|
Игра «Угадай, кого не стало»Цели: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его. Игра «Узнай по голосу» (модификация автора) Цели: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона. Дети образуют круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу. Дети в этом момент продолжают двигаться, при этом каждый спрашивает у того, кто в центре круга: «Как меня зовут?» Рисование на тему «Автопортрет». Расслабление Дети садятся или ложатся на пол в удобной для себя позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши». По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем. Занятие 2 Приветствие. Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище» Цели: развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха. Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались страшного и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу «У страха глаза велики». Упражнение «Расскажи свои страхи» (модификация автора) Цели: выявление реальных страхов детей; развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то...» Затем спрашивает: «А у вас такое бывало? Кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.) Специфика данного упражнения состоит в том, что в этой программе оно проводится в условиях темноты, что позволяет вызвать сам страх и узнать эмоции, которые испытывает ребенок в данный момент. «Нарисуй свой страх» Цели: снятие страхов; осознание своих страхов. Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать, что он изобразил. Предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться. Комплекс «Музыкальная мозаика» Цели: ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов. Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную — резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую — тонкие, изящные, нежные; под спокойную, тихую музыку все стоят без движения и «слушают» свое тело. Расставание. Занятие 3 Беседа о страхах Цели: уменьшить тревожность; развить уверенность в себе. Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?» Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые заранее развешаны на стене кабинета, и спрашивает: «кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке...» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» Цель: помочь преодолеть негативные переживания. После прозвучавших предложений детей о том, как можно побороть свой страх, психолог просит нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор — рисовать ли на старом рисунке или снова изобразить страх и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря. А можно просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от страха избавиться. Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав» Цель: помочь преодолеть негативные переживания. Ведущий предлагает отправиться в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга — щенка Шарика «побояться вместе». Дети обсуждают поступки персонажей, затем разыгрывают сценку. На роли персонажей мультфильма выбирают детей, обнаружившие страх грозы, одиночества. Этюд «Стойкий оловянный солдатик» Цели: помощь в снятии страхов; развитие уверенности в себе. Ведущий читает сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его. Расставание Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи. Занятие 4 Приветствие. Этюд «Смелые ребята» Цели: преодоление негативных переживаний; воспитание уверенности в себе. Дети выбирают водящего — он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2–3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате. Игра «В темной норе» Цель: снятие страха перед темнотой. В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3–5 минут свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места. Комплекс «На лесной поляне» Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки-таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда. Игра «Тень» Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — путник, другой — его тень. Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника, который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п. Игра «Слепой и поводырь» Цель: развитие внимания друг к другу, социального доверия. Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У слепого завязаны глаза. Цель поводыря — провести слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут. Обсуждение Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно? Если нет, то почему? Занятие 5 Приветствие. Игра «Молчок» Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок». В детский сад пришел Молчок — Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (см. этюд «Робкий ребенок»). Этюд «Три характера» Цели: дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимикой. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей изображают девочек, все остальные догадываются по их мимике и пантомиме, кто из них кто. Рисование на тему сценки «Три характера» Цель: рефлексия по предварительно проведенному этюду. Ведущий знакомит детей с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных эмоциональных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить Злюку, Плаксу и Резвушку. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|