Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИ





ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизноше-ния. Средства логоритмического и музыкально-ритмического вос­питания для коррекции нарушений звукопроизношения использу-


ются поэтапно и дифференцированно. Известно, что последователь­ность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, вызывания и постановки звука определенными приемами, автоматизации и дифференциации но­вого звука изолированно, в слогах, в предложениях и в само­стоятельной речи.

В подготовительный период на логопедических и логоритмиче-ских занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухо­вого внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса1.

Игры для развития слухового внимания.

«Дождик» (автор Е. Соковнина). Задачи. Согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки. Дети стоят, звучит мелодия «Прогулка» (муз. Т. Ломовой), дети свободно ходят по всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляска» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Мело­дия «Дождик». Такты 1—2: дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капель­ки дождя. Такты 3—6: убегают на свои места. Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

«С чем будем играть?» (автор Е. Соковнина). Задачи. Слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях; выполнять то­пающий шаг свободно, уверенно.

Игры на развитие речевого слуха.

* «Слушай и выполняй». Девочкам дают куклы, мальчикам — музыкальные инстру­менты: бубны, погремушки, балалайки и пр. Звучит мелодия «Прогулка» (муз. Т. Ло­мовой). Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вслед за педагогом поют колыбельную и покачивают кукол:

Баю-бай, баю-бай, Ты поспи, поспи часок.

Поскорее засыпай. Баю-бай, баю-бай,

Ты закрой, закрой глазок, Поскорее засыпай.

Звучит мелодия «Музыканты». Музыканты идут бодрым шагом, ударяя в бубны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, музыканты садятся на свои места. Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию. Музы­канты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на середину, танцуют. Такты 1—4: девочки приседают, ударяют кукол ножками об пол: «Топ-топ, топ-топ». Такты 5—6: поднимают кукол и легко кружатся с ними. По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще раз. Здесь можно дать другую танцевальную мелодию, например польку.

Игры на развитие фонематического восприятия.

«Шмели и жуки». Дети под спокойную мелодию идут по кругу, затем мелодия меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу педагога «ш-ш!» шмели ложатся на спины и быстро машут лапками, жуки продолжают летать вокруг лежащих шмелей. По сигналу педагога «ж-ж!» теперь жуки ложатся на спины 'и машут лапками, а шмели летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку шмели и жуки улетают с поляны.

1 См. подробнее в кн.: Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 2-е изд. М., 1979.


Игры на развитие артикуляционной моторики.

«Лошадки». (Музыка М. Раухвергера.) Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?», двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания.

Упражнение с цветами. (Музыка А. Жилина «Вальс».) Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. На такты 1—8 слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 1—8: повторяют (дети продолжают дуть на цветы, подняв руки вперед — вверх). Такты 9—16 (и их повторение): дети поворачиваются направо (налево) и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают (выдох).

Игры на развитие речевого дыхания.

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси да ин-дюшки Заку-сили лебе-дой,

1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5

Наклевалися пе-трушки, Побе-жали за во-дой.

1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5

То же, левой рукой, затем двумя руками вместе.

Игры на развитие голоса.

«Ay, ay». Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т. д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!» Где я, где — реши скорей!

Угадай, где я стою. Иль левее, иль правей.

Ты найди меня, найди! Повнимательнее будь,

Здесь я, где-то на пути. Все облазить не забудь.

При постановке звука логоритмические занятия включают мате­риал для развития мимики лица, орального праксиса, обшей мото­рики. Например, для развития мимики лица под соответствующую му­зыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игруш­ку» и т. д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под му­зыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттенки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти пода­ются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, маршировки, бега, поско­ков, пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены. Для детей с нару­шениями звукопроизношения рекомендуются подвижные игры с тонизирующей и тренирующей психофизической нагрузкой1.

1 Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М, 1978.


Например:

«Швейная машина»: правой рукой делать круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — дви­жения иголки. Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».

«Прячем мишку». Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую музыку дети ищут мишку. Кто найдет, тот водящий.

«Ходьба по мостику». Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5—10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, ритмом ходьбы

При автоматизации звуков на логоритмических занятиях осу­ществляется развитие артикуляции, интонационной выразительно­сти и т. д. (всей просодии) в сочетании с различными движениями.

Развитие артикуляции осуществляется в упражнениях и играх на четкое проговаривание гласных. Например, в игре «Эхо» дети под медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «Ау-ау-ау!» Вторая отве­чает ей тихо: «Ау-ау-ау», под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.