Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическо-философские рукописи 1844 года





-Экономическо-философские-

-рукописи 1844 года-

-_ _Написано К. Марксом в апреле – августе 1844 г._ _-

-_ _Впервые опубликовано ИМЭЛС на русском языке в 1927 г. (частично) и на языке оригинала в 1932 г. (полностью)_ _-

-В «Deutsch-Französische Jahrbücher» я обещал дать критику науки о праве и государстве в виде критики _ _гегелевской_ _ философии права<a l:href="#c_172"><sup>{172}</sup></a>. При обработке материалов для печати оказалось, что сочетание критики, направленной только против спекулятивного мышления, с критикой различных предметов самих по себе совершенно нецелесообразно, что оно стесняет ход изложения и затрудняет понимание. Кроме того, обилие и разнородность подлежащих рассмотрению предметов позволили бы втиснуть весь этот материал в _ _одно_ _ сочинение только при условии совершенно афористического изложения, а такое афористическое изложение, в свою очередь, создавало бы _ _видимость_ _ произвольного систематизирования. Вот почему критику права, морали, политики и т.д. я дам в ряде отдельных, следующих друг за другом самостоятельных брошюр, а в заключение попытаюсь осветить в особой работе внутреннюю связь целого, взаимоотношение отдельных частей и, наконец, подвергну критике спекулятивную обработку всего этого материала.

По этим соображениям в предлагаемой работе связь политической экономии с государством, правом, моралью, гражданской жизнью и т.д. затрагивается лишь постольку, поскольку этих предметов ex professo касается сама политическая экономия.

Читателя, знакомого с политической экономией, мне незачем заверять в том, что к своим выводам я пришёл путём вполне эмпирического анализа, основанного на добросовестном критическом изучении политической экономии.

Невежественному же рецензенту, который, чтобы скрыть своё полное невежество и скудоумие, оглушает положительного критика такими выражениями, как «_ _утопическая фраза_ _», или ещё такими, как «совершенно чистая, совершенно решительная, совершенно критическая критика», или «не только правовое, но общественное, вполне общественное общество», или «компактная массовая масса», или «ораторствующие ораторы массовой массы», – этому рецензенту надлежит ещё сперва представить доказательство того, что помимо своих теологических семейных дел он вправе претендовать на участие в обсуждении также и _ _мирских_

Само собой разумеется, что кроме французских и английских социалистов я пользовался трудами также и немецких социалистов. Однако содержательные и _ _оригинальные_ _ немецкие труды в области этой науки сводятся, – не считая сочинений Вейтлинга, – к статьям _ _Гесса_ _, помещённым в сборнике «Двадцать один лист»< _Наброскам к критике политической экономии_ _» _ _Энгельса_ _<a l:href="#c_175"><sup>{175}</sup></a>, напечатанным в «Deutsch-Französische Jahrbücher», где я, в свою очередь, в самой общей форме наметил первые элементы предлагаемой работы.-

Кроме этих писателей, критически занимавшихся политической экономией, положительная критика вообще, а следовательно и немецкая положительная критика политической экономии, своим подлинным обоснованием обязана открытиям _ _Фейербаха_ _. Тем не менее, против его «_ _Философии будущего_ _и напечатанных в «Anekdota» «Тезисов к реформе философии»

– несмотря на то, что эти работы широко используются, – был, можно сказать, составлен настоящий заговор _ _молчания_ _, порождённый мелочной завистью одних и подлинным гневом других.&gt;-

-Только от _ _Фейербаха_ _ ведёт своё начало _ _положительная_ _ гуманистическая и натуралистическая критика. Чем меньше шума он поднимает, тем вернее, глубже, шире и прочнее влияние его сочинений; после «Феноменологии» и «Логики» Гегеля это – единственные сочинения, которые содержат подлинную теоретическую революцию.-

-Заключительная глава предлагаемого сочинения – критический разбор _ _гегелевской диалектики_ _ и гегелевской философии вообще – представлялась мне совершенно необходимой в противовес _ _критическим теологам_ _

нашего времени потому, что подобная работа до сих пор ещё не проделана. _ _Неосновательность_ _ – их неизбежный удел:

Ведь даже _ _критический_ _ теолог остаётся _ _теологом_ _, т.е. либо он вынужден исходить из определённых предпосылок философии как какого-то непререкаемого авторитета, либо, если в процессе критики и благодаря чужим открытиям в нём зародились сомнения в правильности этих философских предпосылок, он трусливо и неоправданно их покидает, от них _ _абстрагируется_ _, причём его раболепие перед этими предпосылками и его досада на это раболепие проявляются теперь только в отрицательной, бессознательной и софистической форме.

_ _Теологическая критика_ _, которая в начале движения была действительно прогрессивным моментом, при ближайшем рассмотрении оказывается в конечном счёте не чем иным, как выродившимся в _ _теологическую карикатуру_ _ завершением и следствием старой _ _философской_ _ и в особенности _ _гегелевской трансцендентности…

Заработная плата

-_ _Заработная плата_ _ определяется враждебной борьбой между капиталистом и рабочим. Побеждает непременно капиталист. Капиталист может дольше жить без рабочего, чем рабочий без капиталиста. Объединение капиталистов обычно и эффективно, объединение рабочих запрещено и влечёт за собой для них плохие последствия. Кроме того, земельный собственник и денежный капиталист могут присовокупить к своим доходам ещё предпринимательскую прибыль, рабочий же к своему промысловому заработку не может присовокупить ни земельной ренты, ни процентов на капитал. Вот почему так сильна конкуренция среди рабочих. Итак, только для рабочего разъединение между капиталом, земельной собственностью и трудом является неизбежным, существенным и пагубным разъединением. Капитал и земельная собственность могут не оставаться в пределах этой абстракции, труд же рабочего не может выйти за эти пределы.-

-_ _Итак, для рабочего разъединение между капиталом, земельной рентой и трудом смертельно._ -Самой низкой и единственно необходимой нормой заработной платы является стоимость существования рабочего во время работы и сверх этого столько, чтобы он мог прокормить семью и чтобы рабочая раса не вымерла. По Смиту, обычная заработная плата есть самый низкий минимум, совместимый с «простой человечностью» <a l:href="#c_180"><sup>{180}</sup></a>, т.е. с животным уровнем существования.-

-_ _Спрос на людей неизбежно регулирует производство людей, как и любого другого товара_ _. Если предложение значительно превышает спрос, то часть рабочих опускается до нищенского уровня или до голодной смерти. Таким образом, существование рабочего сводится к условиям существования любого другого товара. Рабочий стал товаром, и счастье для него, если ему удаётся найти покупателя. Спрос же, от которого зависит жизнь рабочего, зависит от прихоти богачей и капиталистов. Если предложение количественно превышает спрос, то одна из составных частей цены (прибыль, земельная рента, заработная плата) выплачивается ниже _ _цены_ _; в результате этого соответствующий фактор ценообразования уклоняется от такого применения, и таким путём рыночная цена тяготеет к естественной цене как к некоторому центру. Но, во-первых, рабочему, при значительном разделении труда, труднее всего дать другое направление своему труду, а во-вторых, при подчинённом положении рабочего по отношению к капиталисту, ущерб терпит в первую очередь рабочий.-

-_ _При выигрыше капиталиста рабочий не обязательно выигрывает, при убытке же капиталиста рабочий обязательно вместе с ним теряет_ _. Так, например, рабочий ничего не выигрывает в тех случаях, когда капиталист – благодаря фабричной или торговой тайне, благодаря монополии или благодаря благоприятному местоположению своего земельного участка – держит рыночную цену выше естественной цены.

-Вообще следует заметить, что там, где рабочий и капиталист одинаково терпят ущерб, у рабочего страдает самое его существование, у капиталиста же – лишь барыши его мёртвой маммоны.-

-Возьмём три основных состояния, в которых может находиться общество, и рассмотрим в них положение рабочего.-

-1) Если богатство общества приходит в упадок, то больше всех страдает рабочий. Ибо, хотя в счастливом состоянии общества рабочий класс не может выиграть столько, сколько выигрывает класс собственников, «_ _ни один класс не страдает так жестоко, как класс рабочих, от упадка общественного благосостояния_ _»<a l:href="#c_181"><sup>{181}</sup></a>.-

-2) Теперь возьмём такое общество, в котором богатство прогрессирует. Это – единственное состояние, благоприятное для рабочего. Здесь среди капиталистов начинается конкуренция. Спрос на рабочих превышает их предложение.-

-Но, _ _во-первых_ _: повышение заработной платы приводит к тому, что рабочие _ _надрываются за работой_ _. Чем больше они хотят заработать, тем большим временем вынуждены они жертвовать и, совершенно отказываясь от какой бы то ни было свободы, рабски трудиться на службе у алчности….

Стёрт фрагмент – обозначаем многоточием «…»

-3) «В стране, которая достигла бы последней возможной для неё ступени богатства, и то и другое – и заработная плата и процент на капитал – были бы очень низки. Конкуренция между рабочими в погоне за работой была бы столь велика, что заработная плата свелась бы к тому, чего достаточно для содержания данного количества рабочих, а так как страна к этому времени была бы уже достаточно заселена, то это количество не могло бы увеличиваться»







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.