Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 21. «Почему так называют?»





Программное содержание. Учить объяснять происхождение (этимологию) некоторых слов (подосиновик, подберезовик, опята, подснежник, ушанка, бескозырка, снегопад, листопад, водопад…).

Материал. Стихи и загадки о предметах, происхождение названий которых дети могут объяснить.

Тема 22. Русская народная игра «Кузовок».

Программное содержание. Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Материал. Корзинка (кузовок), расписной платок; предметы, которые дети кладут в корзинку в случае ошибочного ответа (фанты).

Тема 23. Игра-инсценировка по сказке А.Н. Толстого «Еж».

Программное содержание. Рассказывать и разыгрывать сказку. Передавать образ персонажа через выразительные движения. Точно обозначать словом характер персонажей (теленок игривый, любопытный, глупый; еж – умный, хвастливый, храбрый). Называть слова, близкие по смыслу (смелый, храбрый, бесстрашный, отважный).

Материал. Игрушечные теленок и ежик.

Тема 24. Вопросы и ответы.

Программное содержание. Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.

Материал. Стихотворение А. Шибаева «Винегрет».

Картинки с предметным или сюжетным содержанием (дети задают вопросы «Кто?», «С кем?», «Зачем?», «Куда?» и т.д., передавая друг другу картинки. Педагог записывает детские ответы. В итоге получается смешной рассказ-небылица).

Тема 25. «Повесил нос и вышел с носом

Программное содержание. Познакомить детей со значением фразеологизмов, в состав которых входит слово нос; учить подбирать синонимы к фразеологизмам.

Тема 26. «Зубастый гребешок» (сочинение по набору картинок «Как Петушок и Павлин похвалялись)

Программное содержание. Познакомить с многозначными словами гребешок. зуб. Объяснять смысл фразеологизма «держать язык за зубами», поговорки «Язык до Киева доведет». Сочинять небольшие рассказы по набору картинок (игрушек)

Материал. Картинки (предметы): гребень (расческа), петух, гора, волна, крыша, грабли, пила, павлин.

Загадки и стихотворения о названных предметах.

Тема 27. Беседа «Поговорим о безопасности».

Программное содержание. Принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очередность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал. Картинка с изображением детей, играющих в мяч у дороги.

Тема 28. «Упрямые слова».

Программное содержание. Обратить внимание детей на то, что некоторые слова (пальто, кино, кофе) не изменяются в речи. Составлять предложения по картинкам.

Материал. Стихи, загадки о названных предметах.

Сюжетные картинки с изображением пальто, кино, кофе.

Тема 29. «Вредные советы».

Программное содержание. Формировать у детей умение воссоздавать реальные связи предметов и явлений, подчеркивать их качества, свойства, отношения; развивать чувство юмора.

Материал. Стихотворения Г. Остера «Вредные советы».

Тема 30. Беседа «Как животные помогают человеку».

Программное содержание. Развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседников.

Материал. Картинки с изображением собак, гусей, черепахи, дельфина, страуса.

Материалы из журналов и газет о животных, помогающих людям.

Тема 31. «Веселые рифмы».

Программное содержание. Учить детей улавливать ритм и рифму в стихотворной речи, подбирать рифмующиеся слова; привлекать к совместному придумыванию двустиший.

Материал. Отрывок из рассказа Н. Носова «Незнайка-поэт» или рассказ А.Смирнова «Василек», стихотворения Дж. Чиарди «Удивительные птицы», Д. Хармса «Пирог».

Тема 32. «Невпопад» (словотворчество и творческое рассказывание).

Программное содержание. Развивать способность детей к словотворчеству, привлекать к экспериментированию со словом – придумывать несуществующие слова – названия животных путем «скрещивания» частей двух слов (например, бел-ка и мед-ведь: белведь, камед, белмедка и т.п.). Придумывать описания фантастических животных, их повадок.

Материал. Стихотворения И. Токмаковой «Невпопад», Н. Кончаловской «Удивительный огород» и др.

Тема 33. Интервью.

Программное содержание. Развивать у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательным к деталям.

Микрофон (или его имитация). Картинки с изображением тех сказочных или реальных персонажей, роли которых возьмут на себя дети (артист, строитель, музыкант и т.п.).

Материал. Потешки и стихотворения, содержащие диалоги («Кисонька-мурысонька», «Перчатки», О. Григорьев. Яма; С. Баруздин. Жираф и тушканчик и др.).

Ожидаемые результаты

Ученик первого класса

• проявляет интерес к людям (взрослым и сверстникам), способность к общению: овладевает разговорной речью, может поддержать беседу на познавательную или личностную тему; в разговоре интересуется высказываниями собеседника, старается привлечь его внимание к своим высказываниям; использует в диалоге неполные и полные простые предложения, строит высказывания из нескольких фраз, пользуется невербальными средствами общения;

• умеет пересказывать знакомые сказки, рассказы, содержание мультфильмов; сочинять сказки и различные истории;

• стремится к правильности речи, критически относится как к своей, так и к чужой речи;

• владеет основами культуры общения;

• приобрел первоначальные умения в дифференцированном использовании средств общения в зависимости от его цели, партнера по общению;

• проявляет активность и самостоятельность в освоении языка, обладает лексическим богатством речи (употребляет сравнения, эпитеты, синонимы), в основном овладел грамматической стороной языка, овладел произношением всех звуков родного языка, использует в речи средства интонационной выразительности.

Рекомендуемая литература

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М., 1999.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998

3. Дурова Н.В. Очень важный разговор. М., 2000.

4. Мордович С.В. Языковая игра для дошкольников. – Минск, 2006.

5. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.

6. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М.,2001. Старжынская Н.С. Крылаў не мае, а хутка лятае. Лінгвістычныя гульні для дзяцей 4 – 7 гадоў. Мінск, 2007.

7. Старжинская Н.С. Обучение грамоте // Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе / Под ред. М.Б.Антиповой. Мн., 2005.

8. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. Ленинград, 1991.

 

Н. С. Старжинская, доктор педагогических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

 

Примерное тематическое планирование (33 ч)

№ п/п Дата проведения Тема занятия
1.   Беседа «Вспомним о лете»
2.   Это правда или нет?
3.   Инсценировка сказки «ЛИСА И РАК»
4.   Беседа «Наши четвероногие друзья»
5.   Что звучит вокруг нас?
6.   Какие бывают слова?
7.   Волшебные слова
8.   Самые важные слова
9.   А я придумал слово
10.   Кто мы?
11.   Наши встречи в природе
12.   Эники-беники ели вареники
13.   Кто у кого?
14.   Какие бывают иголки?
15.   Упрямые слова
16.   Беседа «К нам пришёл Новый год», сочинение «Приключения в новогоднюю ночь»
17.   Игра-драматизация по итальянской сказке «Как осёл петь перестал»
18.   Найти нужное слово
19.   Есть ушко, да не слушает, есть носик, да не нюхает
20.   Беседа «Дети в семье»
21.   Почему так называют?
22.   Русская народная игра «Кузовок»
23.   Игра-инсценировка по сказке А.Н.Толстого «Ёж»
24.   Вопросы и ответы
25.   Повесил нос и вышел с носом
26.   Зубастый гребешок (сочинение по набору картинок «Как Петушок и Павлин похвалялись»)
27.   Беседа «Поговорим о безопасности»
28.   Упрямые слова
29.   Вредные советы
30.   Беседа «Как животные помогают человеку»
31.   Весёлые рифмы
32.   Невпопад
33.   Интервью

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.