Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функционализм/ Функционально-системный подход





Функционализм/ Функционально-системный подход

Структурный функционализм

Б. Малиновский (1884-1942 гг.),А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955 гг.), Э. Эванс-Причрд (1902-1973 гг.):

- культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей;

- культура описывается как инструментальный механизм с помощью которого человек решает проблемы адаптации к окружающей среде в ходе удовлетворения своих потребностей;

- ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, морали, которые являются регуляторами поведения; выполняя эту функцию они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей;

- социальные и культурные явления неразрывно связаны; все социальные взаимоотношения составляют определенную (иерархичную) структуру.

Структурная антропология/ структурализм

К. Леви-Стросс (1908-2009 гг.):

- универсальный характер способов культурой организации человеческого сосуществования и культурообразующих символов во всех сферах деятельности;

- первичность ментальных/психических принципов в процессе создания символов культуры (универсальный принцип бинарных оппозиций);

- культура: замкнутая структура - совокупность знаковых систем;

- содержание исследования – моделирование «структуры» – выявление алгоритма, который определяет скрытую логику культуры.

Школа американский исторической этнологии.

Ф. Боас (1858-1942 гг.): «О задачах этнологии» 1907 г.

А. Крёбер (1876-1960 гг.) «Handbook of Indians of California» (1925), «Anthropology» (1923, 1948):

- этнология должна системно изучать каждый народ в отдельности;

- взаимодействие культур разных народов создает культурную общность в определенных географических зонах, где и следует искать диффузию отдельных элементов;

- внешне сходные явления в культурах не являются результатами сходных процессов;

- социальные идеалы и нормы различных культур не сопоставимы.

Направление этнопсихологии

Основы изучения психологии народов были заложены немецкими исследователями М. Лацарусом (1824-1903 гг.), Х. Штейнталем (1823-1899 гг.), В. Вундтом (1832-1920 гг.), Г. Шпетом (1879 -1937 гг. – «Введение в этническую психологию», 1927).

Американская школа этнопсихологии:

Л.Ф. Уорд (1843-1913 гг.); Р. Бенедикт (1887-1948 гг.) «Психологические типы культур Юго-Запада» 1928, «Модели культуры» 1943, «Хризантема и меч» 1946; М. Мид (1901-1978 гг.):

- предмет исследования - поведение и чувства личности в различном культурном окружении («культура-и-личность»);

- типизация поведения личности в соответствие с типом культуры;

- акцентирована общей темы культуры, определяющей конфигурацию всех ее элементов, - «этос культуры»;

- положение об относительности поведенческих (в том числе сексуальных) стандартов, суть которых определяет тип культуры;

- положения, согласно которым, национальный характер может быть описан как особый способ регулирования внутри культуры ценностей и поведенческих моделей.

Школа культурного релятивизма

М. Херсковиц (1895-1963 гг.) «Аккультурация» (1930), «Культурная антропология» 1940), «Человек и его творения» (1948):

- все культуры равноценны;

- культура каждого народа уникальна, оценить ее можно лишь в ее собственных рамках;

- европейская традиция только один из вариантов развития;

- история человечества – сумма разнонаправлено развивающихся культур;

- культура есть способ поведения человека;

- инкультурация – вхождение в культуру определяет индивидуальный опыт человека;

- категория нормы меняется от культуры к культуре;

- аккультурация - процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа;

- идея поливариантного, мультинаправленного развития.

Неоэволюционизм
Лесли Уайт (1900-1975г.)
"Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959), "Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации" (1975); Джулиан Стюарт (1902-1972) -"Теория культурных изменений. Методология многолинейной эволюции " (1955); Марвин Харрис (1927-2001) «Patterns of Rase in the America» (1964); «Cannibals and Kings: The Origins of Cultures» (1977); «Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture» (1979); «Cultural Anthropology» (1983):

- вместо учения о линейном универсальном развитии - схема многовектрного развития;

- вместо единой теории прогресса - теории общего и частного развития, макро и микро-процессов, многолинейной эволюции и тд;

- движущей силой развития в неоэволюционизме представляются адаптационные механизмы - они определяют специфику и содержание культур;

- основу культуры составляет ядро (социальные, политические, религиозные институты), которое формируется особенностями природной среды, где происходит адаптация;

- человечество характеризует множество вариативных культур.

В ходе трансформация мирового сообщества и науки менялись принципы сосуществования народов, составляющих человечество.

В 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, запрещающий работорговлю.

В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны

В 1833-1834 гг. в Британии издан закон, запрещающий рабство в колониях.

Во всех колониях Франции и Дании рабство отменено в 1848 г.

В 1861 г. крепостное право отменено в России.

Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В Мавритании рабство было отменено в 1981 г.

КРУШЕНИЕ КОЛНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: 1949 г. (Индонезия) – 1975 г. (Мозамбик и Ангола)

Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах
принята 27 июня 1989 г.
Генеральной конференцией Международной организации труда.

В ней утверждалось равенство всех народов и культур при вариативности направлений и темпов развития.

ХХ В. – ВЕК ИДЕНТИЧНОСТЕЙ (САМООПРЕДЕЛЕНИЙ)

Основы концепции нации были заложены в ходе крушения абсолютизма и создания независимых государств в конце XVIII в.

Теория нации была системно изложена в конце XIX в.

В Европе, в Америке, в России в конце XIX – первой половине ХХ в. разрабатывались основы

Теории этноса и этничности.

В трактовке советской этнографии 1970-х гг.:

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно

стабильными особенностями культуры, включая язык и психики, также осознанием своего единства и отличия от всех

других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).

Конец ХХ в. был отмечен процессами глобализации и «этнического ренессанса».

В конце ХХ в. сложилась концепция «мультикультурализма».

В начале ХХI в. концепция мультикультурализма уступила место концепции «интеркультурализма».

 

Институализации этнографии

Формирование концепта «национальной идеи»:

концепция С.С. Уваров в 1832-1833 гг. создавший триаду «православие, самодержавие, народность»;

«Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г.;

противостояние западников и славянофилов;

В 1861 г. понятие «национальная идея» («русская идея») ввел в оборот Ф.М. Достоевский

Системное философское обоснование русской идеи было предложено В. Соловьевым в 1888 г. в Париже; им был прочитан доклад – «Русская идея» (ж. «Вопросы философии и психологи» 1908 г.)

С начала XIX в. происходит развитие прикладных исследований в рамках государственных программ, связанных с организацией управления в провинциях многонациональной Российской империи (сибирское, среднеазиатское, кавказское направление)

В 1851 г. по поручению РГО была составлена карта Европейской Росси.

1875 г. – была составлена первая карта народов России

1897 г. – была подготовлена Первая всероссийская перепись

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЛЕКЦИЯ.

Государство».

.

В 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд советов, который, который провозгласил создание СССР – советское государство в момент образования включало 33 автономии разного уровня. Титульные народы союзных республик были провозглашены нациями.

 

Функционализм/ Функционально-системный подход

Структурный функционализм

Б. Малиновский (1884-1942 гг.),А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955 гг.), Э. Эванс-Причрд (1902-1973 гг.):

- культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей;

- культура описывается как инструментальный механизм с помощью которого человек решает проблемы адаптации к окружающей среде в ходе удовлетворения своих потребностей;

- ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, морали, которые являются регуляторами поведения; выполняя эту функцию они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей;

- социальные и культурные явления неразрывно связаны; все социальные взаимоотношения составляют определенную (иерархичную) структуру.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.