Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первый закон композиции — цельность, или наличие целого.





Главное качество композиции — именно цельность. Художник объединяет отдельные части так, чтобы они образовали целое — будь это храм, скульптура, картина или платье. С цельностью связывают легкость восприятия форм. Закон цельности выражает неделимость целого.

Выразительную характеристику цельности дал художник Н.Н. Волков: Композиция — это такой состав и расположение частей целого, когда ничего нельзя изъять без ущерба для целого, ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить.

Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам — контраста, нюанса и подобия.

Контраст -это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала (рис. 1).

Нюанс — своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме (рис. 1).

Подобие — повторение в различных вариациях одного и того же элемента (рис. 1).

Рис. 1 Принципы согласования элементов костюма.

 

Тождество, нюанс и контраст. Отношения согласованности других основных элементов формы между собой строятся не на числовой связи, а несколько иначе. При сравнении каких-либо однородных первичных элементов формы (линия, масса, цвет, фактура) одежды возможны три вида их сравнения и связи: тождество, нюанс и контраст.

Тождество - полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве. На рис. 48 показана схема тождества линий, формы, фактуры.
Нюанс - отношение однородных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве. На рис. 49 показаны схемы нюанса линий, формы, фактуры ткани в одежде.
Контрастом называют отношения с сильно выраженным неравенством сравниваемых (сопоставляемых) однородных элементов формы. Связь в этом случае образуется в силу ясно выраженного различия и противопоставления (рис. 50).

Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи. Эти понятия распространяются на все свойства одежды, как объемно пространственной формы.
Примерами контраста по различным свойствам элементов формы будут сопоставления тяжелого и легкого, светлого и темного, черного и белого, блестящего и шероховатого, прозрачного и непрозрачного и др.
Особо следует остановиться на сопоставлении цветовых отношений как гармонических связей. В моделировании, проектировании костюма-одежды практически в сочетании используется немного цветов - два-три, реже большее количество.
Основное в цветовых сочетаниях в костюме - это различие между цветами по светлоте, цветовому тону и насыщенности.
Различие между цветами - есть отношения их друг к другу. Здесь отношения выражаются как тождество, нюанс и контраст.
Принципы составления гармонических отношений цветов строятся на использовании их сходства - тождества, или меньшего и большего различия, т. е. нюанса и контраста. Цвета, как известно, подразделяются на: ахроматические цвета, хроматические цвета и от ахроматических цветов к хроматическим.

Ахроматические цвета обладают только светлотными различиями (рис. 51). Здесь возможны сочетания двух и трех цветов. Двухцветные отношения строятся или как нюанс двух близко лежащих цветов из ряда (рис. 52, а) или как контраст двух далеко отстоящих цветов в ряду (рис. 52, б).
Гармоническое отношение трех цветов может быть выражено в четырех основных сочетаниях количества и светлоты:
светлого, среднего и темного цвета поровну (рис. 53, а);
много светлого и сближенного по светлоте среднего тона, мало темного (рис. 53, б);
много темного и сближенного с ним-по светлоте среднего тона, мало светлого (рис. 53, в);
много среднего тона и мало светлого и темного тона (рис. 53, г).
Эти закономерности составления гармонии распространяются полностью и на цветовые ряды от хроматического к ахроматическим цветам. Такие цветовые сочетания называются еще монохромными. Большего количества цветов брать не нужно, так как резко снижается связь и выразительность их сочетания.
Закономерности отношений хроматических цветов в составлении гармонии более сложны. Разберем здесь только основные возможные гармонические сочетания двух и трех цветов хроматического цветового круга.
Если рассмотреть цветовой круг, построенный на двух парах дополнительных цветов, желто-синем и зелено-красном с их промежуточными цветами, составляющими шестнадцатиступенный цветовой круг (приложение 1), то можно сделать ряд важных выводов.
1. Все промежуточные противолежащие в круге цвета взаимно дополнительные, так как они образованы равными количествами соответствующих дополнительных главных цветов, т. е. контрастны.
2. Все цвета верхней части круга - чистый желтый и промежуточные, содержащие его примеси, - резко отличаются от цветов нижней части круга в своем ощущении. Цвета верхней части называют теплыми цветами, цвета нижней части - синий и промежуточные, содержащие его примеси,- холодными цветами. Таким образом, цвета, лежащие в верхней и нижней частях круга, контрастны, как холодные и теплые. Чистый красный и чистый зеленый цвета, разделяющие теплые цвета от холодных, нейтральны по теплоте-холодности.
3. Все цвета правой части круга - чистый красный и промежуточные красноваты~в ощущении резко отличны от цветов левой части - чисто-зеленого и промежуточных зеленоватых.
Границей между ними является чисто-желтый и чисто-синий цвета, нейтральные по красно-зеленой контрастности. Следовательно, цвета правой и левой частей круга контрастны между собой.
4. Между хроматическими цветами существует только две контрастности: тепло-холодная контрастность - желто-синяя и дополнительная контрастность - красно-зеленая.
Промежуточные цвета в каждой 1/4 части обладают ощущением различия, но не контрастностью. В четырех точках круга - на главных цветах - качество цвета резко меняется, переходя к своей противоположности, т. е. к дополнительному цвету.
Таким образом, все (гармонические) сочетания хроматических цветов можно разделить на определенные группы, эмоционально и объективно различные. Практически в моделировании используют три группы цветовых сочетаний, резко ограниченных и различных по психологическим и физическим признакам:
1. Сочетания родственных цветов (сходство, нюанс).
2. Сочетания родственно-контрастных цветов.
3. Сочетания контрастных цветов.
Сочетания цветов в каждой группе, таким образом, основаны на естественных гармонических связях - нюансе или контрасте.
Родственные цвета располагаются вблизи друг от друга в пределах 1/4 части цветового круга, их связывает один из главных цветов и они не содержат оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать родственными, так как они удовлетворяют лишь одному требованию - не содержат оттенков дополнительных цветов. На рис. 54 даны схемы сочетаний пары родственных цветов.

Сочетания двух родственных цветов гармоничны в силу их родства, близости, сходства, т. е. основаны на отношении нюанса. Такие сочетания мягки, нежны, но мало активны (статичны).
Родственно-контрастные цвета располагаются в соседних основных четвертях цветового круга, например, желто-
зеленой и сине-зеленой четвертях. Всего родственно-контрастных сочетаний четыре группы: сине-красные и сине-зеленые цвета, желто-красные и желто-зеленые, желто-красные и сине-красные, желто-зеленые и сине-зеленые.
На рис. 55 показаны схемы таких сочетаний двух цветов.

Связь и гармония родственно-контрастных цветов основана на признаке родства по одному какому-либо цвету и противоположности расположения их по цветовому кругу, т. е. какого-либо вида контрастности.
Родственно-контрастные сочетания цветов активные, более броские, нарядные (динамичные).
Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Эти цветовые сочетания могут быть разделены на четыре группы: чистый желтый и чистый синий, чистый красный и чистый зеленый, желто-красные и сине-зеленые, желто-зеленые и сине-красные.
На рис. 56 даны схемы сочетаний двух контрастных цветов.
Сочетания контрастных цветов наиболее яркие, активные, эмоциональные.
Более сложны сочетания трех цветов. Гармонические сочетания трех цветов строятся на принципе «треугольников». Здесь может быть несколько видов сочетаний на основе равнобедренного треугольника, равностороннего и прямоугольного треугольников.
1. Сочетания трех цветов по принципу равнобедренного треугольника показаны на рис. 57. В этом случае сочетают два родственных цвета, лежащих в основании равнобедренного треугольника, и цвет, лежащий на вершине треугольника, который является почти контрастно-дополнительным цветом.
2. Сочетание трех цветов по принципу равностороннего и равнобедренного треугольников показаны на рис. 58. Здесь более логичная связь образуется при сочетании двух родственно-контрастных цветов, лежащих на двух вершинах треугольника, и третьего цвета, лежащего на противоположной вершине треугольника, связанного с первыми двумя как контрастно-дополнительный цвет.
3. Сочетания трех цветов на основе равнобедренного треугольника показаны на рис. 59. К двум гармонирующим родственно-контрастным цветам прибавляют их главный цвет.

4. Сочетания трех цветов на основе прямоугольного треугольника показаны на рис. 60. Связь основана на соединении родственно-контрастных цветов.
Все сочетания, основанные на принципах треугольника, гармоничны, активны, нарядны.
Здесь не ставится цель дать все возможные сочетания цветов, их бесконечное множество, а только заостряется внимание на значении таких композиционных связей, как отношения и пропорции.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.