Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе





Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры Тема 2 «Роль ТНК в мировой экономике»  
2. Разбор конкретных ситуаций Темы 2-8 – освоение материала в рамках обсуждения конкретных ситуаций  
3. Использование информационных ресурсов и баз данных Темы 2, 4-7 – использование баз данных организаций системы ООН, ВТО Тема 8 – использование базы статистических данных Росстата, Федеральной таможенной службы, ЦБ России  
4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Тема 8 – Последствия членства России в ВТО для социально-экономического развития страны (макроэкономика и микроэкономика)  

 

Средства обучения

Информационно-методические

 

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература:
1. Международные экономические отношения / под.ред. Ливенцева Н.Н. – М.: Проспект, 2008.  
2. Международный экономические отношения. Международный бизнес / под ред. А.Ю. Архипова, Е.П. Пузаковой. – РнД.: Феникс, 2008.  
3. Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина. – М.: КНОРУС, 2008  
4. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013.  
Дополнительная литература
5. Мировая экономика: учеб. / В. М. Кудров; акад. нар.хоз-ва при Правительстве РФ; [гл. ред. Ю. В. Луизо]. - М.: Дело, 2004.  
6. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учеб. / А. А. Суэтин. - М.: КНОРУС, 2008.  
7. Мировая экономика и проблемы глобализации: учеб.пособие / В. В. Гордеев. - М.:Высш. шк., 2008.  
8. Мировая экономика: прогноз до 2020 года/ Институт мировой экономики и международных отношений РАН; под ред. А. А. Дынкина. - М.: Магистр, 2008.  
9. Пашковская М.В. Мировая экономика – 3 изд., М: Финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.  
10. Раджабова З.К. Мировая экономика. – М.:ИНФРА-М, 2010  
11. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. – 414с.  
12. Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики: учеб. пособие. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.  
13. Финансовые рынки в мировой экономике: учеб. / А. А. Суэтин. - М.:Экономистъ, 2008.  
14. Журнал Мировая экономика и международные экономические отношения  
15. Российский внешнеэкономический вестник  
16. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ)  
17. Forbes (Форбс)  
18. Российская газета  
19. http://www.cbr.ru – сайт ЦБ РФ  
20. http://www.gks.ru – сайт Росстат РФ  
21. http://www.wto.org – сайт ВТО  
22. http://www.un.org – сайт ООН  
23. http://www.eurostat.org – сайт Евростат  
24. http://www.rbc.ru – сайт информленты РБК  
25. www.reuters.com – сайт информагентства Рейтерс  
26. http://www.imf.org – сайт МВФ  
27. http://www.worldbank.org – сайт группы Всемирного Банка  
28. www.opec.org – сайт ОПЕК  
29. www.oecd.org – сайт ОЭСР  
30. www.uncitral.org – сайт ЮНСИТРАЛ  
31. www.unctad.org – сайт ЮНКТАД  
32. www.economy.gov.ru – сайт Министерства экономического развития РФ  

 

 

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
601-604 Мультимедийные средства обучения Обучающее (при проведении мультимедийных лекций)

 

 

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
  1. Текущий контроль Проверочные тесты: Тесты по темам модуля 1: 1. Для первого периода развития мирового хозяйства 1870-1913 гг. был характерен (характерно) (a) переход национальных экономик на военные рельсы (b) восстановление экономического и социального единства мировой хозяйственной системы (c) усиление перемещения капитала между странами, чему способствовал золотой стандарт (d) усиление роли ТНК   2. К особенностям глобальных проблем нельзя отнести (a) срочность, то есть настоятельность решения (b) возможность решения проблемы отдельной страной (c) стратегический характер (d) масштабность решения   3. Уникальность интеграционного объединения НАФТА состоит в том, что оно включает страны (a) с одинаковым уровнем экономического развития (b) с разными экономическими системами (c) с разным уровнем экономического развития (d) находящиеся на разных континентах   4. Постоянная доступность достаточного количества продовольствия для поддержания активной, здоровой жизни всех людей называется (a) продовольственной безопасностью (b) уровнем хронического голодания (c) самообеспеченностью продовольствием (d) уровнем голодания   5. Форма разделения труда, при которой каждый экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограниченном числе видов деятельности, называется (a) специализацией (b) производительностью труда (c) кооперацией (d) самодостаточностью   6. К субъектам мирового хозяйства не относятся (a) национальные государства (b) международные экономические интеграционные объединения (c) международные экономические организации (d) центральные банки различных стран   7. Регулированием международных расчетов и разработкой нормативных документов по банковскому надзору занимается (a) Банк международных расчетов (БМР) (b) МБРР (Международный банк реконструкции и развития) (c) МВФ (Международный валютный фонд) (d) ВТО (Всемирная торговая организация)   8. На саммитах «большой восьмерки», членом которой является Россия, обсуждаются (a) только экологические проблемы (b) проблемы отдельных регионов (c) важнейшие международные проблемы в области мировой экономики и политики (d) только политические проблемы   9. Промышленный сектор мирового хозяйства включает обрабатывающую промышленность и (a) транспортные услуги (b) телекоммуникационные услуги (c) лесную промышленность (d) добывающую промышленность   10. Конечной целью объединения АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) является создание (a) общего рынка (b) экономического союза (c) таможенного союза (d) зоны свободной торговли   11. Если в условиях интеграционного объединения страны вводят единый таможенный тариф в отношении третьих стран, то объединение находится на этапе (a) таможенного союза (b) зоны свободной торговли (c) экономического союза (d) общего рынка   12. Факторами углубления международного разделения труда являются развитие рыночных отношений и (a) рост независимости стран в удовлетворении потребностей (b) сокращение многоотраслевых производств (c) сокращение международной кооперации (d) научно-технический прогресс   13. К положительным последствиям деятельности ТНК для принимающей стороны относят (a) уход от налогов (b) получение дополнительных ресурсов (c) усиление эксплуатации и установление внешнего контроля со стороны ТНК (d) недопущение принимающей стороны к участию в НИОКР   14. Если в условиях интеграционного объединения страны договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и квот, при этом проводя свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран, то такое объединение находится на этапе развития (a) таможенного союза (b) общего рынка (c) зоны свободной торговли (d) экономического союза   15. К недостаткам международной экономической интеграции можно отнести (a) возникновение новых рынков сбыта (b) облегчение олигополистического сговора (c) рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров (d) преодоление дефицитов национальных факторов производства   16. Развитие экономического союза характерно для интеграционного объединения (a) ЕС (Европейский союз) (b) ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) (c) НАФТА (Северо-Американская ассоциация свободной торговли) (d) АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)   17. Если в условиях интеграционного объединения страны вводят единую валюту, то объединение находится на этапе развития (a) общего рынка (b) экономического союза (c) таможенного союза (d) зоны свободной торговли   18. Одним из определяющих факторов международной экономической интеграции является (a) снижение эффективности национальных хозяйств (b) снижение производительности труда (c) повышение эффективности национальных хозяйств (d) применение странами протекционистских методов в области внешней политики   19. К современным особенностям ТНК относится (a) диверсификация производства (b) использование только национальных ресурсов (c) размещение филиалов в регионах с наименьшими издержками (d) внутрифирменное международное разделение труда   20. Система хозяйственных связей между странами и регионами при участии международных организаций и корпораций называется (a) международными экономическими отношениями (b) международным разделением труда (c) мировой торговлей (d) мировой рынок   21. Стандартная классификация стран, разработанная МВФ, включает (a) только развитые страны (b) только суверенные государства (c) все страны мира (d) только страны-члены МВФ   22. Глобализация экономики не проявляется в (a) международном движении капитала (b) глобальном распространении технологий (c) росте мировой торговли (d) ограничении международного движения рабочей силы   23. В качестве главной предпосылки образования НАФТА – Североамериканской зоны свободной торговли, выступило: (a) близость уровней экономического развития (b) географическая близость (c) общность социально экономических проблем, стоящих между странами (d) ничего из вышеперечисленного   24. Исторически первой формой международных экономических отношений была (a) международная торговля товарами (b) международные валютные и финансово-кредитные отношения (c) международная миграция рабочей силы (d) международное производственное и научно-техническое сотрудничество   25. Объединение стран экспортеров нефти это (a) НАФТА (b) ОПЕК (c) ОЭСР (d) АТЭС   26. С 1993 г наиболее развитая интеграционная группировка мира называется (a) Европейское сообщество (b) Европейское Экономическое Сообщество (c) Европейский Союз (d) Европейский Экономический Союз   27. Беднейшим регионом мира является (a) Африка (b) Латинская Америка (c) Южная Азия (d) Центральная и Восточная Европа   28. Крупнейшими запасами природного газа обладают (a) США (b) Страны Ближнего и Среднего Востока (c) СНГ (d) Европейские страны   29. Членами ЕС на сегодняшний день являются (a) 12 стран (b) 15 стран (c) 21 страна (d) 27 стран   30. Укажите дату последнего расширения ЕС (a) 1 января 1999 (b) 1 мая 2004 (c) 30 июня 2002 (d) 1 января 2007 (e) 1 июля 2013 г.   31. Признаком современного мирового хозяйства не является (a) открытая экономика (b) система международных организаций (c) отсутствие международной торговли (d) международное движение товаров и факторов производства   Тесты по темам модуля 2: 1. Одной из главных функций международного кредита является (a) усиление зависимости должника от кредитора (b) развитие наличного оборота валюты (c) перераспределение капитала между регионами (d) децентрализация финансовых средств   2. Ямайская валютная конференция заложила основные принципы системы (a) платежного баланса (b) фиксированных валютных курсов (c) золотых мировых денег (d) регулируемых плавающих курсов   3. К прямым инструментам эмиграционной политики относят (a) поощрение валютных переводов за границу (b) введение своеобразного налога на выезд (c) таможенные льготы тем, кто возвращается домой после работы за рубежом (d) предоставление льгот по валютным вкладам   4. Перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну называется (a) реэмиграцией (b) эмбарго (c) иммиграцией (d) эмиграцией   5. Любой товар, способный выполнять денежную функцию средства обмена на мировом рынке, называется (a) бартером (b) валютой (c) деньгами (d) ценной бумагой   6. Совокупность финансовых, экономических и духовных ресурсов, которыми располагает страна для научно-технического развития, называется (a) технологической базой (b) научно-техническим потенциалом (c) научным открытием (d) изобретением   7. В мировом хозяйстве Россия известна как крупный производитель (a) продукции машиностроения (b) легкой промышленности (c) минерального сырья (d) продовольственных товаров   8. Характерным признаком Парижской валютной системы было существование (a) золотовалютного стандарта (b) золотого стандарта в форме золотослиткового (c) золотого стандарта в форме золотомонетного (d) золотого стандарта в форме золотодевизного   9. Под валютным рынком понимается (a) сфера экономических отношений, возникающих при совершении операций по купле-продаже иностранной валюты (b) соотношение требований и обязательств по каждой иностранной валюте (c) соглашение о будущей поставке валюты по курсу, зафиксированному в момент заключения сделки (d) поставка валюты на второй рабочий день с момента заключения сделки   10. Экспортные пошлины выполняют фискальную функцию и (a) балансировочную (b) санирующую (c) протекционистскую (d) информационную   11. Важнейшим фактором развития российской экономики в настоящее время являются (a) протекционистские барьеры (b) внешнеэкономическая деятельность (c) сокращение импорта продовольствия (d) сокращение экспорта нефти и газа   12. Информационным результатом научно-технической деятельности служат открытия и (a) изобретения (b) патент (c) лицензия (d) торговая марка   13. К положительным последствиям вступления России в ВТО относится (a) сокращение доходов бюджетов всех уровней (b) увеличение объема импорта (c) сокращение уровня занятости в конкурирующих с импортом отраслях (d) получение права режима наибольшего благоприятствования   14. Основные финансово-валютные центры – это Нью-Йорк, Токио и (a) Монреаль (b) Пекин (c) Лондон (d) Москва   15. Капитал, находящийся в движении на мировом рынке, источником которого является государственный бюджет, называется (a) частным (b) ссудным (c) официальным (d) предпринимательским   16. Одним из наиболее важных принципов ВТО, на которых строится многосторонняя торговая система, является (a) содействие протекционизму (b) торговля без дискриминации (c) непредсказуемость торговой политики (d) применение мер, ограничивающих импорт   17. Россия не является членом международной организации, которая называется (a) Международный валютный фонд (МВФ) (b) Всемирная торговая организация (ВТО) (c) Организация Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (d) Международный банк реконструкции и развития (МБРР)   18. Демографическая зима - тип воспроизводства населения характерный для (a) развитых стран с рыночной экономикой (b) развивающихся стран (c) новые индустриальные страны (d) ни для одной из перечисленных групп стран   19. Международный инжиниринг – это (a) оказание одной стороной другой стороне комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством объекта, с разработкой новых технологических процессов (b) финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной другой стороне в исключительное пользование на установленный срок имущества за определенное вознаграждение (c) разрешение одной стороной другой стороне использовать изобретения, научно-технические достижения, технические знания и другое, необходимые для организации производства   20. К передаче технологий на некоммерческой основе относят (a) ПЗИ (b) компьютерные банки данных и справочники, выставки (c) лизинг (d) инжиниринг  
2. Рубежный контроль по темам модуля Модуль 1. «Сущность мировой экономики» Дайте развернутый ответ на следующие вопросы: Вариант 1
  1. Роль природных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.
  2. Демографические параметры оценки и народонаселения мира и их динамика.
  3. Глобальные проблемы «человек-общество» в современной МЭ.
  4. Цели и принципы экономической интеграции на уровне экономического союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?
  5. Региональные интеграционные союзы стран с переходными экономиками: цели и причины объединения.
  6. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в развивающихся странах.
Вариант 2 1. Современные тенденции и проблемы развития мировой экономики 2. Субъекты мировой экономики и их общая характеристика 3. Классификация стран мира 4. Промышленно развитые страны и их роль в мировой экономике 5. «Большая семёрка» и её роль в мировом хозяйстве 6. Развивающиеся страны и их дифференциация   Вариант 3 1. Глобализация как главная тенденция развития современной мировой экономики 2. ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение стран мира 3. НАФТА и особенности её экономического развития 4. Особенности экономической интеграции развивающихся стран 5. Интеграционные процессы в АТР. Зона свободной торговли Китай-АСЕАН 6. Проблемы экономической интеграции стран СНГ. Вариант 4 1. Международные корпорации как субъекты мирового хозяйства 2. Сущность и формы международных корпораций 3. Деятельность ТНК в различных группах стран мирового хозяйства 4. Международные корпорации и их роль в проблеме глобализации мирового хозяйства 5. Специфика глобальной стратегии современных ТНК 6. Международные и национальные особенности регулирования деятельности ТНК Вариант 5 1. Система Организации Объединённых наций (ООН) 2. Международные организации, регулирующие мировую торговлю и их функции 3. Международные валютно-финансовые и кредитные организации и их функции 4. МРТ как материальная основа мировой экономики 5. Сущность, формы и показатели участия стран в МРТ 6. Международная специализация стран: современное состояние и тенденции развития Модуль 2 «Основные формы международных экономических отношений» Ознакомьтесь с текстом данной статьи и дайте развернутый ответ на поставленные вопросы. Будущее России за трудовыми мигрантами? Несмотря на попытки российских властей поднять рождаемость в стране, поводов для "демографического оптимизма" у россиян по-прежнему мало. Население сокращается катастрофическими темпами, продолжительность жизни не растет, в регионах образуются огромные "социальные и экономические пустыни", пишет уважаемый британский еженедельник The Economist. И если советское руководство прилагало определенные усилия к тому, чтобы заселить огромную страну, то теперь огромные районы Сибири и Дальнего Востока пустеют - люди перебираются в Центральную Россию. Складывается опасная ситуация: на российском Дальнем Востоке плотность населения составляет чуть больше 1 человека на квадратный километр, а по другую сторону китайской границы эта цифра в 140 раз больше. Демографическая статистика в России напоминает статистику военного периода: ежегодно население сокращается на 700 тыс. человек. Смертность вдвое выше, чем в развитых странах, а средняя продолжительность жизни среди мужчин – одна из самых низких для развитых стран в мире, 60 лет. Если сейчас в стране 142 млн жителей, то к 2050 году их может остаться всего 100 млн. Владимир Путин еще в 2000 году отмечал, что сокращение населения угрожает самому существованию России. Спустя шесть лет он увеличил поддержку матерям и предложил премию за рождение второго ребенка. Рождаемость стала повышаться, однако смертность не снизилась, равно как не увеличилась и продолжительность жизни. Поводов для оптимизма действительно мало, и достичь поставленной цели, увеличив население РФ до 145 млн человек, невозможно, считают эксперты. Руководитель Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский говорит, что единовременный бэби-бум еще ничего не значит: вероятно, люди решили заводить детей сейчас, пока за это положены премии, но в перспективе общее число детей в семьях не увеличится. Средний класс и вовсе не соблазнишь денежными выплатами. Ученые связывают нынешний всплеск рождаемости с тем, что повзрослели и стали заводить семьи многочисленные дети 1980-х годов. А вот следующее поколение родителей будет куда малочисленнее. "В ближайшие несколько лет мы увидим резкое снижение рождаемости", - предупреждает Вишневский. В то же время смертность поднимется - наступит пора умирать поколению послевоенных детей.   Демографический кризис - один из основных сдерживающих факторов российской экономики. В последние годы страна получала "демографические дивиденды" прошлых десятилетий, однако теперь прежние трудовые ресурсы заканчиваются. Если сейчас в стране 90 млн трудоспособных граждан, то в ближайшие семь лет страна лишится 8 млн работников, а к 2025 году - 18-19 млн. По мнению многих демографов, единственным решением демографических проблем России может стать иммиграция, которая позволит не только увеличить население страны, но, что еще более важно, омолодить его возрастную структуру.   Вопросы: 1. Каким образом старение население и уменьшение его трудоспособной части влияет на экономику страны? 2. Как Вы понимаете сущность процесса международной миграции рабочей силы и в каких формах он протекает? 3. Какова роль трудовых мигрантов в разрешении демографической ситуации в России? Согласны ли Вы с утверждением, что единственным решением демографических проблем РФ может стать иммиграция? Какие категории въезжающих мигрантов наиболее характерны для нашей страны? 4. Какие последствия (позитивные и негативные) имеет процесс международной миграции рабочей силы для России? 5. Что понимается под миграционной политикой государства и каковы ее разновидности? 6. Охарактеризуйте применяемые виды иммиграционной и эмиграционной политики в РФ и их основные инструменты.
3. Вопросы для текущего контроля по всем темам курса: 1. Роль природных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов. 2. Демографические параметры оценки и народонаселения мира и их динамика. 3. Глобальные проблемы «человек-общество» в современной МЭ. 4. Цели и принципы экономической интеграции на уровне экономического союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе? 5. Региональные интеграционные союзы стран с переходными экономиками: цели и причины объединения. 6. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в развивающихся странах. 7. Роль трудовых ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов. 8. Глобальные проблемы демографического характера в современной МЭ. 9. НТР: сущность и последствия для МЭ. 10. Региональные интеграционные союзы развитых стран: цели и причины объединения. 11. Цели и принципы экономической интеграции на уровне зоны свободной торговли. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе? 12. Факторы и этапы развития международных корпораций. 13. Современные тенденции потребления природных ресурсов. 14. Экономически активное население и проблема занятости в МЭ. 15. Роль информационных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов. 16. Глобальные проблемы финансового характера в современной МЭ. 17. Цели и принципы экономической интеграции на уровне общего рынка. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе? 18. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в экономиках переходного типа. 19. Роль финансово-кредитных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов. 20. Типы и современные особенности воспроизводства населения в разных типах стран МЭ. 21. Глобальные проблемы «человек-природа» в современной МЭ. 22. Региональные интеграционные союзы развивающихся стран: цели и причины объединения. 23. Цели и принципы экономической интеграции на уровне экономического и валютного союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе? 24. Место ТНК в МЭ, их отраслевая и территориальная структура. 25. Экономический рост и проблема ограниченности природных ресурсов. 26. Роль научно-технических ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов. 27. Глобальные проблемы политического характера в современной МЭ. 28. Цели и принципы экономической интеграции на уровне таможенного союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе? 29. Международные корпорации: признаки, виды, критерии ООН. 30. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в экономически развитых странах.
4. Вопросы для промежуточного контроля (зачета): 1. Обоснуйте сущность мировой экономики как экономической системы, выделив и охарактеризовав ее элементы, связи, цели. 2. Идентифицируйте сущность и формы международных экономических отношений. 3. Охарактеризуйте субъектов мировой экономики и МЭО и обоснуйте изменение их роли на современном этапе. 4. Обозначьте критерии классификации стран в мировой экономике и дайте характеристику общепринятых классификаторов стран с позиций ООН, МВФ. 5. Охарактеризуйте группу развитых стран и их роль в мировой экономике. 6. Обоснуйте особенности развития группы развивающихся стран. 7. Обоснуйте специфику развития стран с переходной экономикой. 8. Охарактеризуйте экономические показатели развития мировой экономики и показатели системы национальных счетов. 9. Охарактеризуйте этапы становления и развития мировой экономики. 10. Идентифицируйте современные тенденции развития мирового хозяйства. 11. Дайте содержательную характеристику процессу глобализации мировой экономики с позиций различных теоретических подходов и выделите ее противоречия. 12. Охарактеризуйте сущность и формы МРТ. 13. Определите показатели участия страны в МРТ и дайте характеристику факторам его развития. 14. Обоснуйте теоретические основы МРТ в учениях различных школ. 15. Дайте характеристику состояния природно-ресурсного потенциала мировой экономики. 16. Обоснуйте типы воспроизводства населения в мировой экономике и дайте характеристику демографических процессов. 17. Охарактеризуйте состояние трудовых ресурсов в мировой экономике и обоснуйте проблемы их использования. 18. Идентифицируйте сущность, виды и структуру мировой валютной системы 19. Охарактеризуйте этапы эволюции мировой валютной системы. 20. Обоснуйте причины и последствия мирового финансового кризиса 2008 г и пути выхода из него. 21. Дайте классификацию глобальных проблем современности и их хараткеристику. 22. Идентифицируйте международную торговлю товарами как форму МЭО и охарактеризуйте ее масштабы, товарную и географическую структуру. 23. Обоснуйте специфику ценообразования на мировых рынках товаров. 24. Идентифицируйте сущность международной торговли услугами, ее особенности, масштабы и структуру. 25. Идентифицируйте сущность и содержание международного научно-технологического обмена как формы МЭО, обоснуйте его экономическую целесообразность. 26. Дайте характеристику состояния развития мирового рынка технологий с позиций выделения его сегментов, географической структуры и современных особенностей. 27. Охарактеризуйте основные каналы и формы международной передачи научно-технических знаний. 28. Идентифицируйте международную миграцию капиталов как форму МЭО, дайте характеристику ее предпосылок, форм и тенденций развития. 29. Обоснуйте современные особенности динамики и географии потоков предпринимательского капитала. 30. Дайте характеристику масштабов, структуры и современных особенностей функционирования мирового рынка ссудных капиталов. 31. Идентифицируйте сущность и классификационные признаки международной миграции рабочей силы, дайте характеристику ее причин, масштабов и последствий для стран эмиграции и иммиграции. 32. Охарактеризуйте мировые центры международной миграции рабочей силы. 33. Идентифицируйте виды балансов международных расчетов и охарактеризуйте их назначение. 34. Дайте характеристику структуре платежного баланса страны на примере Российской Федерации и обоснуйте значение его статей. 35. Охарактеризуйте сущность, виды и инструменты внешнеторговой политики государства. 36. Охарактеризуйте инструменты государственного регулирования внешней торговли услугами. 37. Идентифицируйте инструменты инвестиционной политики государства и дайте их характеристику. 38. Охарактеризуйте виды валютно-кредитной политики государства и их инструменты. 39. Охарактеризуйте инструменты эмиграционной и иммиграционной политики государства. 40. Идентифицируйте международные корпорации как субъектов мировой экономики и охарактеризуйте их виды, масштабы деятельности и направления влияния на страну базирования и принимающую страну. 41. Дайте характеристику этапов развития международных корпораций и современных особенностей их функционирования. 42. Охарактеризуйте российские ТНК с позиций масштабов и специфики их деятельности. 43. Идентифицируйте сущность, предпосылки и цели региональной экономической интеграции в мировой экономике. 44. Дайте содержательную характеристику этапов интеграционного процесса. 45. Обоснуйте особенности развития интеграционных процессов (на примере определенной интеграционной группировки). 46. Охарактеризуйте систему международных организаций, выявив их типы и функции. 47. Дайте характеристику истории создания, целей, структуры и направлений деятельности ООН. 48. Охарактеризуйте цели создания и направления деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 49. Охарактеризуйте деятельность международных организаций в сфере международного регулирования торговли товарами и услугами (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ). 50. Дайте характеристику принципов членства России в ВТО и выявите положительные и отрицательные последствия. 51. Охарактеризуйте деятельность международных валютно-кредитных организаций (МВФ, группа Всемирного банка, Парижский, Лондонский, Токийский клубы). 52. Дайте характеристику международных организаций в сфере регулирования миграции рабочей силы (МОТ, МОМ, УВКБ, СОПЕМИ). 53. Раскройте конкурентные преимущества и слабости России в системе мировой экономики. 54. Обоснуйте состояние участия России в международной торговле товарами и услугами с позиций масштабов и их динамики, ассортиментной и географической структуры, проблем и перспектив. 55. Охарактеризуйте Российскую Федерацию как субъект и объект международного движения капиталов. 56. Охарактеризуйте структуру эмиграционных и иммиграционных потоков в РФ, позиции страны как центра международной миграции рабочей силы. 57. Охарактеризуйте позиции России в международном научно-технологическом обмене, проблемы и возможности усиления роли страны в нем.

 

5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______

 
Следующие записи относятся к п.п.    
Автор
Зав. кафедрой
 

 

Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________

 


6. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник).

ТЕМА 1. Мировая экономика (МЭ): сущность, этапы становления и особенности современного развития.

 

1. Введение в изучение дисциплины «Мировая экономика».

МЭ – это относительно новое направление научных исследований, которое начало формироваться в 70-х г.г. 20 столетия. Причиной этому стала значительная интенсификация хозяйственного взаимодействия между экономиками различных стран.

Сейчас, МЭ – это общеобразовательная, фундаментальная наука, которая в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ изучается во всех экономических ВУЗах России. Основывается она на базовых понятиях и определениях «Экономической теории», «Макроэкономики», «Международной экономики» и других дисциплинах экономического цикла.

Актуальность изучения данной дисциплины определяется тем, что в условиях усиления глобализации мирового хозяйства всё более важное значение для развития отдельных стран приобретает активное участие в мирохозяйственных связях. Не является исключением и Россия, для которой вопросы скорейшей и сбалансированной интеграции в мировое экономическое сообщество сегодня стоят особо остро.

Объектом изучения «Мировой экономики» выступает мировое хозяйство, представляемое как совокупность взаимозависимых экономик отдельных стран, тесно взаимодействующих посредством различных форм международных экономических отношений, основанных на принципах МРТ.

Предметом изучения выступают связи между хозяйствующими субъектами различных стран мира возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ, а также принципы и механизм регулирования данных отношений на национальном и наднациональном уровнях.

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов комплекса знаний о мировой экономической системе: её структуре, основах формирования и механизме функционирования, а также приобретение студентами навыков анализа тенденций и процессов, происходящих в современной системе мирохозяйственных связей.

Обозначенная цель определила следующие задачи изучения дисциплины:

1. выработка системного подхода к определению сущности мировой экономики;

2. формирование знаний о структуре мирового хозяйства, субъектах и особенностях его развития;

3. изучение особенностей исторического развития и теоретических основ формирования мирохозяйственной системы;

4. оценка экономического потенциала мировой экономики;

5. изучение различных форм мирохозяйственных связей между отдельными субъектами мировой экономики и особенностей их регулирования на национальном и наднациональном уровнях;

6. создание теоретической и методологической основы для исследования роли России, других стран и их групп в развитии системы мирового хозяйства;

7. анализ влияния экономических процессов в современном мире на экономики отдельных стран и регионов, в т.ч. и Россию.

8. Формирование навыков систематизации, обобщения информацию и на её основе разработки и обосн







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.