Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ

КАТЕГОРИИ

Фляжка спирта и обнаружение трупов

Фляжку со спиртом поисковикам подсунули: слишком уж доступной она оказалась. Чуть ли не сама бросилась в руки. Операция "подсовывания" тоже спланирована: за студентов думали старшие товарищи в партийном и военном штабах. Студенты направились на поиски, но в штабах знали заранее, что дятловцы погибли, и знали, где лежат их тела. В штабах знали, что команде Слобцова предстоит обнаружить палатку и сразу увидеть трупы своих товарищей. Чтобы "слобцовцы" не растерялись, вместе с ними направили двух опытных людей, а чтобы снять стресс, подложили фляжку спирта на видном месте. Героизм Красной Армии во время войны поддерживался алкоголем: трезвого человека на танк или на пулемёт не пошлёшь. Метод испытанный. 800 миллилитров (вместимость солдатской фляжки) спирта умножаем на 2,5 (растворяем в два с половиной раза), получаем 2 литра водки крепостью 38,4 градуса (96: 2,5 = 38,4). Это обычная крепость водок местных заводов. Крепость 40 градусов имели водки только Московского производства.

Довольно частые упоминания первооткрывателей палатки о стрессе, слова Слобцова о том, что они "дунули" от палатки в лагерь, затаптывая все следы, оставленные до них, свидетельствуют в пользу того, что они увидели возле палатки трупы или один труп. Ни говорить об этом, ни писать им нельзя, поскольку в этом глубокая тайна операции, связанной с переброской трупов дятловцев с другого участка и запрятыванием их в снег на этом участке.

И вот, два литра водки разделили они на 13 человек: 11 - группа Слобцова, манси Куриков и радист Неволин. По 100 миллилитров каждому - это 1,3 л; остальные 0,7 л - "героям дня" на 5 человек, то есть ещё по 140 миллилитров. Итого на каждого "героя" пришлось по 240 мл, то есть почти по полбутылки водки. Я думаю, они изрядно захмелели. "Обменивались мнениями" всю ночь и едва ли выспались.

Эту важную деталь начала поисков исследователи обходят вниманием. А зря, потому что человек в пьяном виде находится "в иной форме сознания". Состояние похмелья - ещё одна из форм сознания. Всё это известно из жизни. В пьяном виде человек геройствует, может наделать и наговорить массу глупостей. Поэтому людей иногда специально спаивают. В похмельном состоянии человек плохо соображает. Студенты группы Слобцова 26 и 27 февраля действовали в пьяном и похмельном состоянии. Утром 27 февраля начались важные события, восприятие которых зависит от состояния сознания.

Из записки Коптелова Юрия Евтихиевича

"4-й день поиска, 27 февраля
Утром я как свеженький и М. Шаравин как охотник был отправлен в сторону палатки на дальнейшие поиски следов и людей. До палатки от нашего лагеря было 2-2,5 км, склон был некрутым, мы дошли быстро. Осмотрели палатку, окрестности. Подумали, какая ситуация могла выгнать ночью из палатки. От палатки в сторону долины - 10-15 м была небольшая ровная площадка.
На краю (далее склон был более крутой) мы увидели парные следы, несколько пар, глубокие, на фирновом снегу. Они шли перпендикулярно скату палатки в долину притока р. Лозьвы.
Мы переходили с левого берега долины на правый и, примерно, через 1,5 км уперлись в стенку, высотой метров 5-7, где ручей делал поворот влево. Перед нами была высота 880, а справа был перевал, который потом назвали перевалом Дятлова. Мы лесенкой поднялись (в лоб) на эту стенку. Я слева, Михаил правее меня. Перед нами были редкие низкие березки и елки, а далее возвышалось большое дерево - кедр.
Мы обошли заросли слева и на открытой небольшой поляне, с глубиной снега 5-10 см увидели у небольшого костра (его хорошо было видно) лежащих двух человек. Они были только в нательном белье, ноги босые. Лежали на спине, головами друг к другу. Лица были красные. У правого почти не было носа. Как будто поклёван кедровками. Это были Дорошенко и Кривонищенко. Под ними снега почти не было. Земля была чуть припорошена снегом.

Мы посмотрели минут 10 на эту картину, (ничего не трогали) и стали подниматься быстро на перевал, т. к. услышали звуки прилетающих вертолетов. Когда мы поднялись на перевал, там первый вертолет уже выгрузился и прилетел второй. Сначала следователи, начальство. Затем военные, солдаты с собаками".

* * *

Фактически произошло вот что.

Утром 27 февраля Шаравина отправили к палатке срочно вернуть опорожненную фляжку из-под спирта. За компанию с ним пошёл Коптелов. Потом они решили проветрить голову и случайно наткнулись на два тела, к которым подъехали не по следу, а по целине. То есть встретили тела совершенно случайно.
Если вдуматься в последующие события: прибытие прокурора 27 февраля, его просьба проводить его к палатке, которая находилась "выше всех", то можно догадаться, что два трупа под кедром предназначались для того, чтобы их обнаружил прокурор. Но эти студенты... Спирт выпили и не оставили прокурору ни капли (он обнаружил только "запах спирта или водки"), обнаружение трупов под кедром "перехватили". Но он не указал "первооткрывателей" в протоколе осмотра места происшествия. Указать их он не мог, потому что они увидели то, что не положено видеть: результаты тайных действий "посторонних"людей - изменение расположения трупов.

"Когда мы рассказали о результатах этого дня, меня попросили показать палатку. И я со следователем пошел к палатке. Где был Шаравин, я не помню после осмотра и обсуждения у палатки мне сказали, что я свободен и должен пойти и помочь военным поставить базовый лагерь. Когда я шел по перевалу, везде лежали вещи. Я подошел к старшему, он мне сказал, чтобы я помог солдатам найти подходящее место для двух армейских палаток, а также показать, где можно взять дрова, воду и найти место для туалета. Мы спустились чуть ниже. Здесь было мелколесье и редколесье. Площадка была большая с небольшим наклоном в сторону долины р. Ауспия. Слева (около 150 м) был хороший лес, а справа внизу, в 300-400 метрах, текла р. Ауспия.
Я спросил, а как же мои вещи (мы с Михаилом ходили в этот день без рюкзаков). Мне сказали, что их уже поднимают на перевал.
К вечеру мы с солдатами успели поставить палатку".

Интересна реакция на сообщение Коптелова об обнаружении тел. Не было ни паники, ни любопытства; "Когда мы рассказали о результатах этого дня, меня попросили показать палатку". Всё логично, если встать на мою позицию.
На расследование прибыл прокурор города Ивделя Темпалов В.И. Он уже расследовал это дело в начале февраля, и вот, надо повторять. Кто-то ему подсказал, что в палатке приготовлена фляжка спирта с закуской (корейка), и ему захотелось сначала побывать в палатке. А трупы у кедра... Он знал о них заранее, но нельзя подавать виду. Со спиртом его неожиданно "нагрели" студенты, и он огорчился. Но спирт, вероятно, по замыслу предназначался студентам в стрессе, а над прокурором могли и подшутить.
Мне кажется, в кармане прокурора должен был лежать план расположения палатки, кедра, трупов Дятлова и Колмогоровой. Если бы "двоих под кедром" не обнаружили студенты, поехавшие с похмелья на лыжах проветрить голову, то их обнаружил бы прокурор Темпалов: "Что это там за кедр? Давайте сходим к нему". Труп Дятлова лежал на поверхности, его и искать-то не надо, только б не запнуться за него.
Но труп Дятлова успел увидеть манси Степан Куриков, а труп Зины Колмогоровой нашла под 10-сантиметровым снегом поисковая собака. Когда сценарий заранее продуман, всё идёт гладко, "как по маслу".

"5-й день поисков, 28 февраля
С утра я дал совет солдатам, где поставить вторую палатку, и нам с Шаравиным дали задание в свободном поиске попробовать найти следы остальных членов группы. Мы решили с ним продолжить поиск в том же направлении, т. е. на высоту 880. Обошли по кругу эту гору и потом скатились к базовому лагерю через лес. В лагере мы узнали, что еще несколько человек нашли.
Нашей группе сказали, что вы выполнили свою задачу и можно готовиться к отправке домой. Следующие дни мы ждали вертолет. Погода была очень ветреная.
2 марта вертолетом увезли 5 трупов (здесь ошибка, на 2 марта было найдено только 4 трупа - Г.К.), а нас не взяли. 8 марта (вероятно, 3 марта - Г.К.) вертолет прилетел за нами и высадил на аэродроме в г. Ивдель. Потом нас посадили в поезд Ивдель-Серов, и утром 4-го марта мы были в г. Серове. Днем 4 марта нас посадили в поезд Серов-Свердловск, и около 12 ч. 30 мин. дня 5-го марта мы были дома".
(http://pereval1959.forum24.ru/?1-10-0-00000010-000-0-0)

Масленников Евгений Поликарпович:

"26.02 вечером от группы Слобцова поступило сообщение, что найдена палатка Дятлова со всеми вещами, предметами питания и лыжами. Это послужило сигналом к снятию всех поисковых групп с других направлений. 27.02 мы сняли с маршрутов группу Чернышова и перебросили ее на высоту '1079', группу Курикова, группу Аксельрода и туда же перебросили группу ИТЛ Моисеева с собаками. Там оказалось 7 групп".

Штаб поисков в Ивделе (Проданов, Сульман) получил радиограмму от Слобцова об обнаружении палатки в 18 часов 26 февраля. Проданов, безусловно, имел предупреждение от военного штаба в Ивделе об обнаружении палатки с самолёта 25 февраля. Поэтому радиограмма от Слобцова была ожидаемой, и прокурор Ивделя, а также группа военных Ивдельлага были готовы к экстренному вылету.

Хочу заметить, что одновременная переброска всех поисковых групп на склон горы "1079", к палатке", вёл не к порядку, а к увеличению кавардака. 40 поисковиков, находясь в эйфории, слонялись по склону горы, затаптывали следы, тянулись к палатке всё потрогать. Остановить эту ораву никто не мог, прибывший прокурор не мог охватить всё пространство и контролировать каждого человека. К тому же, у него было много своей работы "в связи с обнаружением трупов". Создание обстановки неразберихи было на руку только организаторам имитации поисков. Поэтому я считаю, что кавардак поддерживался преднамеренно. Он был спланирован. Если бы руководителям был нужен порядок, то создать его не составляло труда. Порядок мог оказаться нужным на действительных поисках. Здесь действительных поисков не было, поэтому "организация работ" была такой, чтобы поисковики неумышленно затаптывали следы и неумышленно же вредили расследованию, пусть и ненастоящему, театрализованному.

Коптелов и Интернет-центр, 01.02.2008

"Под кедром остатки костра и два трупа, плохо одетых и босиком, лежат головами друг к другу. Мы поспешили на перевал, чтобы доложить о нашей находке. Мы не успели подняться, как прилетел вертолет со следователями. Затем прилетел второй вертолет с солдатами и собаками. Меня попросили показать палатку".

Брусницын Вадим Дмитриевич
студент 3-го курса УПИ (металлургический факультет) допрошен прокурором-криминалистом Ивановым 15 мая 1959 г. (листы 362-369 УД).

"Рядом когда-то горел костер. Вокруг было срублено финским ножом больше десятка небольших елочек. Нижние сухие ветки кедра были обломаны. Снег кругом был истоптан. На кедре было также сломано на высоте 3-4 метров несколько пятисантиметровых сухих веток. Часть из них так и осталась лежать у костра".

Выражение "было срублено финским ножом" неправильное. Финским ножом не рубят, а колют или режут (срезают). Рубят топором, саблей и т.д. Чтобы рубить, у инструмента должна быть достаточная масса, желательно сосредоточенная. Деревца диаметром до 4 сантиметров в месте "срезки" только рубят. Их рубили топором, потому что для срезания они толсты. То есть это делали не дятловцы. Вопрос решается логическим рассуждением. Кроме того, есть подтверждение Юдина о том, что "внизу" были обнаружены даже колотые дрова. К этому вопросу мы вернёмся, потому что наличие колотых дров меняет существующее (навязанное) представление о том, что дятловцы-де в районе кедра и у ручья развили деятельность по спасению самих себя.

Часть веток кедра "осталась лежать у костра" неиспользованной. Вероятно, по той причине, что были колотые дрова.

"Оперативная группа с собаками в это время обследовала палатку. К концу дня ими было найдено еще два трупа: Колмогорова и Дятлов. Наша группа и две прибывшие группы Карелина и капитана Чернышова в этот день в поисках не участвовали. Все были заняты транспортировкой имущества с перевала в долину Ауспия, где было решено организовать лагерь.

На следующее утро, 27-го, продолжали поиски с собаками. Остальные, разобрав палатку, начали прощупывание лыжными палками снежного покрова высоты.
После переписи прокурором г. Ивделя имущества группы, мне и М. Шаравину было предложено собрать вещи и транспортировать их к месту посадки вертолета".

Лебедев Владимир Александрович

"27 февраля Шаравин и Коптелов пошли искать место для лагеря. Миновав перевал Ауспия-Лозьва, они "обнаружили у кедра два полуголых трупа, одним из которых оказался Кривонищенко. Потрясенные увиденным ребята вернулись на перевал... ".

Лебедев отмечает "потрясение ребят увиденным". Значит, их слова не были пустыми, и они не могли его скрыть.

"Проводник с собакой, карелинцы и я с Шаравиным поднялись до палатки. Палатка была поставлена добротно и умело. На склоне горы, занесенной снегом, очевидно, лыжами, была выровнена площадка. На нее были постланы лыжи, полозьями вверх. На лыжи с помощью лыжных палок была поставлена палатка. Дно последней было застлано рюкзаками, из которых были выложены продукты, на рюкзаки были положены штормовые костюмы, телогрейки, посл. одеяла. В этот день мы решили не разбирать вещи из палатки.
Середина палатки провалилась, сама палатка была порвана, может быть, ее порвали наши ребята (Шаравин и Слобцов), но на скате, который был обращен вниз, был четкий ровный порез, сделанный, по-моему, ножом.
В этот день, разобрав часть палатки, мы, собрав все вещи в одеяло, положили их в палатку, чтобы на следующий день произвести разбор палатки в присутствии прокурора, который прилетел на место происшествия 27 февраля".

Чувствуется, что Лебедев пишет без фантазий: палатка установлена на лыжи, но под ней нет снежных блоков. Вообще говоря, элементы фантазирования быстро выявляются, авторы, по-видимому, не учитывают этого.
"Очень мило" выглядит приготовление к прибытию прокурора: вещи собраны в одеяло и положены в палатку. Прокурор начнёт свой протокол словами "до меня к палатке никто не прикасался". Смех да и только: прикасались все, кому не лень.

Лебедев сообщает о своих оригинальных наблюдениях в палатке.

"Вещей в палатке было много. Около входа в палатку, который, кажется, был открыт, в чехле лежала печка. Трубы последней находились внутри печки, что говорит о том, что печку не пытались затопить, хотя за палаткой на улице, у заднего конца палатки в снегу я нашел чурбачок, несомненно, предназначенный для печки".

"Вообще продуктов в палатке было немного (дней на 5 самое большее), что нас убедило в том, что дятловцы сделали лабаз, о котором мы узнали затем из дневника, кажется, Дятлова, и затем обнаружили по составленным ими крокам".

Дневник Дятлова - это новость. О нём говорится ещё у Анны Матвеевой в повести "Перевал Дятлова". Или, может быть, это всё-таки запись Дятлова в общем дневнике группы? Личный дневник Дятлова, безусловно, был. Не мог не быть. Но он должен исчезнуть одним из первых. Причём так, чтобы не попадать никому в руки. Даже на глаза. И ещё Лебедев пишет о кроках лабаза? Об этом нигде не повторяется. Если бы были кроки расположения лабаза, его бы нашли в два счёта. Но его ведь не нашли вообще. Пришлось сочинять протокол, не соответствующий действительности.

"В палатке мы обнаружили лыжную палку, от которой был отрезан верхний конец по аккуратному концевому (может быть, "кольцевому" - Г.К.) надрезу, и еще один надрез был сделан. Это говорит о том, что, видимо, кто-то остался в палатке значительно позже других, может быть, на сутки. Потому что человек от нечего делать не будет резать палку, которая еще может пригодиться.
В одном месте палатки она была порвана и затем скреплена булавкой".

Кто-то задержался в палатке на сутки? А потом в знак солидарности пошёл и тоже разбил себе голову? А что свидетельствует в пользу того, что кто-то задержался в палатке? Кольцевой надрез, по которому отломили конец палки, или "ещё один надрез", по которому не отломили? Интересно ведь, какая может быть связь.

Обратим внимание на слова "В палатке мы обнаружили лыжную палку". Лебедев не один обнаружил - это был коллектив. Об участниках он сообщил чуть выше: "Проводник с собакой, карелинцы и я с Шаравиным". Вот, все они, не менее пяти человек, не считая собаку, видели палку, сломанную по кольцевому надрезу.

Утверждение "Потому что человек от нечего делать не будет резать палку, которая еще может пригодиться" я считаю спорным. Нередко действия человека определяются и направляются дурной мыслью, пришедшей ему в голову. Нам также неизвестно, могла ли лыжная палка пригодиться тому человеку, который её резал. Кому она могла пригодиться? Людям вообще? Каким-нибудь? Но она, действительно, кому-то принадлежала. Если не конкретному человеку, то организации. Мы не знаем того человека, нам неизвестно происхождение палки. Многие дятловцеведы, опираясь на слова Юрия Юдина, что у них были бамбуковые палки, до сих пор не могут допустить мысли, что изрезанная и сломанная лыжная палка могла быть деревянной. Она и была деревянной, потому что не принадлежала группе Дятлова. Там нашли две пары лишних лыж. Неужели они были без палок? А общее количество лыжных палок никто не догадался сосчитать. Идём далее. Нашли обломок лыжи двенадцатой пары. А где остальное от двенадцатой пары лыж? Я думаю, сожгли. И никто из дятловцеведов не всплакнул по этому поводу. А вот на сломанной палке "сошёлся клином белый свет"! Все разговоры о ней.

Дятловцеведы узко смотрят на этот вопрос и не допускают "крамольной" мысли, приблизительно такой формулировки: лыжную палку "испортили" с каким-то умыслом. Надо такую мысль допустить и тут же поставить перед собой вопрос: с каким умыслом испортили палку? В поисках ответа не мешает вспомнить, что были разговоры ещё об 11-ти телах туристов, прошедших той зимой через морг Ивделя. Не мешает обратить внимание на то, что в списке снаряжения группы Дятлова, сданного на склад спортклуба УПИ, лыжи и лыжные палки не фигурируют! Если бы их принимать, то пришлось бы указывать 11-12 пар лыж, в то время как в группе после возвращения Юдина оставалось 9 пар лыж на 9 человек и 9 пар лыжных палок. Кому стали бы приписывать "лишние" лыжи?

Не мешает задуматься о том, что обломок лыжи, найденный в лесу, где лыжу сломать трудно, и испорченная лыжная палка - это подсказка, сигнал, сообщение, рассчитанное на догадливость, о том, что обстановка с туристами не так проста, как может показаться с первого взгляда, что идёт преднамеренное уничтожение лишних лыж, чьих-то лишних лыж. И палок.

"Следы, ведущие вниз по склону от палатки, были действительно довольно четкие. Я не следопыт и не могу сказать, сколько человек там спускались, но, по-моему, они спускались группой, иначе бы следы разошлись, т.к. в ночь, в которую, предполагают, произошло несчастье, была страшная метель, а эти следы идут всё время рядом и расходятся на 2 следа только далеко внизу (порядка метров 800), на каменной гряде".
(http://tau.ur.ru/forum/forum_posts.asp?TID=1111&PN=1703)

Шаравин М.П., 06.01.08
О стрессе Шаравина

"НАВИГ: А вот Коптелов говорит, что они лежали головами друг к другу, а вот на снимке они лежат рядом друг с другом. Похоже, что в этом случае их оттащили от кедра.
ШМ: Не думаю, мне кажется, что тела лежали параллельно.
НАВИГ: 2 метра от кедра. За кедром по направлению от палатки?
ШМ: Да, так оно и было. Они же не сами так легли, что они были положены.
НАВИГ: А Коптелов не мог их видеть раньше вас или позже? Вы с ним были?
ШМ: Нет. Мы сначала с ним вдвоем подошли, мы же с ним спускались, и мы с ним обнаружили их у кедра. Он мог быть там на следующий день, он же показывал их кому-то. А я-то был достаточно расстроен и не хотел туда спускаться."
(http://infodjatlov.narod.ru/Saravin060109.doc)

Удачное замечание М. Шаравина, что они (тела) не сами там легли, а были положены. Чувствуется, что многое они стараются придерживать, не говорить, но правда прорывается через кляп.

* * *

Брусницын В.Д. о стрессе: "... и так как мы первые, нервы у нас были все на пределе, усталость была большая - мы поменялись".
(к Оглавлению)

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.