Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Города и другие населенные пункты





 

Города и городская жизнь Албании IV-VII вв. принадлежат к числу наиболее сложных и недостаточно изученных вопросов. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что письменные источники дают мало сведений, а с другой, тем, что археологически еще не все города Албании того времени исследованы. Упоминания

и общая характеристика городов Албании IV-VII вв. есть в сводной "Истории Азербайджана", в работах 3. М. Буниятова,К. В. Тревер, Т. М. Мамедова, С. Б. Ашурбейли, Е. А. Пахомова, Г. М. Ахмедова и др. (Об этом более подробно см. во "Введении"). В Албании того времени, кроме древней столицы Кабалы, письменные источники упоминают ряд известных городов, таких, как Барда (Партав), город Чора (Чола), Дербент, Халхал, Амарас, Цри, Хунаракерт, Пайтакаран, Байлакан и др. Они зарождались и развивались как центры ремесла и торговли местной и транзитной, вероятно, на месте древних поселений сельской общины, на торговых путях или же создавались из центров царского и княжеских хозяйств (451, с. 251; 185, с. 148), как это имело место в соседних странах (266, с. 17).

 

Ширакаци, Егише и Фавст (11, с. 19; 68, гл. III; 76, кн. V, гл. 4; 333, с. 71; 341, с.

 

22) сообщают, что в Албании были города-крепости и другие населенные пункты. М. Хоренаци отмечает в Албании много городов, каждый из которых имел своего "правителя" (76, кн. III, гл. 3; 333, с. 71; 341, с. 22). Фавст Бузандаци сообщает, что в городах Албании были дворцы (87, кн. V, гл. 4; 333, с. 71; 341, с. 22). Эти сведения древнеармянских авторов подтверждает М. Каганкатваци, который отмечает, что в Албании было много городов и крепостей (79, кн. И, гл. 2,10,11; 333, с. 71; 341, с. 22). Все эти данные подтверждают и арабские географы - Ибн Хордадбех, Мукаддаси, Балазури, Истахри, Ибн Хаукал, Якут Хамави, Ибн аль-

 

Факих, Ибн Руста, Кудама, Масуди, Якуби (24, с. 5, 15; 48, с. 6, 7, 8, 9,11; 13; с. 5, 6,13, 30; 30, с. 11,17,19; 21, с. 92, 88, 89, 86, 85; 23, с. 51; 43, с. 29; 47,62 с. 40, 41, 58, 59; 64, с. 59, 61; 62, с. 13, 14). Они отмечают, что в Албании (Арране) были города. Ибн Хаукал (21, с. 92, 35) и Истахри (30, с. 17, 19) сообщают, что это - "города красивые, сходные по величине, плодородные с обширными угодьями". Истахри, Ибн аль-Факих, Мукаддаси, Масуди, Ибн Хаукал, Якут Хамави (30, с. 11; 22, с. 89; 48, с. 9; 47, с. 58; 21, С. 88; 62, с. 18) пишут, что города Албании были защищены стенами. Ибн Хаукал, Ибн аль-Факих, Балазури, Мукаддаси, Истахри (21, с. 87; 22, с. 25; 13, с. 13; 48, с. 9; 30, с. 8) сообщают, что в Албании города имели


городские ворота, Якут Хамави, Ибн Хордадбех, Балазури, Ибн Руста (62, с. 89; 24, с. 15; 13, с. 17; 23, с. 59) отмечают в Албании того времени крепости. Из Ибн Хордадбеха, Ибн аль-Факиха, Якута Хамави, Ибн Руста, Ибн Хаукала (24, с. 15; 22, с. 11, 62, с. 21; 23, с. 54; 21, с. 102) ясно, что там были "укрепленные замки". О других населенных пунктах-селах дают сведения Балазури, Якут Хамави, Истахри, Ибн Хаукал, Мукаддаси (13, с. 13; 62, с. 23; 30, с. 9, 25; 21, с. 92; 48, с. 6), которые сообщают, что в городах Албании были дворцы.

 

По словам историка М. Каганкатваци, в городах ее жили "главари" (79, кн. II, 341, с.

 

23) и "властители" (79, кн. И, гл. 10; 341, с. 23), духовенство, ремесленники (79, кн. II, гл. 10; 341, с. 23) и торговцы (79, кн. II, гл. 16; 333, с. 71). В этих городах,

 

наряду с албанцами, Фавст Бузандаци отмечает чужеземцев (сирийцев, греков и

 

др.), которые занимались ремеслами и торговлей (87, кн. IV, гл. 55; 333, с. 71). Эти сообщения подтверждаются М. Каганкатваци в его сведениях о городе Барде (79, кн. II, гл. 10; 333, с. 71).

 

Барда была одним из главных городов Албании, играла важную роль в торговле. О ней, как столице Албании V-VII вв., дает сведения Ширакаци. Он отмечает, что Барда находилась в области Ути (11, с. 20; 333, с. 71; 341, с. 22). М. Каганкатваци сообщает, что этот город был построен во второй половине V в. албанским царем Ваче. М. Каганкатваци пишет: "По приказу персидского царя Пероза Ваче построил большой город Перозапат, который был назван Партавом" (79, кн. I, гл. 15; 372, с. 28; 451, с. 166; 185, с. 158; 333, с. 72; 341, с. 23). Армянский историк Мхитар Айриванеци, опирающийся на древнеармянских авторов, Подтверждает сведения Каганкатваци о том, что Барда была построена албанским царем Ваче (78, с. 47; 333, с. 72).

 

М. Каганкатваци, говоря о правлении Джеваншира, дает сведения об этом городе (Перожкавата). Он пишет о великом городе (Перожкавата), в котором "пребывал великий князь востока Джеваншир и епископосапат Ухтанес со всеми вельможами" (79, кн. II, гл. 31; 264, с. 89; 451, с. 266). Арабский географ приписывает основание Барды сасанидскому царю Каваду (488-531). Балазури сообщает: "Кавад... построил

 

в Арране город Барду - (главный) город всей страны" (13, с. 5, 6; 333, с. 72). Обращая внимание на эту деталь, С. Т. Еремян полагает, что сасанидский царь Кавад лишь расширил город и "поэтому назывался также Пероз-Каватом" (271, с.

 

36). Казвини сообщает, что Барда (город) построена. Александром Македонским, а впоследствии Кавад его благоустроил (185, с. 158). Персидский историк Мирхонд основание города Барды относит к V в. (185, с. 158). Эту дату, как отмечено выше, подтверждает М. Каганкатваци, он отмечал, что во время правления албанского царя Вачагана III им был созван в 487-488 гг. Агуэнский собор, где присутствовали Шупхагиша - архиепископ Партава и Матэ - иерей Партава (79, кн. I, гл. 26; 185, с. 158). Есть мнение, что Барда была основана арабами. 3. М. Буниятов вполне справедливо отмечает, что "об основании Барды арабами, конечно, не может быть и речи, поскольку уже в период Сасанидов город назывался историком "великим" и был столицей Арана (185, с. 159). Во время нашествия 628 года хазары взяли город Партав и разрушили его (79, кн. II, гл. И, с. 70; 407, с. 69-70; 186, с. 23; 188, с. 18).

 

Затем, при первом омейядском халифе Муавие (661-680), правитель Аррана Абу-аль-Азиз ибн-Хатим восстановил город Барду, а по сообщениям других, "он построил и обнес его крепким рвом", "... ибо города были (до него) совершенно разрушены и

в упадке" (13, с. 15; 443, с. 57; 185, с. 158-159).


М. Каганкатваци дает сведения о том, что Барда была столицей Албании (79, кн. II, гл. 4; 333, с. 72; 341, с. 23), "большим городом" (79, кн. И, гл. 10; 341, с. 23) и имела крепость с четырьмя воротами (79, кн. II, гл. 10; 333, с. 72). Из данных М. Каганкатваци ясно, что "престол" патриарха Албании находился в городе Чога, только албанский глава церкви - Абас перенес его в Барду. По этому поводу он пишет:"... в начале армянского летоисчисления (552 г. н. э.) патриарший престол перенесли из города Чога в столицу Партав..." (79, кн. II, гл. 4; 171, с. 24; 333, с. 72), город Барда стал религиозным центром Албании.

 

Эти сведения подтверждает Мхитар Айриванеци, из сообщений которого становится ясно, что до католикоса Тер-Абаса патриарший престол Албании находился в Дербенте, католикос Абас перенес этот престол в Партав: "Владыка Абас, католикос албанский переносит патриарший престол из Дербента в Партав" (78, с. 48-49; 333, с. 72; 341, с. 23). До халифата в Барде находилась резиденция сасанидских марзапанов (79, 121/96; 185, с. 159). Во время царствования Вараз-Трдата в Барде была и резиденция албанского католикоса, и царский престол (79, кн. II, гл. 45).

 

О внутренней жизни Барды сообщает М. Каганкатваци. Рассказывая о войне между Персией и Византией начала VII в., он описывает, как этот город был осажден византийцами во главе с Ираклием. Узнав о намерении Ираклия, Хосров II приказал князьям и владетелям покинуть город Партав (Барду). Об этом сообщает М. Каганкатваци: "Услышав о том, все вожди и князья Албании по приказу Хосрова покинули большой город Партав и укрепились в различных местах. Многие христианские и языческие ремесленники Партава, которые по причине слабости и немощи не могли обрести безопасность, остались там же в городе" (79, кн. II, гл. 10; 341, с. 22). Следовательно, в то время в Барде, кроме "главарей и властителей" жили ремесленники и духовенство, из которых часть была христианами, а часть - так называемыми язычниками (79, кн. I, гл. 10; 451, с. 252; 333, с. 72). О городе Барде также дают сведения грузинские источники, при этом его называют "Бардави" (56, с. 137; 18, с. 8; 50, с. 22, 39; 50, с. 80).

 

О Барде, как городе, дают сведения и арабские географы Ибн Руста, Якуби, Балазури, Истахри, Ибн Хаукал, Мукаддаси, Якут Хамави, Ибн Хордадбех, Ибн аль-

Факих, Кудама, Масуди (23, с. 39; 64, с. 59, 61; 13, с. 5-6,13,14,15,16,17, 20; 30, с. 7, 9,17, 29, 31; 21, с. 86, 87, 88, 91,101; 48, с. 6, 7,12,14; 62,14, 24; с. 13,15,17; 22,

с. 15, 39; 43, с. 29; 47, с. 33, 34, 40, 60). Они называют Барду столицей Албании. Об этом пишут Якуби, Балазури, Мукаддаси (64, с. 61; 13, с. 6; 48, с. 6, 7), отмечая, что в Барде была резиденция - "... дворец правителя Аррана". Эти сообщения находим у Истахри и Ибн Хаукаля (30, с. 9, 25; 21, с. 92).

 

Из Балазури ясно, что город Барда был окружен стенами с воротами (13, с. 13). Об этом сохранили сведения Истахри и Ибн Хаукал (30, с. 9; 21, с. 87).

 

Ибн Хаукал, Истахри, Мукаддаси (21, с. 92; 30; с. 17; 48, с. 7) отмечают, что Барда

 

была одним из крупных городов в Арране. Мукаддаси называет этот город

 

"прекрасным" (48, с. 7) и сообщает, что "он расположен на равнине и что при нем

 

находятся громадные укрепления" (48, с. 7).

 

Ибн Хаукал сравнительно подробно описывает богатства, величие и значение Барды. Он пишет: "Город Барда - столица Аррана и сосредоточие этой страны. С древних времен Барда была большим городом, около фарсаха в длину и немного


меньше фарсаха в ширину. Город этот здоровый, цветущий и весьма обильный посевами и плодами, деревьями и потоками. Между Ираком и Табаристаном, после Рея и Исфахана, нет города больше по своему расположению и по своим угодьям и рынкам, постоялым дворам, товарам и торговле" (21, с. 86; 443, с. 58-59; 185, с. 160). Эти данные повторяют Истахри (30, с. 7, 8, 9; 155, с. 154-155) и Мукаддаси (48, с. 7,14,15, 38; 156, с. 154)..

 

Другой арабский географ Истахри дает сведения о том, какие сельскохозяйственные товары произрастали и вывозились из Барды и ее окрестностей. Он пишет: "Менее чем в одном фарсахе (от Барды) есть местность, называемая ал-Андераб, расположенная между Карна Ласубом и Йонтаном и занимающая площадь более, чем день пути. Эта местность изобилует садами и огородами. Здесь произрастают всевозможные плоды, среди которых ал-бун-дук (фирундук), который лучше бундука Самарканда. Там же - оли-шахибулат (каштан), превосходящий сирийский.

 

У них есть плод, называемый арзукал (кизил), вроде ал-губейра (маслины). В нем есть косточка. Он сладок, когда созреет, и горек до созревания. Что касается аш-шахибалута, то он величиной в половину ореха, со вкусом, подобным вкусу ал-бундука и ар-рутаба (свежие финики). В Барде есть ат-тин (инжир), привозимый из Ласуба и отличающийся своим качеством. (В Барде) выводится много коконов (ал-абрbшам), а червей там вскармливают на обширных тутовниках. Много шелка вывозят из нее в Фарс и Хузистан" (48, с. 7, 8, 9; см.: 185, с. 160-161). Эти данные повторяются Ибн Хаукалем (21, с. 86, 87, 88) и Мукаддаси (48, с. 7,14).

 

Город Барда был связан с разными городами торговыми путями. Из Барды они шли на север через Шемаху в Ширван и Дербент (30, с. 29-33; 168, с. 151-152; 270, карты V-VII вв.; 156, с. 155), на юго-восток - через Байлакан на Ардебиль и дальше

 

в Иран (30, с. 29; 168, с. 151-152; 270, карты V-VII вв.; 156, с. 155). Другая торговая дорога шла на юго-запад - в Армению к Двину и дальше в сторону Сирии

(30, с. 33, 67; 168, с. 152; см.: 270, карта V-VII вв.; 156, с. 155; 451, с. 266). Еще одна дорога шла на северо-запад - через Гянджу в Тифлис и к побережью Черного моря (30, с. 31-33; 168, с. 151-152; см.: 270, карта V-VII вв.; 156, с. 155; 451, с.

266).

 

Одним из значительных раннесредневековых городов Албании была Кабала. Она была одним из крупнейших по тому времени городских центров Албании.

 

О Кабале сохранились сведения письменных источников. Первый раз она упоминается в I в. н. э. Плинием, который пишет, что Кабала (Кабалака) является в Албании "первенствующим городом" (319, с. 293; 451, с. 138). О Кабале дает сведения М. Каганкатваци в документе о канонических постановлениях собора 488 г. в Агуэне. После подписи царя и архиепископа Бардинского (Партава) в этом документе стоит имя "Манаса, епископа Капала (Кабалы)" (79, кн. I, гл. 26; 451, с. 253; 333, с. 72-73; 341, с. 23-24). Историк еще один раз упоминает о городе Капала (Кабалы), когда он говорит об албанских халкедонитах, отмечая, что от албанского католикоса Нерсеса многие отступились, в их числе был "Ионн, епископ Капалака" (Кабалы) (79, кн. III, гл. 3; 451, с. 254). В этом же источнике, когда речь идет о соборе, созданном против халкедонитов, после подписи католикоса Албании отмечается подпись "епископа Капалака (Кабалы)". О городе Кабале дает сведения армянский географ А. Ширакаци (66, с. 28-29) и грузинская хроника - "Картлис Цховреба" (89, т. III, с 314). О Кабале, как о городе, сообщают Ибн Хаукал, Мукаддаси, Ибн Хордадбех, Истахри, Балазури, Ибн аль-Факих, Якут Хамави, Якуби


(21, с. 92; 48, с. 3, 6, 9; 24, с. 11-13,15; 30, с. 17-19; 13, с. 5,14;" 22, с. 13; 62, с. 14; 64, с. 61). Эти географы сохранили предание о том, что Кабала была основана сасанидским царем Каваддо (488-531 гг.). Об этом пишут Балазури, Ибн Хордадбех, Якут Хамави (13, с. 5; 24, с. 15; 62, с. 14). Данное сообщение арабских географов, приписывающих основание города Кабалы Каваду, является неверным. По Плинию, этот город существовал до Сасанидов еше в I в. н. э. (451, с. 138, 253). Существование города Кабалы до Сасанидов также подтверждают археологические раскопки, произведенные на территории города (296, с. 72-73). Обращая внимание на подобное сообщение арабского географа Балазури, А. Е. Крымский (319, с. 296)

 

и С Т. Еремян считают, что Кавад мог лишь укрепить этот город (271, с. 36; см.: 451,с. 254).

 

Балазури, Якут Хамави, Ибн Хордадбех называют Кабалу "главным городом всей страны" (13, с. 5; 24, с. 14; 62, с. 14). Мукаддаси называет ее "укрепленным городом" (48, с. 9). Из данных арабских писателей ясно, что одно время Кабала была резиденцией албанских царей, т. е. столицей албанского государства. Это положение Кабала занимала при аршакидской династии и до V в. После восстания албанского царя Ваче II против сасанидского царя Пероза, 461., она перестала быть столицей Албании (319, с. 295;451, с. 254).

 

Во времена Сасанидов в городе Кабале находилась резиденция персидских марзапанов. В это время вся ее область вместе с городом называлась Востан-и-Марзпаном (11, с. ар. 17, рус. 40; см.: 264, с. 89; 451, с. 254). Во время господства

 

в Албании хазар, город Кабала находился в их подчинении и, по-видимому, был столицей хазар (13, с. 5; см.: 139, с. 298; 275, с. 130; 451, с. 254; 186. с. 22).

 

Название города дошло до нас в двух формах. У Плиния он назван "Кабалака" (319, с. 293-294), что соответствует армянской форме с суффиксом "ак" - Кабалака (79, кн. III, гл. 3, 8; 319, с. 294). Название города по географу Птоломею - "Хабала" (319, с. 294), что соответствует приведенному историком М. Каганкатваци названию в форме "Капга" (79, кн. I, гл. 26).

 

Албанская столица Кабала была связана с соседними странами торговыми путями.

 

Через Кабалу шли транзитные торговые пути на север (503, с. 171-173; см.: 451, с.

 

260) и на юг (503, с. 158; см.: 451, с. 260-261; 275, с. 150).

 

Местонахождение древней Кабалы до недавнего времени не было уточнено. Разведочные работы археологов сначала создали разные мнения по этому поводу. Более близко к истине подошли А. Яновский и Б. Дорн. А. Яновский отмечал местонахождение в бассейне р. Турьяна (приток Куры) (503, с. 62). Б. Дорн писал, что этот город находился на месте слияния Карачая и Джоурлу-Чая (260, с. 345). Здесь в 1829 г. А. Яновский производил раскопки разведочного порядка в целях выяснения местонахождения города Кабалы (503, с. 168).

 

А. Е. Крымский, соглашаясь с мнением А. Яновского, останавливается на ошибочных мнениях исследователей о местонахождении города Кабалы (319, с. 300-305; 290, с. 56-58).

 

В 1903 г. опубликовано описание его развалин, составленное Р. Эфендиевым (483). После А. Яновского в городище Кабала побывал археолог Е. Лалаян, который подтвердил наблюдения А. Яновского о местонахождении Кабалы (320, с. 41-43).


В 1925 г. Д. Шарифов с сотрудниками провел там разведочные раскопки. Он выяснил, что город был защищен рвом, его оборонительные стены имели пять башен диаметром 5,5 м, стены были толщиной более 4 м, площадь города занимала 15-20 десятин (474, с. 73-75).

 

В 1926 году Л. Шарифов с группой сотрудников произвел глазомерную съемку городища Кабалы (474, с, 175).

 

Спустя 18 лет, под руководством С. М. Казиева сотрудники Академии наук Азербайджанской ССР вели там раскопки разведочного характера, обнаружив золотые, серебряные вещи, монеты, керамику (226, с. 72-79).

 

Архитектор И. П. Шеблыкин дал описание остатков крепостных стен Кабалы (480, с. 90 и др.; 481, с. 225). Он отметил, что город разделяется искусственным рвом на две части: Сельбир и Гявуркаласы (481, с. 225; 451, с. 258-259). Сельбир был окружен крепостными стенами с башнями (481, с. 227). На северной стороне был проем ворот (48Г, с. 227). С этой стороны города был защитный вал (481, с. 227). От ворот шла благоустроенная старинная дорога 4 м ширины (481, с. 227).

 

Другая часть города (Гявуркаласы) также защищена была стенами с башнями и

 

воротами (481, с. 227). В этой части города башни стояли друг от друга на 20-25 м

 

(481, с. 227). И. П. Щеблыкин, описывая крепостные стены Кабалы, отмечает:

 

"Наружные участки фундамента сложены из крупных отесанных камней. Все швы

 

густо промазаны крепким известковым раствором, остальная часть фундамента

 

выполнена забутовкой из булыги, битого кирпича, кирпичного шлака и разного

 

камня. Забутовка проведена на обильном растворе, в состав которого входят

 

средняя и мелкая галька, гравий разной величины. Стены же и башни сложены

 

непосредственно из квадратного жженого кирпича отличного обжига. Диаметр

 

башен достигает 15 м, толщина стен башен равна 4м. Башни сохранились в высоту

 

9-10 м, стены же - 6 м" (481, с. 227).

 

Начиная с 1944 года, с перерывами по настоящее время, археологи республики (начав под руководством старейшего археолога Азербайджана, покойного ныне Казиева С. М.) ведут раскопки на городище Кабалы (297, с. 75-105; 290, с. 54-74). Эти раскопки дают ответ на многие нерешенные вопросы истории города.

 

Одним из городов раннесредневековой Албании был Чора (Чога, Чола). Армянские

 

источники называют весь район этого города Чора и Чога (ущелье в

 

древнеармянском) (76, кн. II, гл. 86, -еще называют "воротами Чора" (Чора дурн),

 

кн. II, гл. 65; Егише называет "укрепления Чора" (пахак Чора), гл. IV; Себеос

 

называет "проход Чора", отд. III, гл. 2; а еще Себеос называет "Крепость Чора", отд.

 

III, гл. 35; Асогик, кн. I, гл. 65; Вардан, с. 36 называет "воротами Чора" (Чора

 

дурн). (См.: Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, с. 276).

 

М. Каганкатваци именует район этого города "укрепления Чора" (пахак Чора) (79,

 

кн. I, гл. 10), "ворота Чора" (Чора дурн) (79, кн. II, гл. 1,11, 12, 23, 39). В

 

грузинском источнике этот район также назван "Чора" (51, с. 24). В составе Албании

 

была область Чора (79, кн. II, гл. 14). Фавст Бузандаци также называет Чора

 

областью (87, кн. IV, гл. 50). Однако Егише называет Чора страной (68, гл. III).

 

Кроме того, из Егише мы узнаем, что Чора имела своего правителя (68, гл. III).

 

Себеос называет Чора (Чога) крепостью (81, отд. III, гл. 35; 341, с. 23), М.

 

Каганкатваци - городом (79, кн. II, гл. 4; 333, с. 72; 341, с. 23). Албанский историк


отмечает, что Чора (Чога) "большой город" (79, кн. И, гл. 4; 333, с. 72; 341, с. 23), находился "недалеко от Дербенда" (79, кн. И, гл. 39; 451, с. 263; 333, с. 72; 341, с. 23). Чора назван городом и М. Айриванеци (78, с. 369), поэтому ошибочным является отождествление города Чора с городом Дербентом (171, с. 24). Это отрицается сообщениями М. Каганкатваци о Чога, как находящемся недалеко от Дербента (79, кн. II, гл. 39).

 

Город Чора отождествляется с городищем Торпах-Кала около современной железнодорожной станции Билиджи в Дагестане (401, т. I, с. 33; 289, с. 156-157). В 1924 г. исследование этого города вел А. С. Башкиров (179, с. 235), в 1937 г. - Е. А. Пахомов (414, с. 34), затем - М. Исаков (289, с. 156). М. Исаков дает описание городища около Билиджи. Оно - площадью около 100 га, вокруг него видны остатки древней стены, высота вала здесь около 20 м, ширина -12-15 м. Вокруг городища имеется ров шириной 20-25 м, глубиной 4-6 м (289, с. 156; 401, т. I, с. 33; 451, с. 262).

 

В 1928 году во время осмотра места в 2 км к востоку от ст. Билиджи в лесу было обнаружено кладбище. И. А. Орбели видел там каменные плиты с надписями, сходными с армянскими, но содержащими неармянские имена и слова (451, с. 264). К. В. Тревер полагает, что это кладбище города Чора (451, с. 264).

 

Чора был одним из больших городов Албании. М. Каганкатваци пишет, что первая резиденция албанских католикосов (патриарший престол) находилась в Чора (Чога) до 552 года (79, кн. 2, гл. 4; 341, с. 70; 185, с. 151). Это показывает, что город Чора (Чога) тогда был религиозно-политическим центром Албании. В 628 году, во время нашествия войск хазарского хагана - Джебухагана и его сына они прошли через Дербентские ворота и обрушились на город Чога. Город и его крепостные стены были "разрушены до основания" (79, кн. И, гл. И; 188, с. 17; 186, с. 23,185, с. 50; 341, с. 87).

 

На правом берегу реки Куры находился еще один город Албании - Халхал. Об этом городе (Халхал или Хаг-хаг) сообщают историки Агафангел (65, с. 29; 333, с. 72) и Егише (68, гл. II; 333, с. 72), а также М. Каганкатваци (79, кн. I, гл. 29; 333, с. 72; 341, с. 23). Из Агафангела следует, что город Халхал находился в области Ути (65, с. 29; 333, с. 72; 341, с. 23). Это сообщение армянского историка подтверждает М. Каганкатваци (79, кн. I, гл. 29; 333, с. 72; 341, с. 23). Егише также сообщает, что Халхал находился в области Ути и в III веке этот город был зимней резиденцией албанских царей (68, гл. III; 333, с. 72; 341, с. 23), располагаясь на границе с Иберией (68, га. III; 333, с. 72; 341, с. 23). Это сообщение повторено М. Каганкатваци, отмечающим: "встретился с ним на границах Иберии, напротив Халхал - зимней резиденции царства албанского" (79, кн. II, гл. 2; 333, с. 72). Но Агафангел, очевидно, проявляя тенденциозность, пишет (в греческом и армянском текстах), что город Халхал был зимней резиденцией царей Армении (65, с. 29; см.: 451, с. 164; 333, с. 72). Этот город локализуется вблизи реки в 2 км от дороги Акстафа - Ереван на территории Казахского района (451, с. 265; 264, с. 84,128; см.: 546, с. 272) и отождествляется с древним городом Лала (264, с. 84-85).

 

Г. Тер-Мкртчян (Миабан) еще в 1893 году, отмечая село Халхал, писал: "Достойно внимания..., что в Утике главный город назывался Хагхаг или Халхал, который в первые века христианской веры служил резиденций аршакидских царей. Теперь


тоже существует село Халхал, к северо-востоку от Нухи, жители которого уже позабыли утийский язык и, если не ошибаюсь, говорят по-тюркски" (531, с. 932).

 

В Южном Азербайджане в средние века был и в настоящее время существует город Халхал (475, с. 90).

 

О Дербенте23, почти несомненно входившем одно время в состав Албании, находящемся на побережье Каспийского моря, дают сведения М. Каганкатваци (79,

 

кн. II, гл. 39; 333, с. 72; 341, с. 23), Гевонд (82, гл. 19; 333, с. 72; 341, с. 23),

 

Мхитар Айриванеци (78, с. 48-49; 333, с. 72), называя его городом. Это подтверждают арабские географы Якуби, Балазури, Ибн Хордадбех, Ибн Руста, Ибн аль-Факих, Истахри, Масуди, Ибн Хаукал, Мукаддаси, Якут Хамави (64, с. 61; 13, с. 5; 24, с. 15; 23, с. 43, 51; 22, с. 11,15; 30, с. 11,17; 47, с. 40, 41; 21, с. 88, 89, 92, 48, с. 3, 9; 62, с. 14,18). Существование в VI в. города Дербента подтверждается пехлевийскими надписями на его крепостной стене (416, с. 3-22; 395, с. 29; 185, с. 152). Более древний этап этого города вскрыт археологически (316; 317, с. 11-12). Гевонд сообщает, что Дербент имел стены и башни крепости (82, гл. XII; 333, с. 72; 341, с. 23). Это сообщение подтверждают арабские географы Истахри, Ибн Хаукал,

 

Мукаддаси, Якут Хамави (30, с. 11; 21, с. 88, 89; 48, с. 3; 62, с. 18, 19, 20), они пишут, что город Дербенд (Баб-аль-Альваб) был окружен каменными стенами, был построен на твердом основании на берегу Каспийского моря. Ибн аль-Факих, Мукаддаси, Балазури (22/с. 23, 24; 48, с. 9; 13, с. 7) отмечают, что этот город имел крепостные стены с башнями. Другие арабские историки сообщают, что он был портовым городом (30, с. 11, 21, с. 88; 62, с. 18,19). О городе Дербенде также дают сведения грузинские источники, при этом его называют "Дарубанди" (50, с. 26, 38-

 

39; И).

 

Об основании города Дербенда у Гевонда сказано, что он был построен при Иездигерде И, византийским императором (82, гл. XII).

 

Однако известно, что Сасаниды прочно укрепились в районе Дербенда только при Хосрове I Ануширване (531-578). Поэтому эти сведения Гевонда, может быть, следует отнести не к Дербенду, а к Бешбармакскому валу.

 

Постройка шедшей к морю и по горам Дербентской стены приписывается сасанидскому царю Иездигерду И, Каваду и его сыну Хосрову I Ануширвану. Ибн аль-Факих, Якут Хамави (22,70 с. 11; 62, с. 14) сообщают, что сырцовые стены Дербенда (Бабаль-аль-Аваб) "основаны" Кавадом.

 

Археолог А. А. Кудрявцев полагает, что сырцовые стены Дербента были построены при сасанидском царе Иездигерде II (316, с 16; 317, с. 14).

 

О возведении каменных стен и построении города Дербенда Хосровом Ануширваном в VI в. дают сведения Балазури, Ибн Хордадбех, Масуди, Мукаддаси, Якут Хамави,

Ибн аль-Факих, Ку-дама (13, с. 5; 24, с. 15; 47, с. 40, 41; 48, с. 9; 62, с. 14; 18; 22,

 

с. 15; 43, с. 29). Эти данные арабских географов и историков о построении города Дербенда в VI в. подтверждаются пехлевийскими надписями (416, с. 3-22; 395, с. 29; 185, с. 152), а также археологическими данными (317, с. 15).

 

Арабские географы и историки дают сведения о масштабах и хозяйстве Дербенда. Ибн Хаукал сообщает: "Баб-аль-Абваб - город на Хазарском море и в середине


города гавань для судов. В этой гавани, тянувшейся с моря, от моря до города есть сооружение, имеющее форму двух стен обеих сторон; по нему проходят суда от того места, где фарватер сделан извилистым. В устье фарватера протянута цепь, подобная цепи в Тире и Бейруте, а на ней запоры, находящиеся во владении того, кто наблюдает за состоянием моря; судно не входит и не выходит иначе как с разрешения. Эти две стены сделаны из камня и свинца. Море Хазарское, оно же Табаристанское. Еород этот богаче Ардебиля в отношении посевов, но плоды его малочисленны; если не считать того, что ввозится из других округов. Вокруг этого города построена стена из камня, кирпича и глины; город служит портом моря Хазар, Серира и прочих стран Табаристана и Джурджана, земель кяфиров и Дайлама. Вывозится из него полотняное верхнее платье и нет нигде в Арране, Армении и Азербайджане полотняных одежд, кроме как тут. Здесь произрастает в изобилии шафран и встречается много рабов из разных стран кяфиров, прилегающих к ним" (21, с. 88-89; 156, с. 156-157). Марена отсюда шла во многие страны, вплоть до Индии. Из Дербента вывозили еще "превосходных мулов" (48, с. 14). Эти данные повторяют и подтверждают Истахри и Якут Хамави (30, с. 11; 62, с.

 

18).

 

К городу Дербенду вели многочисленные.торговые пути - сухопутные и морские, связывая его с городами Шемаха, Барда, Берзендж и др. (30, с. 29-33; 24, с. 11; 43, с. 29; 168, с. 151-152; см.: 156, с. 155). Дербенд был связан морскими торговыми путями с Сериром, Джурджаном, Табаристаном, Дайламом (30, с. 11; 21, с. 89; 62, с. 18; 156, с. 156). Дома в городе Дербенде были построены из камня (48, с. 9). Городские талисманы были высечены на городских воротах (22, с. 25; 62, с. 18).

 

Дербенд снабжался водой по подземным керамическим трубам из горных родников (48, с.,9; 22, с. 25). Проведение воды в Дербенд приписывалось Хосрову Ануширвану (451, с. 280).

 

Археологические раскопки показали, что город Дербенд состоял из двух частей цитадель и собственно город (316, с. 18; 317, с. 22). Раннесредневековая территория укрепленной части города Дербенда составляла около 26-30 га, а площадь собственно города около 160 га (316, с. 19; 317, с. 27-28).

 

На территории города из слоев сасанидского периода обнаружены в большом количестве высококачественные керамические изделия (316, с. 19; 317, с. 27-28). Наличие высококачественных керамических материалов и других предметов показывает, что гончарное производство Дербенда было на высоком уровне (316, с. 20f 317, с. 28). Археологические исследования города показали, что население раннесредневекового Дербента, кроме гончарного производства, также занималось

 

и другими ремесленными производствами - стеклоделием (316, с. 30, 32), ткачеством (316, с. 33), металлообработкой, обработкой цветных металлов (316, с. 34) и ювелирным делом (316, с. 35), обработкой костей (316, с. 35).

 

Одним из городов Албании того времени был Пайтакаран. Название его этимологизируется по-разному. Е. А. Пахомов, исходя из лексики армянского языка, считал, что "Пайт" - дерево, "кан" - местность (409, с. 17). К. В. Тревер, повторяя это, этимологизировала Пайтакаран как "Деревянный (город)" (451, с. 265). "Пайт" -

в древнеармянском - дерево, буквально - "Пайтакаран" означает "место лесов, изобилие лесов". X. Хюбшман считал, что название Пайтакаран является местным, древнекаспийским названием (546, с. 270; 451, с. 265), с чем мы вполне согласны.


Армянские источники, сообщая о Пайтакаране IV-VI вв., называют его городом. О нем пишут Агафангел, Хоренаци, Парпеци, Фавст Бузандаци, Егише, Себеос и Асогик (65, с. 485; 76, кн. III, гл., 3: 74, кн. И, гл. 33; 87, кн. V, гл. 11, 68, гл. IV; 81, отд. II, гл. I; 84, кн. II, гл. I; 333, с. 73; 341, с. 24). Эти сообщения подтверждаются М. Каганкатваци (79, кн. I, гл. 12, 333, с. 73; 341, с. 24). У Агафангела сказано, что Пайтакаран был городом царей Армении (65, с. 485; 333, с. 73), хотя из Фавста Бузандаци, Себеоса, М. Хоренаци и Парпеци (87, кн. V, гл. II; 81, отд. III, гл. 3; 76, кн. III, гл. 3; 74, кн. II, гл. 33; 333, с. 73; 341, с. 24) следует, что Пайтакаран был албанским городом. В главе "О каспах" Фавст Бузандаци сообщает, что жители города Пайтакарана IV в. "отложились от армянского царя" (87, кн. V, гл. II; 451, с. 265). М. Хоренаци отмечает, что тот, кто владел городом Пайтакараном, носил корону (76, кн. III, гл. 3; 333, с. 73), т. е., вероятно, был государственно самостоятельным.

 

По Агафангелу при Трдате III в Пайтакаране распространилось христианство (65, гл.

 

13; 99, с. 180; 451, с. 265; 333, с. 73).

 

Егише называет Пайтакараном не только город, но и область (68, гл. III; 333, с. 73). Ширакаци также считает Пайтакаран провинцией и отмечает, что она была разделена на ряд областей: Хракот-Пероз, Варданакерт, Еотнпоракиян, Багинк, Ротибога, Баханрот, Ароспиджан, Гани, Атли, Багаван, Спандаран-Перож, Ормизд-Перож, Алеван (II, с. 19; 341, с. 37). По свидетельствам М. Хоренаци (76, кн. III, гл. 5; 409, с. 17) и Асогика (84, с. 69; 409, с. 17),в городе Пайтакаране был царский двор. Асогик сообщает, что здесь находился центр албанского католикосата (84, с. 69; 409, с. 17). Себеос сообщает, что в городе был царский архив (81, отд. III, гл. 1-2; 409, с. 17). Из Фавста Бузандаци, Егише и Парпеци (87, кн. IV, гл. 24; 68, гл. III, IV, с. 146; 158; 74, кн. II, гл. 33) ясно, что во времена Сасанидов там стоял военный гарнизон. Город Пайтакаран несколько раз страдал от набегов кочевников. Так было во время нашествия северокавказских кочевников на Албанию в 30-х годах IV века (76, кн. III, гл. 36; 79, кн. I, гл. 12; 84, кн. II, гл. 1; 73, с. 43; см.: 403, т. II, с. 311; 451, с. 188; 409, с. 16). Пайтакаран пострадал также во время Персидско-Византийской войны. Византийский император Ираклий при своем первом нападении на Албанию опустошил страну, в том числе и город Пайтакаран (81, отд. III, гл. 26; с. 140; 451, с. 239).

 

Армянские авторы сообщают, что Пайтакаран, расположенный на Гаргарской равнине (Мильская степь), в IV-V вв. был одним из экономических и политических центров. Письменными источниками город Пайтакаран локализируется в низовьях рек Куры и Аракса. По Ширакаци, Пайтакаран находился к востоку от Ути, расположенного на Араксе (II, с. 19). А. Е. Крымский помещает его к востоку от слияния Аракса и Куры (319, с. 92), С. Т. Еремян (403, т. II, с. 327), К. В. Тревер (451, с. 265)- на Гаргарской равнине. Е. А. Пахомов локализует город Пайтакаран в низовьях рек Куры и Аракса (409, с. 18), Я. А. Манандян помещает его в нижнем течении Аракса (354, с. 13).

 

Точное место города Пайтакарана оставалось до последнего времени невыясненным. Ныне город Пайтакаран локализируется археологами А. А. Иессеном (280, с. 27-28; 279, с. 46-47; 281, с. 102; 284, с. 32-34) и Г. М. Ахмедовым (154, с. 29; 152, с. 16) в 7-8 км к юго-востоку от Оренкала, в Мильской степи, на месте нынешнего села Тазакенд Ждановского района.


Археологические раскопки показали, что в раннее средневековье территория укрепленной части города Пайтакаран составляла 5,5 га (154, с. 29), Город имел оборонительные стены и рвы высотой 3-4 м (284, с, 33, рис. 14; 154, с. 29). На территории города обнаружены обломки керамических изделий (284, с. 33; 154, с. 29), римские монеты (284, с. 33; 280; с. 28; 154, с. 29), каменные базы колонн (482, с. 255, рис. 3; 284. с. 33, рис. 15; 154, с. 29), их формы (482, с. 225; рис. 3; 284, с. 33, рис. 15; 154, с. 29), остатки кувшинных погребений (280, с. 28; 284, с. 33-34; 154, с. 30), а также каменные зернотерки (154, с. 30).

 

Из сведений армянских историков М. Хоренаци (76, кн. III, гд. 6) и Асогика (84, с.

 

43) ясно, что населяли Пайтакаран албанцы.

 

Основываясь на результатах археологических раскопок, предполагали перенос города Пайтакаран на новое место. А. А. Иессен и Г. М. Ахмедов считают, что причиной этого было большое стратегическое строительство на северных границах Сасанидского государства (279, с.47; 154, с. 31), включая магистральный канал Гяурарх, который по характеру рельефа должен был проходить около города Пайтакарана (279, с. 47; 154, с. 31). Рельеф местности вынудил перенос города на место города Байлакана, расположенного в 7-8 км к северо-западу от города Пайтакарана в центре Мильской степи (279, с. 47; 154, с. 31).

 

Байлакан неоднократно упоминается в конце VI - начале VII вв. н. э. О Байлакане сказано в "Истории албан" (79, кн. III, гл. 19; 99, с. 215; см.: 95, с. 456-468; с. 226-229; 187, с. 6) у Ионнеса Драсханакертци (80, с. 37), Киракоса Гандзакеци (83, с. 104), Самуэла Анеци, у которого Байлакан назван "Бахах" (12, с. 89).

 

Кроме армянских авторов об этом городе пишут арабские авторы. О Байлакане, как городе, сообщают Ибн Хаукал, Истахри, Ибн Хордадбех, Ибн Руста, Балазури, Якут Хамави, Якуби, Ибн аль-Фа-ких, Кудама, Масуди, Мукалласи (21, с. 85, 92; 30, с. 17, 19; 24 с. 15; 23, с. 39; 13, с. 15,16,19, 20; 62, с. 13, 14; 64, с. 57, 61; 22, с. 9,11,13,15, 31, 37; 43, с. 25, 27; 47, с. 58-59; 48, с. 9; 409, с. 23). О городе Байлакане дает сведения и раннеперсидский источник "Худдуд-ал-Аллем" (60, с. 4).

 

Арабские источники приписывают постройку города Байлакана сасанидскому царю Каваду I (489-531). Об этом сообщают Ибн Хордадбех, Балазури, Ибн аль-Факих (24, с. 15; 13, с. 5; 22, с. I), Якут Хамави (63, с. 9) и др. Персоязычные источники постройку города также приписывают Каваду I (165, С. 66; 307, с. 12). Сведения авторов о существовании города Байлакана V-VII вв. подтверждаются археологическими раскопками на городище Орен-Кала (280, с. 36; 284, с. 32; 151, с. 34).

 

В свое время здесь вели раскопки археологи И. И. Мещанинов * (368), А. К. Алекперов (132), И. М. Джафарзаде (256), А. А. Иессен (280), А. Л. Якобсон (488; 490), Н. В. Минкевич-Мустафаева (382), Г. М. Ахмедов (154, с. 151) и др.

 

Название Байлакан этимологизируется по-разному. И. Г. Алиев считает, что оно связано с племенем "палай" (балай) и "каран" (131, с. 61), Ш. М. Ажамшидов считает, что "Байлакан" образовалось от персидского слова Билакан (254, с. 51-54; 154, с. 10). Есть мнение, что "Байлакан" образовалось от слов "Бель" (название племени) и "кан" (местонахождение племени) (372, с. 83).


Точное место Байлакана оставалось до последнего времени неясным. И. И. Мещанинов (368, с. 28), А. К. Алекперов (133, с. 67), А. А. Иессен (282, с. 127; 280, с. 28-29), Г. М. Ахмедов (152, с. 11-14; 154, с. 10) город Байлакан отождествляли с городищем Орен-Кала. В свое время А. А. Бакиханов (165, с. 66), М. Дж. Карабаги (307, с, 12-13), А. Уменец (452, с. 45), В. Безменов (180, с. 145), Н. Торопов (450, с. 127), М. Герсеванов и Н. Зейдлиц (218, с. 257, 265) связывали Байлакан с Орен-Калой. Н. А. Караулов (21, с. 128) и И. М. Джа-фарзаде (256, с. 135) в развалинах Оренкалы видели ЮнанЯ, а Байлакан локализовали на левобережье Аракса у села Карадонлы. Часть исследователей, как отмечено выше, город Байлакан отождествляли с Пайтакараном (409, с. 18-19; 271, с. 34; 319, с. 292). Этому спору был положен конец в 1955 году после археологического выявления на городище Оренкала обломков сфероконических сосудов с надписью "сделал Фадлун в Байлакане" (250, с. 342). Байлакан сохранился как городище Оренкала около современного села Кабирли Ждановского района Азербайджанской ССР (154, с. 8).

 

Археологические раскопки показали, что территория его составляла более 40 га, из которых 14 га находились в черте городских стен (151, с. 5; 154, с. 9; 185, с, 151). Город Байлакан был окружен к







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.