|
И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизноше-ния. Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции нарушений звукопроизношения использу- ются поэтапно и дифференцированно. Известно, что последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, вызывания и постановки звука определенными приемами, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в предложениях и в самостоятельной речи. В подготовительный период на логопедических и логоритмиче-ских занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса1. Игры для развития слухового внимания. «Дождик» (автор Е. Соковнина). Задачи. Согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки. Дети стоят, звучит мелодия «Прогулка» (муз. Т. Ломовой), дети свободно ходят по всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляска» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Мелодия «Дождик». Такты 1—2: дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты 3—6: убегают на свои места. Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку. «С чем будем играть?» (автор Е. Соковнина). Задачи. Слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уверенно. Игры на развитие речевого слуха. * «Слушай и выполняй». Девочкам дают куклы, мальчикам — музыкальные инструменты: бубны, погремушки, балалайки и пр. Звучит мелодия «Прогулка» (муз. Т. Ломовой). Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вслед за педагогом поют колыбельную и покачивают кукол: Баю-бай, баю-бай, Ты поспи, поспи часок. Поскорее засыпай. Баю-бай, баю-бай, Ты закрой, закрой глазок, Поскорее засыпай. Звучит мелодия «Музыканты». Музыканты идут бодрым шагом, ударяя в бубны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, музыканты садятся на свои места. Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию. Музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на середину, танцуют. Такты 1—4: девочки приседают, ударяют кукол ножками об пол: «Топ-топ, топ-топ». Такты 5—6: поднимают кукол и легко кружатся с ними. По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще раз. Здесь можно дать другую танцевальную мелодию, например польку. Игры на развитие фонематического восприятия. «Шмели и жуки». Дети под спокойную мелодию идут по кругу, затем мелодия меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу педагога «ш-ш!» шмели ложатся на спины и быстро машут лапками, жуки продолжают летать вокруг лежащих шмелей. По сигналу педагога «ж-ж!» теперь жуки ложатся на спины 'и машут лапками, а шмели летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку шмели и жуки улетают с поляны. 1 См. подробнее в кн.: Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 2-е изд. М., 1979. Игры на развитие артикуляционной моторики. «Лошадки». (Музыка М. Раухвергера.) Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?», двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают. Игры на развитие физиологического дыхания. Упражнение с цветами. (Музыка А. Жилина «Вальс».) Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. На такты 1—8 слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 1—8: повторяют (дети продолжают дуть на цветы, подняв руки вперед — вверх). Такты 9—16 (и их повторение): дети поворачиваются направо (налево) и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают (выдох). Игры на развитие речевого дыхания. Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст: Куры, гуси да ин-дюшки Заку-сили лебе-дой, 1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5 Наклевалися пе-трушки, Побе-жали за во-дой. 1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5 То же, левой рукой, затем двумя руками вместе. Игры на развитие голоса. «Ay, ay». Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т. д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки: Я скажу тебе: «Ау!» Где я, где — реши скорей! Угадай, где я стою. Иль левее, иль правей. Ты найди меня, найди! Повнимательнее будь, Здесь я, где-то на пути. Все облазить не забудь. При постановке звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, обшей моторики. Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игрушку» и т. д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттенки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков, пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены. Для детей с нарушениями звукопроизношения рекомендуются подвижные игры с тонизирующей и тренирующей психофизической нагрузкой1. 1 Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М, 1978. Например: «Швейная машина»: правой рукой делать круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — движения иголки. Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук». «Прячем мишку». Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую музыку дети ищут мишку. Кто найдет, тот водящий. «Ходьба по мостику». Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5—10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, ритмом ходьбы При автоматизации звуков на логоритмических занятиях осуществляется развитие артикуляции, интонационной выразительности и т. д. (всей просодии) в сочетании с различными движениями. Развитие артикуляции осуществляется в упражнениях и играх на четкое проговаривание гласных. Например, в игре «Эхо» дети под медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «Ау-ау-ау!» Вторая отвечает ей тихо: «Ау-ау-ау», под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|