Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию лидерских качеств





При работе с детьми старшего дошкольного возраста на всех 3 этапах были применены следующие игры: "Веревочка", "Раз, два, три", "Большая семейная фотография", "Калейдоскоп", "Буквы и цифры", "День рождения", "Хочу все знать", "Рисование вслепую", "Проводник", «Карабас», «Большая семейная фотография», «Ветер дует», «Задания», «Марсианская гостиница», «Узнай по голосам», «Илья Муромец», «Волшебный магазин» (Приложение).

Также на первом этапе работы было проведено несколько наблюдений за старшими дошкольниками во время их самостоятельной деятельности на прогулке и в группе во время свободной игры.

Быливыявлены 4 лидерасредигруппыдошкольников из 27 человек, их лидерские качества и уровень проявления данных качеств определялись по мере выполнения заданий (задания могут заключаться в организации и сплочении детей в единую команду – «сказать одно слово в каждой команде», «нарисовать общий рисунок», «сделать общую фигуру»), либо путем проведения индивидуального опроса (ребенку предлагаются высказывания, на которые необходимо дать ответ “да” или “нет”):

1. София Н.

Ум и логика средний уровень
Рассудительность средний уровень
Проницательность средний уровень
Оригинальность высокий уровень
Концептуальность низкий уровень
Образованность средний уровень
Знание дела средний уровень
Речевая развитость средний уровень
Любопытство и познавательность высокий уровень
Интуитивность средний уровень
Умение заручаться поддержкой средний уровень
Умение организовывать высокий уровень
Умение убеждать высокий уровень
Умение быть надежным средний уровень
Умение кооперироваться средний уровень
Умение завоевывать популярность и престиж высокий уровень
Тактидипломатичность средний уровень
Умениебратьнасебярискиответственность средний уровень
Умениешутитьипониматьюмор низкий уровень
Умениеразбиратьсявлюдях средний уровень
Инициативность высокий уровень
Гибкость высокий уровень
Бдительность низкий уровень
Созидательность и творчество средний уровень
Честность средний уровень
Личностная целостность средний уровень
Смелость средний уровень
Самоуверенность высокий уровень
Уравновешенность низкий уровень
Независимость высокий уровень
Самостоятельность высокий уровень
Амбициозность средний уровень
Потребность в достижениях средний уровень
Настойчивость и упорство высокий уровень
Энергичность высокий уровень
Властность средний уровень
Работоспособность средний уровень
Агрессивность низкий уровень
Стремление к превосходству высокий уровень
Обязательность средний уровень
Участливость средний уровень

 

София Н. по преобладающему темпераменту – сангвиник, при развитии лидерских качеств стоит обратить внимание на высокий уровень самоуверенности, умения завоевывать престиж и популярность и на низкий – бдительности, умения шутить и понимать юмор.

2. Самир Я.

Умилогика средний уровень
Рассудительность средний уровень
Проницательность низкий уровень
Оригинальность средний уровень
Концептуальность средний уровень
Образованность средний уровень
Знание дела средний уровень
Речевая развитость средний уровень
Любопытствоипознавательность средний уровень
Интуитивность средний уровень
Умение заручатьсяподдержкой средний уровень
Умение организовывать средний уровень
Умение убеждать средний уровень
Умение быть надежным средний уровень
Умениекооперироваться средний уровень
Умениезавоевыватьпопулярностьипрестиж низкий уровень
Тактидипломатичность низкий уровень
Умениебратьнасебярискиответственность низкий уровень
Умениешутитьипониматьюмор средний уровень
Умениеразбиратьсявлюдях средний уровень
Инициативность средний уровень
Гибкость низкий уровень
Бдительность средний уровень
Созидательность и творчество средний уровень
Честность низкий уровень
Личностная целостность средний уровень
Смелость средний уровень
Самоуверенность высокий уровень
Уравновешенность низкий уровень
Независимость высокий уровень
Самостоятельность высокий уровень
Амбициозность высокий уровень
Потребность в достижениях средний уровень
Настойчивость и упорство высокий уровень
Энергичность средний уровень
Властность средний уровень
Работоспособность средний уровень
Агрессивность средний уровень
Стремление к превосходству высокий уровень
Обязательность низкий уровень
Участливость средний уровень

 

Самир Я. по преобладающему темпераменту – холерик, при развитии лидерских качеств стоит обратить внимание на высокий уровень самоуверенности, амбициозности, настойчивости и упорства и на низкий – обязательности, честности, такта и дипломатичности, умения брать на себя ответственность, умения завоевывать престиж и популярность.

3. Александр К.

Умилогика средний уровень
Рассудительность средний уровень
Проницательность высокий уровень
Оригинальность низкий уровень
Концептуальность низкий уровень
Образованность средний уровень
Знание дела средний уровень
Речевая развитость средний уровень
Любопытствоипознавательность средний уровень
Интуитивность высокий уровень
Умение заручатьсяподдержкой средний уровень
Умение организовывать средний уровень
Умение убеждать высокий уровень
Умение быть надежным высокий уровень
Умениекооперироваться средний уровень
Умениезавоевыватьпопулярностьипрестиж средний уровень
Тактидипломатичность высокий уровень
Умениебратьнасебярискиответственность средний уровень
Умениешутитьипониматьюмор низкий уровень
Умениеразбиратьсявлюдях высокий уровень
Инициативность средний уровень
Гибкость средний уровень
Бдительность высокий уровень
Созидательность и творчество средний уровень
Честность высокий уровень
Личностная целостность средний уровень
Смелость низкий уровень
Самоуверенность средний уровень
Уравновешенность высокий уровень
Независимость средний уровень
Самостоятельность высокий уровень
Амбициозность средний уровень
Потребность в достижениях средний уровень
Настойчивость и упорство средний уровень
Энергичность средний уровень
Властность низкий уровень
Работоспособность средний уровень
Агрессивность низкий уровень
Стремление к превосходству средний уровень
Обязательность средний уровень
Участливость средний уровень

 

Александр К. по преобладающему темпераменту – флегматик, при развитии лидерских качеств стоит обратить внимание на высокий уровень умения быть надежным, такта и дипломатичности и на низкий – концептуальности, умения шутить и понимать юмор, смелости, властности.

4. Злата А.

Умилогика высокий уровень
Рассудительность высокий уровень
Проницательность высокий уровень
Оригинальность средний уровень
Концептуальность низкий уровень
Образованность высокий уровень
Знание дела средний уровень
Речевая развитость средний уровень
Любопытствоипознавательность высокий уровень
Интуитивность средний уровень
Умение заручатьсяподдержкой высокий уровень
Умение организовывать средний уровень
Умение убеждать средний уровень
Умение быть надежным высокий уровень
Умениекооперироваться средний уровень
Умениезавоевыватьпопулярностьипрестиж средний уровень
Тактидипломатичность средний уровень
Умениебратьнасебярискиответственность высокий уровень
Умениешутитьипониматьюмор высокий уровень
Умениеразбиратьсявлюдях средний уровень
Инициативность средний уровень
Гибкость средний уровень
Бдительность высокий уровень
Созидательность и творчество средний уровень
Честность высокий уровень
Личностная целостность средний уровень
Смелость высокий уровень
Самоуверенность средний уровень
Уравновешенность высокий уровень
Независимость средний уровень
Самостоятельность высокий уровень
Амбициозность средний уровень
Потребность в достижениях высокий уровень
Настойчивость и упорство средний уровень
Энергичность средний уровень
Властность низкий уровень
Работоспособность высокий уровень
Агрессивность низкий уровень
Стремление к превосходству средний уровень
Обязательность высокий уровень
Участливость высокий уровень

 

Злата А. по преобладающему темпераменту – флегматик, при развитии лидерских качеств стоит обратить внимание на высокий уровень умения быть надежным, такта и дипломатичности, умения брать на себя риск и ответственность, умения шутить и понимать юмор, смелости, участливости и на низкий – властности.

После выявления лидеров в группе была спланирована модель работы с детьми и родителями по развитию и воспитанию лидерских качеств.

Работа с детьми будет включать в себя мероприятия, игры и упражнения (таблица 1).

 

 

Таблица 1. Программа работы с детьми по воспитанию и культивированию качеств лидера в старшей группе

Формы работы с детьми Количество раз в неделю
Педагогическая беседа  
Игры  
Задания  
Опросник  

 

Работа с родителями будет включать в себя следующие мероприятия (таблица 2).

Таблица 2. Программа работы с родителями по воспитанию и культивированию качеств лидера в семье

Формы работы с родителями Количество раз в месяц
Педагогическая беседа  
Педагогический совет  
Педагогические ситуации  
«Телефон доверия»  
"Круглый стол"  
Наглядная пропаганда  
Разнообразные стенды По необходимости
Тематические консультации  

 

После проведения работы с детьми и родителями по культивированию и воспитанию лидерских качеств даются рекомендации по развитию этих качеств родителям.

Выводы по главе 2

1. Работа по выявлению лидера и его качеств, а также их развитию включает 3 этапа. На каждом этапе есть свои особенности при работе с детьми-лидерами: простота выявления лидера среди группы, откровенность при выполнении задания и при ответе на вопросы, действия более спонтанны, нужно объяснить задание точнее (конкретнее), чтобы добиться результата, варьирование методик, составление анкеты или опросника труднее, выявить качества проще с помощью игр, развивать и культивировать качества лидера стоит как в ДОУ, так и в семье, что придает порой сложность.

2.Для культивирования и выявления лидерских качеств существует огромное количество методик и инструментов:педагогический совет с участием родителей, педагогические ситуации, «телефон доверия», педагогические беседы с родителями и с детьми, наблюдение, "круглый стол" с родителями, наглядная пропаганда, разнообразные стенды, тематические консультации, игры, задание, опросник. Каждый из них имеет тоже свои особенности.

3. Выделено 4 лидера из 27 дошкольников, их лидерские качества и уровень проявления данных качеств определялись при помощи заданий и проведения индивидуального опроса. 2 ребенка из 4 были флегматиками, 1 – холериком и 1 – сангвиником. Педагогам и родителям следует обратить внимание на высокие и низкие уровни некоторых качеств, следует их снизить/повысить до среднего уровня, иначе это повлияет на дальнейшую сферу деятельности и жизнь детей-лидеров.

4. Была разработана модель работы с детьми-лидерами и их родителями, запланированы различные мероприятия по развитию качеств лидера как в группе, так и в семье.

 

Заключение

Старший дошкольник должен обладать умениями и знаниями, которые помогут ему добиться всего в жизни и реализовать себя в профессиональной деятельности. Педагогу и семье остается только правильно направить его. Формирование лидеров и их качеств есть планомерный процесс обучения и воспитания.

Проблема лидерства имеет долгую историю: она рассматривается с Древней Греции до наших дней. В течение этого периода появилось много моделей и теорий, описывающих лидера и лидерство. В современной науке господствуют 3 модели – атрибутивного, харизматического и преобразующего (реформаторского) лидерства.

Термин «лидерство» был рассмотрен с разных точек зрения. Но все его характеристики сводятся к следующей формулировке: лидерство есть выражение субъективных черт, дающих возможность одному человеку по максимуму воздействовать на других индивидов, умение сгруппировать людей, сплотить их и настроить на результат. Человек, который обладает такими чертами, и есть лидер.

При этом каждому лидеру присущ свой габитус, зависящий от социальной среды, где идет развитие и формирование (культивирование) личности.

Лидер имеет определенные интеллектуальные способности, черты характера и приобретаемые умения, которые и помогают ему управлять и воздействовать на других. Эти качества он берет либо в семье, либо у других лидеров, либо набирается на личном опыте в течение жизни.

Объектом исследования в данной работе выступили черты характера и умения старших дошкольников, присущие лидерам, а предметом- воспитание лидерских качеств старших дошкольников.

Работа по выявлению лидера и его качеств, а также их развитию состоит из 3 этапов. На каждом этапе есть свои особенности при работе с детьми-лидерами: простота выявления лидера среди группы, откровенность при выполнении задания и при ответе на вопросы, действия более спонтанны, нужно объяснить задание точнее (конкретнее), чтобы добиться результата, варьирование методик, составление анкеты или опросника труднее, выявить качества проще с помощью игр, развивать и культивировать качества лидера стоит как в ДОУ, так и в семье, что придает порой сложность.

Для культивирования и выявления лидерских качеств существует огромное количество методик и инструментов. Каждому из них дана характеристика и у каждого выявлены свои особенности.

Выделено 4 лидера, 2 ребенка из них были флегматиками, 1 – холериком и 1 – сангвиником. Педагогам и родителям следует обратить внимание на высокие и низкие уровни некоторых качеств, следует их снизить/повысить до среднего уровня, иначе это повлияет на дальнейшую сферу деятельности и жизнь детей-лидеров.

Также была разработана модель работы с детьми-лидерами и их родителями, запланированы различные мероприятия по развитию качеств лидера как в группе, так и в семье. При осуществлении и по результатам этой работы можно дать рекомендации по дальнейшему культивированию и воспитанию лидерских качеств

 

Список литературы

1. Belbin M. Team Roles at Work. Oxford; London; Boston, 1993. Р. 104

2. Coleman J.C., Hammen C.L. The Individual and the Group // A Study of Organizational Leadership. Harrisburg, 1976. P. 161.

3. Gardner J.W. On Leadership. N.Y., 1990. P. 1.

4. Johnson R.S. TQM: Leadership for the Quality Transformation. Milwaukee, Wisconsin, 1993. P. 47, 55–58.

5. Lawson J.D., Griffin L.J., Donant F.D. Leadership is Everybody’s Business. San Luis Obispo, 1977. P. 176.

6. Leadership and Interpersonal Behavior / Ed. by L. Petrullo, B.M. Bass. N.Y., 1961. Р. XV.

7. Leadership. Beyond Establishment Views / Ed. by J.G. Hunt. Carbondale, 1982. Р. 11.

8. Maclay G., Knipe H. The Dominant Man. The Pecking Order In Human Society. N.Y., 1972. Р. 2–30.

9. McCall G.J., Simmons J.L. Social Psychology: A Sociological Approach. N.Y., 1982. P. 56.

10. Pondy L.R. Leadership Is a Language Game; McCall M.W., Lombardo M.M. Leadership: Where Else Can We Go? Durham, North Carolina: Duke University Press, 1978. P. 91.

11. Shein E.H. Organizational Culture and Leadership: A Dynamic View. San-Francisco, 1991. P. 311, 171.

12. Sims H.P., Lorenzi P. The New Leadership Paradigm. London, 1992. 322 p.

13. Sisk D.A, Rosselli H.C. Leadership: A Special Type of Giftedness. N.Y., 1987. Р. 3.

14. Walton C.C. The Moral Manager. N.Y., 1988. P. 138.

15. Walton C.C. The Moral Manager. N.Y., 1988. Р. 99.

16. Wolf W.B. The Basic Barnard: The Introduction to Ch.I. Barnard and His Theories of Organization and Management. N.Y.: State School of Industrial and Labour Relations Cornell University, 1982. P. 115

17. Ананченко М. Ю. Сущность и источники лидерства // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2005. №1. С.47-54.

18. Воронин А.С. «Словарь терминов по общей и социальной педагогике». Екатеринбург, Изд. ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

19. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 1991.

20. Грудзинская Е.Ю. «Эффективное лидерство в управлении человеческими ресурсами сиспользованием информационных технологий».Учебно-методическоепособие, Нижний Новгород, 2006, 78 с.

21. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. – 2006. - №5. с.23-25.

22. ЗахаровА.И., Ерицян О.П. ВолковИ.П. и др.Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. Л., 1973. С. 130.

23. Клейменова А. Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства // «Аналитика культурологии». 2014. №29. С.202-209.

24. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. «Словарь по педагогике»: М., ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

25. Психологическая характеристика лидерства. //Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. – Теоретическая психология. – 2001. – с.с.267-281.

26. Свердюк Л.А., Кукарцев А.В. Модели лидерства в современной практике // «Актуальные проблемы авиации и космонавтики». 2013. №9. С.133-134.

27. Харламов, И.Ф. Педагогика. 7-е изд. – Мн.: Университетское,2002. – 560с.

28. Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 606.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра "Веревочка"

Для проведения игры нужна веревка, концы которой завязываются, образуя кольцо. Длина веревки зависит от количества участников игры. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы:как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры: треугольник квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников берет на себя инициативу, предлагает вариант решения поставленной задачи, руководя действиями. На том же принципе - обязательном проявлении лидера для осуществления совместной групповой деятельности построены и следующие диагностические игры.

Игра "Раз, два, три"

Ведущий садится в круг с играющими, далее говорит.-"Раз, два, три" и показывает на вытянутых 1й руках какое-то количество пальцев. Играющие должны, не договариваясь, встать со стульев, причем количество вставших должно соответствовать количеству показанных пальцев. Игра требует внимания и быстроты реакции. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята.

Игра "Большая семейная фотография"

Ребятам необходимо представить, что они все - большая семья, им необходимо сфотографироваться для семейного альбома. Сначала необходимо выбрать "фотографа", который будет всех рассаживать, и "дедушка", которому поручено помогать фотографу. Далее дети сами должны решить кому кем быть и где стоять. Ведущему (взрослому) будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью- пассивностью детей в выборе месторасположения. Лидеры будут наиболее активны.

Игра "Калейдоскоп"

Группа делится на подгруппы по 7-10 человек. Ведущий предлагает на время и качество выполнить несколько заданий (задание предъявляется непосредственно для выполнения):

- придумать и сказать одновременно хором какое-нибудь слово,

- по сигналу ведущего должно встать пол команды,

- игроки должны представить, что они являются экипажем космического межпланетного корабля, но для полета им необходимо очень быстро выбрать "капитана", "штурмана", "пассажиров" и "зайца". Прим. Иногда лидер может выбрать для себя роль "зайца", чтобы переложить ответственность на другого ребенка.

- космический корабль прибыл на Марс, теперь экипажу необходимо поселиться в гостинице, а в ней только (для группы из 8 человек) один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный, необходимо распределиться, кто в каком номере будет жить. Прим. Одноместные номера достаются либо скрытым невыявленным лидерам, либо "отверженным".

Игра "Буквы и цифры"

Группа делится на несколько подгрупп по 7-10 человек. Игрокам на время предлагается построить" буквы и цифры, распределяя участников в определенном порядке. Задание усложняется по мере продолжения игры. Например: О, 7, П, К. 2, Н, 5, Д. 6, Ш, 4, Ж. Лидеры проявляют себя как организаторы, "строители".

Игра "День рождения"

Группе детей предлагается ответить на вопрос: к кому из присутствующих на день рождения " Вы хотели бы пойти? Путем опроса выбирается 2-3 "именинника", которые наиболее популярны в этой группе!' это и есть лидеры), далее можно предложить "гостям" присоединиться к "именинникам" и придумать какой-либо творческий номер, включить его в общий праздничный концерт.

Игра "Хочу все знать"

Лидерам (возможно, выявленным в ходе диагностических игр) дается список фактов, которые они должны выяснить в группе. Например: - сколько пуговиц всего на одежде членов группы, - общий рост в сантиметрах всех членов группы, - общий возраст в группе, - список хобби членов группы и т.д.

Игра "Рисование вслепую"

Каждый член отрада должен, сидя за столом, положить перед собой карандаш и бумагу. Все члены группы закрывают или завязывают глаза. Лидер говорит группе, что именно они должны нарисовать, например, какое-либо животное часть за частью по инструкции лидера - сначала нарисуйте хвостик, т - теперь - голову, - теперь - одну переднюю ногу, - теперь - туловище- сейчас - одну заднюю ногу, - следом - глаза, - сейчас - вторую заднюю ногу, теперь - вторую переднюю ногу, - теперь - уши. После этого все могут взглянуть на рисунки.

Игра "Проводник"

Группа выстраивается за лидером, который "прокладывает маршрут". Члены группы повторяют ", вез действия лидера, который может сделать "дорогу" легкой или трудной, прыгать, перелазить через препятствия, ложиться, ползти и т.д.

ВЕТЕР ДУЕТ

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

ЗАДАНИЯ

Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую Начали!. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали!

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

МАРСИАНСКАЯ ГОСТИНИЦА

Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо отверженным.

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

КАРАБАС

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово КА-РА-БАС и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие ребята, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу счастливых. Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСАМ»

Игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться.

Размещение произвольное, за партами в классе. У доски должно быть место для 3 человек. Во время игры участники могут находиться в более или менее активной позиции. Самая активная позиция — у водящего. Им чаще всего становится тот из участников, кто хочет проверить свою слуховую память, внимание, наблюдательность. Другой тип активности - "эхо". Эту роль исполняют те из ребят, которые хотят, чтобы их услышали.

Продолжительность игры 20-25 минут.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Сначала выбирается водящий. Он становится спиной к группе. В это время ведущий по желанию детей указывает на одного игрока, который должен один раз повторить фразу «Я говорю». Водящий должен повернуться к классу лицом и узнать говорящего. За правильный ответ водящий получает 1 балл.

Затем из класса выбираются уже два человека, которые говорят «Мы говорим четыре слова». Если водящий ответил верно, он получает еще 2 балла. Когда из класса выбираются три человека, то водящий может заработать еще 3 балла. Общий самый высокий результат – 6 баллов.

Особенностью игры является то, что очень мнение ребята могут побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, память, внимание, они учатся слушать и слышать друг друга.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.

Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН»

Эта игра позволяет ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить свои ценности с ценностями других. Кроме того, ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учебой и школой. Дети учатся понимать, что люди могут иметь разные ценности в жизни, разные человеческие качества, а также, что те или иные качества оказывают определенное влияние на формирование характера, личности.

Продолжительность игры вместе с обсуждением 40 минут.

Ход игры:

Ведущий предлагает школьникам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем просит представить волшебный магазин, где каждый является продавцом. В обмен на свои качества (ум, смелость, равнодушие, трудолюбие и т. д.), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т.д. Все желающие могут побывать в любой из ролей.

Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.

В процессе обсуждения ребята учатся не только анализировать свои качества, но также учатся выражать свои мысли, доказывать свое мнение, слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Важная роль отводится ведущему, так как его главная задача – направляющая и анализирующая. Ребята, открывая у себя наличие переживаний, начинают осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникает новое отношение к себе и окружающим.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.