Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Делегированный синдром Мюнхгаузена





Дженнифер лежала в боль­нице 200 раз и перенесла 40 операций. Врачи удалили ей желчный пузырь, аппендикс и часть кишечника, вставили специальные трубки в ее груд­ную клетку, желудок и кишеч­ник. Девятилетнюю девочку из штата Флорида взяла под свое шефство организация «Florida Marlins»; во время одного из временных улучшений она фо­тографировалась вместе с Хиллари Клинтон в Белом Доме и стала ребенком-сим­волом реформы здравоохра­нения. Потом полиция инфор­мировала мать девочки, что она находится под следствием по подозрению в жестоком обращении с ребенком. Вне­запно состояние Дженнифер резко улучшилось. В течение следующих девяти месяцев она лежала в больнице только один раз, с вирусной инфек­цией... Эксперты сказали, что множественные загадочные инфекции Дженнифер «могли происходить из-за того, что кто-то подмешивал фекаль­ные вещества» в ее пищу и вводил их в ее уринарный ка­тетер (Katel & Beck, 1996).

Случаи, подобные истории Дженнифер, ставшие известными в последние годы, потрясли обще­ство и привлекли внимание к деле­гированному синдрому Мюнхгаузе­на. При симулятивном расстрой­стве этого вида лицо, под чьим попечением находится ребенок (почти всегда это мать), намеренно вызывает болезнь ребенка, исполь­зуя различные методы, чтобы полу­чить нужные симптомы: дает ре­бенку медицинские и химические препараты, портит лекарства, кото­рые принимает ребенок, загрязня­ет трубки для искусственного питания или даже, например, душит ре­бенка. Болезнь может принять почти любую форму, но наиболее распространенные симптомы — это кровоте­чение, припадки, кома, удушье, диа­рея, рвота, «случайные» отравления, инфекции, лихорадка и синдром внезапной смерти во сне (Boros et al., 1995; Smith & Killam, 1994).

От 10 до 30% жертв делегирован­ного синдрома Мюнхгаузена в ре­зультате умирают (Boros et al., 1995; Von Burg & Hibbard, 1995), a 8% тех, кто выживает, остаются калеками на всю жизнь (Von Burg & Hibbard, 1995). Психологическое, интеллек­туальное и физическое развитие ре­бенка также страдает (Libow, 1995; Skau & Mouridscn, 1995). Дженнифер пропустила так много школь­ных занятий, что в свои 9 лет она едва могла читать и писать.

Этот синдром очень трудно рас­познать, и он может оказаться более распространенным, чем когда-то полагали клинические специалис­ты. Мать кажется настолько забот­ливой и преданной своему ребенку, что окружающие симпатизируют ей и восхищаются ею. Тем не менее, физиологические симптомы исчеза­ют у ребенка, когда его отделяют от заботливой матери. Во многих слу­чаях братья и сестры больного ре­бенка также становятся жертвами родителя (Skau & Mouridsen, 1995; Smith & Killam, 1994).

Какие общие черты можно выде­лить у родителей, заботливо причи­няющих боль и страдания своим детям; типичная мать-Мюнхга­узен испыты­вает сильную потребность в эмоциях: ей крайне необхо­димы внима­ние и одобре­ние, которые она получает за свою само­отверженную заботу о боль­ном ребенке. Она часто име­ет очень мало социальной поддержки вне медицинской системы, а муж часто отсутствует, физически или эмоционально. По большей части она образованна и обладает некото­рыми знаниями в области медици­ны — возможно, когда-то работала в медицинском учреждении, — что помогает ей сочинить убедитель­ную, с медицинской точки зрения, историю «болезни» своего ребенка. Родитель обычно отрицает свои действия, даже перед лицом нео­провержимых доказательств, и от­казывается от какой-либо терапии. Фактически, существует очень мало документальных свидетельств успешного лечения таких рас­стройств.

Полиция и суды отказываются рассматривать делегированный синдром Мюнхгаузена как психо­логическое расстройство, трактуя его как преступление — тщательно спланированные жестокие дей­ствия по отношению к ребенку (Schreier & Libow, 1994). Почти всегда в таких случаях они требу­ют постоянного отделения ребенка от родителя (Skau & Mouridscn, 1995; АРА, 1994). В то же время родители, которые прибегают к по­добным действиям, очевидно, стра­дают серьезными психическими нарушениями и очень нуждаются в психологической помощи. Поэто­му перед клиническими исследова­телями и практиками сегодня сто­ит задача разработать четкое пони­мание этого расстройства и эффективные способы оказания помощи таким родителям и их ма­леньким жертвам. Точные причины появления симулятивных рас­стройств неизвестны, хотя в клинических отчетах предполагается депрессия и недостаток родитель­ской поддержки в детстве (Feldman et al., 1994). Так­же до сих пор не удалось разработать эффективные способы лечения (Feldman & Feldman, 1995). Одна­ко некоторые случаи поддаются лечению при совместной работе психотерапевтов и интернистов (специалистов по физическим болезням) (Parker, 1993; Schwartz et al., 1993).

Как психотерапевты, так и врачи, занимающиеся физическими болезнями, часто чувствуют раздраже­ние, встречаясь со случаями симулятивных рас­стройств, поскольку считают, что такие пациенты зря тратят их время или, что еще хуже, подвергают опас­ности здоровье невинного ребенка, как это происхо­дит при делегированном синдроме Мюнхгаузена. Однако люди с такими расстройствами, как те, кто страдает большинством других ментальных рас­стройств, плохо способны контролировать ситуацию и часто сами испытывают сильные мучения. Им нуж­на эффективная терапия, а не презрение и пренебре­жение, но их право на такое обращение зачастую не признается.

Резюме

До XX века в медицинской теории преобладала концепция дуализма души и тела, то есть убеждение, что душа и тело — это две совершенно отдельные сущности. Современные клиницисты признают, что болезни тела могут иметь в своей основе психологи­ческие причины.

Симулятивные расстройства (искусственные за­болевания). Пациенты с искусственными заболе­ваниями симулируют или намеренно создают у себя симптомы физических болезней из желания играть роль больного. Синдром Мюнхгаузена — крайняя и длительная форма искусственного забо­левания. При делегированном синдроме Мюнхга­узена кто-либо из родителей создает видимость симптомов или намеренно вызывает симптомы у своего ребенка.

СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Если физическое заболевание не имеет видимой физиологической причины, лечащий врач может предположить соматоформное расстройство, другой тип физических недомоганий, вызванных, в основном, психологическими причинами (Garralda, 1996; Martin, 1995). В отличие от пациентов с симулятивными расстройствами, люди, страдающие соматоформными расстройствами, не испытывают сознательного желания болеть и не вызывают свои симптомы намеренно; они почти всегда уверены, что их проблемы связаны исключительно с физиологи­ей. При некоторых соматоформных расстройствах, известных как истерические соматоформные рас­стройства, действительно происходят изменения в физиологическом функционировании организма. Ипохондрические соматоформные расстройства выражаются в том, что физически здоровые люди начинают беспокоиться, предполагая у себя какие-либо проблемы со здоровьем или физические недо­статки.

Соматоформное расстройство — физи­ческая болезнь или недомогание, которые объясняются, в основном, психологическими причинами и при которых пациент созна­тельно не желает болеть и не организует свои симптомы.

Истерические

Соматоформные

Расстройства

У людей, страдающих истерическими соматоформными расстройствами, действительно возникают изменения в физиологических функци­ях организма. Соматоформные расстройства этого типа часто трудно отделить от настоящих заболева­ний с физиологическими причинами (Kroenkc et al., 1997; Labott et al., 1995). На самом деле всегда ос­тается возможность, что диагноз «истерическое рас­стройство» поставлен неправильно, и проблемы па­циента имеют не выявленную медиками органичес­кую причину (Johnson et al., 1996; Sherman, Camfield, & Arena, 1995). В справочнике DSM-IV приводят­ся три типа истерических соматоформных рас­стройств: конверсионное расстройство, соматизиро-ванное расстройство и соматоформное болевое рас­стройство.

Истерическое соматоформное расстрой­ство — соматоформпоерасстройство, при ко­тором происходят реальные изменения в функ­ционировании организма.

Конверсионное расстройство

При конверсионном расстройстве психологичес­кий конфликт или психологическая потребность трансформируется в эффектные физиологические симптомы, затрагивающие произвольные моторные или сенсорные функции (см. список DSM-IV в При­ложении). Симптомы часто производят впечатление неврологических, таких как паралич, слепота или потеря чувствительности (анестезия). Например, одна женщина страдала постоянными головокруже­ниями, которые, несомненно, были ее реакцией на несчастливый брак.

46-летняя замужняя домохозяйка... жаловалась на припадки сильного головокружения, сопровождаемые легкой тошнотой, которые случались с ней четыре или пять раз в неделю. Во вре­мя этих приступов ей начинало казаться, что комната вокруг нее «мерцает» и сама она «куда-то плывет», не в силах удержать равновесие. По необъяснимой причине приступ почти всегда на­чинался около 4 часов после полудня. Обычно при начале припадка она была вынуждена лечь на кушетку, и часто ее состояние не улучшалосьдо 7 или 8 часов вечера. Придя в себя, она обычно проводила остаток вечера перед телевизо­ром и часто засыпала прямо в гостиной, добираясь до своей постели не раньше 2 или 3 часов ночи.

Пациентку неоднократно осматривали терапевт общего направления, невропатолог и отоларинголог, и каждый раз ее признавали физически здоровой. После проведения проверки на переносимость глюкозы гипогликемия (пониженное содержание сахара в крови) также была исключе­на.

Когда ее попросили рассказать о ее замуже­стве, пациентка описала своего мужа как тира­на, часто излишне требовательного и словесно оскорбляющего ее и их четверых детей. Она при­зналась, что каждый день со страхом ждала его возвращения домой с работы, зная, что он непре­менно скажет, будто в доме беспорядок, а обед, если он приготовлен, покажется ему невкусным. В последнее время, с началом болезни пациент­ки, когда из-за своих припадков она не могла го­товить обед, мужу и детям приходилось ходить обедать в «Макдональдс» или в местную пицце­рию. После этого муж обычно усаживался смот­реть баскетбол в спальне, и общение между су­пругами было минимальным. Несмотря на эти трудности, пациентка утверждала, чтолюбит своего мужа и очень нуждается в нем (Spitzer et al., 1981, p. 92-93).

Большинство конверсионных расстройств начина­ются в позднем периоде детства или в юности; у жен­щин они отмечаются, по крайней мере, в два раза чаще, чем у мужчин (АРА, 1994; Tomasson, Kent, & Coryell, 1991). Они обычно возникают внезапно, во время сильного стресса, и продолжаются не дольше нескольких недель. Конверсионные расстройства считаются достаточно редкими, они проявляются не более чем у 3 из 1000 человек.

Соматизированное расстройство

Пациентка по имени Шейла долгое время стави­ла врачей в тупик широким разнообразием своих симптомов.

Шейла жаловалась на боли в области брюш­ной полости, мучившие ее с 17 лет. Для опреде­ления причин этих болей пришлось произвести хирургическое вмешательство, которое, тем не менее, не смогло помочь поставить какой-либо определенный диагноз. У нее было несколько беременностей, каждый раз сопровождавшихся тошнотой, приступами рвоты и болями в облас­ти брюшной полости; наконец ей удалили матку. С 40 лет Шейла стала испытывать сильные голо­вокружения и обмороки, которые, как ей, в конце концов, сказали, могли быть признаком множе­ственного склероза или опухоли мозга. В течение длительных периодов времени она оставалась прикованной к постели из-за общей слабости и нечеткости зрения, испытывая трудности с моче­испусканием. В возрасте 43 лет ее обследовали на предмет наличия грыжи, поскольку она жало­валась на появление вздутий на теле и неперено­симость многих видов пищи. Кроме того, она подвергалась госпитализации и обследованию для выявления возможных неврологических и почеч­ных нарушений и гипертонии, но ни в одном слу­чае не был поставлен точный диагноз {Spitzer et al., 1981, p. 260).

Люди, страдающие соматизированным рас­стройством, такие как Шейла, испытывают мно­жество различных физических недомоганий, про­должающихся в течение длительного времени и не имеющих никакой или почти никакой органической основы (см. список DSM-IV в Приложении). Эта истерическая схема, впервые описанная Пьером Брике в 1859 году, также известна как синдром Бри­ке. Чтобы получить такой диагноз, человек должен иметь множество различных симптомов, включая болевые симптомы (такие как головная боль или боль в грудной клетке), симптомы, относящиеся к расстройствам желудочно-кишечного тракта (такие как тошнота или диарея), связанные с половой фун­кцией (такие как нарушения эрекции или менстру­ального цикла) и неврологические симптомы (такие как двойное зрение или паралич) (Yutzy et al., 1995; АРА, 1994).

Люди, страдающие соматизированным расстрой­ством, обычно бесплодно ходят от врача к врачу в поисках облегчения (АРА; 1994). Они часто эффект­но и трагически описывают свои множественные симптомы. Большинство, кроме того, ощущают тре­вогу и депрессию (Fink, 1995; Hiller, Rief, & Fichter, 1995).

Каждый год соматизированным расстройством предположительно страдают от 0,2% до 2% жен­щин в Соединенных Штатах, по сравнению с менее чем 0,2% мужчин (АРА, 1994; Reiger et al., 1993). Расстройство часто передается членам семьи; от 10% до 20% близких родственников женского пола тех женщин, которые выявляют соматизацию, так­же начинают проявлять подобные симптомы. Рас­стройство обычно начинается в подростковом воз­расте или в юности (Eisendrath, 1995; АРА, 1994; Smith, 1992).

Соматизированное расстройство — соматоформное расстройство, которое харак­теризуется множеством повторяющихся фи­зических недомоганий, не имеющих органичес­кой основы. Также называется синдромом или расстройством Брике.

Недомогания, вызванные соматизированным рас­стройством, обычно продолжаются намного дольше, чем симптомы, связанные с конверсионным рас­стройством, как правило, много лет (Kent, Tomas-son, & Coryell, 1995). Характер симптомов может меняться с течением времени, но очень редко они исчезают без психотерапевтического лечения (Smith, Rost, & Kashner, 1995). Две трети людей с таким расстройством в Соединенных Штатах в каждом отдельно взятом году лечатся у специалистов по физическим или психическим заболеваниям (Reiger et al., 1993).







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.