Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №32. Цивилизационная характеристика Нового времени на примере первых буржуазных наций.





Буржуазия — класс крупных собственников, широко использующих наёмный труд.

Уже в средние века произошло разделение на горожан и крестьян, а права буржуазии были своего рода привилегией.

Вскоре термин «Буржуазия» приблизился по своему значению к термину «Третье сословие», который в (15 в.) часто имел более узкий смысл, обозначая лишь часть податного населения — верхушку горожан, которая была представлена на Генеральных штатах.

17 июня 1789 г. исчезло старое сословное деление Франции на три чина и официально название Третье сословие тоже исчезло. Но теперь уже стал ясен распад французского общества на два крупных класса: буржуазию и народ. Социальный антагонизм исчез, так как в политическом и юридическом смысле французская революция уравняла оба класса, но зато возник антагонизм на почве экономической, приведший в XIX в. к классовой борьбе. Результаты революции особенно выгодными оказались для буржуазии и наиболее обеспеченного крестьянства. Относясь враждебно к якобинизму, буржуазия, после его падения, выступила на путь реакции из страха перед пролетариатом («четвёртым» сословием). Её мало интересует форма правления, она подчиняется, из желания сохранить свою роль, термидорианцам и Наполеону, который обеспечивал как её социальное положение, так и невозможность восстановления «старого порядка». В эпоху реставрации, когда наступила католико-феодальная реакция, буржуазия поднялась на защиту либеральных начал; либерализм двадцатых годов XIX в. принял чисто буржуазный характер. Вследствие высокого избирательного ценза буржуазия образовала особый общественный класс и приняла ту окраску, которая сохранилась за нею во второй половине XIX в., когда под буржуазией понимают уже не горожанина или плебея только, а всякого гражданина, стремящегося к политическому господству на основании обладаемого им капитала (то есть капиталиста).

Благородство происхождения в XIX в. заменяется обладанием собственности. Усилению буржуазии очень способствовала июльская революция, доставившая господство промышленной буржуазии. Во времена июльской монархии, этого «царства буржуазии», весьма резко обострились отношения между буржуазией и пролетариатом, выдвинувшим в качестве политической силы социализм. Буржуазия враждебно встретила опасное учение, примкнув к «манчестерской» школе политической экономии. Но и в буржуазии времен июльской монархии зародилась оппозиция против большинства — финансовой аристократии, которую оппозиционная партия мечтала лишить её привилегированного положения. Республиканская партия предлагала заменить монархию республикой и нашла себе большую поддержку в среде мелкой буржуазии, торговцев, ремесленников и фабричных рабочих. Страх перед социальной революцией делал из буржуазии надежную опору трона Луи-Филиппа I. Начавшееся движение среди буржуазии в пользу расширения избирательного права было первыми симптомами февральской революции, произведённой совместно рабочими и буржуазией. Но победа над июльской монархией только ярче обнажила страшную противоположность между буржуазией и рабочими (фабричными и ремесленниками), которые теперь организовались против буржуазии. Результатом недовольства пролетариата были июльские дни. С этого времени и возникла во Франции принципиальная рознь между третьим и четвёртым сословиями.

 

 

Вопрос №37. «Просвещенный абсолютизм» в культурно-социальной истории Европы XVIIIв.

Основные принципы просвещенного абсолютизма:

1. Просвещение, способное освободить человеческий ум от предрассудков и суеверий.

2. Широкая веротерпимость и уважение к чужому мнению.

3. Правосудие, проникнутое чувством гуманности.

4. Ограничение власти духовенства.

5. Забота о ближнем как человеке.

6. Дух благотворительности.

7. Не одно только образование ума, но также и воспитание сердца (просвещение нравов, моральное просвещение).

Идеология просвещенного абсолютизма заключалась в обязанности заботы о благе народа, которая возлагалась на государя. «Государь – первый слуга своего государства», - Фридрих II Прусский.

/Городницкий/.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В ЕВРОПЕ

Просвещённый абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ — крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.).

Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796).

Что их объединяло?

1. понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.

2. изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.

Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.

3. изменение взглядов на сущность государства, его природу повлекло за собой ускорение начавшегося ещё в середине 17 века процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Это способствовало укреплению системных начал в международных отношениях, сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс, живущий по своим, общим для него нормам, укрепляло правовые начала. Иными словами, просвещенный абсолютизм дал импульс формированию такого явления, как европейская цивилизация.

Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:

1. Т. Гоббс создал теорию общественного договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.

2. Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.

4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).

Основой всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.

Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Исторические предпосылки абсолютизма. Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640—1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.

Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.

Историческое развитие просвещенного абсолютизма. В выше перечисленных странах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться «просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно — в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере.

Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов.

И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: устранены некоторые сословные привилегии, например, стали взимать налоги и с дворян (в Австрии — при Марии Терезии, в Пруссии — при Фридрихе II), проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные — при Иосифе II, отменившем крепостное право в Австрии. Церковь постепенно переходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли, закрывало монашеские ордена. В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявший правительство Португалии, добился изгнания из страны иезуитов и конфискации огромных богатств этого ордена. В Испании и Португалии было сокращено число монастырей, положено начало светскому образованию. Постепенно в обществе утверждалась веротерпимость. Фридрих II, например, любил повторять: «У меня пусть всяк спасается на свой манер», имея в виду спасение души. Из судебной практики искоренялся чудовищный пережиток средневековья — пытки. Прекращалась «охота на ведьм».

Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается и теории государства. Практика управления страной была весьма далека от идеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественного договора, придуманная просветителями, воспринималась монархами как соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Как только ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителя идти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут же заканчивалась. Так, многие из самодержцев, хотя и одобряли просветительские теории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, не отваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуру общества и привилегированное положение в нем дворянства. Этим, в частности, объясняется и неприязненное отношение Фридриха II к Руссо: «Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличные манеры и разумные идеи». Главными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшая необходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции, уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше.

Суть политики просвещенного абсолютизма Европе (на примере Пруссии, Австрии, Испании):

· ПРУССИЯ:

1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов

2. Расширение начального образования

3. Повышение терпимости к иноверцам

4. Запрещение сгона помещиками крестьян с наделов

5. Проведение политики меркантилизма (защита национального тооваропроизводитля, поощрение торговли путем активного строительства дорого и каналов)

6. Отмена пыток

7. Введение равного для всех суда.

Вместе с тем такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческих землях сохранены

· АВСТРИЯ:

1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский законник»; ограничение применения смертной казни

2. Введение светского низшего и среднего образования

3. Ограничение привилегий Католической Церкви

4. Отмена внутренних пошлин и введение высоких внешних (политика меркантилизма)

5. Отмена крепостного права, наделение крестьян землей

Вместе с тем, рекрутский набор ужесточился, происходит централизация власти в империи Габсбургов (контроль над автономиями- Галицией, Венгрией - постоянно усиливается) и т. д.

· ШВЕЦИЯ:

1. Закон о свободе печати

2. Свобода вероисповедания

3. Отмена сословных ограничений на занятие государственных постов

Вместе с тем в последние годы правления усиливается централизация власти, в частности парламент (ригсдаг) созывался по воле короля, упразднялся совещательный орган при нем - Государственный совет.

 

Эпоха просвещения – вторая половина 17 века и 18 век, а для России и первая половина 19 века. Это третья фаза трансформации средневекового общества в современное.

Завершение экономического перехода от феодальных форм производства.

Просвещение – явление в истории западноевропейской цивилизации, которое имеет косвенное отношение к системе образования. Это идейное течение, включающее в себя философскую доктрину, не учитывающую существование бога. Она существует сама по себе. Просвещение включает в себя внехристианскую этику, но это не значит, что она антихристианская, она исходит из принципа совместной жизни людей. Формируются политические и эстетические идеалы. В эту этику входит то, как можно эффективно развиваться человечеству.

К началу 17 века общество и его консервативные социальные традиции, предусматривали жесткую пирамиду с тремя сословиями – духовенство, рыцарство, крестьяне, венчает все это монарх.

В то же время, под этой пирамидой были заложены проблемы, которые обострились в 17 веке:

1. Это экономическая самостоятельность горожан, независимость их от общины, и даже иногда от гильдий.

2. Понятие оличности, как о центре мира, понятие о необходимости самостоятельных поступков, гармонии человеческого общества и природы.

3. Реформация.

В 17 веке эта пирамида взорвалась, рыцари обеднели, крестьяне расслоились на зажиточных и батраков, мастера тоже расслоились на работников и работодателей, и это не могло сожительствовать со старыми идеологическими основами. Просвещение возникло для того, чтобы объяснить существование человека без бога.

В 16 веке Боден в 1576 году издал книгу «Республика» - общее дело, или дело всего народа, это первая попытка обосновать государственную власть не через бога. Любой народ обладает правом, которое действует, когда он един. Это Право – суверенитет, и охранять его должен монарх, т.е. по Бодену республика это монархия. Монарх, который призван править, не должен иметь собственных желаний, т.к. у него и так все есть, и есть то, что может дать народу счастье – власть.

Генрих 4 начал проводить идеи централизованной монархии, а при его сыне Людовике 13 кардинал Ришелье срыл половину замков для предотвращения сепаратизма. Ришелье стал одним из начинателей. Можно утверждать, что суммы, извлеченный королем из народа, должны возвращаться народу в виде сильного и защищающего их государства. Возникает меркантилизм – перевод всех отношений государства с населением в денежную форму. Необходимо, чтобы государственная цель была выше всех соображений.

Формируются нации, национальные государства – кто сформирует первую нацию, тот сильнее разовьет внешнюю торговлю, и, соответственно, получит больше дивидентов, больший доступ к колониям.

Все сословия перед королем равны. Возникает единая система права над которой стоит один человек и всем рулит. В Англии Гоббс в трактате о гражданине формирует идеи – государство существует не ради себя, а ради граждан. Народ и толпа – разные вещи, толпе не присущ суверенитет, и она не может собой управлять. В Англии в первой половине 17 века, во Франции во второй половине 17 века оказалось, что власть выжимает деньги из народа, а не отдает их им в виде лучших условий жизни.

Появилась коррупция от короля до чиновника, зачастую это можно увидеть и в современной России. В Англии королю отрубили голову, затем правил Кромвель, а затем произошла реставрация. Во Франции признали два акта – билль о правах и еще один важный документ.

В Англии сложилась противоречивая система – английский капитализм – капитализм обнищания более половины населения. Процесс огораживания сделал йоменов – бедняков – бродягами. Одновременно это самая свободная в политическом отношении страна, где король не может принять закон без парламента, наиболее либеральное законодательство, и в этой стране формируются первые идеи просвещения, связанные с именами Юма, Дефо, Локка, Смита.

Идеи:

  1. Мир рационален, т.е. мир может быть понят человеческим умом, и человек может перестроить мир своим трудом, но для этого нужно то, чтобы люди объединились.
  2. Благая цель – каждый человек рождается с понятием о добре, и он стремится делать добро, и тем саамы улучшает жизнь всем, отсюда возникает феномен Европейской улыбки – отражение идей просвещения. Улыбка европейца – дань вежливости. От этой улыбки начался интересный процесс – если создать атмосферу понимания того, что люди накапливают деньги не только для себя, но и для общего блага, и людям стало жить лучше и легче.






Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.