Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система упражнений по развитию глагольного словаря и образованию грамматических форм глаголов





Упражнение №1.

Цели: Закрепление знаний о действии.Развитие у ребенка речевого внимания и понимания речи.

Содержание. Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать голо­вой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произ­носит сочетания слов:

Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыга­ет. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Лампа ходит. Рыба ходит. И т. п.

Упражнение №2.

Цель. Уточнение и активизация глагольного словаря ребенка.

Закрепление знаний о многозначности значений глаголов.

Содержание. Взрослый просит ребенка подобрать по 5 слов названий предметов. Для подсчета он кладет перед малышом 5 счетных палочек (фишек) или предлагает пользоваться пальца­ми руки. Затем задает вопрос:- Что можно открыть? Отвечать необходимо полным предложением: Можно открыть дверь; Можно открыть крышку; Можно открыть книгу; Можно открыть коробку; Можно открыть калитку; Можно открыть банку и т. п. Подбор слов происходит не абстрактно, а только после показа соответствующих предметов. Называние каждого нового пред­мета фиксируется наглядно с помощью любого счетного мате­риала.

Что можно поднимать (лепить, двигать, есть, чистить, пить, стирать, рисовать, мыть, покупать, гладить, клеить, отодвигать, носить, надевать, вешать, доставать и т.д.)?

Естественно, помощь взрослого в подборе слов необходима. Но важно, чтобы ребенок чувствовал себя активным соучастни­ком работы, а не механически повторял слова.

Упражнение №3.

Цели. Расширение, уточнение и активизация глагольного словаря действий.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно по­смотреть на картинку (см. рис.), назвать все изображенные объек­ты и подумать: Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает, летает)?

После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Здесь взрослый помогает малышу жеста­ми, мимикой, подсказывающими словами (длинная, скользкая, холодная; большой, сильный, косолапый, мохнатый). Вопрос бу­дет звучать так:

Кто ещё может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать и т.д.)?

Упражнение №4.

Цели. Расширение, уточнение и активизация глагольного словаря.

Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на кар­тинку (см. рис.), вспомнить то, что делает он сам утром дома, в детском саду, на улице и т.д., и сказать: Что может делать мальчик? (прыгать, играть, есть, пить, лепить, рисовать, чистить зубы, строить, катать машинки, слушать музыку и т.д.). Каждое названное ребенком слово фиксируется с помощью
любого счетного материала. Это дает возможность оценивать результат и прослеживать его улучшение в дальнейшем. Анало­гично происходит подбор действий по другим картинкам: Что может делать мама? девочка? собака? кошка?

Упражнение №5.

Цели. Учить ребенка воспринимать на слух разницу в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем време­ни, подбирать существительное соответствующего рода к предложенной форме глагола.

Содержание. Взрослый рассказывает малышу о том, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша (см. рис.), и просит дога­даться, про кого — мальчика или девочку — он сейчас скажет:Ходила —ходил. Бегала —бегал. Играла —играл. Прыга­ла — прыгал. Плавала — плавал. Ел — ела. Рисовал — ри­совала и т. п.Когда ребенок будет безошибочно, показывать на нужную кар­тинку (мальчик или девочка) и делать это сознательно, можно переходить к закреплению материала по картинкам о животных. Вначале название каждого животного уточняется и проговарива­ется с ребенком, затем следует игра. Нужно догадаться, про кого взрослый говорит:Ползала — ползал. Прыгала — прыгал. Летала — летал. Плавал — плавала.После подбора существительного к глаголу правильное соче­тание слов повторяется ребенком несколько раз (прыгала лягуш­ка; прыгал зайчик).

Упражнение №6.

Цели. Учить ребенка воспринимать и различать на слух глаголы единственного и множественного числа; учить подбирать к глаголу существительное в единственном или множе­ственном числе (в соответствии с числом глагола).

Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на кар­тинки (см. рис.) и догадаться, о ком говорится: играет — играют; идёт — идут; поёт — поют; рисует — рисуют; несёт — несут; говорит — говорят; сидит — си­дят; отвечает — отвечают и т. п. После того как ребенок начнет уверенно и безошибочно ука­зывать на нужную картинку, можно переходить к подбору подхо­дящего существительного в соответствующей форме. Для этого взрослый предлагает малышу внимательно послушать слово, особенно его конец, и догадаться, о ком (звери, насекомые, пти­цы...) или о чём так говорят: рычит — рычат; летает — летают; мычат — мычит; полза­ет—ползают; плавают — плавает; прыгают — прыгает; пи­щат — пищит; шумят — шумит; убегает — убегают; каркают - каркает; лают — лает; спят — спит; стрекочут -стреко­чет и т.п.

Упражнение №7.

Цели. Учить ребенка различать по смыслу глаголы с общей кор­невой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу — несколько существительных.

Содержание. Взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет называть похожие слова-действия. Взрослый строит из кубиков или подручных средств импровизированный мостик, гараж, во­рота и т. п. Затем берет игрушечную машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает малышу:Машинка выехала из гаража, въехала на мостик, съе­хала с мостика, объехала яму, подъехала к воротам, заеха­ла в ворота, доехала до дома и т. п.

Затем, производя те же действия, взрослый просит ребенка «подсказать» правильное слово-действие: Машинка из гаража…? Машинка к дому…? От дома…? В ворота…? И т. п.Когда малыш научится точно, без ошибок подбирать нужный приставочный глагол, можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу, например (см. рис.):

К чему может подъехать машинка? (к дому, к гаражу, к воротам, к ёлке, к больнице, к театру, к кинотеатру, к строй­ке и т. п.). От чего машинка может отъехать? (Здесь и далее в уп­ражнении желательно подбирать совместно с ребенком не менее 8 объектов.) Куда она может въехать? Что — объ­ехать? Откуда — выехать? Откуда — съехать? Что — пере­ехать? И т. п.

Упражнение №8.

Цель. Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки (см. рис.) правильное, точное действие (глагол).

— Рыбка к камню (отплыла или подплыла), от берега (переплыла или отплыла), всю реку (вплыла или переплыла).

— Бабочка к цветку (отлетела или подлетела), с ветки на цветок (облетела или перелетела вокруг капусты (влетела или облетела), в комнату (подлетела или влетела).

— Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула), на бревно (прыгнула или отпрыгнула), с бревна (отпрыгнула или спрыгнула), от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула).

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

Упражнение № 9.

Цель. Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

Содержание. Взрослый наливает воду в стакан, берет чашку кружку и лейку. Затем, произведя на глазах ребенка соответствующие действия, закреплять значения слов: переливать, поливать, доливать, наливать, обливать, выливать, заливать, вливать, поливать, сливать.

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать приставочный глагол.

Упражнение №10.

Цели. Учить ребенка подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на маль­чика, который делал всё наоборот (см. рис.). Мама его просит подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он раз­брасывает; скажет мама «повернись ко мне» --- он отворачивает­ся. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша предста­вить, что бы сделал такой мальчик наоборот, если бы его попро­сили:встать? показать ладони? открыть рот? опустить руки? поймать мяч? согнуть руки? положить ручку? отодвинуть стул? и т. п.Когда подбор слов противоположного значения осуществля­ется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия наоборот» к предложенным действиям:подбежать, взлететь, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, ссорить­ся, кричать, трудиться, спрашивать, обижать, ловить, пач­кать и пр.

Упражнение №11.

Цели. Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: глаголов.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова. Затем вместе с ребенком взрослый производит различные дей­ствия (топает, хлопает, прыгает, ползает, потягивается, повора­чивается, поет, кружится и т. п.). После уточнения названия каж­дого действия взрослый, топая, спрашивает: «Я прыгаю?»; хло­пая, задает вопрос: «Я кружусь?» Такая игровая ситуация побуж­дает малыша правильно называть действия

Упражнение №12.

Цели. Пополнить, уточнить и активизировать словарь ребенка по теме «Овощи». Закрепление глаголов по теме овощи.

Содержание. Взрослый просит малыша рассмотреть картинку (см. рис.) и ответить на вопросы (ответ дается полным предложе­нием или словосочетанием, а не одним словом): Как назвать одним словом эти растения? — Где растут овощи? — Что из овощей горькое? сладкое? пресное? твёр­дое? мягкое? сочное? большое? маленькое? красное? зелё­ное? жёлтое? хрустящее? гладкое? тяжёлое? лёгкое? — Что едят сырым? едят варёным? едят жареным? — Что круглое? вытянутое? треугольное? Какие овощи выдёргивают из земли? срывают? сре­зают? выкапывают? — Что маринуют? солят? квасят? кон­сервируют? (Незнакомые понятия подробно объясняются ребёнку взрослым).— Что растет в земле? на земле? После уточнения свойств и качеств каждого овоща взрослый рас­кладывает перед ребенком цветные карандаши и просит раскра­сить сначала красные овощи, затем зеленые и т.д.

Упражнение №13.

Цели. Учить ребенка составлять предложения с глаголами-ан­тонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ.

Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно послу­шать предложение и заменить действие на противоположное, причем предупреждает, что «маленькое слово к» нужно заменить словом от, которое мы произносим как АТ.

При трудностях построения предложений взрослый уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.

Правило:

Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета. Затем взрослый читает предложения: Белобокая сорока подлетела к ёлке. Ядовитая змея подползла к камню. Скорый поезд подъехал к платформе. Междугородний автобус подъехал к остановке. Лягушка подпрыгнула к мухомору. Катя пододвинула стул к магни­тофону. Виктор пододвинул миску к собаке. Мяч подкатил­ся к воротам. Корабль подплыл к пристани. Ученик подо­шёл к учителю. И пр. Задание станет ещё более эффективным, если малыш будет сам добавлять определения к существительным в составляемых предложениях. Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно об­разует глаголы-антонимы и называет «маленькие слова» в обоих предложениях без ошибок.

Упражнение №14.

Цели. Учить ребенка подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку выполнить указан­ные действия: Пододвинуть стул к столу, войти в комнату, закрыть дверцу шка­фа, подбежать к дивану, отпрыгнуть от стола, выпрыгнуть из за­данного круга, поднять ложку с пола, повернуться к окну, опус­тить штору, влить воду в стакан, подняться со стула, молчать, на­деть шапку, убрать куртку и пр. Затем взрослый предлагает ребенку стать на немного «Мальчи­ком Наоборот», т.е. выполнить указанные действия с противоположным значением и назвать их. Для большего обучающего эффекта глаголы антонимы называть парами: пододвигать – отодвигать, войти – выйти.

Упражнение №15.

Цели. На­учить детей самостоятельно изменять в стихах грамматическую форму числа и лица глагола.

Содержание.

Дети разучивают стихотворение и одновременно инсценируют то, что говорят, например:По садочку мы идем И поем, поем, поем.Дети „гуляют по саду" и поют песню. Потом логопед предлагает одному из них рассказать про себя, как он идет по садочку и поет. Из уст ребенка это стихотворение прозвучит уже так:По садочку я иду И пою, пою, пою.

Примерный лексический материал

а) Сопоставление единственного и множественного числа.

Я бегу, бегу, бегу, Мы бежим, бежим, бежим,

Я на месте не стою. Мы на месте не стоим.

Я гуляю, загораю, Мы гуляем, загораем,

Землянику собираю. Землянику собираем.

Я по улице иду, Мы по улице идем,

Я флажок в руке несу. Мы флажки в руках несем.

На скамейке я сижу На скамейке мы сидим

И о чем-то говорю. И о чем-то говорим.

По садочку я иду По садочку мы идем

И пою, пою, пою. И поем, поем, поем.

б) Сопоставление 1-го и 3-го лица единственного числа глагола.

Детям я лечу болезни. Детям лечит он болезни.

Нет занятия полезней! Нет занятия полезней!

Я на елку собираюсь, Он (она) на елку собирается,

Очень долго наряжаюсь. Очень долго наряжается.

в) Сопоставление 1-го и 2-го лица единственного числа.

Я несу, и ты несешь, Я иду, и ты идешь,

Я пою, и ты поешь. Я веду, и ты ведешь.

Я не сплю, и ты не спишь, Я сижу, и ты сидишь,

Я бегу, и ты бежишь. Я стою, и ты стоишь.

Вот играю я с подружкой Вот играешь ты с подружкой

В интересную игрушку. В интересную игрушку.

Я на елку собиралась, Ты на елку собиралась,

Очень долго наряжалась. Очень долго наряжалась.

Я устала, посижу, Ты устала, посиди,

На малышек погляжу. На малышек погляди.

Я иду, и ты идешь, Вместе мы с тобой идем

Я несу, и ты несешь. И грибы домой несем.

Упражнение №16.

Цели. Предложить детям назвать одни и те же действия в настоящем и прошедшем времени.

Содержание. Игра „Ответь правильно". Логопед предлагает кому-то из детей вы­полнить ряд действий (читать, копать, писать, катать, бегать...). Он спрашивает:

-Кто будет читать книгу? Иди, Вова, читай книгу! Как ты про
себя скажешь, что ты делаешь?

- Я читаю книгу.

Логопед убирает книгу:

- Вова, что ты делал?

- Я читал книгу

Аналогично составляются предложения по демонстрируемым дей­ствиям с другими глаголами.

Сначала берутся глаголы более простые, при образовании кото­рых в форме прошедшего времени основа слова не меняется. При этом логопед фиксирует внимание детей на вопросах: „Что ты де­лаешь? Что ты делал?

Упражнение №17.

Цели. Предложить детям сравнить два одинаковых дей­ствия, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Глаголы: ест — съел, читает — прочитал, несет — принес, копает — выкопал, рисует — нарисовал, пишет — написал, поливает — полил, моет — вымыл, вытирает - вытер

Содержание. Игра „Спроси правильно".

Перед логопедом и ребенком находятся предметы: колесо, книга, лопата, мыло, полотенце, коляска, ванночка, стакан с водой, карандаш. Ребенок должен выбрать любой предмет из приготовленных и выполнить с ним действия, например взять лопату и имитировать копание ямы. При этом он должен четко и громко сказать, что он де­лает, например: Я копаю яму. Я мою руки. Я пью воду. Логопед говорит: А теперь ты уже выполнил действие. Я уже выкопал (а) яму. Я уже вымыл (а) руки. Я уже выпил (а) воду,— говорит ребенок. Дети должны правильно задавать вопросы действующим лицам, например: „Вова, что ты делаешь? Людмила Николаевна, а вы что сделали?"

Упражнение №18.

Цели. Заучить стихи, в которых одни и те же глаголы упот­ребляются в настоящем и прошедшем времени.

Содержание. Детям объясняется, что за­ученный стишок можно рассказать по-разному. Можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: „Мы руки поднимаем, опускаем". А можно рас­сказать так, как будто все это было давно, вчера, например: „Мы руки поднимали, мы руки опускали".

Лена по лесу гуляет Лена по лесу гуляла

И тихонько напевает. И тихонько напевала.

Вова по лесу гуляет, Вова по лесу гулял,

Громко песни напевает. Громко песни напевал.

Котик по двору идет, Котик по двору пошел,

Ищет маму Васька-кот. Маму Васька-кот нашел.

Упражнение №19.

Цели. Закрепление и активизация глагольного словаря. Закрепление обобщенного значения глаголов.

Содержание. Лото „Кто как передвигается". На карточках изображены звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую кар­тинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное (насекомое, птица и т.д.). Например: бабочка — порхает, рыба — плавает, кузнечик — ска­чет, змея — ползает и т. д. Одновременно можно предложить задание на обобщенное значение слов. Например: ползет кто? — змея, червяк, гусеница, жук; плывет кто? что? — рыба, человек, дельфин, пароход, лодка, корабль; скачет кто? — лошадь, кузнечик, лягушка, зайчик. Усложненный вариант. Отобрать слова, наиболее точно подходящие по смыслу: ворона — кричит, каркает, чирикает; ба­бочка — летает, порхает, ползает и т. д.

Упражнение №20.

Цели. Учить слышать неправильное использование глаголов в речи.

Содержание. Можно провести игру «Как сказать правильно?». Логопед назы­вает предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из до­ма.— Девочка выбежала из дома».

Упражнение №21.

Цели. Научить детей различать и подбирать глаголы со­вершенного и несовершенного вида. При этом дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал(а)?

Содержание. Логопед предлагает детям вариант предложения сначала с глаголом несовершенного вида, они должны его преобразовать. Чтобы был использован глагол совершенного вида. Примерный лексический материал: Таня помогает (помогла) маме. Бабушка вяжет (связала) внучке воротничок. Девочка наливает (налила) воду в графин. Дети поливают (полили) горку водой. Колхозники копают (выкопали) картофель.

Упражнение №22.

Цели. Различать глаголы муж., жен. рода прошедшего времени. Правильно подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Содержание. Логопед вызывает двух детей (мальчика и девочку) и предла­гает им выполнять одно и то же действие (например, вырезать кар­тинку). Когда один из них закончит свою работу, логопед спра­шивает: - Ребята, угадайте, про кого я скажу, про Катю или Мишу: «вырезал картинку»? (Про Мишу.). -А как правильно сказать про Катю? Что она делает? (Выре­зает картинку.) Что сделал Миша? (Вырезал картинку.). Логопед раздает детям парные картинки, на которых нарисо­ваны разные действия: законченные и незаконченные. Каждый ре­бенок называет, что нарисовано на его картинках (пьет воду - выпил, выливает - вылил, закрывает - закрыл, вешает паль­то - повесил и т. д.).

Упражнение №23.

Цели Научить детей подбирать синонимы к заданному слову: бежатьмчаться; работатьтрудиться; баловать­сяшалить; барахтатьсябултыхаться; вырастипод­расти; вырыватьвыдергивать; завинтитьзавернуть, за­крутить; намочитьсмочить, замочить; обвалитьсяпро­валиться, обрушиться.

Содержание. Логопед называет глагол и предлагаетназвать это же слово, но по-другому. Кто больше всего придумает слов синонимов тот и выигрывает.

Упражнение №24.

Цели. Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:

моет — умывается — стирает несет — везет

бежит — прыгает подметает — чистит

лежит — спит шьет — вяжет

строит — чинит

Содержание. „Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?" Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию.„Покажи, кто спит, а кто лежит" или „Покажи, кто везет, а кто несет" можно провести по демонстрируемым действиям, но лучше подобрать картинный материал с соответствующим сю­жетом.

Упражнение №25.

Цели. Научить детей употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединять их в слово­сочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.

Содержание. „Угадай, кто что будет делать". На столе сидят куклы, одетые по-разному в зависимости от того, что они будут делать: кукла, одетая в пальто, шапку или пижаму; кукла, сидящая в фартучке, с ложкой в руке; кукла с карандашом и листком бумаги и т. д.

Логопед предлагает ребенку угадать, какая из кукол что должна делать.

— Вова, покажи, кто из них должен идти спать. Ребенок показывает на куклу в пижаме.

— А как ты ей скажешь, чтобы она пошла спать?

— Иди спать!

— Правильно. А кто из них пойдет гулять? Покажи. Что ты ей скажешь?

— Иди гулять!

— Верно.

 

 

Приложение 4.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.