Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семейная структура и коммуникация





Согласно теории семейных систем, семья — это система взаимодействующих частей, членов семьи, которые связаны друг с другом устойчивыми отно­шениями и руководствуются правилами, уникальны­ми для каждой системы (Rolland & Walsh, 1994; Nichols, 1992). Теоретики семейных систем считают, что паттерны структуры и коммуникации некоторых семей фактически вынуждают индивидуальных чле­нов вести себя в манере, которую в иных случаях можно признать аномальной. Если бы члены семьи вели себя нормально, они бы вызвали сильное напря­жение в семейных правилах и обычном образе дей­ствий и фактически увеличили бы смятение внутри себя и семьи. Реакции со стороны других членов се­мьи были бы направлены против подобного «нор­мального» поведения.

Теория семейных систем — теория, кото­рая рассматривает семью как систему взаимодействующих частей и полагает, что члены семьи взаимодействуют в устойчивой манере и руководствуются негласными правилами.

Теория семейных систем утверждает, что некото­рые семейные системы особенно предрасположены к аномальному функционированию отдельных чле­нов семьи (Becvar & Becvar, 1993; Nichols, 1992, 1984). К примеру, некоторые семьи имеют запутан­ную (enmeshed) структуру, в которой их членов отли­чает повышенная общность действий, мыслей и чувств. Дети из семей такого типа могут сталкивать­ся с большими трудностями, когда обретают незави­симость в жизни. Некоторым семьям свойственна разобщенность, характеризуемая очень строгими границами между их членами. Детям из таких семей может быть трудно функционировать в группе, а так­же оказывать помощь или просить о ней.

Гнев и импульсивный личностный стиль Филиппа Бермана можно рассматривать как продукт нарушен­ной семейной структуры. Согласно теоретикам се­мейных систем, вся семья — мать, отец, Филипп и его брат Арнольд — связаны между собой так, что их от­ношения влияют на поведение Филиппа. Семейных теоретиков мог бы особо заинтересовать конфликт между матерью и отцом Филиппа и неэффективность их функционирования в родительских ролях. Они могли бы увидеть в поведении Филиппа реакцию на поведение его родителей. Поскольку Филипп испол­нял роль непослушного ребенка, или козла отпуще­ния, его родители не испытывали потребности ана­лизировать собственные проблемы.

Теоретики семейных систем также попытались бы уточнить характер отношений Филиппа с каждым из родителей. «Запутан» ли он со своей матерью и/или разобщен с отцом? Они бы поинтересовались прави­лами, регламентирующими отношения между брать­ями, отношениями между родителями и братом Фи­липпа, а также характером отношений родитель—ре­бенок в предыдущих поколениях семьи.

Вопросы для размышления_______________________

Что имел в виду Толстой под нижеследующи­ми словами? Согласились бы с ним теорети­ки семейных систем? Почему на людей столь сильно влияет то, как функционирует их се­мья?

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-сво­ему».

Лев Толстой. «Анна Каренина»

Социальные сети и поддержка

Социокультурных теоретиков интересуют также более широкие социальные сети, в которых люди действуют, включая их социальные и профессиональные отношения. Насколько хорошо они контак­тируют с другими людьми? Какого вида сигналы они посылают окружающим или получают от них?

Исследователи часто обнаруживают связи между социальными сетями и аномальным функционированием. К примеру, они заметили, что люди, изолированные и лишенные в жизни социальной поддержки или близости, чаще впадают в депрессию, когда оказывают­ся в стрессовых условиях, и депрессия у них длится дольше, чем у людей, у которых есть готовые помочь супруги или люди, поддерживающие с ними тёплые дружеские отношения (Husaini, 1997; Sherbourne, Hay: & Wells, 1995; Paykel & Cooper, 1992).

Дисфункциональная семья. Люди из дисфункциональных семей часто испытывают на себе особое давление и, вдо­бавок, могут быть побуждаемы вести себя и думать в ма­нере, которая является личностно неадекватной. Этот 8-летний ребенок вынужден был вызвать полицию, когда уви­дел, как его отец набросился на мать с ножом. Гнев, фрустрация и эмоциональная боль этого ребенка очевидны.

Общественные условия

Широкий спектр общественных условий может стать источником специфических стрессов и повы­сить вероятность аномального функционирования среди некоторых членов общества (Kleiman & Cohen, 1997). Например, исследователи установили, что психологические аномалии, особенно тяжелые пси­хические расстройства, шире распространены в более низких социоэкономических классах (NAMHC, 1996; Dohrenwend et al., 1992). Возможно, эту связь объясняют особые трудности жизни низших классов (Adler et al., 1994). То есть более высокий уровень преступности, безработица, тесные жилищные усло­вия и даже бездомность, пониженное качество меди­цинской помощи и ограниченные образовательные возможности жизни низших классов могут оказы­вать сильное давление на членов этих групп (Zima et al., 1996; Ensminger, 1995). С другой стороны, воз­можно, что люди, страдающие тяжелыми психическими нарушениями, менее эффективны на работе и зарабатывают меньше денег и, как следствие, опуска­ются в более низкий социоэкономический класс.

Социокультурные исследователи заметили, что расовые и сексуальные предрассудки и дискримина­ция могут также способствовать некоторым формам аномального функционирования (NAMHC, 1996). Женщинам в западном обществе диагноз тревожно­го и депрессивного расстройств ставят по меньшей мере в два раза чаще, чем мужчинам (Culbertson et al., 1997). Аналогичным образом, среди афро-американдев отмечается необычно высокий уровень тре­вожных расстройств (Blazer et al., 1991; Eaton, Dryman & Wcissman, 1991). Среди испано-американцев, особенно среди молодых людей, наблюдается более высокий уровень алкоголизма, чем среди чле­нов большинства других этнических групп (Helzer, Burnman & McEvoy, 1991). А для американских ин­дейцев характерен исключительно высокий уровень алкоголизма и самоубийств (Kinzie et al., 1992). Хотя эти различия могут быть вызваны комбинацией мно­гих факторов, расовые и сексуальные предрассудки и те проблемы, которые они порождают, скорее все­го, напрямую способствуют аномальным паттер­нам напряжения, несчастья, низкой самооценки и ухода от жизни (NAMHC, 1996; Sue, 1991).

Общественные ярлыки и роли

Социокультурные теоретики считают, что на ано­мальное функционирование оказывают сильное вли­яние диагностические ярлыки, навешиваемые на не­благополучных людей, и роли, отводимые им (Szasz, 1997, 1987, 1963; NAMHC, 1996). Когда люди нару­шают нормы своего общества, общество называет их девиантами (людьми с отклонениями), а во многих случаях — «психически больными». Такие ярлыки имеют тенденцию прилипать к людям. На человека могут смотреть под определенным углом зрения, ре­агировать как на «помешанного» и иногда его даже побуждают вести себя так, как должен вести себя больной. Человек постепенно научается принимать и исполнять отведенную роль, функционируя в ано­мальной манере. В итоге получается, что ярлык себя оправдал.

Известный эксперимент, проведенный клиничес­ким исследователем Дейвидом Розенханом (Rosenhan, 1973), подтверждает эту точку зрения. Восемь здоровых людей обратились в различные психиатри­ческие клиники с жалобами на то, что они слышат го­лоса, произносящие слова «пустой», «полый» и «ту­пой». На основании одной лишь этой жалобы каждо­му поставили диагноз «шизофрения» и поместили в больницу. Как и предсказывает социокультуральная модель, «псевдопациенты» столкнулись с большими трудностями, убеждая других, что они здоровы, сто­ило только получить диагностический ярлык. Госпи­тализация длилась от 7 до 52 дней, несмотря на то, что после помещения в больницу они вели себя вполне нормально. Кроме того, ярлык продолжал влиять на то, как на псевдопациентов смотрел и как с ними об­ращался персонал. Например, один из них, который от скуки ходил взад и вперед по коридору, в клини­ческих записях был охарактеризован как «нервный». Наконец, псевдопациенты сообщили, что реакции на них со стороны персонала и других пациентов часто были авторитарными, ограниченными и приводили к обратным результатам. В целом, псевдопапиенты чув­ствовали, что они бессильны что-либо сделать, что их не замечают, и мучались от скуки.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.