|
Организационные и географические тенденции лечебно-оздоровительного туризма
Прежде чем выделить организационные и географические тенденции лечебно-оздоровительного туризма, следует привести определения понятия «лечебно-оздоровительный туризм». На состоявшемся в 1999 г. в Испании Международном конгрессе по лечебно-оздоровительному туризму отмечалась важность развития этого вида туризма для современного общества и в этой связи подчеркивалась необходимость проведения широкомасштабного исследования рынка отдыха и лечения, разработки и внедрения стандартов курортного обслуживания. Обзор литературных источников показывает, что до сих пор нет единства во мнении о том, какие виды туризма относятся к лечебно-оздоровительному туризму. Если в качестве критерия использовать цель путешествия, то можно выделить лечебный и оздоровительный туризм. Лечебный туризм осуществляется с целью поправки здоровья и предполагает пребывание в санаторно-курортных учреждениях. Туризм в целях лечения выделяется и в классификации путешествующих лиц, рекомендованной ВТО [6, с. 41]. Оздоровительный туризм имеет целью профилактику здоровья и отдых. Он характеризуется большей продолжительностью путешествия, посещением меньшего количества городов и большей длительностью пребывания в одном месте. Предполагается отдых наряду с проведением досуга. Оздоровительный туризм также предусмотрен в классификации путешествующих лиц, рекомендованной ЮНВТО[З3]. Понятие «лечебно-оздоровительный туризм» используется при рассмотрении географических аспектов, связанных с расширенным воспроизводством производительных сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных). Александрова А.Ю. выделяет, что лечебно-оздоровительный туризм имеет ряд отличительных черт. Во-первых, пребывание на курорте, вне зависимости от типа последнего и заболевания, должно быть длительным, не менее трех недель. Только в этом случае достигается желаемый оздоровительный эффект. Во-вторых, лечение на курортах стоит дорого. Хотя в последнее время стали разрабатываться сравнительно дешевые туры, этот вид туризма рассчитан в основном на состоятельных клиентов, которые все больше ориентируются не на стандартный набор медицинских услуг, а на индивидуальную программу лечения. Еще одна особенность состоит в том, что на курорты едут люди старшей возрастной группы, когда обостряются хронические болезни или слабеющий организм не в силах справляться с каждодневными стрессами на работе и в быту. Соответственно эти туристы делают выбор между курортами, специализирующимися на лечении конкретного заболевания, и курортами смешанного типа, которые оказывают общеукрепляющее воздействие на организм и способствуют восстановлению сил [1, с. 92]. Бабкин А.В. отмечает, что лечебно-оздоровительный туризм основан на курортологии [3, с. 194]. Курортология – это наука о природных лечебных факторах, их воздействии на организм и методах использования в лечебно- профилактических целях. Далее приведем основные определения понятия «лечебный туризм». Всемирная туристская организация: – лечебный туризм осуществляется с целью поправки здоровья и предполагает пребывание в санаторно-курортных и медицинских учреждениях [12]. Европейская курортная ассоциация: – лечебный туризм – это активный отдых, который влияет на укрепление здоровья и физическое развитие личности и связан с передвижением лица за пределы постоянного места жительства [20]. Европейская ассоциация научных экспертов в области туризма: – лечебный туризм включает в себя сочетание отдыха, развлечений и индивидуальных программ здоровья, направленных на заботу о клиенте программ. Немецкий ученый В.Нарштедт: – лечебный туризм – это посещение бальнеологических и других курортов местными туристами и туристами из других стран при смене их постоянного места жительства и предоставление им оздоровительных программ под их личную ответственность и, как правило, путем оплаты в частном порядке [12]. Швейцарский ученый С.Каспар: – лечебный туризм – это совокупность связей и явлений, которые возникают при изменении постоянного места пребывания людей с целью улучшения, стабилизации и при случае восстановления физического, умственного и социального здоровья под воздействием предписанных действий оздоровительного и лечебного характера, для которых место, где они находятся при этом, не является постоянным местом проживания или работы [12]. За рубежом наиболее часто в контексте лечебно-оздоровительного туризма используются термины «health tourism», «medical tourism», «wellness tourism». По определению UNWTO, health tourism включает в себя услуги, широко варьирующие от посещения Spa-центров до хирургических вмешательств, которые могут быть приняты потому, что это либо дешевле, либо медицинские учреждения в пункте назначения превосходят такие же в домашних условиях, или потому, что турист хочет сохранить анонимность. По другому документу UNWTO, «Health tourism»–это туризм, связанный с поездками в Spa-центры или на курорты, основной целью которых является улучшение физического благосостояния путешественника через режим физических упражнений и терапию, диетический контроль и медицинские услуги, относящиеся к поддержанию здоровья». Большинство специалистов склоняются к тому, что лечебно-оздоровительный туризм необходимо определять исходя из выделения трех его основных составляющих – лечебно-реабилитационной, валеологической (оздоровительной) и рекреационной. Первые две составляющие –медицинские по своей сущности, третью составляющую образуют отдых и досугово-развлекательные услуги. Д-р Стив Хейджоф (Steve Hajioff) трактует данное понятие более узко: Health tourism (медицинский туризм) является поездкой в другие страны или территории для целей закупки медицинских услуг и других мероприятий в области здравоохранения, синемизируя таким образом понятия «health tourism» и «medical tourism» [12]. Напротив, д-р Икос Арис (Ikkos Aris) на примере Греции считает, что Health tourism связан главным образом с термальным туризмом и посещением минеральных источников в лечебных целях, то есть подчеркивает больше оздоровительную сущность этого термина [12]. Таким образом, зарубежная туристическая практика при определении лечебного туризма концентрирует внимание специалистов на следующих аспектах: – основным мотивом поездок является улучшение здоровья; – гармоничное сочетание в составе курортного продукта медицинских и оздоровительных услуг с досуговыми и развлекательными; – личная инициатива туриста в формировании своей лечебной программы и ответственность за получение данных услуг и их эффект. Анализ всего разнообразия различных разновидностей лечебно-оздоровительного туризма и разных точек зрения специалистов на исследуемые понятия позволяет заключить, что под лечебно-оздоровительным туризмом будет пониматься перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 час. и не более 6 мес. в целях отдыха, рекреации (восстановления), оздоровления, диагностики, лечения и операционного вмешательства. Детальный анализ разнообразных факторов, воздействующих на развитие сферы лечебно-оздоровительных услуг, позволил выделить среди них основные и классифицировать их на две группы: а) факторы, действующие вне зависимости от деятельности лечебно- оздоровительных учреждений (политические, экономические, социально-демографические); б) факторы, способствующие развитию лечебно-оздоровительного туризма, активно используемые организациями в своей деятельности (научно-технические, организационно-технологические, культурно-познавательные и т.п.). Понятие «лечебно-оздоровительный туризм» наиболее полно отражает специфику данного вида путешествий и включает в себя и медицинский, и оздоровительный, и лечебный виды туризма в качестве составляющих. Целесообразность использования данного понятия подтверждается тем, что в настоящее время рынок лечебно-оздоровительного туризма претерпевает заметные изменения – традиционные санаторно-курортные комплексы перестают быть местом лечения и отдыха лиц преклонного возраста и становятся полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. Далее перейдем к рассмотрению организационных тенденций ЛОТ[З4]. В связи тем, что основной задачей лечебно-оздоровительного туризма является восстановление здоровья людей, учреждения, оказывающие лечебно-оздоровительные услуги, проходят процедуру сертификации[З5]. Европейские лечебно-оздоровительные учреждения используют для подтверждения качества услуг систему сертификации, разработанную научным медицинским сообществом и отраслевыми экспертами в сфере оздоровления и велнеса с учетом более 30-ти различных национальных и международных нормативных актов и стандартов. Сертификация проводится по трем различным направлениям: EuropeSpamed, EuropeSpa wellness и EuropeSpa hotel. Учреждения, набирающие не менее 80% баллов в каждой из частей аудита от независимой инспекции, получают сертификат EuropeSpa, свидетельствующий о качестве услуг. Европейской курортной ассоциацией (ESPA) разработаны критерии оценки санаториев, своего рода знак качества EuropeSpa. В его основе лежит система сертификации, разработанная научным медицинским сообществом и отраслевыми экспертами в сфере оздоровления и велнеса с учетом более 30-ти различных национальных и международных нормативных актов и стандартов [35]. Главной целью EuropeSpa является обеспечение высокого уровня качества на основе сопоставимых требований по всей Европе. Сертификация охватывает следующие сферы деятельности европейских санаториев, курортов и спа-отелей: безопасность, сервис, гигиена и инфраструктура. Данный подход обеспечивает прозрачность сравнения уровня качественных параметров и способствует честной конкуренции на территории всей Европы. Независимость и объективность сертификации гарантируется прохождением двух-трехдневной инспекции, которую проводят независимые профессиональные аудиторы. Данный аудит считается самой строгой процедурой сертификации в Европе. Те учреждения, которые набирают не менее 80% баллов в каждой из частей аудита, а также удовлетворяют всем так называемым «КК» (критическим критериям), получают престижный сертификат EuropeSpa. В настоящий момент сертификация проводится по трем различным направлениям: EuropeSpamed, EuropeSpa wellness и EuropeSpa hotel [35]. EuropeSpa предоставляет гостям и пациентам курортов и спа-отелей, туристическим агентствам и туроператорам, а также медицинским страховым компаниям возможность выбрать именно те объекты, которые получили высокую оценку качества, основанную на объективных международных стандартах. EuropeSpamed предназначен для санаторно-курортных организаций, клиник восстановительного лечения, а также медицинских оздоровительных центров. EuropeSpamed сертифицирует качество лечебных услуг, инфраструктуры, гигиены и безопасности; базируется на каталоге, включающем более 1000 критериев; позволяет потребителям, туристическим агентствам и туроператорам, а также медицинским страховым компаниям сделать обоснованные выводы о качестве продукта; дает потребителям ощущение безопасности, олицетворяя высший уровень качества оздоровительных и лечебных услуг. EuropeSpa wellness предназначен исключительно для отелей с интегрированной велнес-концепцией, сертифицирует качество безопасности, велнес-инфраструктуры и велнес-услуг, базируется на каталоге, включающем более 1300 критериев [35]. EuropeSpa hotel сертифицирует качество безопасности и инфраструктуры в наиболее важной с точки зрения гигиены зоне спа-услуг; базируется на каталоге, включающем более 500 критериев; подчеркивает приверженность высочайшим стандартам качества спа-услуг; позволяет потребителям, туристическим агентствам и туроператорам сделать обоснованные выводы о качестве продукта [35]. Как правило, сертификация в Европе представляет собой достаточно сложную многоступенчатую систему. Это и анализ документов, которые должен предоставить заказчик, и практическая проверка технологических процессов, и инспекционный контроль объекта. Только в случае успешного завершения всего тестирования сертификация оканчивается выдачей необходимого документа. Сертификация санаторно-курортных услуг в России осуществляется исключительно в рамках систем добровольной сертификации, по стандартам, принятым в данных системах. К ним относят: «Систему добровольной сертификации санаторно-оздоровительных услуг», «Систему добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию», «Систему добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров)», «Государственную систему классификации гостиниц и других средств размещения» [18]. И многие другие. Основные понятия санаторно-курортной сферы определены в Правилах функционирования «Системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению». Одни системы опираются на более универсальные стандарты, подходящие для сертификации и гостиниц и домов отдыха и санаториев. Другие — на более специальные стандарты, ориентированные только на санатории. При выборе системы сертификации необходимо учитывать, что последние в большей степени учитывают специфику отрасли. Например, требования, предъявляемые к организации питания в гостиницах, зачастую просто невыполнимы в санаториях в силу специфики диетического питания. Чтобы пройти сертификацию санаторно-курортных услуг, российской здравнице необходимо соответствовать определенным стандартам. В каждой системе используются различные стандарты. Санаторно-курортным учреждениям в России требуется оформление пожарного сертификата и санитарно-гигиенического заключения, а также биоклиматического паспорта (при использовании в лечении климата), разрешения на применение специальной аппаратуры, лицензии Минздрава и других документов. В большинстве случаев при сертификации оцениваются услуги, предоставляемые непосредственно на объектах размещения санаториев и профилакториев. Но может предполагаться и оценка прилегающих к санаторию территорий, вписанности санатория в окружающую среду, экологической обстановки вокруг санатория, наличия дополнительных услуг (например, сауны). Так, при сертификации санаторно-курортных услуг сами предприятия могут получить категорию от 1 до 5 звезд (а при не соответствии даже минимальным требованиям категории «одна звезда» санаторию присваивается нулевая категория), а прилегающая к санаторию территория — категории «А» (высшая), «В» или «С». В итоге категория санатория или профилактория выглядит так: «А»5* или «С»3* [18]. Сертификация санаторно-курортных услуг в Российской Федерации по количеству оцениваемых [З6] параметров уступает европейской сертификации. Для того, чтобы повысить качество предоставления услуг лечебно-оздоровительными учреждениями в России создан Международный Совет по развитию индустрии спа и веллнесс SWIC, являющийся членом Международной Ассоциации Спа. SWIC инициировал разработку первых в истории национальных стандартов – ГОСТов на спа-услуги на федеральном уровне Российской Федерации и получил серьезную поддержку со стороны государственных структур[З7]. Пока велась работа и принятие государственных стандартов, SWIC разработал и начал распространять корпоративные стандарты понятийного аппарата, проектирования спа и консалтинговой деятельности в этой сфере. В Совете SWIC работает комитет экспертов, в составе которого ведущие ученые-курортологи и косметологи, успешные руководители спа и профильных организаций, представители отраслевых СМИ. Организация SWIC оказывает экспертную консультационную поддержку новым проектам, в том числе и международным спа-операторам, которые нередко испытывают нехватку открытой и объективной информации по условиям ведения бизнеса на рынке Российской Федерации. В Совет часто обращаются владельцы и руководители спа за помощью в поиске и рекрутировании персонала, проведении ассессмента. Среди членов Совета есть и консалтинговые компании, и компании-партнеры, которые могут создавать проекты «под ключ». Роль SWIC заключается в оказании помощи заказчикам и контрагентам в установлении деловых отношений. Работа Совета направлена, в первую очередь, на изучение рынка и интеграцию российских санаторно-курортных учреждений в мировое сообщество.[З8] Далее обратимся к регулированию данного вида деятельности со стороны международных организаций[З9]. Ведущей международной профессиональной ассоциацией в сфере спа-индустрии является созданная в 1991 г. Международная ассоциация курортов (International Spa Association– ISPA) со штаб-квартирой в г. Лексингтон, штат Кентукки, США. В 1995 г. в результате объединения нескольких национальных профессиональных ассоциаций спа-индустрии (Ассоциация курортов Германии, Федерация курортов Великобритании, Международная ассоциация термальных и климатических курортов) была создана Европейская ассоциация курортов (European Spa Association – ESPA). Одним из направлений работы Международной ассоциации СПА (ISPA) была систематизация накопленного в индустрии опыта, разработка классификации спа-структур, а также стандартов и критериев организации спа-сервиса. Несмотря на то, что спа-бизнес развивался не только в количественном отношении, но и происходила его модификация и модернизация, основные семь категорий спа занимают ведущее место в спа-индустрии, а любые попытки создать новые классификации были неудачными. В развитии лечебно-оздоровительного туризма во всем мире отмечены тенденции роста и диверсификации. Отвечая на растущий диверсифицированный спрос, меняются дестинации лечебно-оздоровительного и курортного туризма, расширяя и переориентируя свои услуги на новые сегменты потребителей. Выделим географические тренды развития лечебно-оздоровительного туризма. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|