Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ожидания сексуальной неудачи и коитофобии





 

Для успешной ликвидации тревожных опасений и страха мужчины перед коитусом необходимо: 1) устра­нить у него навязчивые воспоминания о предшествующих сексуальных срывах; 2) разрушить триггеры (устойчивые внутренние либо внешние стимулы), запускающие дис­функциональные сексуальные реакции; 3) создать условия для исчезновения у пациента тревожного гиперконтроля за собственными генитальными реакциями на всех этапах коитуса и обучить его ассоциированному восприятию по­ловой близости.

Для нейтрализации негативного сексуального опыта пациентов применяется ряд альтернативных психотерапев­тических методик. Одним из простых способов трансфор­мации психотравмирующих воспоминаний и ослабления связанных с ними отрицательных эмоциональных реакций пациента является использование техники интеграции якорей, разработанной в НЛП (L. Cameron-Bendler, R. Bandler, J. Grinder, 1997 и др.). Якорь - это специфиче­с-кий стимул, предъявление которого позволяет перенести прошлый опыт человека в настоящий момент и воссоздать связанные с ним состояние и переживания. В основе при­менения техник «якорения» лежат классические работы И.П. Павлова об условных рефлексах. Чтобы добавочный стимул стал якорем, повторное использование которого приводило бы к обретению человеком требуемого пережи­вания, необходимо соблюсти следующие условия; 1) вы­бранный стимул, чаще всего кинестетический (сжатие пле­ча, надавливание на колено либо на пястные кости), вводят в момент максимальной погруженности пациента в воспо­минание на высоте связанных с ним эмоциональных про­явлений; 2) для быстрого возвращения в это воспоминание якорь должен быть воспроизведен предельно точно (лока­лизация, интенсивность давления). В зависимости от ха­рактера переживаний, с которыми сформирована условно-рефлекторная связь, якоря могут быть положительными (ресурсными) или отрицательными (проблемными).

 

 

Мы проводим «интеграцию якорей» следующим об­разом. Вначале пациенту предлагается как можно ярче и ассоциирование оживить в памяти проблемную ситуацию (особенно запомнившуюся сексуальную неудачу). В момент возникновения наиболее дискомфортных представлений осуществляется постановка негативного якоря, например путем нажатия пальцами руки на левое колено пациента в течение 25 - 40 секунд. После короткого перерыва, уже на высоте приятных переживаний, связанных с удачным сек­суальным опытом, на его правое колено аналогичным об­разом накладывается позитивный якорь. Если в прошлом у пациента не было сколько-нибудь успешных половых кон­тактов, в качестве ресурсного можно использовать любое воспоминание, где он проявил себя как стеничный, уверен­ный в своих силах человек, успешно справившийся с той или иной задачей. Иногда для формирования более мощ­ной положительной альтернативы один позитивный якорь последовательно соединяют сразу с несколькими ресурс­ными воспоминаниями. Далее производится собственно интеграция якорей. Для этого вначале накладывается нега­тивный якорь, предлагая пациенту вновь погрузиться в сце­ну сексуального фиаско, а при возникновении отчетливых невербальных признаков страха перед близостью (побледнение кожи лица и изменение мимики, учащение дыхания, мышечное напряжение и т. п.) вводится позитивный якорь, причем не менее 30 - 40 секунд оба якоря удерживаются од­новременно, а затем еще столько же - один позитивный. Если в результате совмещения якорей отрицательное пере­живание ослабло, подверглось нейтрализации - это отра­жается в изменении внешних реакций пациента, а при рас­спросе он отмечает, что воспоминание о предшествующей сексуальной неудаче поблекло, воспринимается с меньшим драматизмом, порой отстранение. Для этой же цели мы ис­пользуем более эффективный, модифицированный вари­ант методики - «замену двигательных якорей».

Замена двигательных якорей выполняется в три эта­па. На первом пациенту, который стоит напротив врача на расстоянии вытянутой руки, предлагается представить себя в психотравмирующей ситуации сексуального срыва. При этом его просят почувствовать некий внутренний ритм своего тела, а затем постепенно начать раскачиваться на

 

 


прямых ногах в такт негативному воспоминанию, соеди­няя с ним темп, ритм и амплитуду раскачиваний. Врач суг­гестивно усиливает переживания пациента, способствуя большему погружению в образы, мысли, ощущения и, не­однократно подчеркивая, что они связываются, соединя­ются с движениями, которые совершает его тело. Затем пациента необходимо взять за плечи, чтобы точнее уловить «ритм негативного воспоминания» и, определив характер движений, можно даже несколько их усилить. Если об­разовалась устойчивая связь между определенным типом раскачиваний пациента (негативным якорем) и пережива­ниями сексуальной неудачи, то при увеличении амплитуды этих движений обычно усиливается яркость воспоминания и интенсивность эмоционального реагирования. На втором этапе пациент максимально отчетливо представляет себе ситуацию наиболее удачного сексуального контакта (воз­можно, даже с другой партнершей), которая, так же как и в первом случае, связывается с раскачиваниями тела (по­зитивным якорем). Чтобы движения пациента как можно больше отличались от первоначально установленного нега­тивного якоря, ему предлагается найти тот их ритм, темп и амплитуду, которые символизируют качественный половой акт. Затем пациента следует взять за плечи и, определив ха­рактер раскачиваний, усилить их, чтобы убедиться в нали­чии связи между ними и ресурсным воспоминанием. При выполнении третьего этапа данной методики пациент вновь должен обратиться к негативной ситуации, причем, как правило, он спонтанно начинает воспроизводить связан­ные с ней движения тела. При появлении явных невербаль­ных признаков оживления дискомфортного воспоминания врач берет пациента за плечи и начинает его раскачивать в ритме позитивного якоря. На фоне выполнения движе­ний, соответствующих ресурсным переживаниям, пациен­ту предлагается еще некоторое время удерживать в вооб­ражении сцену фиаско, суггестируя, что «она постепенно начинает стираться, распадаться на отдельные фрагменты, превращаться в случайный эпизод, о котором прямо сейчас можно начать забывать вспоминать, одновременно при­поминая самые приятные моменты интимного общения, ощущая в себе особую силу духа, твердость характера и удивительную легкость на подъем». Во время проведения

 

 

11 Медицинская сексология

 

 

 

 

завершающего этапа процедуры у многих пациентов возни­кает легкий гипнотический транс. Используемые прямые и косвенные внушения существенно усиливают нейтрализу­ющее воздействие введенного в негативное воспоминание позитивного якоря. Суггестии строятся с учетом характера сексуальных проблем конкретного мужчины, а их продол­жительность может варьировать от 2-3 до 5-8 минут. Уже во время сеанса ряд пациентов отмечает замещение негативных представлений сценой успешного полового акта, а после его завершения меняется субъективное восприятие сексуаль­ной неудачи, которая нередко предстает малозначительным жизненным эпизодом (В.А. Доморацкий, 2002).

Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД), ис­пользуемая в НЛП, позволяет отделить в сознании картину негативных событий прошлого от связанных с ними чувств и таким образом существенно уменьшить аффективные ре­акции, возникающие у человека при оживлении их в памяти либо в сходных ситуациях (R. Bandler, J. Grinder, 1997). Тех­ника основана на представлении о том, что если индивид зрительно вспоминает драматичное или, наоборот, очень приятное событие так, как будто в нем находится (ассо­циирование), он начинает испытывать прежние сильные чувства. Но если человек увидит себя участником этого со­бытия со стороны (диссоциирование), интенсивность пе­реживаний оказывается значительно меньшей. Если сцена сексуального фиаско длительно удерживается в памяти мужчины аccоциированно, то она легко всплывает в со­знании при последующих интимных контактах, вызывая у него множество отрицательных чувств и эмоций, которые тормозят адекватные генитальные реакции. Применение БКД способно обеспечить эмоциональную отстраненность пациента от прежнего негативного опыта и существенно снизить у него интенсивность наиболее дискомфортных переживаний, связанных с предшествующими неудачами в интимной жизни. В свою очередь это способствует редук­ции тревожного ожидания новой неудачи и позволяет до­стичь большей вовлеченности в реальную близость.

Рассмотрим последовательность выполнения основ­ных элементов модифицированного нами с учетом сексо­логической проблематики варианта техники ВКД (В.А. До­морацкий, 2002, 2003).

 

 

 

1. Формирование у пациента «базисного» состояния безопасности и уверенности в успехе лечения, кото­рое строится на взаимном уважении и доверии меж­ду ним и врачом.

2. Перевод пациента в позитивное состояние. Для это­го просят его вспомнить ситуацию, когда он чувство­вал себя особенно спокойно и комфортно, испыты­вал положительные эмоции. Достигнутое состояние внутреннего комфорта ставится на якорь, что обес­печивает возможность легко возвратиться к нему в ходе дальнейшей работы.

3. Пациенту предлагают представить себя в уютном безлюдном кинозале, где он чувствует себя в полной безопасности. Перед ним экран, где сейчас будет демонстрироваться черно-белый фильм о досадном эпизоде в его интимной жизни. Экран освещается, и он видит себя там, в прошлом, рядом с женщи­ной, и еще ничто не предвещает возможное фиаско. На этой сцене делается стоп-кадр, превращали ее в слайд.

4. Далее пациент мысленно представляет себе, как он словно бы выходит из собственного тела и переме­щается в задние ряды кинозала или в будку кино­механика. Фактически ему предлагается увидеть из
третьего места себя в настоящем, сидящего в кино­зале в ожидании предстоящего просмотра фильма о неприятном событии, произошедшем с ним в прош­лом. После того как трехместная диссоциация осу­ществлена, она также ставится на якорь.

5. На следующем этапе работы пациент в своем вооб­ражении должен просмотреть этот фильм от нача­ла (первый стоп-кадр) до самого конца, когда он потерпел очевидную неудачу и предстает на экране растерянным и подавленным, а женщина в той или иной форме проявляет свое недовольство (второй стоп-кадр). Принципиально важный технический момент - на протяжении всего фильма мужчина должен сохранять кинестетическую диссоциацию от травматического переживания. Он, как посто­ронний зритель, наблюдает за своими неудачными действиями, отделяя себя от тех чувств, которые

 

 

 

 

испытал когда-то. Для этого врач, удерживая яко­ря внутреннего комфорта и диссоциации, время от времени подчеркивает, что пациент, ощущая полную безопасность, сохраняя спокойствие, видит себя си­дящим в кинозале, где на экране идет фильм о нем в прошлом. Иногда, чтобы усилить кинестетическую диссоциацию от просматриваемого эпизода, можно предложить понаблюдать за разворачивающимися на экране событиями, как если бы они демонстри­ровались в режиме ускоренного показа (в несколько раз быстрее, чем в реальности).

6. Когда эпизод полностью просмотрен уже без преж­него оживления негативных чувств и эмоций по по­воду пережитой неудачи, пациента просят вернуться с третьего места на второе, т. е. мысленно воссоеди­ниться с собой, сидящим в кинозале.

7. Затем пациенту предлагают мысленно подняться с кресла в кинозале, подойти к экрану, где демонстри­руется заключительный эпизод черно-белого филь­ма о ситуации фиаско (второй стоп-кадр). Он дол­жен войти в этот завершающий кадр фильма и очень быстро прокрутить весь фильм назад (за 1,5-3 се­кунды), сделав его цветным. Пациенту разъясняют, что это похоже на то, как; будто он заново оказался внутри сцены сексуальной неудачи, и время быстро побежало назад. Тогда все события и действия разворачиваются в противоположном направлении, и весь процесс происходит от конца к началу. Мож­но привести пример с видеомагнитофоном, в ко­тором включена быстрая перемотка видеоленты назад с ее просмотром на экране. После быстрой прокрутки ситуации в обратном порядке (до перво­го стоп-кадра) пациент вновь возвращается в свое кресло.

8. Пациенту предлагается представить, что он «сам себе режиссер», поэтому у него имеется возмож­ность переписать неудачный сценарий фильма так, чтобы все происходило по-другому, к обоюдному
удовольствию участников вновь отснятого эпизода. Затем он мысленно встает из кресла и переносится в прошлое, где оказывается наедине с самим собой

 

 

 

незадолго до начала событий, закончившихся сексуальным срывом. Воображение мужчины должно нарисовать картину этой встречи, целью которой является предложение разыграть этот эпизод в со­ответствии с новым сценарием. В своих фантазиях пациент-режиссер может дать прямые инструкции не только самому себе как непосредственному уча­стнику происходивших событий, но и партнерше, если ее поведение в реальной ситуации близости было не вполне адекватным.

9. Мысленно пациент вновь возвращается в свое крес­ло в кинозале и заново перепросматривает отрежессированный эпизод, где все заканчивается бла­гополучно. В ходе этого просмотра врач использует якорь комфорта и безопасности, всячески поощряя мужчину к тщательному выполнению данного эта­па работы, и подчеркивает, что из прошлых ошибок важно извлечь необходимый опыт, который позво­лит ему в самом недалеком будущем вести и чувст­вовать себя иначе.

10. Заключительный этап данного варианта техники - про­екция в будущее. С этой целью, удерживая якорь без­опасности и комфорта, пациента просят нарисовать возможную сцену интимной встречи с актуальной партнершей, где события с самого начала развива­ются по наиболее благоприятному сценарию. Ему предлагают дать волю своим фантазиям и предста­вить тот чрезвычайно притягательный вариант бли­зости, одна мысль о котором заставляет чаще биться сердце, вызывает растущее желание реализовать его наяву.

 

Предложенная нами модификация методики ВКД позволяет пациенту не только дистанцироваться от весь­ма болезненного опыта сексуального срыва, но нередко прояснить для себя непосредственные причины неудачной попытки полового контакта, а также создать в воображе­нии новый, более адекватный сценарий интимных отноше­ний.

Техника взмаха, применяемая в НЛП, позволяет бы­стро и эффективно менять ригидный стереотип поведен­ческого реагирования человека на какие-то другие, более

 

 

 

его устраивающие (R. Bandler, J. Grinder, 1997). У мужчин с тревожной фиксацией на сексуальных неудачах мы выпол­няем «взмах» как самостоятельно, так и вслед за техникой ВКД, которая в этом случае проводится без последнего эта­па (проекции в будущее).

В технике взмаха можно выделить три основных блока.

1. Определение триггера (негативного стимула), от ко­торого начинается «взмах». У любого проблемного пове­дения есть свои собственные стимулы (триггеры), активи­зирующие нежелательные поведенческие стереотипы. При возникновении у мужчины дисфункциональных сексуаль­ных реакций (например, резкого ослабления эрекции при попытке интроитуса) также выявляются некие внешние или внутренние стимулы, которые запускают процессы, блоки­рующие нарастание либо поддержание полового возбуж­дения, в частности его физиологические проявления.

Наша практика показывает, что такими тормозящими триггерами могут быть как буквально на несколько мгно­вений вспыхивающие в сознании мужчины сцены предше­ствующих неудач (внутренний негативный стимул), так и реальная картина какого-то момента сближения - образ возбужденной партнерши, не оставляющий сомнений в ее крайне негативной реакции в случае возможной неудачи, или вид обнаженных тел, свидетельствующий о том, что кульминация интимной встречи близка, и сейчас потребу­ется «настоящая» эрекция (внешний негативный стимул). Когда негативный стимул найден, следует определить, ка­кие изменения в зрительном восприятии меняют реакцию человека на него. Обычно для большинства людей увеличе­ние размера и яркости мысленного образа усиливают его воздействие, а их уменьшение - ослабляет.

2. Моделирование в воображении желаемого образа самого себя. Для этого пациенту предлагают подумать о том, как он хотел бы вести себя в ситуации половой бли­зости. Просят его в воображении нарисовать оптимальный вариант сексуального контакта, когда все происходит так, как при наиболее запомнившихся ему интимных встречах и даже еще лучше. Если мужчина не имеет подобного по­зитивного сексуального опыта, врач помогает ему создать в своей фантазии некое представление о весьма удачном
половом акте. Важно, чтобы этот новый, ресурсный образ

 


обладал всеми желаемыми качествами и возможностями, буквально притягивал к себе, вызывал у мужчины сильное желание отождествиться с ним. Для усиления привлека­тельности сконструированной диссоциированной картины можно отрегулировать ее по размеру, цвету, яркости.

3. Быстрая повторная трансформация негативного сти­мула в желаемый образ. Пациенту говорят, чтобы он представил себе картинку негативного стимула. В углу этой картинки размещается маленький и темный желаемый (ресурсный) образ. Врач просит пациента приготовиться к тому, что, когда он скажет слово: «взмах», - большая не­гативная картинка (триггер) мгновенно начнет стираться, разрушаться, а маленький ресурсный образ взорвется все­ми красками и быстро заместит ее, станет большим и ярким. Чем быстрее удается стереть негативный образ при одно­временном росте позитивного, тем эффективнее техника взмаха. Процедуру смены негативной картинки (триггера) позитивной (ресурсной) повторяют от 5-6 до 10 раз. После каждого такого замещения пациент выходит из сферы во­ображения, как бы «очищает» внутренний экран, глядя по сторонам, затем вновь сосредотачивается на картинке не­гативного стимула и превращает ее в ресурсный образ.

В заключение осуществляется проверка, которая со­стоит в том, что пациента просят вновь представить себе не­гативный образ. Если «взмах» был эффективным, ему будет трудно это сделать, а если и удастся, то образ будет туск­лым, размытым, удаленным и, главное, неприятным. Кар­тинка будет стремиться исчезнуть и заместиться другим об­разом, желательным. При правильном выполнении техники взмаха визуальные триггеры, запускающие дезадаптивное поведение пациента, разрушаются, что позволяет ему в дальнейшем проявлять в интимных ситуациях более адек­ватные эмоциональные и физиологически реакции.

Если установлено, что в роли триггера выступает так­же определенный звук или ощущение, «взмах» может быть проведен в слуховой либо кинестетической (связанной с ощущениями) системе. Однако, как показывает практика, эффективность данной методики наиболее высока именно в визуальной системе.

Нередко удается выявить своего рода цепочку внутрен­них триггеров, принадлежащих к различным сенсорным

 

 

 

 

каналам, последовательное включение которых блокирует генитальные реакции пациента при половом возбуждении. Для разрушения этих внутренних пусковых стимулов (ви­зуальных, аудиальных, кинестетических) нами применяется комбинированное мулътимодалъное воздействие, впервые предложенное А. Лазарусом (1976). Используя процедуру «отслеживания», пациент проигрывает в воображении си­туации фиаско и определяет, в какой последовательности у него возникают мысли, образы и чувства, непосредственно предшествующие торможению сексуальных реакций. На­пример, вначале возникает мысль: «Опять ничего не по­лучится». Затем воображение рисует картину неудачи, а далее появляются дискомфортные ощущения в эпигастрии и чувство неприятного холодка в области промежности. Стратегия работы предполагает последовательное исполь­зование различных психотерапевтических приемов, воз­действующих на модальности в том же порядке, в котором они включаются в реальной ситуации срыва, т. е. вначале проводится коррекция нежелательных мыслей, затем пере­ключаются на сферу воображения (меняем картинку) и за­канчивают трансформацией ощущений.

Автоматически возникающие мысли о возможной неудаче во многом влияют на дальнейший ход реально­го события, предопределяя его, и фактически становят­ся «самосбывающимися пророчествами». Их устранение мы осуществляем несколькими путями. Наиболее простой прием - раскрутка мыслей. Пациенту предлагают про себя проговаривать нежелательную фразу, начиная с очень медленной скорости (растягивая слова), затем медленно, средне, быстро и очень быстро. При этом он представляет себе, что мысль раскручивается как волчок, и когда дости­гает очень большой скорости, вылетает из головы, уносясь прочь. С короткими перерывами процедура повторяется 5 - 6 раз подряд, а для закрепления она рекомендуется в фор­ме домашнего задания. Другой вариант работы - при­менение бихевиоральной техники остановки мыслей. В ходе сеанса пациента просят закрыть глаза и прогово­рить мысль, подлежащую контролю. Без промежуточной паузы врач резко и громко произносит слово «стоп!», ко­торое должно прозвучать неожиданно и даже пугающе. Эта процедура повторяется несколько раз. Затем пациент

 

 

произносит негативную мысль про себя, каждый раз под­нимая при этом палец. Врач реагирует немедленным вос­клицанием «стоп!». Процедура многократно повторяется. Далее пациент обучается выкрикивать слово «стоп!» при преднамеренном вызывании у себя негативной мысли. На заключительном этапе пациент мысленно говорит себе «стоп!» сначала при намеренном, а затем и в случае непро­извольного появления нежелательной мысли. Процедура повторяется до выработки у пациента полного автоматиз­ма. Мы также использовали вариант, когда внутренняя команда «стоп!» сочеталась с легким болевым раздражи­телем (сдавливание мочки уха) для резкого прерывания нежелательных мыслей. Для закрепления и поддержания необходимого уровня автоматизма пациенту рекомен­дуется повторять упражнения самостоятельно 2-3 раза в день по 5 минут.

Может быть использована техника, предложенная Л. Сандерсом (США), которая специально предназначена для устранения навязчивых неприятных мыслей. Вначале субъект должен определить, какая мысль или образ застав­ляет его чувствовать себя плохо. Затем ему даются следую­щие инструкции: «Встаньте прямо. Правую (или, для людей с инвертированными глазными сигналами, левую) руку вытяните вперед, перпендикулярно туловищу, наподобие створки люка в полу, который открывается вниз, в черный провал». (Сам специалист при этом встает напротив субъекта и держит свою полусогнутую руку со сжатыми в кулак пальцами на уровне его глаз на расстоянии примерно полуметра.) «Те­перь, - говорит он клиенту, - подумайте о том, что застав­ляет вас чувствовать себя плохо. Сделайте глубокий вдох, а затем с силой выдохните, "выдувая" все плохие чувства вниз, в черный провал. Одновременно с этим резко бросьте руку вниз, сильно ударив ей по передней части бедра. Сразу же после этого проследите глазами, как я поднимаю свой кулак вверх и вправо. Как только ваш взгляд поднимется, я разожму пальцы. По этому сигналу вы делаете глубокий вдох, а затем снова выдыхаете, на этот раз вперед, в на­правлении горизонта». Все должно быть проделано очень быстро, так, что едва клиент войдет в одно состояние, его немедленно выталкивают в следующее. Важно также, что­бы шлепок по бедру был достаточно сильным. Процесс по-

 

 

 

 

вторяют 4-5 раз, пока он уже не сможет снова получить от той мысли плохие чувства. Таким способом происходит своеобразная перенастройка нервной системы, результа­том чего является разрыв причинной связи между опреде­ленной мыслью (чем-то, что субъект говорит себе или пред­ставляет) и тем чувством, которое она вызывает.

В качестве домашнего задания предлагается следую­щее упражнение. Пациент, устроившись удобно, сосре­доточивается на своем дыхании и добивается, чтобы оно стало спокойным. Затем он делает 4-5 глубоких вдохов и выдохов, ощущая, как с каждой выдыхаемой порцией воз­духа негативные мысли выбрасываются из головы. Если мысли возвращаются, предлагается понаблюдать за ними со стороны (диссоциированно), как будто это медленно плывущие облака или пролетающие птицы.

Для разрушения внутренних негативных образов мы чаще всего применяем вышеописанную технику взмаха либо сокращенный вариант метода ДПДГ, который изло­жен далее.

Устранение кинестетических триггеров также мо­жет быть осуществлено различными приемами. Наиболее результативно использование техник визуализации дис­комфортных ощущений или болезненных симптомов. Они основаны на многочисленных наблюдениях, свидетель­ствующих о том, что если человек создает в своем вообра­жении некий образ неприятного ощущения, который затем подвергаете трансформации вплоть до полного исчезно­вения, сцепленное с ним ощущение также ослабевает или полностью редуцирует. Одним из таких приемов визуали­зации является техника «светового потока» (S. Levine, 1991), а своем первоначальном варианте предложенная для помощи лицам, переживающим эмоциональные страдания, а также при острой и хронической боли.

Рассмотрим основные этапы данной техники, исполь­зуемой нами с некоторыми изменениями:

1. Врач предлагает пациенту сосредоточиться на вос­поминании о сексуальной неудаче и погрузиться в ощу­щения, которые предшествовали ослаблению либо изна­чальному отсутствию эрекции в ходе взаимных ласк. Когда неприятные ощущения возникают, пациента просят опи­сать их локализацию. Его спрашивают: «Каким видится вам

 

 

 

это ощущение? Имеет оно форму? Каковы его размеры? Какого оно цвета? Какова его консистенция? Какая у него температура?» В абсолютном большинстве случаев, часто совершенно неожиданно для себя, пациенты начинают от­вечать на эти вопросы, постепенно создавая некий метафо­рический образ ощущения.

2. У пациента спрашивают: «Какой из любимых вами цвет ассоциируется у вас с исцелением, избавлением от все­го, что мешает вам чувствовать себя здоровым и уверенным в себе мужчиной?» Принимается любой ответ, даже если назван тот же цвет, который пациент избрал для описания ощущений в теле. В этом случае ему предлагают подумать и назвать еще один цвет.

3. Пациенту предлагают представить, что световой луч того цвета, который он выбрал, проникает в голову и постепенно начинает распространяться по всему телу. Источник этого света - космос, наполненный энергией, самое огромное из всего, что он может себе представить. Свет устремляется в тело, пронизывает его, вибрируя и переливаясь, заполняет голову, затем, струясь и перете­кая, мягко, без усилия опускается через шею в плечи, руки до самых кончиков пальцев. Свет проникает в грудную
клетку, живот, струясь, спускается в область таза, потом через ягодицы идет в ноги и дальше к ступням. Пациенту предлагают обратить особое внимание, как исцеляющая световая энергия направляется в то место, где локализо­вано дискомфортное ощущение, образ которого начинает изменяться. По ходу сеанса у него уточняют, что проис­ходит с этим образом. Как меняются его форма, разме­ры и цвет? Необходимо продолжать внушение целебного воздействия светового потока, пока образ негативного
ощущения не подвергнется существенным изменениям или полностью не растворится в исцеляющем свете. Па­раллельно меняются или исчезают сами ощущения. В ходе выполнения упражнения пациенты, как правило, достига­ют релаксации, которая может быть усилена внушениями чувства умиротворения и глубокого спокойствия, после чего следует возвратить их в обычное состояние. Если при выполнении техники не удается полностью убрать образ негативного ощущения, процедуру можно повторить на следующем сеансе.

 

 

 

 

Мы применяем и несколько иной вариант работы, когда мужчине, находящемуся в гипнотическом состоянии, пред­лагается совершить воображаемое путешествие внутрь себя и описать, что он видит в той области тела, где перед предсто­ящей близостью возникает дискомфорт. В ряде случаев па­циенты приводят метафорические описания испытываемых ими неприятных ощущений: «они похожи на кусок льда го­лубоватого цвета и грушевидной формы», «это напоминает темно-коричневую пористую губку величиной с ладонь с изъеденными краями». Далее пациенту в трансе предлага­ют найти способ, который позволит избавить себя от этой визуализации либо превратить ее во что-то незначительное и малозаметное. Обычно пациенты легко представляют не­кие метафорические варианты решения поставленной за­дачи. Например, растопить кусок льда сфокусированным пучком солнечного света или растворить губку, локализо­ванную в надлобковой области, а затем вывести ее наружу при мочеиспускании. Воображаемые сцены освобождения от образов негативных ощущений могут суггестивно усили­ваться, а в конце сеанса, перед реориентацией и выведением из состояния гипноза, пациенту дается закамуфлирован­ное постгипнотическое внушение о том, что «комфортные ощущения, испытываемые им в трансе, заменят те, другие ощущения, которые были у него ранее».

Последовательное разрушение всех выявленных не­гативных внутренних стимулов способствует восстановле­нию нарушенных в ситуациях интимного контакта с парт­нершей генитальных реакций пациента.

В 1987 году Ф. Шапиро (США) разработала оригиналь­ный психотерапевтический метод десенсибилизации и пе­реработки движениями глаз (ДПДГ). С этого времени он с успехом применяется для лечения посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий, жертв насилия, катастроф и стихийных бедствий, а также лиц, страдающих фобиями, паническими и диссоциативны­ми расстройствами (F. Shapiro, 1994, 1998).

Метод основан на активизации с помощью повторных серий движений глаз процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных структурах мозга. Предполагается, что дви-

 

 

 

 

жения глаз, используемые при ДПДГ, запускают процессы, аналогичные происходящим во сне, в фазе быстрого дви­жения глазных яблок. В ходе процедуры ДПДГ происходит быстрая десенсибилизация и переработка травматического материала. Воспоминания, имеющие высокий отрицатель­ный эмоциональный заряд, переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения пациентов приобретают адаптивный характер (F. Shapiro, 1994).

ДПДГ - психотерапия тревожного ожидания сексу­альной неудачи и коитофобии у мужчин осуществляется нами в последовательности, предложенной автором ме­тода, с некоторыми сокращениями и изменениями. Она включает следующие основные этапы (В.А. Доморацкий, 2000):

1. Подготовка. На этом этапе устанавливаются тера­певтические отношения с пациентом, разъясняется сущность ДПДГ-психотерапии, обосновываются ее высокие возможности в избавлении от чувства не­
уверенности в своих силах и тревоги перед близо­стью, формируется «лечебная перспектива».

2. Определение предмета (цели) воздействия. Основ­ная цель воздействия - хранящаяся в памяти инфор­мация о психотравмирующих событиях, связанных с половой жизнью индивида, которая подвергается последовательной переработке: а) наиболее запом­нившиеся сексуальные неудачи; б) воспоминания о негативной оценке партнершей сексуальных ка­честв мужчины и навязчивые мысли о собственной неполноценности; в) неадекватная информация о сексуальности, приводящая к формированию лож­ных убеждений и искаженных установок в отно­шении половой жизни; г) любые события, ведущие к появлению тревоги и страха перед проявлениями сексуальности или самим половым актом.

3. Определение типа и выраженности негативного эмо­ционального реагирования и телесного дискомфор­та, возникающих в травмирующих ситуациях. Чаще всего такими эмоциями являются тревожное беспо­койство и страх перед предстоящей близостью, ино­гда - раздражение, растерянность. Выраженность

 

 

отрицательных эмоций определяют по шкале субъек­тивного беспокойства (ШСБ), где 0 баллов - полное спокойствие, а 10 баллов - крайняя степень тревоги и панический страх. Беспокойство, как правило, свя­зано у пациента с мышечным напряжением и непри­ятными ощущениями в различных участках тела, ко­торые также следует выявить.

4. Определение негативного самопредставления - от­рицательного убеждения, отражающего представ­ление пациента о себе в момент сексуальных неудач, новых попыток и других тревожащих ситуациях. Это убеждение типа: «У меня ничего не получится», «Я не могу справиться с этим» и т. п.

5. Определение положительного самопредставле­ния, т. е. того убеждения, которое пациент хотел бы иметь в отношении себя в интимных ситуациях: «У меня все получается», «Я могу испытывать ра­дость от близости» и т. п. Затем по шкале соответ­ствия представлений (ШСП) определяют, насколь­ко истинным (на уровне чувств и интуиции) кажется пациенту желаемое представление о себе сейчас. По ШСП 1 балл - это полное несоответствие пред­ставления, а 7 баллов - полное соответствие (ис­тинное убеждение).

6. Десенсибилизация и переработка. На этом эта­пе пациенту проводят серии движений глаз от одного края визуального поля до другого. Чаще всего используются серии из 24 движений глаз (туда и обратно - 1 движение). В разных сериях движения глаз могут изменяться: горизонталь­ные, вертикальные, круговые, в виде восьмерки. В качестве точки фокусировки взгляда пациента используются пальцы руки врача. Он перемеща­ет их с максимальной скоростью, не вызывающей дискомфорта у больного. Пациент должен вна­чале сосредоточить внимание на мысленном об­разе психотравмирующей ситуации (особенно запомнившаяся сексуальная неудача и т. д.), от­рицательном самопредставлении и ассоциативно связанных с воспоминанием негативных эмоциях и дискомфортных ощущениях.

 

 

 

 

Далее начинают серии стимулирующих движений глаз, после каждой из которых пациенту предла­гают на время отбросить травматический образ и сообщить об ощущениях в теле, эмоциях и мыслях, которые приходят ему в голову. Врач повторяет се­рии стимуляций, периодически направляя внимание больного на наиболее тягостные ассоциации, спон­танно возникающие у него во время процедуры, а затем снова возвращаясь к основной цели - пер­воначальному негативному воспоминанию. Проце­дуру повторяют до тех пор, пока уровень беспокой­ства (тревоги, страха) при воображении исходной ситуации не снижается до 0-1 балла по ШСБ. Па­раллельно нивелируется образ травматического со­бытия и происходит дезактуализации первоначаль­ного негативного представления о себе.

7. Инсталляция. Пациенту предлагают снова обра­титься к травматическому инциденту, но при этом использовать положительное самопредставление (позитивное убеждение в своих возможностях), по­вторяя его про себя на фоне очередных серий дви­жений глаз. В результате степень соответствия по­ложительного представления по ШСП постепенно достигает 6 - 7 баллов, т. е. пациент по-новому начи­нает оценивать предшествующий опыт, проникаясь убеждением, что он вполне способен справиться со своей проблемой. При этом у пациента нередко воз­никают спонтанные представления успешно прово­димой половой близости.

8. Сканирование тела. На этом этапе предлагают паци­енту закрыть глаза и, удерживая в сознании первона­чальное воспоминание и положительное представле­ние о себе, мысленно пройтись по всему телу. Любое
остаточное напряжение или телесный дискомфорт перерабатываются дополнительными сериями дви­жений глаз до их устранения. Это своего рода про­верка результатов переработки, поскольку при пол­
ной нейтрализации травматического воспоминания оно теряет не только отрицательный эмоциональный заряд, но







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.