в Мингечауре (201, с. 68, р. 14; 190, с. 11, р. 2). Во время раскопок, в слоях, относящихся к тому же времени, обнаружены в большом количестве эти и другие сельскохозяйственные орудия (190,

 

с. 10-13).

 

Археологические раскопки раннесредневековых слоев выявили большое количество жатвенных орудий. Железные серпы были выявлены из раннесредневековых


поселений Мингечаура Р. М. Ваидовым (201, с. 69, XVI; 190, с. 29). Железные серпы были найдены и в мингечаурских катакомбных погребениях (149, с. 71; 147, с. 5; 190, с. 29). Там же в слое, относящемся к VI-VII векам, обнаружено лезвие косы (201, с. 69; 190, с. 30-31). Подобные косы кое-где употребляются и в наше время (201, с. 69; 190, с. 30). Впервые в Закавказье в Мингечауре археологически добыты костяные напальчники для охвата снопов (202, с. 94; 201, с. 69; 190, с. 30).

 

Обнаружение археологами в большом количестве разных жатвенных и других сельскохозяйственных орудий наглядно свидетельствует о высоком развитии земледелия в Албании в эпоху раннего феодализма.

 

Плодородные поля Албании орошались большим количеством рек и искусственными каналами. Ширакаци отмечает в Албании много рек (II, с. 17; 341, с. 17). Это подтверждает М. Каганкатваци, сообщая, что Албания богата реками, водяными источниками (79, кн. II, 14). О главной реке Куре, которая протекала через Албанию, сообщают армянские историки Егише, Хоренаци, Ширакаци, Парпеци, Себеос (68, гл. III, 76, кн. II, гл. 8; II, с. 6; 74, кн. И, гл. 35; 81, отд. III, гл. 6; 341, с. 17), Асогик, Айриванеци (84, кн. I, гл. 5; 78, с. 54; 341, с. 18), а также грузинские источники (50, с. 21, 22, 23-24, 28, 34, 38; 50, с. 81, 86; 18, с. 8; 17, с. 53). Через территорию Албании протекали также реки Араке (II, с. ар. 6, рус. 15; 81, отд. III, гл. 26; 341, с. 18; 50, с. 22; 18, с. 8), Лопнас (68, гл. III; 341, с. 18), Тертер (79, кн. И, гл. 10), Арцани (81, отд. III, гл. 35) и др.

 

Письменные источники сообщают, что главной водной артерией Албании была река Кура и побережья ее орошались "медленным течением" (79, кн. I, гл. 5; 341, с. 17; 333, с. 70).

 

Поля Албании орошались также оросительными каналами (22, с. 31; 13, с. 20; 368; 404, с. 185-187; 451, с. 70-71; 190, с. 19-26). Одним из таких оросительных каналов был канал, ныне называемый Гяурарх (451, с. 70-71; 190, с. 19-26). Т. С. Пассек (404, с. 185-187), В. Н. Левиатов (322, с 76), Т. А. Буниятов (190, с. 19-23) сооружение ирригационной системы Гяурарх относят к VI-V вв. до н. э. И. И. Мещанинов, основываясь на данных археологических раскопок, сооружение этой ирригационной системы, берущей свое начало от Аракса и протянувшейся на 100 км, относит к раннесредневековому времени - к IV-VI вв. (368, с. 31), А. А. Иессен (284, с. 34; 279, с. 47; 280, с. 27), Г. М. Ахмедов (152, с. 17; 155, с. 63), основываясь на письменных источниках и археологических материалах, присоединяются к мнению И. И. Мещанинова.

 

Другими видами искусственного орошения были кягризы (249, с. 66; 451, с. 71; 190, с. 24-25). Этнографические данные показывают, что в настоящее время для орошения земли используются воды кягризов (431, с. 39).

 

Благоприятный климат, плодородная почва, искусственное орошение и большое количество рек обеспечивали хорошие урожаи зерновых и бахчевых культур. Армянский географ VII века А. Ширакаци сообщает, что в Албанской области Пайтакаран (зона Мильской степи) был самородный ячмень (II, с. 19, 333, с. 69; 341, с. 19). Эти его данные дополняются сообщением историка М. Каганкатваци, сообщающего, что в Албании по обоим берегам Куры изобиловали хлеба (79, кн. I, гл. 5; 341, с. 20), выращивались ячмень, пшеница (79, кн. I, гл. 26; 451, с. 178; 333, с. 69; 341, с. 20; 190, с. 76; 185, с. 61). Археологические работы на территории


древней Албании, в частности Мингечаура, выявили остатки ячменя. Они были обнаружены в 1949 г. на левом берегу Куры в зоне Судагылана (299, с. 97, рис. 18, с. 98).

 

Во время раскопок там, в слоях раннего средневековья, Р. М. Ваидовым также обнаружены остатки пшеницы и ячменя (203, с. 129; 202, с. 91, 94; 376, т. 3, с. 14; 190, с. 75). Остатки обуглившейся пшеницы, ячменя и в городище Хыныслы (457, с. 216; 190, с. 75).

 

Археологические материалы показывают, что албанцы того времени культивировали

 

и просо (202, с. 129; 201, с. 72-74, таб. I; 190, с. 75). Значительное количество остатков проса (202, с. 129; 201, с. 72-74, таб, I;. 190, с. 75) археологами обнаружено в Мингечауре.

 

"В селении Нахичевань были открыты две глубочайшие, огромной ширины ямы, в которых хранился в запасе зерновой хлеб" (76, кн. III, гл. 32, 333, с. 69). Это сообщение армянского историка М. Хоренаци о хранении зерновых культур в ямах в смежной с Албанией территории подтверждают археологические находки. Во время раскопок на земле Албании в Мингечауре обнаружены грунтовые ямы раннесредневекового времени, в которых хранилось зерно (202, с. 129; 201, с. 26, 73, 74; 190, с. 42-44). В Мингечауре в таких хозяйственных ямах были остатки ячменя, пшеницы, проса, в большом количестве мука (202, с. 129; 201, с. 26; 73, 74; 190, с. 42-44). Зерно хранилось также в больших кувшинах (202, с. 129; 201, с. 26, 73, 74; 190, с. 42-44). Они обнаружены в Мингечауре(с. там же). Хозяйственные ямы вскрыты и раскопаны в Байлакане (154, с. 37), в Хыныслах обнаружены и хозяйственные ямы, а также и кувшины для хранения зерна (457, с. 213). Сосуды для хранения зерна, относящиеся к раннесредневековью (293, т. I, с. 109; 476, с. 49), обнаружены и на территории Албании в Дагестане.

 

Письменные источники не дают никаких сведений об обмолоте зерновых культур в Албании изучаемого нами периода. Об этом дают нам сведения материалы археологических раскопок. Во время археологических раскопок в Мингечауре в слое раннесредневековья была обнаружена молотильная доска (201, с. 70; 190, с. 37-

39). Этнографические данные позволяют восстановить процесс использования этого орудия труда (190, с. 38; 193, с. 44). Молотьба осуществлялась еще деревянными палками (193, с. 33-34) и, вероятно, копытами животных (193, с. 35-36). Зерновые мололись каменными жерновами, зернотерками, которые были найдены в большом количестве при археологических раскопках в Мингечауре в слоях раннего средневековья (202, с. 91, 203, с. 137; 201, с. 70-71; 193, с. 48-53). Такие зернотерки кое-где бытовали до недавнего времени в Азербайджане (193, с. 53; 201, с. 72).

 

Климатические и почвенные условия были благоприятными для созревания в Албании хлопка. Есть исследователи, которые приписывают хлопководство Албании

к Армении (488, с. 566). Письменные источники это отрицают. Из Ширакаци ясно, что в Албании, в области Пайтакаран, производилось большое количество хлопка

(И,с. 19; 333, с. 69; 341, с. 20; 190, с. 87; 185, с. 61). Эти данные А. Ширакаци подтверждает М. Каганкатваци, который сообщает, что в Албании по обоим берегам Куры изобиловал хлопок (79, кн. I, гл. 5; 201, с. 74; 333, с. 69; 341, с. 20; 190, с. 87; 185, с. 61).


Данные сообщения письменных источников подтверждают археологические находки. Во время раскопок в Мингечауре, в слоях раннего средневековья, обнаружены семена хлопка (201, с. 74; 190, с. 88). В катакомбных погребениях, также относящихся к раннему средневековью, обнаружены мотки хлопчатобумажных ниток (149,с. 68; 190, с. 88).

 

Моисей Каганкатваци сообщает, что в Албании было развито садоводство (79, кн. I, гл. 26; кн. И, гл. 25; 333: с. 70; 341: с. 17, 20).

 

В Албании были также плодовые сады (79, кн. II, гл. 10; 341, с. 17, 20), развито огородничество (79, кн. II, гл. 25). Развитие садоводства в Албании отмечают арабские географы (30, с. 7,18,19; 21, с. 85, 92; 48, с. 15, 75), это, а также развитие и огородничества документируют археологические раскопки. Раскопки выявили много косточек фруктов (винограда, вишни, сливы) (201, с. 75-76; 154, с. 38; 291, т. I, с. 85), остатки граната, крупного (грецкого) ореха и семена овощей

 

(арбуза, тыквы) (201, с. 74; 190, с. 99).

 

Во вре"мя археологических раскопок выявлены орудия труда, которыми пользовались садоводы и огородники Албании. В Мингечауре во время раскопок в слоях, относящихся к III-VIII векам, выявлены железная мотыга (201, с. 74; 190, с. 99), железные ножи с узкими кинжаловидными лезвиями для обрезания виноградников и ветвей (201, с. 75; 190, с. 124).

 

Обнаруженные археологами орудия труда, которыми пользовались садоводы и огородники Албании, говорят о высоком уровне развития садоводства, огородничества в раннесредневековье.

 

Армянский географ VII века А. Ширакаци сообщает, что в албанской области Ути культивировались масличные и цитрусовые (II, с. 20; 451, с. 178; 333, с. 69-70; 190, с. 106; 341, с. 19). О большом количестве оливковых деревьев Албании сообщает также М. Каганкатваци (79, кн. I, гл. 5; кн, II, гл. 25; 451, с. 178; 333, с. 69-70; 341, с. 20; 190, с. 106). Эти данные письменных источников о масличных деревьях подтверждаются археологическими материалами. Во время раскопок были выявлены остатки маслины (457, с. 217; 313,с. 703).

 

Об обильном урожае смоковницы (инжира) в Албании дает сведение историк М. Каганкатваци (79, кн. И, гл. 25). Об этом сообщает и арабский географ Истахри, который пишет, что "смокву в Барду привозят из Ласуба, и считаются они лучшими сортами этих плодов" (30, с. 7). О виноградарстве Албании IV-VII вв. есть сведения

и у М. Каганкатваци (79, кн. I, гл. 26; кн, II, гл. 25; 341,с. 20).

 

Виноградарство в Албании упоминает и арабский географ Мукаддаси. Сообщая об области ар-Рихаб11, он отмечает, что в этой области "много плодов и винограда" (48, с. 75). Эти данные письменных источников дополняют и подтверждают археологические находки. В одном из раскопанных жилищ в Ханларском районе обнаружены косточки винограда (420, с. 71). Они выявлены и в Мингечауре, в слоях раннесредневекового времени (303, с. 30; 201, с. 75; 190, с. 130-131), в Байлакане (154, с. 38) и на раннесредневековом могильнике близ села Чир-Юрт (Дагестан) (401, т. I, с. 41-42).


Выявленные во время археологических раскопок орудия труда раннего средневековья, которые использовали виноградари, отмечены выше. Они известны из Мингечаура (железная мотыга для обработки виноградников - 201, с. 74; 190, с. 29), (железные ножи для обрезания виноградников - 201, с. 75; 190, с. 124).

 

Из винограда албанцы приготовляли различные продукты. М. Каганкатваци сообщает, что албанцы изготовляли виноградный сок (капку) (79, кн. I, гл. 26). Это подтверждают археологические и этнографические данные.

 

Археологические раскопки слоев раннесредневекового периода дали керамическую (201, с. 76; 190, с. 117) и каменную ванны (190, с. 116) для давления виноградного сока. Способы его приготовления восстанавливаются по этнографическим материалам (190, с. 114, 117-118), как и способы приготовления вина (190, с. 115).

 

М. Каганкатваци сообщает, что в Албании изготовлялось большое количество вина (79, кн. I, гл, 5; 333, с. 69-70; 341, с. 20; 201, с. 75; 190, с. 131), было развито виноделие (79, кн. I, гл. 26; 333, с. 70; 341, с. 20). Наличие виноделия в Албании подтверждают археологические находки, Г. Ниорадзе, исследовав ископаемые керамические сосуды Алазанскй долины, приходит к выводу, что часть этих сосудов использовалась для хранения вина (386, с. 107). Такого типа сосуды были найдены на территории древней Албании кроме Алазанской долины (386, с. 76; рис. 15 и 66) еще в Ялойлу-Тапе (472, рис. 7, 13,14; 223, рис. 11 и 13), в Мильской степи (386, с. 76, рис. 66-а) и в кувшинных погребениях Мингечаура (287, с. 455, рис. 8-9). Во время раскопок в Мингечауре, относящихся к раннесредневековью, обнаружены большие кувшины для хозяйственного назначения (204, с. 10; 201, с. 76; 190, с. 129). Т. А. Буниятов полагает, что в этих кувшинах хранили вино (190, с. 129-130). Здесь были обнаружены остатки бурдюка раннесредневекового периода с осадками вина (201, с. 76; 190, с. 130).

 

Арабские географы сохранили большое количество сведений о садоводстве и

 

садовых плодах. Истахри сообщает, что в Андерабе12, в одном фарсахе от Барды,

"произрастают... превосходный волоцкий орех, лучше ореха самаркандского. Среди

 

плодов шахибал-лут13 лучше шахибаллута сирийского. Там же растет плод по имени

зукал14 величиною приблизительно в губейра15. В нем есть косточки и он сладок,

когда созреет, и кисло-сладкий до созревания" (30, с. 7; 451, с. 179). Истахри

 

пишет: "...что же касается шахибаллута, то он величиною в половину черного

 

грецкого ореха, а вкус его близок по вкусу волоцкого ореха и спелого финика" (30,

 

с. 7; 451, с. 179). Сведения Истахри подтверждает Ибн Хаукал, он сообщает: "Что

 

касается до города Барда, то он Умму-р-Ран16 и лучшая часть этих стран. Город

весьма большой, он около фарсаха в длину и поменьше этого в ширину; он в

 

блестящем положении и прекрасном состоянии, что выражается в здоровом климате,

 

плодородии и обилии посевов, плодов, деревьев и рек.

 

... На расстоянии фарсаха от него находится место, называемое Андераб; между Керне и Ласубом прекраснейшее место, а окрестности его более чем на день пути в ширину и длину, склоны покрыты садами и возделаны, приятны, благодаря местам прогулок и садам, и там масса плодов, весьма значительное количество товаров и солидные источники доходов, торговые пункты от него одинаково близки. В прежнее время эти места были более цветущими и в лучшем состоянии, чем теперь. Имеется

в нем волоцкий орех и "шахибаллут", стоящий выше шахибаллута сирийского по величине, приятности, вкусу и облилию плодов. Там же произрастает "зукал" по


величине с "губейра", он имеет финиковую косточку, сладок на вкус, когда созреет,

 

и горек, пока не созрел" (21, с. 86). О "зукале" дает сведения и арабский географ Мукаддаси (48, с. 15).

 

Эти данные письменных источников подтверждают археологические находки в Минегечауре. Здесь обнаружены остатки грецкого ореха и граната (300, с. 45; 301, с. 147; 201, с. 75-76; 291, т. 1, с. 85), в другом месте - косточки персика, остатки граната и ореха (302, с. 40), в слоях раннего средневековья, в том числе косточки винограда, персика (201, с. 75-76).

 

Арабские географы Истахри, Ибн Хаукал и Мукаддаси дают сведения еще об одном культурном растении Албании - шафране17. Истахри, сообщая о шафране, отмечает, что он произрастал в Дербенте - "Баб-аль-Абвабе18... произрастает шафран" (30, с. II). Об этом растении в зоне Дербента дает сведения и Ибн Хаукал. Он отмечает изобилие там шафрана, сообщая: "В нем (Баб-аль-Абваб) произрастает в изобилии шафран" (21, с. 89). О шафране в Албании говорит и Мукаддаси: "Вывозится из Барды масса шелку, а из Баб-аль-Абваба полотняные одежды, шафран и превосходные мулы" (48 с. 14).

 

В Албании было много хороших пастбищ, настолько богатых, что армяне и сюникцы со своими стадами овец приходили сюда на зимовку: "Захватчики гунны взяли пленных и держали в своем лагере на той стороне Куры, дойдя до берега Аракса, захватили и увели в плен в свой лагерь не только местных жителей, но также жителей областей Араратской и Сюник, пригнавших на зимние пастбища стада овец и скота" (79, кн. II, гл. 26; 333, с. 70; 341, с. 21).

 

А. Ширакаци отмечает в Албании множество рек, плодоносные поля, "густые тростники" (И, с. 17; 451, с. 180; 341, с. 17).

 

Видимо, эти тростники использовались для строительства, а также в других отраслях хозяйства. О ремесленниках, изготовляющих телеги, "подстеленные камышами", дает сведения М. Хоренаци (76, кн. III. гл. 32; 341, с. 21).

 

Арабские географы отмечают в Албании марену, которая использовалась как краситель. Об этом растении сообщают Ибн Хаукал (21, с. 98), Истахри (30, с. 39), Мукаддаси (48, с. 6). Ибн Хаукал пишет: "Эта марена растет во всем Арране от пределов Баб-аль-Абваба до Тифлиса и в области реки ар-Расе до области Джурджана" (21, с. 98; 451, с. 180). О марене Албании Мукаддаси сообщает: "У них встречаются манна, марена, жасмин..." (48, с. 6). Обилие марены в Албании, высокое качество делали возможным и экспорт ее в другие страны водным и сухим путями. Ибн Хаукал пишет: "В областях Варсана, Барда и Баб-уль-Абваба, а также на островах, лежащих на море Хазар, растет марена, вывозимая по морю Хазарскому

 

в Джурджан, а оттуда сухим путем в Индийские земли" (21, с. 98). Истахри сообщает: "Из страны Барда вывозятся мулы и доставляются во все страны. Вывозят также оттуда марену, доставляемую в страны Индии и другие места" (30, с. 25).

 

М. Каганкатваци отмечает, что по обоим берегам реки Куры изобиловали тутовые деревья (79, кн. I, гл. 5). Ибн Хаукал пишет: "... в Барде разнообразные вещи из шелка; дело в том, что тутовые деревья их общедоступны, у них нет владельцев и их не продают и не покупают..." (21, с. 87; 451, с. 180). Истахри, дополняя это,


сообщает нам, что "червей шелковых вскармливают на тутовых деревьях, не принадлежащих никому" (30, с. 7).

 

Из числа дикорастущих деревьев арабские географы упоминают еще березу, а также они лают сведения о деревообделочном ремесле. Ибн-аль-Факих пишет, что в Албании растет "в изобилии береза, из которой выделываются удивительные вещицы" (22, с. 39), добавляя, что "береза эта вырубается из густого леса в стране Барда, богатой деревьями и кустарниками" (22, с. 39). О травах и кустарниках дают сведения Ибн аль-Факих (22, с. 39) и Истахри (30, с. 39). Последний отмечает "остров в устье реки Куры; это значительный остров, покрытый зарослями, кустарниками" (30, с. 39).

 

Таким образом, вышеотмеченные материалы показывают, что в IV-VII вв. в Албании было очень разбито хозяйство.

 

Изучение письменных источников и археологических материалов показывает высокое развитие земледелия в эпоху раннего феодализма. Письменные источники и археологические материалы показывают, что Албания имела настолько плодоносные поля, что ее население занималось земледелием, садоводством, виноградарством.

 

Изучение письменных источников и археологических материалов показывает, что Албания имела обширные плодородные земли и основным занятием албанов рассматриваемого периода было земледелие. Им занимались по обоим берегам Куры, в Муганской и Мильской степях и в других местах. Земледелие было пашенным, обработка земли велась не только деревянной сохой, но и деревянным плугом с железным лемехом. В тех районах, где не хватало влаги, поля орошались при помощи ирригационных сооружений. На территории раннесредневековой Албании культивировались пшеница, ячмень и просо. Обнаружение археологами в большом количестве разных жатвенных и других сельскохозяйственных орудий наглядно свидетельствует о высоком развитии земледелия в Албании в эпоху раннего феодализма.

 

Исследование данных письменных источников и археологических материалов

 

показывает, что на территории раннесредневековой Албании было также развито

 

садоводство и огородничество. Благоприятный климат, плодоносная почва,

 

многочисленные реки, а также искусственное орошение - все это обеспечивало

 

высокие урожаи зерновых и бахчевых культур. Они выращивали зерновые

 

(пшеницу, ячмень, просо), бахчевые (арбузы, тыкву и др.) и другие технические

 

культуры (маслину, шафран, марену и др.). Занимались хлопководством,

 

виноградарством, садоводством (кизил-зукал, персик, вишня, слива, гранаты,

 

грецкий орех, орех, каштан - шахбаллут, инжир-смоква). Очень высокая

 

урожайность винограда позволяла жителям заниматься и виноделием.

 

§ 2. Скотоводство и ремесла

 

Скотоводство и ремесла Албании IV-VII вв. не получили еще исчерпывающего научного освещения. Упоминания и общая характеристика этих отраслей хозяйства Албании того периода дается в свободной "Истории Азербайджана" (292, т. I, с. 86-87), в книге К. В. Тревер (451, с. 180-184), работе С. Б. Ашурбейли (156, с. 149-150)

и Т. Буниятова (190, 191), Т. М. Мамедова (341, с. 20, 21) и др. При этом надо отметить, что эти вопросы исследованы в пределах широких хронорамок или только


на основе материалов археологических раскопок, или только на основе одной группы одноязычных письменных источников и, следовательно, исследуемый нами период (IV-VII вв.) в этих работах освещен крайне поверхностно. Ниже делается попытка несколько углубить освещение истории скотоводства и ремесла Албании тех веков на основе привлечения и анализа широкого круга разноязычных источников и их сопоставления с материалами археологических раскопок.

 

Армянский историк Егише отмечает, что в Албании разводили овец, быков, свиней, птицу (68, гл. III). Армянский географ Ширакаци сообщает, что в Ути была птица катак (II, с. 20). Моисей Каганкатваци отмечает среди домашних животных овец, коз, оленей, лошадей, быков (79, кн. I, гл. 26; 341,с. 19).

 

Хозяйство Албании в раннем средневековье характеризуется развитием скотоводства и ремесел.

 

Заметные сдвиги происходили в области скотоводства. Увеличивалось количество крупного и мелкого рогатого скота. М. Каганкатваци отмечает здесь разведение крупного и мелкого рогатого скота, коневодство (в том числе - верховое) (79, кн. I, гл. 26; 333, с. 70; 341, с. 21).

 

По сведениям историка М. Каганкатваци правитель Джеваншир женился на дочери хагана, который вернул ему все награбленное "...120000 голов овец, 8000 лошадей и быков..." (79, кн. II, гл. 26; 341, с. 94).

 

М. Каганкатваци отмечает в Албании породу белых лошадей (79, кн. II, гл. 21). В Албании были хорошие пастбища, настолько богатые, что армяне и еюнийцы со всеми стадами овец приходили на зимовку в землю албан. Выше приведена выдержка из М. Каганкатваци: "гунны взяли пленных и держали в своем лагере на той стороне реки Куры, дойдя до берега Аракса, захватили и увели в плен в свой лагерь не только местных жителей, но также жителей областей Араратской и Сюни, пригнавших на зимние пастбища стада овец и скота" (79, кн. II, гл. 26; 333, с. 70; 341, с. 21).

 

О скотоводстве Албании дают сведения также арабские географы Мукаддаси (48, с. 5-6,14, 16), Истахри (30, с. 25, 39), Ибн аль-Факих (22, с. 39), Ибн Хаукал (21, с. 97, 102), они отмечают в раннесредневековой Албании домашних животных (48, с. 50; 30, с. 39), крупный и мелкий рогатый скот (48, с. 16; 22, с. 39; 21, с. 102), мулов, лошадей (48, с. 14; 30, с. 25; 21, с. 97,102) и ослов (21, с. 102); породистых и сильных мулов здесь было столько, что их вывозили в другие страны (48, с. 14; 30, с. 25; 21, с. 97).

 

Приведенные данные письменных источников о скотоводстве Албании подтверждают археологические находки костей домашних животных в Мингечауре - мелкого и крупного рогатого скота: коров, овец, коз, осла, лошади, свиньи (202, с. 94, 95; 201, с. 77-78, 2 б; 384, с. 230); в Кабале (290, с. 68) и Торпах-Кале (143, с. 33). p костей, археологически добытых в Мингечауре в раннесредневековых слоях поселений (№ 2 и № 3), 29,54% составляют кости мелкого рогатого скота, 25% - крупного рогатого скота (201, с. 77; 192, с. 34). В Мингечауре в катакомбных и срубных погребениях, относящихся к IV в., обнаружены кости мелкого рогатого скота (147, с. 114-143).


Остатки костей лошадей археологи обнаружили в селе Эных Кусарского района (458, с. 176). На раннесредневековых поселениях № 2 и № 3 в Мингечауре они составляют 9,09 (201, с. 77; 192, с. 89) остеологических находок. В Мингечауре в древнесрубных погребениях найден нож, на ручке которого выгравирована оседланная лошадь с уздечкой (147, с. 138). На глиптике изображены бык, олень (303, с. 23; 145, с. 100). Остатки мелкого рогатого скота обнаружены в ямках при раскопках Байлакана (154, с. 38).

 

Большую роль в скотоводстве раннесредневековья играли собаки. В археологических слоях раннего средневековья выявлены остатки костей собак. В Мингечауре на поселениях № 2 и № 3 они составляют 0,75% остеологического материала (201, с. 77,192, с. 60). Кости собак археологически были вскрыты в Хыныслах Л. А. Халиловым в каменных ящиках V-VI вв. (457, с. 217; 192, с. 63) и в селе Худжабала (459, с. 155). Т. А. Буниятов видит в археологических остатках собак показатель их роли в скотоводстве (192, с. 58-64).

 

Изучение археологического и этнографического материала показывает, что в

 

раннесредневековой Албании разводили верблюдов (192, с. 98-102), как вьючных,

 

так и для верховой езды (192 с

 

99-100).

 

Археологические и этнографические материалы показывают, что в раннесредневековой Албании было очень распространено изготовление молочных продуктов (192, с. 127-130). Археологические раскопки выявили ряд типов керамической посуды, предназначенной для доения животных (201, с. 38-39, таб. 4; 79; 192, с. 127) и для изготовления сливок (201, с. 39, таб. 5; 192, с. 127). Подобная посуда изредка применяется и в современном хозяйстве Азербайджана (142, с. 176).

 

Из молока в раннесредневековой Албании производили сыр, масло, кислое молоко, сливки и айран (201, с. 79-80; 192, с. 127).

 

Археологические раскопки раннесредневековых слоев Мингечаура дали

 

керамические маслобойки (201, с. 79-80, таб. 18; 192, с. 128).

 

Подобные маслобойки кое-где применяются и в современном хозяйстве

 

Азербайджана (142, с. 176, таб. 5, 8; VII, 13). В раннесредневековой Албании

 

наряду с керамической маслобойкой скотоводы

 

использовали также деревянные и кожаные маслобойки (193 с. 113-114; 201, с. 80).

 

Археологические и этнографические материалы показывают, что развитие скотоводства давало возможность использовать в быту Албании шерсть и кожу скота (202, 91; 201, с; 80; 149, с. 68; 192, с. 131-133. В Мингечауре в слоях III-VIII вв. обнаружены железные ножницы для стрижки овец (201, с. 80; 192, с. 80; 192, с. 134), они выявлены и в катакомбных погребениях (147, с. 147; 192, с. 134). Подобные железные ножницы до сих пор кое-где применяются в хозяйстве Азербайджана (201, с. 80). Шерсть была сырьем для ткачества (192, с. 139-144; 201, с. 84).

 

Вышеуказанные материалы позволяют утверждать, что в IV-VII вв. лошади и верблюды служили для транспортных передвижений и верховой езды, а развитие крупного и мелкого рогатого скота обеспечивало население Албании IV-VII вв.


мясом, шкурами, шерстью, сыром, маслом и др. молочными продуктами, а также сырьем ремесленное производство раннесредневековой Албании.

 

Письменные источники отмечают в Албании рыболовство. М. Каганкатваци сообщает, что в Каспийском море и в Куре тогда было много крупной и мелкой рыбы (79, кн. 1,гл. 5; 333, с. 71; 341, с. 17). Это подтверждает Мхитар Айриванеци (78, с. 54; 333, с. 17). М. Каганкатваци сообщает, что албанцы на Куре.и Араксе ставили рыбные промыслы и собирали пошлины с "рыбаков больших рек -Куры и Аракса" (79, кн. II, гл. 16; 333, с. 71; 341, с. 22). О рыболовстве в Албании сообщают и арабские географы Истахри (30, с. 9, 25), Ибн аль-Факих (22, с. 21; 37, 39), Ибн Хаукал (21, с. 87; 451, с. 180). Ибн Хаукал пишет, что в реках Куре и Араксе вылавливались такие сорта рыб, как шамая, осетрина, окунь. Он пишет: "Берда от реки Куры приблизительно в 3 фарсах, а в Куре рыба, известная под именем шурмахи19, есть она также и в реках Рассе20, в Варсане и в других местах;... В реках Куре и Рассе есть рыба "аз-зарака" и "шиубэт"21 (21, с. 87). Эти сведения Ибн Хаукала подтверждает Истахри (30, с. 9). О рыбе шамае дает сведения также Ибн аль-Факих, который сообщает: "...из всех рыб в этой реке главным образом славится шурмахи, благодаря вкусу своему и приятности, обилию жира и сочности мяса" (22, с. 39).

 

Ибн Хаукал и Истахри отмечают, что рыба из Албании вывозилась ввиду ее "приятности и вкуса в Ардабиль, Ирак и Рей" (21, с. 87; 30, с. 9).

 

Рыболовство в Албании подтверждают и археологические находки. В Мингечауре найдены в большом количестве глиняные и каменные рыболовные грузила (202, с. 91, 94-95). Алина каменных грузил 20-30 см, ширина 15-20 см, толщина 7-14 см, вес

 

- 2-5 кг (201, с. 82). Глиняные грузила в форме маленьких колес, вес их 0,4-1,2 г (201, с. 82). Здесь также найдены рыбные кости частиковой и осетровой породы - мерсика, белуги, сазана, шамай, сома (201, с. 82), и в Байлакане раскопки дали остатки рыбных костей (154, с. 38). Таким образом, изучение письменных источников и археологических материалов показывает, что раннесредневековые албаны занимались рыболовством и развито было рыболовство в Албании IV-VII вв. Рыбы было столь много, что она вывозилась и в другие страны.

 

В Албании было развито и ткачество. Обилие шелковицы на берегах Куры (79, кн. 1, гл. 5; 333, с. 70; 341, с. 21) обеспечивало сырьем производство разноцветных шелковых тканей, из которых шили одежду, царские одеяния (79, кн. 1, гл. 19; 333,

 

с. 70, 341, с. 21). Здесь ткали и полотно (79, кн. 1. гл. 19; 333, с. 70; 341, с. 21).

 

Сырьем для ткачества в Албании IV-VII вв., как отмечено выше, была шерсть (192, с. 139-144; 201, с. 84). Другим сырьем для ткачества в Албании того времени был лен (201, с. 84).

 

Вышеприведенные сведения албанского историка о ткацком ремесле Албании подтверждают и дополняют арабские географы. Сведения об изготовлении в Албании полотняных тканей, производстве шелка и льна дают Истахри (30, с. 7,11), Ибн Хаукал (21, с. 87, 89), Мукаддаси (48, с. 14), Якут Хамави (62, с. 23).

 

Данные письменных источников о ткацком ремесле подтверждают археологические материалы. В Мингечауре и Дербенте были найдены части ткацкого станка, глиняные пряслицы (202, с. 91, 94; 149, с. 68; 201, с. 86; 451, с. 81; 317, с. 33). Там


на поселении № 3 обнаружены остатки ковров (201, с. 86; 192, с. 144) и части ковроткацкого станка (303, с. 18; 192, с. 144; 141). Археологические материалы свидетельствуют, что в раннесредневековой Албании ремесленники-ткачи использовали различные краски. Раскопки на Торпахкала (143, с. 33) и в Байлакане (154, с. 60) обнаружили остатки красок. Кроме Мингечаура, остатки ткацких станков обнаружены на Баба-дервише (130, с. 58), а глиняные пряслицы - на городище Байлакан (154, с.60). Подобные пряслицы до сих пор кое-где применяются в Азербайджане (298, с. 117; 303, с. 20, 33; 202, с. 91, 94; 149, с. 68; 201, с. 84, 85).

 

В Мингечауре в погребениях III-VII вв. найдены остатки тканей - шелка, парчи, полотна, шерсти и мотки шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых ниток (201, с. 85; 192, с. 138). Часть шелковых тканей того времени, обнаруженных в Мингечауре, по-видимому, привозились в Албанию из Средней Азии и из Китая (201, с. 86).

 

Из сообщений Истахри (30, с. 7, 9, 11; 451, с. 181), Ибн Хаукаля. (21, с. 87, 89; 451, с. 181), Якута Хамави (62, с. 23) и Мукаддаси (48, с. 14) ясно, что центрами ткацкого производства Албании были города Барда и Дербент. О шелководстве в Барде Истахри пишет; "Из Барды вывозится много шелка. Червей шелковичных вскармливают на тутовых деревьях, не принадлежащих никому. Много его (шелку) отправляется оттуда в Персию и Хузистан" (30, с. 7, 9).

 

Ибн Хаукал отмечает: "Выделываются в Барде разнообразные вещи из шелка; дело

 

в том, что тутовые деревья их общедоступны, у них нет владельцев и их не продают и не покупают, а отправляется шелк в Персию и Хузистан" (21, с. 87).

 

По арабским источникам, другим центром ткачества был город Дербенд. Истахри пишет: "Из Бабаль-Абваба вывозится полотняная одежда и foe выделывается полотняная одежда в Аране, Армении и Азербайджане нигде, кроме этих мест" (30,

 

с. 11; 451, с. 182). Ибн Хаукал, подтверждает Истахри, дополняет это сообщение. "Вывозится из него полотняное верхнее платье, и нет в Арране, Армении и Азербайджане полотняной одежды нигде, кроме как тут" (21, с. 89; 451, с. 182). Полотняную одежду из Албании вывозили в другие страны (30, с. 11; 21, с. 89; 62,

с. 23).

 

Таким образом, вышеуказанные данные письменных источников и археологические материалы показывают, что в IV-VII вв. в Кавказской Албании ткачество являлось одной из развитых отраслей ремесла.

 

М. Каганкатваци дает сведения о металлургии в Албании в VII веке, о мастерах, занятых добычей железа, меди, серебра, золота, выплавкой я обработкой металлов. По этому поводу он пишет: "Он отправил своих официальных лиц различным ремесленникам, искусным в добывании золота, серебра, сварочного железа и выделки меди" (79, кн. II, гл. 16; 333, с. 70; 340, с. 21-22). Его же сообщения документируют наличие в Албании ювелиров, которые разукрашивали сосуды золотом, серебром и драгоценными камнями (79, кн. I, гл. 19; 333, с. 70; 341, с. 21), готовили золотые кресты (79, кн. 1, гл. 21, 23) и драгоценные сосуды (79, кн. 1, гл. 23). Эти данные албанского историка подтверждает арабский географ Ибн Хаукал. Он пишет, что в Албании "употребляют широко золото и серебро для драгоценных сосудов..." (21, с. 104).


Подтверждая эти данные письменных источников, археологические находки

 

показывают, с каким искусством албанские ювелиры изготовляли различные

 

женские украшения из золота, серебра и других металлов. В Мингечауре были

 

найдены среди материалов раннего средневековья золотые серьги (144, с. 20, 22,

 

23, таб. III, рис. 1, 2, 5,. 6, 7; 202, с, 98‖ рис. 31, 2, 3, 4, 5; 384, с. 228, таб. VII,

 

рис. 9; 149, с. 70, рис. 29, 3, 4; 201, с. 59, таб. XIII, р. 18), ожерелье из золота (144,

 

с. 37, таб. IV, рис. 6), золотая подвеска (144, с. 28, таб. IV, рис. 6), золотой

 

перстень (144, с. 37, таб. VII, р. 2,), серебряная поясная пряжка (144, с. 32; 202, с.

 

98, р. 31, 3). Часть этих изделий сделана албанскими мастерами. В Мингечауре были

 

обнаружены также золотые (303, с. 20, 29, III таб., р. 8) и серебряные (201, с. 62;

 

384, с. 228, XII таб., р. 8) кольца, серебряные серьги (149, с. 68, р. 29, 1-6; 201, с.

 

63, XIII таб., р. 18, 24; 384, с. 228, XII таб., р. 8, с. 233, X таб., р. 3), серебряный

 

браслет (299, с. 397; 384, с. 228, VII таб., р. I, с. 230, IX таб., р. 3). Кроме золотых и

 

серебряных украшений, в Мингечауре были найдены украшения из других

 

материалов: браслеты (149, с. 68, р. 29, 10; 384, с. 228, VII таб., р. 2-3, с. 232, X

 

таб., р. 6; 201, с. 58, XII таб., с. 22), фибулы (202, с. 95; 303, с. 20, 27, III таб., р.

 

10; 384, с. 228, VII таб., р. 4-5, с. 230, IX таб., р. 2, X таб., р. 2, с. 232, 233; 146, с.

 

247, р. 5; 201, с. 59, XIII таб., р. 1-8, II, 15, 19-20), кольца (303, с. 20, 27, III таб.,

 

р. 7; 201, с. 62, XIII таб., р. 9, 10, 12-17, 22, XI таб., р. 3; 4, 5; 384, с. 230, 232, X

 

таб., р. I, XII таб., р. 6), пояса (202, с. 99; 303, с. 27, III таб., р, II;







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.