Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Беседа «Вспомним о лете».





Пояснительная записка

Актуальность. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Речь – это область проявления человеком способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Осваивая родной язык, ребенок проявляет большую активность, самостоятельность, творчество. Поэтому фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей выступают диалог, творчество, познание, саморазвитие.

Диалог является ведущей формой речевого общения. Диалогическое общение - это не просто бытовой ситуативный разговор, а богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение. Овладение диалогом – это, прежде всего, формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать собеседника, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Содержательную основу диалога в шестилетнем возрасте может создать словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Цель занятий по интересам – формирование у учащихся диалогических партнерских отношений.

Задачи развития диалогического общения:

• освоение учащимися языка как средства общения и формирование ориентировки на язык;

• установление детьми социальных контактов друг с другом с помощью всех доступных им как речевых, так и неречевых средств;

• овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;

• установление интерактивного взаимодействия (умения начать разговор, привлечь к себе внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходимости менять тему, проявлять внимание и взаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, завершать разговор).

Основными педагогическими условиями развития диалогического общения выступают: развивающая педагогическая среда, пространствообщения (помещение или отведенное место для занятий педагога с подгруппами детей, игровые зоны для игр и занятий детей по собственному выбору); организация жизни детей посредством побуждения к самостоятельному пользованию помещениями и игровыми зонами; неурочные формы обучения родному языку и неучебная мотивация деятельности детей; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в классе.

Основными средствами развития диалогической речи являются общение со взрослыми и сверстниками, а также организованные игры и занятия. Занятия желательно строить в жанре сценариев активизирующего общения, где взрослый выступает как старший, но равноправный партнер по общению, который стремится к установлению личностных, доверительных взаимоотношений (допускающих шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье), уважает право ученика на инициативу, его желание говорить на интересующие его тему, не отвечать на неинтересные или непонятные вопросы и т.п. Участие в занятии в основном добровольное.

В сценариях активизирующего общения используются главным образом фронтальные формы обучения (с группой детей, посещающей занятия по интересам). Практикуются также подгрупповые формы обучения (с диадой, триадой) и индивидуальные занятия. Дидактические игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнеров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности. Индивидуальные занятия позволяют ребенку удовлетворить потребность в личностном общении, а взрослому – оценить имеющиеся у ученика достижения в речевом развитии.

Важную роль в налаживании эмоциональных контактов, социальных связей между детьми играют организованные игры, в которых требуется соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков, следить за последовательностью передачи игровых предметов и т.п.; в которых взаимодействие имеет характер речевого диалога («Садовник», «Разведчики», «Кто позвал?», «Краски», «Где мы были, мы не скажем…» и др.). В подобных играх формируется коллектив играющих детей, что ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм-инсценировкам, играм-драматизациям, играм–импровизациям. Эти игры естественным образом позволяют учителю занять игровую позицию внутри играющей группы. В игре-инсценировке дети разыгрывают текст при помощи игрушек, кукол, картинок, фигур настольного театра, через собственные выразительные движения и речь, но не принимают на себя определенной роли. В играх-драматизациях дети, принимая на себя определенную роль, вынуждены координировать игровые действия, а становясь в позицию литературного персонажа, тем самым преодолевают свойственный возрасту эгоцентризм. Игры-импровизации по мотивам сказок представляют наибольшую ценность, так как в них в наибольшей мере проявляется самостоятельность детей: заимствуя из текста отдельные эпизоды, они свободно строят роли, диалоги.

Приближены к диалогической форме задания на рассказывание из личного опыта, совместное сочинение сказок по набору игрушек. Эти виды рассказывания подаются в качестве диалога, когда рассказ строится как речевое взаимодействие - сначала педагога и детей (один начинает фразу, а другой ее заканчивает), а дети откликаются на сообщение товарища. В дальнейшем совместные сочинения педагог передоверяет только детям. Его же задача - поддерживать речевую активность, собственную инициативную речь ребенка, диалоги между детьми, возгласы и лингвистические эксперименты (рифмовки, словотворчество и т.п.). Именно это выступает как программное содержание обучения.

Связная речь, к которой относится и диалогическая речь, аккумулирует в себе все достижения ребенка в овладении практическими речевыми навыками: правильным звукопроизношением, умением подбирать слова для выражения своей мысли, правильно согласовывать их в разных типах предложений. Поэтому в процессе развития диалогического общения решаются и такие традиционные задачи развития речи, как обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание ее звуковой культуры. Необходимой составляющей развития речи и обучения родному языку выступает формирование у детей элементарного осознания языка и речи, что осуществляется в процессе решения названных выше задач.

Программа состоит из двух условных разделов: развитие диалогического общения и совершенствование практических речевых навыков. Разумеется, эти задачи решаются одновременно: развитие связной речи выступает и как цель, и как средство обучения.

Содержание программы

Развитие диалогического общения. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в коллективном разговоре: внимательно выслушивать друг друга, отвечать на вопросы, задавать их, обмениваться репликами, поддерживать разговор, откликаться на высказывания партнера по общению. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх, занятиях. Поощрять инициативную речь детей: стремление высказаться, поделиться впечатлениями из своей личной жизни.

Развивать умения анализировать и обобщать имеющиеся знания. Учить детей рассуждать, обосновывать свои мысли (при разгадывании загадок, решении речевых логических задач и т.д.).

Учить пользоваться разнообразными средствами общения в зависимости от конкретной ситуации: словесными и невербальными (мимика, жесты, позы, взгляд, предметные действия).

Знакомить с этическими нормами речевого общения – выработанными и социально-закрепленными правилами поведения людей в процессе разговора. Воспитывать коммуникативные качества личности (вежливость, товарищество, тактичность, сдержанность). Показать необходимость соблюдать очередность в разговоре, выражать несогласие в вежливой форме.

Совершенствование практических речевых навыков. Формировать умение употреблять в речи разные типы предложений, использовать в диалоге как неполные (ответные реплики), так и полные предложения (как правило, инициативные высказывания детей).

Поощрять употребление детьми известных им обобщающих наименований, вводить новые обобщающие слова. Обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями, образными словами, активизировать их употребление. Формировать представления о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами, синонимами, многозначными словами. Знакомить детей с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

Упражнять детей в словообразовании – подборе однокоренных и одноструктурных слов (названий детенышей животных, посуды, профессий, названий людей по их склонностям, слов с уменьшительно-ласкательным значением). Поощрять экспериментирование со словами и их формами.

Поддерживать у детей интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами.

Формировать и развивать критическое отношение к речи, стремление говорить правильно.

Примерная тематика занятий

В 1 классе начальной школы предусмотрено проведение собственно языковой по содержанию работы, направленной на формирование у шестилетних детей элементарного осознания некоторых закономерностей родного языка: ориентировки в звуковой действительности, семантических связей и отношений в области лексики и грамматики. Именно это содержание положено в основу примерной тематики занятий по интересам по обучению грамоте.

Тема 7. «Волшебные слова».

Программное содержание. Развивать диалогическую фору речи, умение принимать участие в групповом разговоре по поводу прочитанного произведения.

Продолжать формировать у детей значение слова слово. Обогащать словарь словами вежливости. Учить объяснять смысл поговорки. Развивать качества голоса.

Материал. Рассказ Осеевой «Волшебное слово». Стихи о вежливости (Г. Виеру и др.). Поговорки о вежливости («Слушай больше, говори меньше» и др.).

Тема 10. «Кто мы?»

Программное содержание. Показать детям многозначность того, что их окружает; упражнять в употреблении слов, обозначающих людей в разных ситуациях (хозяйка, покупатель, зритель, подруга, дочка, внучка и т.д.); обратить внимание на способы образования некоторых слов (читает – читатель, покупает – покупатель, приходит в гости– гость и т.п.).

Материал. Стихотворение Р. Сеф «Необычный пешеход».

Тема 13. «Кто у кого?»

Программное содержание. Соотносить названия животных и их детенышей. Упражнять в образовании названий детенышей животных.

Предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Материал. Загадки о животных и их детенышах. Стихотворение А. Шибаева “Кто кем становится” и др.

Тема 15. «Упрямые слова»

Программное содержание. Обратить внимание детей на то, что некоторые слова (пианино, радио) не изменяются в речи. Составлять предложения по картинкам.

Материал. Стихи, загадки о музыкальных инструменах, радио.

Сюжетные картинки с изображением пианино, других музыкальных инструментов и радио.

Тема 28. «Упрямые слова».

Программное содержание. Обратить внимание детей на то, что некоторые слова (пальто, кино, кофе) не изменяются в речи. Составлять предложения по картинкам.

Материал. Стихи, загадки о названных предметах.

Сюжетные картинки с изображением пальто, кино, кофе.

Тема 29. «Вредные советы».

Программное содержание. Формировать у детей умение воссоздавать реальные связи предметов и явлений, подчеркивать их качества, свойства, отношения; развивать чувство юмора.

Материал. Стихотворения Г. Остера «Вредные советы».

Тема 31. «Веселые рифмы».

Программное содержание. Учить детей улавливать ритм и рифму в стихотворной речи, подбирать рифмующиеся слова; привлекать к совместному придумыванию двустиший.

Материал. Отрывок из рассказа Н. Носова «Незнайка-поэт» или рассказ А.Смирнова «Василек», стихотворения Дж. Чиарди «Удивительные птицы», Д. Хармса «Пирог».

Тема 33. Интервью.

Программное содержание. Развивать у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательным к деталям.

Микрофон (или его имитация). Картинки с изображением тех сказочных или реальных персонажей, роли которых возьмут на себя дети (артист, строитель, музыкант и т.п.).

Материал. Потешки и стихотворения, содержащие диалоги («Кисонька-мурысонька», «Перчатки», О. Григорьев. Яма; С. Баруздин. Жираф и тушканчик и др.).

Ожидаемые результаты

Ученик первого класса

• проявляет интерес к людям (взрослым и сверстникам), способность к общению: овладевает разговорной речью, может поддержать беседу на познавательную или личностную тему; в разговоре интересуется высказываниями собеседника, старается привлечь его внимание к своим высказываниям; использует в диалоге неполные и полные простые предложения, строит высказывания из нескольких фраз, пользуется невербальными средствами общения;

• умеет пересказывать знакомые сказки, рассказы, содержание мультфильмов; сочинять сказки и различные истории;

• стремится к правильности речи, критически относится как к своей, так и к чужой речи;

• владеет основами культуры общения;

• приобрел первоначальные умения в дифференцированном использовании средств общения в зависимости от его цели, партнера по общению;

• проявляет активность и самостоятельность в освоении языка, обладает лексическим богатством речи (употребляет сравнения, эпитеты, синонимы), в основном овладел грамматической стороной языка, овладел произношением всех звуков родного языка, использует в речи средства интонационной выразительности.

Рекомендуемая литература

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М., 1999.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998

3. Дурова Н.В. Очень важный разговор. М., 2000.

4. Мордович С.В. Языковая игра для дошкольников. – Минск, 2006.

5. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.

6. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М.,2001. Старжынская Н.С. Крылаў не мае, а хутка лятае. Лінгвістычныя гульні для дзяцей 4 – 7 гадоў. Мінск, 2007.

7. Старжинская Н.С. Обучение грамоте // Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе / Под ред. М.Б.Антиповой. Мн., 2005.

8. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. Ленинград, 1991.

 

Н. С. Старжинская, доктор педагогических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

 

Примерное тематическое планирование (33 ч)

№ п/п Дата проведения Тема занятия
1.   Беседа «Вспомним о лете»
2.   Это правда или нет?
3.   Инсценировка сказки «ЛИСА И РАК»
4.   Беседа «Наши четвероногие друзья»
5.   Что звучит вокруг нас?
6.   Какие бывают слова?
7.   Волшебные слова
8.   Самые важные слова
9.   А я придумал слово
10.   Кто мы?
11.   Наши встречи в природе
12.   Эники-беники ели вареники
13.   Кто у кого?
14.   Какие бывают иголки?
15.   Упрямые слова
16.   Беседа «К нам пришёл Новый год», сочинение «Приключения в новогоднюю ночь»
17.   Игра-драматизация по итальянской сказке «Как осёл петь перестал»
18.   Найти нужное слово
19.   Есть ушко, да не слушает, есть носик, да не нюхает
20.   Беседа «Дети в семье»
21.   Почему так называют?
22.   Русская народная игра «Кузовок»
23.   Игра-инсценировка по сказке А.Н.Толстого «Ёж»
24.   Вопросы и ответы
25.   Повесил нос и вышел с носом
26.   Зубастый гребешок (сочинение по набору картинок «Как Петушок и Павлин похвалялись»)
27.   Беседа «Поговорим о безопасности»
28.   Упрямые слова
29.   Вредные советы
30.   Беседа «Как животные помогают человеку»
31.   Весёлые рифмы
32.   Невпопад
33.   Интервью

 

Пояснительная записка

Актуальность. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Речь – это область проявления человеком способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Осваивая родной язык, ребенок проявляет большую активность, самостоятельность, творчество. Поэтому фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей выступают диалог, творчество, познание, саморазвитие.

Диалог является ведущей формой речевого общения. Диалогическое общение - это не просто бытовой ситуативный разговор, а богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение. Овладение диалогом – это, прежде всего, формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать собеседника, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Содержательную основу диалога в шестилетнем возрасте может создать словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Цель занятий по интересам – формирование у учащихся диалогических партнерских отношений.

Задачи развития диалогического общения:

• освоение учащимися языка как средства общения и формирование ориентировки на язык;

• установление детьми социальных контактов друг с другом с помощью всех доступных им как речевых, так и неречевых средств;

• овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;

• установление интерактивного взаимодействия (умения начать разговор, привлечь к себе внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходимости менять тему, проявлять внимание и взаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, завершать разговор).

Основными педагогическими условиями развития диалогического общения выступают: развивающая педагогическая среда, пространствообщения (помещение или отведенное место для занятий педагога с подгруппами детей, игровые зоны для игр и занятий детей по собственному выбору); организация жизни детей посредством побуждения к самостоятельному пользованию помещениями и игровыми зонами; неурочные формы обучения родному языку и неучебная мотивация деятельности детей; эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в классе.

Основными средствами развития диалогической речи являются общение со взрослыми и сверстниками, а также организованные игры и занятия. Занятия желательно строить в жанре сценариев активизирующего общения, где взрослый выступает как старший, но равноправный партнер по общению, который стремится к установлению личностных, доверительных взаимоотношений (допускающих шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье), уважает право ученика на инициативу, его желание говорить на интересующие его тему, не отвечать на неинтересные или непонятные вопросы и т.п. Участие в занятии в основном добровольное.

В сценариях активизирующего общения используются главным образом фронтальные формы обучения (с группой детей, посещающей занятия по интересам). Практикуются также подгрупповые формы обучения (с диадой, триадой) и индивидуальные занятия. Дидактические игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнеров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности. Индивидуальные занятия позволяют ребенку удовлетворить потребность в личностном общении, а взрослому – оценить имеющиеся у ученика достижения в речевом развитии.

Важную роль в налаживании эмоциональных контактов, социальных связей между детьми играют организованные игры, в которых требуется соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков, следить за последовательностью передачи игровых предметов и т.п.; в которых взаимодействие имеет характер речевого диалога («Садовник», «Разведчики», «Кто позвал?», «Краски», «Где мы были, мы не скажем…» и др.). В подобных играх формируется коллектив играющих детей, что ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм-инсценировкам, играм-драматизациям, играм–импровизациям. Эти игры естественным образом позволяют учителю занять игровую позицию внутри играющей группы. В игре-инсценировке дети разыгрывают текст при помощи игрушек, кукол, картинок, фигур настольного театра, через собственные выразительные движения и речь, но не принимают на себя определенной роли. В играх-драматизациях дети, принимая на себя определенную роль, вынуждены координировать игровые действия, а становясь в позицию литературного персонажа, тем самым преодолевают свойственный возрасту эгоцентризм. Игры-импровизации по мотивам сказок представляют наибольшую ценность, так как в них в наибольшей мере проявляется самостоятельность детей: заимствуя из текста отдельные эпизоды, они свободно строят роли, диалоги.

Приближены к диалогической форме задания на рассказывание из личного опыта, совместное сочинение сказок по набору игрушек. Эти виды рассказывания подаются в качестве диалога, когда рассказ строится как речевое взаимодействие - сначала педагога и детей (один начинает фразу, а другой ее заканчивает), а дети откликаются на сообщение товарища. В дальнейшем совместные сочинения педагог передоверяет только детям. Его же задача - поддерживать речевую активность, собственную инициативную речь ребенка, диалоги между детьми, возгласы и лингвистические эксперименты (рифмовки, словотворчество и т.п.). Именно это выступает как программное содержание обучения.

Связная речь, к которой относится и диалогическая речь, аккумулирует в себе все достижения ребенка в овладении практическими речевыми навыками: правильным звукопроизношением, умением подбирать слова для выражения своей мысли, правильно согласовывать их в разных типах предложений. Поэтому в процессе развития диалогического общения решаются и такие традиционные задачи развития речи, как обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание ее звуковой культуры. Необходимой составляющей развития речи и обучения родному языку выступает формирование у детей элементарного осознания языка и речи, что осуществляется в процессе решения названных выше задач.

Программа состоит из двух условных разделов: развитие диалогического общения и совершенствование практических речевых навыков. Разумеется, эти задачи решаются одновременно: развитие связной речи выступает и как цель, и как средство обучения.

Содержание программы

Развитие диалогического общения. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в коллективном разговоре: внимательно выслушивать друг друга, отвечать на вопросы, задавать их, обмениваться репликами, поддерживать разговор, откликаться на высказывания партнера по общению. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх, занятиях. Поощрять инициативную речь детей: стремление высказаться, поделиться впечатлениями из своей личной жизни.

Развивать умения анализировать и обобщать имеющиеся знания. Учить детей рассуждать, обосновывать свои мысли (при разгадывании загадок, решении речевых логических задач и т.д.).

Учить пользоваться разнообразными средствами общения в зависимости от конкретной ситуации: словесными и невербальными (мимика, жесты, позы, взгляд, предметные действия).

Знакомить с этическими нормами речевого общения – выработанными и социально-закрепленными правилами поведения людей в процессе разговора. Воспитывать коммуникативные качества личности (вежливость, товарищество, тактичность, сдержанность). Показать необходимость соблюдать очередность в разговоре, выражать несогласие в вежливой форме.

Совершенствование практических речевых навыков. Формировать умение употреблять в речи разные типы предложений, использовать в диалоге как неполные (ответные реплики), так и полные предложения (как правило, инициативные высказывания детей).

Поощрять употребление детьми известных им обобщающих наименований, вводить новые обобщающие слова. Обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями, образными словами, активизировать их употребление. Формировать представления о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами, синонимами, многозначными словами. Знакомить детей с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

Упражнять детей в словообразовании – подборе однокоренных и одноструктурных слов (названий детенышей животных, посуды, профессий, названий людей по их склонностям, слов с уменьшительно-ласкательным значением). Поощрять экспериментирование со словами и их формами.

Поддерживать у детей интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами.

Формировать и развивать критическое отношение к речи, стремление говорить правильно.

Примерная тематика занятий

В 1 классе начальной школы предусмотрено проведение собственно языковой по содержанию работы, направленной на формирование у шестилетних детей элементарного осознания некоторых закономерностей родного языка: ориентировки в звуковой действительности, семантических связей и отношений в области лексики и грамматики. Именно это содержание положено в основу примерной тематики занятий по интересам по обучению грамоте.

Тема 1. Беседа «Вспомним о лете».

Программное содержание. Принимать участие в групповой беседе: внимательно слушать, отвечать на вопросы, высказываться по предложению педагога, откликаться на высказывания партнеров по общению.

Материал. Можно использовать картину о лете, фотографии летнего отдыха.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.