Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧИСЛОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ





 

Как и многие другие древние народы, этруски верили в числовую магию, при этом отдельные числа пользовались у них особым почитанием и были положены в основу административного деления. От них этот обычай унаследовали римляне.

Так, в Риме применялся принцип троичности деления. Первоначальное население Рима составляло 3 трибы – Титип, Ромны и Луцеры. Наряду с этим существовало и тридцатичастное деление. Как пишет Тит Ливий (I, 13, 6), Ромул разделил народ на 30 курий, курии имели общую землю и общие святыни и празднества, а сама система курий стала основой воинского набора. Латинский союз, представлявший собой объединение латинов, также состоял из 30 государств. Примечательно, что введение этого деления связывается с появлением в Италии беглеца из Малой Азии Энея. Именно ему боги дали знамение – белую свинью, принесшую 30 поросят, как бы предвещающих 30 будущих государств.

Другим почитаемым числом было «12». В пределах Этрурии, между Тибром и Арно, располагались, согласно античной традиции, 12 номов. Вероятно, в тех же книгах «этрусского учения», в которых излагались правила основания городов, были и указания на принципы их объединения. Примечательно, что сходная организация двенадцатиградья встречается и в Малой Азии, и в ряде других восточных регионов. Число «12» считалось сакральным у многих народов, например у иудеев, согласно Библии, насчитывалось 12 колен израилевых.

В отличие от халдейской магии чисел, оказавшей мощное воздействие на развитие каббалистики, этрусское влияние было значительно слабее. Тем не менее Европа обязана этрускам тоже своими числовыми суевериями.

 

«9 ВЕКОВ»

 

В представлении этрусков все на свете имеет божественное начало, все события – и большие, и малые – предопределены, и всему предсказана продолжительность существования: Вселенной, государству, отдельному народу, роду, семье, человеку. Самому этрусскому племени предписывалось умереть через «9 веков».

«9» – число сакральное, это– утроенное «3». А число «3» пользовалось особым почитанием у многих народов. Оно фигурирует в пословицах и поговорках, в философских и религиозных системах. Было оно в почете и у этрусков.

Под своими «веками» этруски подразумевали временные отрезки разной продолжительности. Первые четыре «века» по 100 лет длятся с 968 по 568 год до н. э. Очевидно, здесь имеет место определенная подгонка. Скорее всего этруски отталкивались от какой–то неизвестной нам хронологической точки 568 года до н. э.

Следующий этрусский «век» – период с середины VI века по середину V века до н. э. Он длится 123 года. Это начало медленного угасания этрусской цивилизации. Вероятно, именно в это время этруски подвергли имевшееся у них учение о конце света кардинальной переработке, связав его с ритмами функционирования цивилизации.

VI «век» длится с 445 по 326 год до н. э. Он признается кризисным даже современными экологами. В тот период начинается обмеление реки, затягивание илом прибрежной лагуны. Портовые города начинают хиреть, реки перестают служить транспортными артериями. Так человек расплачивается за вырубку леса, необходимого и для строительства, и для производства угля для металлургического процесса. Приходилось вырубать леса и под пашни.

К VII «веку», длящемуся с 326 по 207 год до н. э., положение становится катастрофическим. К этому времени относится так называемое пророчество нимфы Бегое, одной из мифических создательниц «Этрусского учения». Его главная мысль – почти заклинательная – сохранение установленной системы межевания как условия выживания этрусского племени. В первой части текста говорится, что основой порядка в Этрурии является неизменность. Во второй – перечисляются кары нарушителям и предсказывается всеобщая гибель. Именно в этот «век» в Этрурию со своими земледельческими колониями приходят римляне. Разрушается этрусская система мелиорации.

А еще через два «века» – через 200 лет – этрусская цивилизация полностью растворяется.

Так сбылось предначертанное.

 

«КНИГА МУМИИ»

 

Эта книга является выражением религиозных верования этрусков. Ее главная цель – культ предков. Судя по книге, культ предков у этрусков состоял из ритуальных жертвоприношений, возлияний и пиров. Жертвы приносились богам, ведающим загробным царством. Жрецы, занимающиеся погребальными церемониями, были постоянно озабочены организацией погребальных пиров с обязательным приглашением на них духов предков.

«Книга мумии» – это не книга в обычном значении этого слова. Скорее это нечто вроде календаря, в котором предписания по исполнению тех или иных ритуалов (в такой–то день или время суток принести в жертву то или иное животное, произнести молитву, совершить возлияние и т. д.) чередуются с хвалебными словами, щедро расточаемыми в адрес умерших. При этом некоторые из формул имеют отношение к одной из самых мучительных религиозных проблем человечества – жизни после смерти.

Молитвы, жертвоприношения и возлияния совершались часто и регулярно не только для того, чтобы оградить души умерших от мук голода и жажды. Этруски стремились задобрить своих предков, возводя их в ранг добрых гениев и даже божеств–покровителей дома, семьи, родного города. Так человек создавал круг защитников, за спинами которых ему хотелось укрыться. Прошлое и настоящее, мертвые и живые держались за руки, чтобы помочь друг другу, чтобы выжить. Именно для этого этруски создавали себе божественных покровителей.

То же самое было и у других народов. Так, у хеттов сказать о царе «умер» значило сказать «стал богом». Египтяне считали, что умершего фараона боги принимают как друга, римляне давали умершим имя богов–манов. «Воздайте богам–манам то, что им положено, – говорит Цицерон. – …отнеситесь к ним, как к существам божественным».

На свою деятельность этруски смотрели как на служение божественному порядку. Поэтому их картины посмертной судьбы были очень детальными. Считалось, что в случае успешного выполнения возложенных на них обязанностей в этом мире умерший на том свете мог получить повышение вплоть до превращения в божество низшего ранга. Успех при жизни определял даже транспортное средство, на котором усопший доставлялся на тот свет. Его могли гнать палками, он мог ехать в возке или даже на колеснице, да еще в сопровождении свиты музыкантов и прислужников. В преисподней его поджидали особые демоны, направляя в ту или иную часть подземного царства в зависимости от достигнутого им при жизни. Этруски знали подобие будущих Дантова Ада и Чистилища. Полагают, что пристрастие этрусков к мрачной романтике повлияло на воображение поэтов Тосканы, в том числе Данте и Микеланджело.

 

БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА

 

Подобно другим народам, этруски обожествляли вещи, и многие предметы, окружавшие их, жили как бы двойной жизнью. Особой популярностью пользовались зеркала, бронзовые пластины разных конфигураций с ручкой.

Исследования показали, что бронзовые зеркала использовались не только как предметы повседневного обихода. Этруски видели в них также своеобразный инструмент, с помощью которого человек мог вступить в магические отношения с потусторонним миром. Гравировка на обратной стороне зеркала была связана с верой в возможность заглянуть в потусторонний мир. А само зеркало служило символом возрождения души, обновления ее неуничтожимого второго «я». При этом, исходя из тезиса эквивалентности семантики вещи и ее изображения, можно полагать, что все зеркала так или иначе несли в себе смысл смерти – возрождения души, связанной с присутствием какой–то помещавшейся в голове жизненной энергии (быть может, равноценной энергии тела как целого).

В самом деле, большинство зеркал (а они были в изобилии найдены в захоронениях) были круглой формы. Семантически эта форма эквивалентна изображению человеческой головы или лица. На зеркалах действительно нередко изображаются лица.

Нередко диск зеркала членится на 3 зоны: в нижней изображены божества подземного мира, персонажи демонического и хтонического характера; в средней – мифологическая сцена; в верхней – богиня зари на колеснице, как правило, это квадрига – символ Солнца. В таком случае само зеркало воспринимается как солнечный диск, восходящий из вод океана или, напротив, заходящий за них. По сути, это еще одна метафора головы и заключенной в ней возрождающей силы.

 

УЗНАТЬ «ВОЛЮ БОГОВ»

 

В древние века религия не была только личным делом каждого человека. Она пронизывала все области жизни, в том числе государственную и общественную. Религия помогала решать многие проблемы, для которых не могли найти разумного объяснения. Поэтому ответственность за судьбы людей, городов и целых государств была переложена на богов. Знать «волю богов» было крайне важно, и для этого были изобретены разного рода гадания.

Так, чтобы узнать «волю богов», этруски устраивали своеобразную «обсерваторию». На земле очерчивался священный квадрат, разделенный двумя средними линиями, из которых одна шла с севера на юг, другая – с запада на восток. На пересечении этих линий и становился жрец–прорицатель. Все четыре стороны квадрата были, в свою очередь, поделены на секции, каждая из которых находилась в ведении того или иного бога. По понятиям этрусков, это было как бы зеркало неба, поделенного на участки таким же образом. Видя, над какой секцией находится знамение, предсказатель определял, какой бог его послал. То есть в каждом отдельном случае можно было найти «ответственного» за знамение бога. В такую своеобразную форму этрусская цивилизация облекла всеобщее и древнее, как мир, желание узнать «волю богов».

Разграфленное в клетку «этрусское небо» было нововведением, оно позволило приблизить небо к земле. И отныне наука, логика, расчет всегда шли у них рядом с молитвой и жертвоприношением.

Любопытная заметка на эту тему опубликована в газете «Советская Россия» от 25 апреля 1989 года. Она называется «Кибернетика этрусков». Ее автор полагает, что слово «кибернетика» происходит от слов «кюбе», что означает «гадательные кубики», и «нео» – «течь, плыть». Таким образом, первоначальным смыслом слова «кибернетика» было: «руководить плаванием с помощью гадательных кубиков» Словом, гадательные кубики оказались инструментом кибернетики древних. Гадание же и в самом деле было поставлено на «научную» основу. Этруски изобрели много разных видов гаданий. Но все они – наблюдения над полетом птиц, над внутренностями животных, над молниями и другими явлениями природы – были не чем иным, как высокой степенью анимизма, восходившей еще к неолитической эпохе. Колыбелью этих верований были гроты Альтамира и Дордони, в которых жили охотники и колдуны, робко пытавшиеся приручить непонятные им силы природы. В их наскальные рисунки уходит своими корнями и анималистическое искусство, тесно связанное с природой.

Однако несмотря на то, что, по убеждению этрусков, все в мире предопределено, их сознание не забыло оставить лазейку в этой жестко детерминированной системе. Поскольку каждый следующий шаг от уже достигнутого определялся по знамениям, то человеку давалась возможность выбора на основании их правильной, с его точки зрения, информации. Собственно говоря, с этой целью и проводились гадания.

 

ГАДАНИЕ ПО ПЕЧЕНИ

 

Среди этрусских памятников есть один любопытный предмет– бронзовая печень овцы, – найденный в 1877 году в окрестностях Плаценции, нынешней Дьячонцы. Выпуклая сторона этого сакрального предмета разделена на 2 части линией и обозначена двумя словами: Луна и Солнце. Вогнутая сторона модели тщательно разделена на секторы, на которых выгравированы имена богов, как добрых, так и злых. Бортик печени отделен от центральной части линией. На самом бортике черточками обозначены 16 участков с именами богов. Вероятно, 16 богов на бортике соответствуют 16 регионам неба. А сама модель печени является как бы проекцией этрусского верхнего мира.

Назначение этой модели печени неясно, но можно предположить, что она была своего рода наглядным пособием для обучения сложному искусству предсказаний. Форма букв свидетельствует о том, что это изделие относятся к III веке до н. э., а возможно, и более позднему времени.

Искусство предсказания по печени – гаруспиция – было сложным. Жрец, предсказывающий по внутренностям судьбу, должен был в совершенстве знать форму печени, ибо малейшее ее изменение предопределяло будущее. Особое внимание уделялось put iocineris – пирамидальному отростку. Большой отросток предвещал счастье, малый – несчастье и смерть, расчлененный отросток угрожал городу войной и расколом, нарост на его вершине трактовался как победа в войне. Понятно, почему гаруспики именно пирамидальному отростку придавали такое большое значение: разнообразие его форм открывало широкие возможности для фантазии.

Кроме печени, гадали еще по сердцу и легким, но реже. В бронзовом этрусском зеркале, найденном в городе Вульги, выгравирован процесс гадания; гаруспик склонился над столиком, на котором лежат трахея и легкое, а в левой руке он держит печень.

Для гадания имело значение также, какому животному принадлежали внутренности. Требования были строгими: животные должны были быть совершенно здоровыми и не оказывать сопротивления, когда их вели к жертвенному алтарю.

Обычай этрусков гадать по внутренностям жертвенных животных берет свое начало у ассиро–вавилонян и прослеживается у ряда народов вплоть до наших дней. Так, один из исследователей уже в 1950 году писал об албанцах: «Они очень верят в предзнаменования и предсказания. Человек, искушенный в этом искусстве, читает будущее, рассматривая… лопаточные кости овец… Эта кость делится на части, каждая из которых имеет свое значение. Одно углубление означает дом. Его большая или меньшая глубина указывает, будет ли дом пустым или полным добра. Так же предсказывают урожай. Нечто вроде выступа показывает, будут ли умножаться стада. Маленькие дырочки на плоской плоскости – это колыбели, и предсказатель может определить, родится ли ребенок». Предсказание по лопаточной кости до недавнего времени существовало и у эвенков.

Гаруспиции играли в жизни этрусков огромную роль. Ни одно дело, будь то государственное и или частное, не обходилось без участия гаруспиков и их благословения. На зеркале из Тосканы выгравирована сцена, где изображена группа людей, окружавших молодого человека, изучающего печень. Надпись дала возможность исследователям истолковывать эту сцену как относящуюся к основанию города Тарквиний.

Не меньшую роль играли гаруспики в жизни Рима и всей Римской империи. Так сложилось, что хотя римляне были современниками этрусков, образ мышления последних был им чужд. Римляне унаследовали некоторые обычаи этрусков, однако из всего их религиозного и магического «опыта» римлян больше всего интересовали гаруспиции. то есть предсказания по внутренностям жертвенных животных. Более того, по предложению римского императора Клавдия (41–54 гг. н. э.) была предпринята попытка превратить гаруспицию в «государственное» учение. Тацит пишет:

«Выступил Клавдий в сенате и с докладом об учреждении коллегии гаруспиков, дабы не заглохла по нерадивости древнейшая наука Италии: к ним часто обращались в трудные для государства дни, по их указанию восстанавливались священнодействия и в последующем более тщательно отправлялись; этрусская знать по собственному желанию или побуждаемая римским сенатом хранила преемственность этих знаний; теперь, однако, это делается гораздо небрежнее из–за всеобщего равнодушия к благочестию и распространения чужеземных суеверий. И хотя ныне во всем установилось благополучие, все же должно воздать благодарение богам за их благосклонность и не допускать, чтобы священные обряды, усердно почитавшиеся в тяжелые времена, оказались преданными забвению в счастливые. Исходя из этого и был составлен сенатский указ, предписывавший верховным жрецам рассмотреть, что необходимо для сохранения и закрепления искусства гаруспиков» (Тацит. Анналы, XI, 15).

Искусство гаруспиков продержалось в Риме очень долго и пережило свою славу.

 

ГАДАНИЕ ПО МОЛНИИ

 

В компетенцию гаруспиков входило также толкование знамений, посылаемых богами посредством молний. Об этом виде этрусского гадания известно в основном по римским источникам, поскольку предсказание по молнии получило там широкое распространение.

Так, друг Цицерона (106–43 гг. до н. э.), Авл Цецина, римлянин этрусского происхождения, тщательно изучал этрусскую «науку» толкования молний. Вероятно, именно от него Цицерон почерпнул сведения о предсказаниях этрусками будущего, на которые ссылается в трактате «О дивинации». Когда в 58 году до н. э. Цицерон был изгнан, Цецина предсказал, что он вскоре вернется. Предсказание сбылось, Цицерон вернулся. Однако спустя Шлет в изгнание отправился сам Цецина: в гражданской войне между Цезарем и Помпеем он стал на сторону Помпея и даже сочинил памфлет на Цезаря. Победивший Цезарь в наказание сослал его. Цецине не помогли ни связи Цицерона, ни его собственная книга «Жалобы». Следы Цецины ведут из Сицилии в Азию и там теряются.

Гадание по молнии было нелегкой «наукой». Толкователь молний изучал небосвод. Мартиан Капелла, римский писатель V века н. э., отмечает, что этруски делили небосвод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Восточная сторона при этом считалась благоприятной, западная – неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, становился лицом к югу и старался точно определить, откуда молния вышла и куда была нацелена. При этом он определял не только, какой бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю.

С точки зрения гаруспиков, молнии были разные: одни советовали или не советовали браться за дело, другие одобряли или не одобряли поступки и так далее. Самые грозные молнии шли с севоро–запада, самые благоприятные – с северо–востока. Большое значение при этом имели цвет молнии, форма, дата, когда молния сверкнула, место, куда ударила. Попала в общественное здание – быть государственному перевороту, в стену города – быть войне, в храм – ждать гнева богов этого храма и так далее.

Древнеримский историк Тит Ливий так описывает церемонии, которые устраивали римляне, когда происходило нечто подобное:

«…молния попала в храм Юноны Царицы на Авентине. Гаруспики сказали, что это знамение касается матрон и богиню надо умилостивить даром. Курульные эдилы созвали на Капитолий матрон, живших в Риме и на расстоянии десяти миль от него; они выбрали двадцать пять женщин, каждая из которых должна была принести взнос из своего приданого. На эти деньги изготовили золотую лохань, которую и отнесли на Авентин; жертву матроны принесли в чистоте и благочестии.

Сразу же децемвиры назначили день для другой службы той же богине; порядок ее был таков: от храма Аполлона через Карментальские ворота провели в Город двух белых коров; за ними несли две статуи Юноны Царицы, сделанные из кипарисового дерева, затем, распевая гимн в честь богини, шли двадцать семь девиц в длинных одеждах. Гимн этот, может быть и отвечал грубым нравам того времени; сейчас он резал бы ухо; за девицами следовали децемвиры в лавровых венках и претекстах. От ворот по Яремной улице прошли на форум. На форуме процессия остановилась, и поющие девушки, взявшись за веревку, пошли, отбивая такт ногами. От форума по Этрусской улице и по Велабру через Бычий рынок подошли к Публициеву взвозу и прямо к храму Юноны Царицы. Децемвиры принесли двух животных в жертву и внесли кипарисовые статуи в храм» (Тит Ливий, XXVII, 37).

По убеждению этрусков и римлян, во власти гаруспиков было предотвратить угрозу или смягчить гнев богов. С этой целью и совершались магические обряды и ритуалы. Место, куда попала молния, тщательно очищали, окружали оградой и посвящали божеству, делая при этом соответствующую надпись.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.