Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №29. Социально-политические и эстетические концепции гуманизма.





Возрожденческая интерпретация красоты носила целостный, синтетический характер и была основана на античных представ­лениях о мире как эманации невидимого Единого. С точки зрения эстетики гуманизма, природа не противопоставлялась Богу. Она отражала факт Божественного присутствия, соприкасаясь с за­предельным миром. Звезды, планеты, животные, растения, кам­ни — все обладало божественным измерением. Мироздание в со­знании человека отражалось не как механическое образование, научно-объективная система, но, скорее, в образе эстетического, целостного организма. Человек воспи­тывался в том убеждении, что созерцающий природу глядит в Божественную сущность. Задача разума заключалась в том, что­бы увидеть всеобщее в частном, Божественное — в природном, вечное — в преходящем. Красота рассматривалась как очищенная совершенная природа, которую необходимо выявить, раскрыть. Идеальное просвечивает сквозь реальное.

Вот почему в это время возникает исключительный интерес к гармонии природных явлений, созерцание которых воодушевляло на творческие поиски, на художественное созидание.

Хотя возрожденческая эстетика, как и античная, проповедо­вала подражание природе, однако на первый план выдвигалась не природа сама по себе, но ее эстетическое осмысление, личное да­рование художника, открывающего неповторимое совершенство первозданного бытия. Считалось, что искусство выше природы и художник не натуралист, — он творит, отбирая, обрабатывая, пе­ресоздавая мир по своим собственным законам.

Особое значение приобрело художественное воплощение кра­соты человека, который рассматривался как высшее творение при­родного мира. Так, один из представителей эпохи благодарил Бога за то, что создан человеком, а не животным. В первую очередь наиболее яркое выражение получает телесное совершенство венца природы. Если для средневекового сознания тело только тень, внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности, — то новая культура рассматривает тело в качестве важнейшей эстетической ценности. Ибо тайна разума, проявле­ния Божественного духа на земле увязывались с удивительной целесообразностью «внешнего» человека, что свидетельствовало о созидательной мудрости Бога. После многих веков пренебреже­ния к плоти интерес к физической красоте стремительно растет.

Особая роль в это время отводилась культу женской красоты. Возможно, поэтому эпоху Возрождения нередко называют феми­низированной. К разгадке тайны очарования прекрасного пола обращались многие гуманисты.

В реальной жизни положение женщины пересматривается. Если в эпоху средних веков ее судьба тесно увязывалась с ведени­ем домашнего хозяйства, воспитанием детей, отстраненностью от светских развлечений, то теперь формируется идеал раскованной, образованной, эмансипированной дамы, отдающей время не толь­ко семье, но и блистающей в обществе, умеющей быть интересной собеседницей, увлекающейся искусством. Она стремится прель­щать мужчину, открывая волосы, шею, руки, делая платье с вы­резом, употребляя косметику. Парча, шелк, сатин, бархат заме­нили грубый холст, темные ткани. В моду входит украшение одежды золотой и серебряной вышивкой, драгоценными камня­ми, кружевами. Красивая, нарядная, образованная женщина жаж­дала очаровывать, влиять на мир своей привлекательностью, оба­янием.

В отличие от Средневековья, воплощавшего идеал женщины хрупкой, с узкими бедрами, тонким станом, бледным лицом, уми­ротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, постах, эпоха Возрождения отдает предпочтение широкобедрым представительницам прекрасного пола, с крепкой талией, плотными ягодицами, с гибкой, «лебединой» шеей. В это время ценят­ся пышные формы, а беременная женщина считалась эстетически привлекательной, олицетворяя истинно женское начало, причаст­ность к великому таинству продолжения рода. Признаки муж­ской красоты характеризовались физической силой, внутренней энергией, волей, целеустремленностью, умением достичь призна­ния, славы.

В целом эпоха Ренессанса породила величайшее многообразие оттенков в интерпретации прекрасного, эстетическое многоголо­сье, основанное на культе человеческой уникальности. Мир при­влекал полифоническим звучанием. «Человек живет полною и широкою жизнью, всеми порами и всеми чувствами, без торопли­вости и без нервности, без усталости и без горя. Он с удовольстви­ем встает утром, с удовольствием вдыхает аромат неба и расте­ний, с удовольствием садится на лошадь, с удовольствием работает при свечке, с удовольствием... дышит, существует в мире».

Новая красота строилась на яркой индивидуальной вырази­тельности, уникальности реальных проявлений окружающего мира. Можно сказать, что подлинное открытие богатства эстети­ческого восприятия, окончательное разрушение деперсонализиро­ванной, абстрактной духовности происходит именно в это время. Уже искусство Джотто утверждало не только высокое моральное совершенство человека, но и его целостную значимость. Харак­терно, что даже Христа художник изображал не просто как сим­волический, недосягаемый образ, но как человека среди других людей, убедительно прорисовывая психологическую достоверность харизматической личности.

Гуманистическая культура осуществила новый поворот в по­стижении бесконечных глубин душевного мира индивида, опира­ясь на самоанализ, наблюдение, творческое воображение. На пер­вый план выступили богатство и многомерность человеческого микрокосмоса, феноменальность всеобщей гармонии, замешанной на уникальном мировосприятии.

Вместе с тем, несмотря на поразительное многообразие оттенков в эстетическом мировосприятии, различную интерпретацию красо­ты, в полифонической культуре Ренессанса доминировала эстетика идеала, отражающая веру в неисчерпаемые возможности человека. Однако понимание прекрасного становится более реалистическим, рациональным, объективированным по сравнению с эпохой средних веков. Эпоха Возрождения отвергала или, по крайней мере, уже не слишком уповала на трансцендентный мир, ощущая зыб­кость, аморфность метафизического бытия, желая большей яснос­ти, определенности, четкости в эстетическом мировосприятии.

Известный политик Макиавелли сформу­лировал принцип, который стал программным для многих госу­дарственных деятелей: «цель оправдывает средства». Раскрепощенный человек жадно устремился к максимальной свободе. Вполне естественно, что в Телемском аббатстве, которое отражало гума­нистическую утопию, Рабле «ограничивает» регламент лишь од­ним пунктом: «Делай, что хочешь». Человек, по мнению многих гуманистов, не нуждался ни в какой внешней узде, мешающей свободному движению, так как личность изначально обладает чув­ством внутренней гармонии, определяя правомерность того или иного поступка.

Таким образом, выдающийся вклад художественной культуры Ренессанса в развитие эстетического мировосприятия заключен не только в возрождении доверия к чувственной, телесной, зри­мой красоте, культивировании интереса к гармонии реального мира, но и в органичном, глубоком синтезе телесного и духовного, земного и небесного, внешнего и внутреннего, физического и ме­тафизического, относительного и абсолютного, эмоционального и рационального. Именно на этом пути происходит невиданный взлет в развитии эстетического чувства, в осознании сущностных проявлений вселенской гармонии.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.