|
Вопрос №29. Социально-политические и эстетические концепции гуманизма.Возрожденческая интерпретация красоты носила целостный, синтетический характер и была основана на античных представлениях о мире как эманации невидимого Единого. С точки зрения эстетики гуманизма, природа не противопоставлялась Богу. Она отражала факт Божественного присутствия, соприкасаясь с запредельным миром. Звезды, планеты, животные, растения, камни — все обладало божественным измерением. Мироздание в сознании человека отражалось не как механическое образование, научно-объективная система, но, скорее, в образе эстетического, целостного организма. Человек воспитывался в том убеждении, что созерцающий природу глядит в Божественную сущность. Задача разума заключалась в том, чтобы увидеть всеобщее в частном, Божественное — в природном, вечное — в преходящем. Красота рассматривалась как очищенная совершенная природа, которую необходимо выявить, раскрыть. Идеальное просвечивает сквозь реальное. Вот почему в это время возникает исключительный интерес к гармонии природных явлений, созерцание которых воодушевляло на творческие поиски, на художественное созидание. Хотя возрожденческая эстетика, как и античная, проповедовала подражание природе, однако на первый план выдвигалась не природа сама по себе, но ее эстетическое осмысление, личное дарование художника, открывающего неповторимое совершенство первозданного бытия. Считалось, что искусство выше природы и художник не натуралист, — он творит, отбирая, обрабатывая, пересоздавая мир по своим собственным законам. Особое значение приобрело художественное воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. Так, один из представителей эпохи благодарил Бога за то, что создан человеком, а не животным. В первую очередь наиболее яркое выражение получает телесное совершенство венца природы. Если для средневекового сознания тело только тень, внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности, — то новая культура рассматривает тело в качестве важнейшей эстетической ценности. Ибо тайна разума, проявления Божественного духа на земле увязывались с удивительной целесообразностью «внешнего» человека, что свидетельствовало о созидательной мудрости Бога. После многих веков пренебрежения к плоти интерес к физической красоте стремительно растет. Особая роль в это время отводилась культу женской красоты. Возможно, поэтому эпоху Возрождения нередко называют феминизированной. К разгадке тайны очарования прекрасного пола обращались многие гуманисты. В реальной жизни положение женщины пересматривается. Если в эпоху средних веков ее судьба тесно увязывалась с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, отстраненностью от светских развлечений, то теперь формируется идеал раскованной, образованной, эмансипированной дамы, отдающей время не только семье, но и блистающей в обществе, умеющей быть интересной собеседницей, увлекающейся искусством. Она стремится прельщать мужчину, открывая волосы, шею, руки, делая платье с вырезом, употребляя косметику. Парча, шелк, сатин, бархат заменили грубый холст, темные ткани. В моду входит украшение одежды золотой и серебряной вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Красивая, нарядная, образованная женщина жаждала очаровывать, влиять на мир своей привлекательностью, обаянием. В отличие от Средневековья, воплощавшего идеал женщины хрупкой, с узкими бедрами, тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, постах, эпоха Возрождения отдает предпочтение широкобедрым представительницам прекрасного пола, с крепкой талией, плотными ягодицами, с гибкой, «лебединой» шеей. В это время ценятся пышные формы, а беременная женщина считалась эстетически привлекательной, олицетворяя истинно женское начало, причастность к великому таинству продолжения рода. Признаки мужской красоты характеризовались физической силой, внутренней энергией, волей, целеустремленностью, умением достичь признания, славы. В целом эпоха Ренессанса породила величайшее многообразие оттенков в интерпретации прекрасного, эстетическое многоголосье, основанное на культе человеческой уникальности. Мир привлекал полифоническим звучанием. «Человек живет полною и широкою жизнью, всеми порами и всеми чувствами, без торопливости и без нервности, без усталости и без горя. Он с удовольствием встает утром, с удовольствием вдыхает аромат неба и растений, с удовольствием садится на лошадь, с удовольствием работает при свечке, с удовольствием... дышит, существует в мире». Новая красота строилась на яркой индивидуальной выразительности, уникальности реальных проявлений окружающего мира. Можно сказать, что подлинное открытие богатства эстетического восприятия, окончательное разрушение деперсонализированной, абстрактной духовности происходит именно в это время. Уже искусство Джотто утверждало не только высокое моральное совершенство человека, но и его целостную значимость. Характерно, что даже Христа художник изображал не просто как символический, недосягаемый образ, но как человека среди других людей, убедительно прорисовывая психологическую достоверность харизматической личности. Гуманистическая культура осуществила новый поворот в постижении бесконечных глубин душевного мира индивида, опираясь на самоанализ, наблюдение, творческое воображение. На первый план выступили богатство и многомерность человеческого микрокосмоса, феноменальность всеобщей гармонии, замешанной на уникальном мировосприятии. Вместе с тем, несмотря на поразительное многообразие оттенков в эстетическом мировосприятии, различную интерпретацию красоты, в полифонической культуре Ренессанса доминировала эстетика идеала, отражающая веру в неисчерпаемые возможности человека. Однако понимание прекрасного становится более реалистическим, рациональным, объективированным по сравнению с эпохой средних веков. Эпоха Возрождения отвергала или, по крайней мере, уже не слишком уповала на трансцендентный мир, ощущая зыбкость, аморфность метафизического бытия, желая большей ясности, определенности, четкости в эстетическом мировосприятии. Известный политик Макиавелли сформулировал принцип, который стал программным для многих государственных деятелей: «цель оправдывает средства». Раскрепощенный человек жадно устремился к максимальной свободе. Вполне естественно, что в Телемском аббатстве, которое отражало гуманистическую утопию, Рабле «ограничивает» регламент лишь одним пунктом: «Делай, что хочешь». Человек, по мнению многих гуманистов, не нуждался ни в какой внешней узде, мешающей свободному движению, так как личность изначально обладает чувством внутренней гармонии, определяя правомерность того или иного поступка. Таким образом, выдающийся вклад художественной культуры Ренессанса в развитие эстетического мировосприятия заключен не только в возрождении доверия к чувственной, телесной, зримой красоте, культивировании интереса к гармонии реального мира, но и в органичном, глубоком синтезе телесного и духовного, земного и небесного, внешнего и внутреннего, физического и метафизического, относительного и абсолютного, эмоционального и рационального. Именно на этом пути происходит невиданный взлет в развитии эстетического чувства, в осознании сущностных проявлений вселенской гармонии.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|