Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Накопительной пенсионной системе в России





Быть или не быть

Накопительной пенсионной системе в России

 

 

Групповая аналитическая работа

студентки 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

ВАСИЛЬЕВОЙ Евгении Игоревны

 

__________________________________

(подпись)

 

студента 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

СУМАТОХИНА Алексея Сергеевича

 

__________________________________

(подпись)

 

 

Научный руководитель:

к.э.н, ст. преподаватель.

ГОЛУБЕВА Анастасия Алексеевна

«СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ»

_____________________________

(подпись научного руководителя)

«_____» _______________ 2012 г

 

Санкт-Петербург


Введение

В 2002 году в Российской Федерации была проведена пенсионная реформа, заключавшаяся в переходе от распределительной к условно-накопительной модели. Прежняя пенсионная реформа не справлялась с выполнением своих обязательств в виде достаточного материального обеспечения лиц, утративших возможность получения регулярного дохода, численность которых уже превышает четверть населения и сохраняет тенденцию к росту, что на фоне всеобщего охвата населения пенсионной системой свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы. Факт неэффективности повлиял на осознание необходимости нововведения в пенсионную систему.

Причина тотального влияния государства на пенсионное обеспечение очевидна с точки зрения дефиниции России как правопреемника СССР, игравшего патерналистскую роль в жизни населения. Высокая социальная нагрузка на государство обусловливает сложность и комплексность пенсионной реформы.

Целью нашей работы является ретроспективный анализ пенсионной реформы 2002 года, оценка изменения параметров пенсионной системы с помощью изучения статистической информации.

Пенсионная система

Виды пенсионных систем

Пенсионная система или ПС – совокупность правовых, экономических и организационных институтов, направленная на материальное обеспечение граждан в виде пенсий.

Пенсией называется регулярное (как правило – ежемесячное) денежное пособие, которое выплачивается следующим группам лиц:

1. Лица, достигшие определенного (пенсионного) возраста. При достижении установленного государством пенсионного возраста лица перестают совершать налоговые пенсионные взносы, и превращаются в получателей пенсионных выплат из Пенсионного Фонда.

2. Лица, имеющие инвалидность.

3. Семьи, потерявшие кормильца.

На сегодняшний день существует три вида ПС.

1. Распределительная или параметрическая. Данная система основана на принципе солидарности поколений: нынешние пенсионные выплаты формируются с помощью пенсионных отчислений работающих лиц. Таким образом, осуществляется распределение денежных средств.

2. Накопительная. Пенсионные отчисления не имеют страховой части, а состоят только из накопительной, с последующей ее капитализацией.

3. Распределительная с накопительным элементом или смешанная. Пенсионные отчисления делятся на страховую и накопительную части. Накопительная часть капитализируется с установленным процентом.

ПС в мире.

Самая первая пенсионная система сформировалась в Германии. Согласно закону, принятому в конце 1880-х годов, пенсия назначалась пожилым людям, достигшим возраста 70 лет. Полагалось, что к этому возрасту человек успевает исчерпать все свои трудовые ресурсы, после чего лишается возможности обеспечить свою жизнь. Так как в конце XIX века лишь малое число людей доживало до 70 лет, а еще больше людей, становилось неработоспособными еще до этого возраста, было принято решение снизить пенсионный возраст до 65.

Как говорилось выше, в чистом виде распределительная и накопительная модель пенсионных начислений встречается крайне редко. В основном, чаще всего можно встретить смешанную модель.

Чилийская пенсионная система.

Одной из новаторских ПС в мире по праву считается Чилийская ПС. Главной особенностью этой системы стало введение абсолютной накопительной пенсии. Резкий переход от распределительной ПС к абсолютной накопительной системе в 1981 году был вызван высоким профицитом бюджета и жесткой административной политикой государства.

Ежемесячно каждый работающий гражданин делает взнос на свой пенсионный счет в размере 10% от заработной платы. Далее происходит капитализация денежных средств в частной управляющей кампании, которую выбирает гражданин. Однако, не смотря на накопительный характер пенсий, за пенсионные отчисления ответственны в равной степени государство, работодатель и сам работающий[1].

Также существует две схемы выплаты пенсий:

1. Пожизненная рента – лицо ежемесячно получает определенные выплаты до конца жизни. Данная схема реализуется при достижении пенсионного возраста: у мужчин 65 лет и 60 лет у женщин.

2. Программированный уход на пенсию – рассчитываются взносы в управляющую компанию, а также пенсионные выплаты, по индивидуально выведенной схеме. По этой схеме реализуется досрочный выход на пенсию.

Казахстанская пенсионная система.

После распада СССР в Казахстане было приято решение о переходе на накопительную ПС, прообразом которой послужила Чилийская ПС. С начала 1998 года все работающие граждане должны в обязательном порядке ежемесячно отчислять 10% заработной платы на индивидуальные накопительные пенсионные счета пенсионного фонда.

Главная цель пенсионной реформы Казахстана – приобретение дополнительного инвестора в лице пенсионных фондов, а также активации работы фондовой биржи.

Пенсионный возраст установился на уровне 58 лет у женщин и 63 у мужчин. Но в настоящее время ведется дискуссия об гендерном уравнении пенсионного возраста (увеличение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин), которое коснется граждан, рожденных до 1997 года включительно[2].

Стран, практикующих использование абсолютной накопительной пенсионной системы, всего пять: Чили, Казахстан, Боливия, Мексика и Сальвадор.

Германская пенсионная система

ПС Германии состоит из трех уровней:

1. Обязательное пенсионное страхование – выплачивается государством в виде солидарных пенсионных выплат.

2. Добровольное обеспечение по старости – отчисление пенсионных взносов предприятиям, на котором работает лицо.

3. Частный способ обеспечения достойной пенсии – все формы создания частного капитала.

Таким образом, Германия имеет чистую распределительную ПС, но также имеет добровольный накопительный элемент.

Пенсионный возраст наступает при достижении 65 лет мужчинами и 60 лет женщинами. Существует возможность раннего выхода на пенсию при условии наличия 35 летнего трудового стажа.

Участники ПС РФ

1. Пенсионный фонд

ПФ РФ был создан 22.12.1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об установлении Пенсионного фонда РСФСР». На сегодняшний день это крупнейший среди внебюджетных социальных фондов централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых средств в целях пенсионного обеспечения населения. На долю остальных внебюджетных фондов приходится всего около 25% внебюджетных средств.

Так как ПФ является важным звеном финансовой системы РФ, то действия фонда строго формализованы:

· ПФ запланирован органами государственной власти, поэтому имеет строгую целенаправленность, а так же подконтролен им (Правительство РФ и управлению ПФ)

· Денежные средства фонда не относятся к бюджету, поэтому тратятся исключительно на внебюджетные расходы, связанные с пенсионной системой.

· Фонд формируется из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов, которые имеют налоговую природу, то есть, установлены государством и являются обязательными.

ПФ РФ занимается назначением и выплатой пенсий, ведет учет средств, поступающих по ОПС (Обязательное пенсионное обеспечение), назначает и реализовывает пенсионные выплаты отдельным категориям лиц (инвалиды, ветераны и др.), взаимодействует со страхователями (работодателями), занимается взысканием недоимок, выдачей сертификатов на получение и выплату средств материнского капитала.

2. Работодатели

Работодатели играют важную роль в ПС. Именно они обязаны уплачивать пенсионные взносы за работников. В статье 6 закона №167-ФЗ работодателей называют «страхователями по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)» и относит их к категории лиц, производящих выплаты физическим лицам на основе трудового договора.

Страхователи ОПС являются физическими лицами, организациями или индивидуальными предпринимателями (частные детективы, частные нотариусы, адвокаты и др.). Последние так же играют роль и застрахованных, так как платят взносы за себя.

3. Работники

Скорее пассивные участники ПС. Они имеют статус застрахованных лиц, так как после оплаты страхователем страховых взносов в ПФ застрахованные лица получают право при достижении пенсионного возраста получать трудовую пенсию.

Гражданин вправе самостоятельно заключить договор с одним из Негосударственных Пенсионных Фондов. В этом случае он становится активным участников формирования будущей пенсии, также если он является индивидуальным предпринимателем и занимается отчислением взносов в ПФ самостоятельно

4. Пенсионеры

Пенсионеры – социальная группа людей, для обеспечения достойного уровня которых сформирована ПС, реципиенты пенсионной системы.

5. Негосударственные пенсионные фонды

НПФ одновременно является как социальным, так и финансовыми институтом. Согласно закону, данные фонды создаются исключительно в форме некоммерческой организации, занимающейся только вопросами пенсии: сбор пенсионных взносов, вложение денежных средств с целью из прироста (этой функцией обычно заведует руководящая компания) и, самое главное, выплата пенсии.

По состоянию на 1 августа 2011 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 313 НПФ[5]. Законодательство РФ определяет активы, в которые пенсионные взносы могут быть инвестированы, и структуру инвестиционного портфеля.

Начиная с 2004 года, любой гражданин по собственному желанию может заключить договор с НПФ, по которому его денежные накопления будут перенаправляться из ПФ РФ в НПФ.

6. Частные компании, управляющие пенсионными накоплениями

Обычно управление пенсионными счетами передается в руки частных компаний, которые обязуются управлять денежными средствами максимально выгодно для клиента.

С 2003 года в России появилась возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая имеет лицензию на предоставление данного вида услуги и прошла специальный конкурс. Но, к сожалению, лишь небольшое количество людей знают о подобной возможности. Отказавшись от управления пенсии частной компанией или же не воспользовавшись своим правом по не знанию, управление пенсией переходит в руки государственной компании.

7. Государственная компания, управляющая пенсионными накоплениями

С 2003 года государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк (ВЭБ).

8. Инфраструктурные участники пенсионной системы

Среди инфраструктурных участников ПС можно выделить следующих:

· Брокеры.

НПФ заинтересовано в покупке и продаже ценных бумаг на бирже, поэтому они зачастую заключают договор с брокерской фирмой, которая досконально знает тонкости работы на бирже.

· Аудиторы

НПФ обязаны раз в год проводить аудиторскую проверку для подтверждения достоверности учета и отчетности.

· Актуарии

Актуарий – человек, проводящий актуарное оценивание деятельности НПФ не реже, чем раз в год. Эти специалисты оценивают долгосрочную устойчивость НПФ, и проверяют соответствие между пенсионными активами и пенсионными обязательствами.

· Специальные депозитарии

Эти организации оказывают услуги по учету прав на ценные бумаги и их хранения. Также следят за исполнение обязательств управляющих компаний и НПФ.

9. Государственные регулирующие органы пенсионной системы

Законотворческим процессом, связанным с нововведениями в ПС, занимаются Государственная Дума и Совет Федерации. Контролирует исполнение законодательства Министерство труда и социального развития РФ и Министерство финансов.

Содержание пенсионной реформы

Сложность анализа пенсионной реформы обусловливается спецификой ее объекта - будущих доходов на текущий момент работающего населения, а ее разработка требует расширения горизонта планирования и досконального изучения экономического ландшафта. Оценка результатов в полной мере будет возможна в 2022 г со стартом выплат накопительной части.

Структурный недостаток, характеризующий ранее используемую модель, заключался в отсутствии паритета индивидуальных реального вклада в пенсионную систему и размера пенсии. Это дестимулировало предъявление реального дохода, как работающими, так и работодателями, результатом чего стала выплата взносов только с легальной части зарплаты, сокращение налоговой базы: в «тени» экономики скрывалось порядка двух третей дохода. Сопровождаемый следующим из демографического кризиса уменьшением соотношения числа активных работающих граждан к числу пенсионеров данный изъян продемонстрировал экономическую несостоятельность и неплатежеспособность уравнительного сознания. Таким образом, снижение «коэффициента поддержки», выступающего в роли одного из важнейших критериев пенсионной системы, - креатура демографических и экономических факторов. Неудовлетворенность населения, с одной стороны, низким уровнем пенсий, отстающим от прожиточного минимума пенсионера, с другой, высоким – налоговых отчислений, продуцировала социальную и политическую напряженность, что послужило причиной развертывания пенсионной реформы.

Задачи и цели

Задачи пенсионной реформы декларировались следующими документами:

1. Программа пенсионной реформы 1998 г.

2. Проект Основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу 2000 г.

3. План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.

4. Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)

В трех первых документах главной задачей реформирования пенсионной системы в среднесрочной перспективе выступает достижение (поддержание) финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, тогда как в последнем – установление тесной связи между величиной пенсии и ранее уплаченных взносов и повышение реального уровня пенсионного обеспечения.

В вышеуказанных документах также содержатся цели реформы пенсионного обеспечения:

1. Усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении

2. Повышение реального размера пенсий

3. Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы

4. Вовлечение сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование

Кроме того подразумеваются следующие:

5. Увеличение объема долгосрочного кредитования в экономике

6. Легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда посредством:

6.1. снижения налогового бремени на работодателя

6.2. повышения заинтересованности работника в уплате отчислений в пенсионную систему

7. Обеспечение прозрачности пенсионной системы

8. Обеспечение независимости пенсионной системы от влияния политических факторов

Суть стартовавшей в 2002 г пенсионной реформы заключалась в реструктуризации пенсионной инфраструктуры, переходе от распределительно-уравнительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, устанавливающей прямую зависимость между уровнем заработка и размером пенсии. В новой модели учет зарплаты производится на протяжении всей трудовой деятельности, однако лишь половина взносов (14%) накапливается в виде обязательств государства по выплате пенсии (актуально на момент старта реформы).

Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, разгосударствлены функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Также в его рамках организовано разделение пенсий на две категории: трудовую пенсию, право на которую имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее 5 лет трудового стажа и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию[6]. Был введен запрет на одновременное получение двух трудовых пенсий, тем не менее допускается получение пенсий отдельными группами пенсионеров сразу из обеих категорий. К числу новаций также стоит отнести отмену ограничений на максимальный размер выплат и выплату пенсий работающим пенсионерам и ориентацию на «швейцарскую» модель индексации.

 

Показатели зрелости ПС

Для описания зрелости пенсионной системы мы рассчитаем коэффициент экономической зависимости и коэффициент поддержки ПС.

· Коэффициент ЭЗ рассчитывается следующим образом:

Кэзпенспл, где

Кэз- коэффициент экономической зависимости пенсионной системы

Чпл – численность плательщиков взносов (занятого населения)

Чпенс – численность пенсионеров

Он характеризует число пенсионеров, приходящееся на одного занятого. Чем выше коэффициент, тем система становится более зрелой. На графике 1 наглядно изображено рост Коэффициента ЭЗ, что может указывать на становление новой распределительно-накопительной ПС в России. Долго наблюдалась тенденция к увеличению числа занятых на рынке труда, что существенно снижает нагрузку на пенсионную систему. Однако с 2009 года вновь появилось увеличение числа пенсионеров и уменьшение работающего населения.

· Коэффициент поддержки ПС

Этот показатель высчитывается с помощью формулы:

Кпплпенс, где

 

Кп- коэффициент поддержки пенсионной системы

Чпл – численность плательщиков взносов (занятого населения)

Чпенс – численность пенсионеров

Коэффициент поддержки ПС показывает, сколько работающих человек приходится на одного пенсионера. Данный коэффициент обратен предыдущему. На графике 1 также наглядно представлено изменение показателя со временем.

В Таблице 2 представлены статистические данные, взятые с сайта Единой Межведомственной Информационной Системы (ЕМИС) и выполнены расчеты коэффициентов.

Таблица 2 «Показатели зрелости ПС»

                 
Численность пенсионеров 38429,5 38182,8 38159,75 38227,8 38324,8 38363,7 38470,5 38796,4
Численность занятого населения 65070,4 66432,2 67274,7 68168,9 68854,9 70570,5   69284,9
коэффициент поддержки ПС 1,69324 1,73985 1,762975 1,78323 1,79662 1,83951 1,84466 1,78586
коэффициент экономической зависимости 0,59058 0,57476 0,567223 0,56078 0,5566 0,54362 0,542105 0,55995

 

График 1 «Показатели зрелости ПС»

Оценив зрелость ПС РФ, можно прийти к выводу, что первые пять лет пенсионная реформа была эффективной, но далее введение накопительного элемента лишь усилила нагрузку на экономику.

Двойное бремя

После перехода на распределительную ПС с элементом накопления было указано в законодательстве, что для людей до 1967 года рождения действует распределительная ПС, а для граждан, родившихся с 1967 года и позже будет распространяться распределительно-накопительная система. Данное нововведение можно назвать «двойным бременем». Смысл этого понятия заключается в том, что государство формирует накопления на пенсионных счетах одних граждан и вместе с этим несет ответственность по выплате солидарных пенсий другим.

Демографическая ситуация

Показатели зрелости ПС указывают на демографическую ситуацию РФ, а именно на тенденцию старения жителей РФ, которое происходит не увеличением числа пенсионеров (за последние годы, продолжительность жизни в РФ сократилось), а сокращением числа занятых в экономике России.

Вывод

Российские реалии требуют использования распределительно-накопительной пенсионной системы.


Приложение 1.

    Суммарный тариф страховых взносов Для лиц, старше 1967 г.р. и 1967 г.р., в % Для лиц моложе 1967 г.р. страховая часть пенсии, в % Для лиц моложе 1967 г.р. накопительная часть пенсии, в % Тариф в ФСС, в % Тариф в ФФОМС, %
  Лица, производящие выплаты физическим лицам 22% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 22 (6% - солид. часть, 16% - индивид.) 16 (6% - солид. часть, 10% -индивид.) 6% - индивид. часть 2,9 5,1
  10% – свыше предела 10 на солидарную часть        
Организации, получившие статус участников проекта «Сколково» 14% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 14 % - индивид. часть 8 % - индивид. часть 6% - индивид. часть    
  Лица, применяющие УСН и ЕНВД 20% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 20 (4% - солид., 16% - индивид.) 14 (4% - солид., 10% индивид.) 6% - индивид. часть    
Лица, занятые в области производства и распространения СМИ 20,8% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 20,8 (4,8% - солид. часть, 16% – индивид.) 14,8 (4,8% - солид. часть, 10% – индивид.)   2,9 3,3
Лица, обеспечивающие инжиниринговые услуги. 22% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 22 (6% - солид. часть, 16% – индивид.) 16 (6% - солид. часть, 10% – индивид)   2,9 5,1
  СХ производители 16% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 16% – индивид. часть) 10% – индивид. часть)   1,9 2,3
  Для лиц, указанных в подп. 4 – 6 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. 8% с выплат в пределах 512 тыс. руб. за год 8% – индивид. часть) 2% – индивид. часть)      
               

«Тарифы страховых взносов на 2012 год (212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд Социального Страхования РФ и Федеральный Фонд ОМС» от 01.01.2010)


Приложение 2 «Сравнительный анализ пенсионного капитала, страхового и накопительного элементов,

для граждан 1966 и 1967 г. р. (при прочих равных условиях)»

                 
г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р. 1966 г. р. 1967 г. р.
Зарплата годовая, тыс. руб. (принята равной средней зарплате) 52,3 52,3 66,0 66,0 80,9 80,9 102,7 102,7 128,7 128,7 162,2 162,2 205,3 205,3 222,4 222,4
Тариф взноса на страховую часть пенсии, % 12,0 11,0 12,0 11,0 12,0 10,0 14,0 10,0 14,0 10,0 14,0 10,0 14,0 8,0 14,0 8,0
Индексация страховой части пенсии, раз 3,678 3,168 2,605 2,249 2,024 1,793 1,642 1,263
Условно накопленный капитал страховой части пенсии с учетом индексации, нарастающим итогом, тыс. руб. 23,1 21,2 48,2 44,2 73,5 65,3 105,8 88,4 142,3 114,5 183,0 143,6 230,2 170,6 269,5 193,1
Тариф взноса на накопительную часть пенсии, % 2,0 3,0 2,0 3,0 2,0 4,0   4,0   4,0   4,0   6,0   6,0
Доходность накопительной части пенсии, % 4,02 2,6 7,33 12,18 5,67 5,98 –0,46 4,08
Накопленный капитал по накопительной части пенсии с учетом доходности, нарастающим итогом, тыс. руб. 1,04 1,7 2,4 3,7 5,4 9,3 6,1 15,0 6,5 21,3 6,9 29,5 6,8 41,6 7,1 48,3
Страховой и накопительный пенсионный капитал по состоянию на 2009 г. 276,6 241,4
                                                   

 


[1] http://expert.ru/kazakhstan/2012/46/sistema-zavisla

 

[2] http://expert.ru/kazakhstan/2012/46/sistema-zavisla

[3] http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5525

[4] http://taxpravo.ru/faq/statya-169607-tarifyi_strahovyih_vznosov_na_2012_god

[5] http://www.napf.ru/main_activities/napf_funds

[6] http://www.pfrf.ru/labor_old_age_pension

 

Быть или не быть

накопительной пенсионной системе в России

 

 

Групповая аналитическая работа

студентки 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»

ВАСИЛЬЕВОЙ Евгении Игоревны

 

__________________________________

(подпись)

 

студента 2 курса

бакалаврской программы

направления «Государственное и

муниципальное управление»







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.