Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сказание о жертвоприношении Раджасуя (к главам 30—32).





1 Парджанья — букв. «дождевое или грозовое облако», имя бога грозы и грома Индры.

2 Кладовых (с зерном и товарами) — так согласно толкованию Девабодхи:

kosthasya, т. е. dhanya-bhanda-agarasya.

3 Кешин или Кеши — имя демона-ракшаса, убитого Кришной.

Сокрушитель Кешина (Кеши) —обычно эпитет Кришны, здесь же определение к Кришне (Кешаве).

4 Васудеву —в тексте:anakadundubhim, букв. «того, кто обладает барабаном, подобным громовому облаку», эпитет Васудевы, отца Кришны.

5 Мадхава — букв. «потомок Мадху» или «происходящий из рода Мадху», одно из имен или прозвищ Кришны. См. прим. 59 к «Сказанию о совещании».

6 Т. е. в Индрапрастху, столицу пандавов.

7 Двайпаяна — т. е. Кришна-Двайпаяна Вьяса. См. прим. 77 и 78 к «Сказанию о дворцах собраний».

8 Сын Деваки — т. е. Кришна. См. прим. 66 к «Сказанию об убийстве Джарасандхи».

9 Индрасена — см. прим. 14 к «Сказанию о совещании».

10 Вишока — по-видимому, здесь имя возницы Бхимы.

11 Здесь обращение относится к Сахадеве.

12 Сатьявати — дочь царя рыбаков, которая тайно на острове родила от мудреца Парашары сына Вьясу. Сын Сатьявати

(satyavati-suta) — т. е. отшельник Кришна-Двайпаяна Вьяса. См. прим. 77 к «Сказанию о дворцах собраний».

13 Сусаман, бык в роду Дхананджайи — в обоих случаях здесь имеются в виду имена прославленных брахманов.

14 Певец гимнов Самаведы — имеется в виду жрец-удгатри, т. е. жрец-певец.

При совершении больших жертвоприношений, как правило, участие принимают четыре главных жреца, а именно: 1) хотри, т. е. жрец-взыватель, 2) удгатри, т. е. жрец-певец, 3) адхварью, т. е. жрец-исполнитель, и 4) брахман, т. е. жрец-хранитель. Как видно из дальнейшего изложения, все эти основные разряды главных жрецов там перечислены.

15 Адхварью — жрец-исполнитель (см. предыдущее примечание).

16 Пайла — имя одного древнего мудреца и учителя.

17 Хотри — жрец-взыватель. См. прим. 14 к «Сказанию о жертвоприношении Раджасуя».

18 Шудра, шудры — члены низшей из четырех главных каст

(varna), т. е. представители низших слоев населения: ремесленники, работники, зависимые земледельцы и прочие, призванные служить трем высшим кастам. См. прим. 356 к «Сказанию о дворцах собраний».

19 Хастинапура, или Хастинапур — название наследственной столицы кауравов. Согласно легендам, город этот был основан царем Хастином, откуда и название его Хастинапур, т. е. город Хастина. Однако Махабхарата и Вишнупурана называют его «город слона» (от слова hastin —

«слон») или «город, носящий имя слона» (naga-sahvaya от слова naga с тем же значением). Развалины Хастинапура находятся близ старого русла Ганги, в 106 км к северо-востоку от Дели.

20 Вхишма — букв. «устрашающий», «наводящий страх», «грозный», имя деда пандавов, который родился у царя Шантану от богини Ганги и прозывается поэтому «сыном Ганги».

21 Дрона — прославленный брахман-воин, главный учитель военного дела у кауравов, сын мудреца Бхарадваджи и апсары (небесной девы) Гхритачи, зять Крипы.

22 Дхритараштра — царь кауравов, старший сын отшельника Вьясы от Амбики, старшей супруги царя Вичитравирьи, умершего бездетным. Дхритараштра родился слепым, у него от его супруги Гандхари родилась сотня сыновей, из коих старшим был Дурьйодхана. Сыновья Дхритараштры обычно называются кауравами и приходятся двоюродными братьями пандавам; между кауравами и пандавами существовало постоянное соперничество.

23 Видура — третий сын отшельника Вьясы от рабыни из касты шудр. Видура изображается олицетворением закона и справедливости, ибо почитается частичным воплощением на земле Дхармы, бога правосудия и смерти. 24 Крипа — брахман-воин, первый учитель военного дела у кауравов, сын Шарадвана Гаутамы от апсары (небесной девы) Джанапади.

25 Т. е. за кауравами, сыновьями царя Дхритараштры. См. прим. 22 к «Сказанию о жертвоприношении Раджасуя».

26 Дурьйодхана — старший сын царя Дхритараштры от его супруги Гандхари, непримиримый враг Юдхиштхиры и всех братьев-пандавов.

27 Гандхара — название страны, которая была расположена вдоль реки Кабул, между Кхоаспом (совр. Кунар) и Индом. Гандхара отождествляется с областями Пешавара и Равальпинди в северном Панджабе или Кандагаром в Афганистане (в последнем случае это больше относится к Новой Ганд-харе). Царем Гандхары во времена Махабхараты был Субала.

28 Шакуни — сын Субалы, царя Гандхары, брат Гандхари, супруги Дхритараштры. Шакуни обладал тайным искусством игры в кости.

29 Ачала — возможно, имя царя гандхарвов, убитого впоследствии Арджуной.

30 Вришака — один из сыновей Субалы, царя Гандхары.

31 Мадры — см. прим. 187 к «Сказанию о покорении мира».

32 Сомадатта — сын царя Бахлики.

33 Бхури, Бхуришравас и Шала — имена сыновей Сомадатты.

34 Ашваттхаман — сын Дроны и Крипи, прославленный

брахман-воин, сражавшийся на стороне кауравов.

35 Джаядратха — сын Вриддхакшатры, царь саувиров, населявших область Синдху (ныне Синдх), супруг Духшали, дочери Дхритараштры, впоследствии был убит Арджуной.

36 Т. е. с Дхриштадьюмной, который был сыном Яджнясены, т. е. Друпады.

37 Шальва — имя царя страны Шальва, которая называлась также Марттикавата и была расположена близ Курукшетры (Тханесвар). Столицей ее была Шальвапура, называвшаяся также Саубханагара (или просто, Саубха), которая отождествляется с Альваром, а вся страна — с частями территорий Джадхпура, Джайпура и Альвара. Царь Шальва, согласно легендам, осадил город Дваравати (Дварака), но был убит Кришной, который разрушил также и его чудесную столицу. (См. также прим. 40 и 41 к «Сказанию о совещании»).

38 Брихадбала — имя могущественного царя, возможно, имеется в виду сын Субалы.

39 Пундры — название племени или народности, населявшей

страну Пундра. См. прим. 99 к «Сказанию о покорении мира».

40 Акарша и Кунтала — по-видимому, имена царей.

41 Ванаваси — древнее название северной Канары, употреблявшееся в буддийский период, а также сохранившегося до сих пор города Краунча-пура (Banaonasei у Птолемея), расположенного на левом берегу реки Варады, притоке Тунгабхадры, в северной Канаре. Ванаваси была столицей династии Кадамба до VI в. н. э., когда она была ниспровергнута чалукьями.

42 Андхры — название народа, населявшего страну Андхру (ныне штат Теленгана). См. прим. 100 к «Сказанию о дворцах собраний».

43 Синхалы — название народа, населявшего страну Синхалу, нынешний Цейлон.

44 Сухма —очевидно, имя царя сухмов. См. прим. 38 к «Сказанию о покорении мира».

45 Вирата — царь страны матсьев, которая была расположена

на территории близ нынешнего Джайпура. См. прим. 223 к «Сказанию о дворцах собраний»

46 Мачелла — по-видимому, имя царя.

47 Т. е. Баларама, старший брат Кришны.

48 Анируддха — сын Прадьюмны и внук Кришны.

49 Бабхру —герой из рода ядавов, соправитель Уграсены, назначенный Кришной.

50 Сарана, Гада — герои из рода ядавов, младшие братья Кришны.

51 Прадьюмна и Самба, и... Чарудешна — герои из рода ядавов, сыновья Кришны.

52 Ульмука и Нишатха —герои из рода Вришни,. или ядавов, сыновья Баларамы.

53 Вира — герой из рода ядавов, сын Прадьюмны и внук Кришны.

54 Садасья, садасьи—верховные жрецы, наблюдающие за правильным ходом жертвоприношения.

55 Т. е. Бхишме.

56 Т. е. Дроне.

57 Т. е. Ашваттхаману.

58 Вивиншати — имя брата Дурьйодханы.

59 Санджая — возница царя Дхритараштры.

60 Кшаттри — букв, «подрывающий», прозвище, которое давалось

человеку, рожденному женщиной-шудрой от мужчины из высшей касты. Здесь прозвище Видуры, который родился от рабыни из касты шудр.

61 Т. е. Юдхиштхиры (см. прим. 354 к «Сказанию о дворцах собраний»).

62 Красотою колесниц царей — так согласно толкованию Девабодхи: lokaraja nrpatyah, loka-rajah (т. е. цари мира) — это то же, что и nrpatayah (т. е. цари)».

63 Шесть огней — см. прим. 3 к «Сказанию о совещании».

64 Мантры — священные стихи и формулы из ведических гимнов, которые будто бы имеют магический смысл и употребляются как заклинания.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.