Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лизинг в России на современном этапе





 

Разработка стратегии развития лизинговой компании является одним из важнейших условий её эффективного развития. Актуальность организации процесса стратегического управления в компании обусловлена неустойчивостью развития мировой и российской экономики.

Сценарное прогнозирование развития ситуации на рынке и моделирование действий компании в условиях изменяющейся внешней среды будет способствовать преодолению возможных негативных тенденций в её развитии.

В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет, и наблюдается тенденция к росту лизинговых операций, что подтверждает объем нового бизнеса (стоимости имущества), который за первые шесть месяцев 2016 года составил 275 млрд рублей (прирост по отношению к первому полугодию 2015 года - около 13%). По данным анкетирования от группы RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА»), только четверть участников исследования показала отрицательные темпы прироста нового бизнеса за январь-июнь 2016г. За первое полугодие 2015 г. лизинговый бизнес сократился у более 75% респондентов. Позитивно на лизинговые сделки повлияла стабилизация на финансовом рынке в первую очередь в банковском секторе со второй половины прошлого года. Однако от относительно спокойного для лизингового рынка первого полугодия 2014 года объем нового бизнеса за январь-июнь текущего года отстает на 20%. Среди крупнейших участников российского рынка в первом полугодии 2016 г. как и в 2015 г. на первых позициях среди лизинговых компаний по объему нового бизнеса продолжают оставаться ВТБ Лизинг, «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК (в первом полугодии 2016 года по данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), первую и вторую позицию в топ-3 заняли ВТБ Лизинг и ГТЛК соответственно, на третье место вышел «Сбербанк Лизинг») в отличие от «ВЭБ-лизинг», который с первого места опустился на четвертую позицию. Среди топ-10 лизингодателей положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали, как и в 2015 году «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. В совокупности доля тройки лидеров составила 46,15% всего объема нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось 81,9% нового бизнеса (в первом полугодии 2015 года - 67%) (см. таблица 1) [12].

 

Таблица 1. - Топ-7 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2016 года [12]

Место по новому бизнесу Наименование ЛК Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 1 пол. 2016 года, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса 1пг2016 / 1пг2015, % Сумма новых договоров лизинга за 1 пол. 2016 года, млн рублей Объем лизингового портфеля на 01.07.2016, млн рублей
01.07.16 01.07.15          
    ВТБ Лизинг        
    «Государственная транспортная лизинговая компания»        
    «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)   -8    
    «ВЭБ-лизинг»   -48    
    Европлан        
    «Сименс Финанс»        
    «Балтийский лизинг» (ГК)        

 

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля лизинговых компаний с государственным участием вышли в тройку лидеров (в частности ГТЛК), связано это с укреплением позиций государственных компаний в розничных сегментах и рядом крупных сделок в автотранспортных сегментах, а не в авиасегментах, как это было в прошлом году [18, c.72].

В структуре источников фондирования сделок компаний с государственным участием кредиты выросли с 61% до 65%, а у лизингодателей, контролируемых российскими банками, - с 72% до 87%. Нужно отметить, что государственные компании продолжают привлекать средства за счет векселей, примером активного использования которого демонстрирует лидер рынка «ВТБ Лизинг». Компании прочих российских собственников нарастили долю собственных средств с 28% до 33% и стали активнее использовать авансы.

Стоит обратить внимание и на то, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили с 9% до 19% лизингодатели, подконтрольные иностранным банкам. В то время как компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования, больше стали использовать облигации и меньше кредиты и собственные средства.

Причем необходимо отметить, что с этого года Фонд развития промышленности участвует в финансовом обеспечении лизинговых проектов, направленных на поддержку технологического перевооружения и / или модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний.

Для лизинговых компаний стратегическое планирование призвано играть особую роль в виду макроэкономического значения лизинга в качестве инструмента обновления материально-технической базы отраслей и непосредственной взаимосвязи с инвестиционным спросом. При этом место и роль подразделения стратегического развития в лизинговой компании зависит от организационной формы управления лизингом и масштабов деятельности компании.

В целом в настоящее время стратегическое планирование в сфере лизинга находится на этапе становления. Крупные лизинговые компании активно проводят стратегические исследования рынка на постоянной основе, занимаются бизнес-планированием, разрабатывают стратегию развития собственными силами путём создания соответствующих подразделений, либо нанимают сторонних консультантов, имеющих необходимые методологические компетенции [2, c.85].

Широкие возможности по разработке стратегии в крупных компаниях имеют и свою обратную сторону. Довольно часто возникает ситуация, когда стратегия разрабатывается в значительном отрыве от операционной деятельности, а результаты стратегических разработок так и не доходят до операционализации. Возникают сложности во внутренних коммуникациях. Кроссфункциональный характер организации процесса стратегического планирования подразумевает вовлечение в этот процесс подразделений продаж, маркетинга, финансов, управления персоналом. Однако при наличии в структуре компании подразделения стратегического развития у коллектива компании могут возникнуть ложные представления о том, что к ним процесс стратегического планирования не имеет никакого отношения. Усложняется сбор необходимой для стратегического планирования информации и вовлечение персонала в разработку стратегии также и в крупных компаниях с разветвлённой территориальной структурой.

Более мелкие лизинговые компании либо вообще не разрабатывают стратегических планов, либо осуществляют планирование в краткосрочном горизонте в силу высокой зависимости от текущей конъюнктуры рынка, неопределённостей с привлечением заёмного финансирования. Клиентская база мелких лизингодателей представлена также небольшими компаниями, часто с неустойчивым финансовым состоянием, без долгосрочных планов развития, что создаёт дополнительный риск для операционной деятельности.

Положительным моментом специфики разработки стратегии в небольших компаниях является лёгкость вовлечения сотрудников в этот процесс. Но отсутствие необходимых ресурсов и компетенций приводит к тому, что стратегия не имеет чётко продуманного плана, разрабатывается в высокой зависимости от воли и желаний высшего менеджмента, зачастую методологически некорректно и не приводит к реальному управлению изменениями.

В современных условиях функционирования лизинговых компаний подразделение стратегического развития является координирующим центром подсистемы стратегического управления, а значит в определённой мере и всей системы менеджмента компании в целом.

На этом фоне наиболее эффективным считается подчинение подразделения стратегического развития топ-менеджменту компании. При этом основной функцией подразделения стратегического развития будет являться оказание методической и методологической поддержки руководству компании в части реализации процесса стратегического управления [19, c.87].

Подразделение стратегического развития совместно с собственниками компании и топ-менеджментом определяет перспективное развитие компании и, соответственно, призвано качественно изменить её текущее позиционирование, наметить конкурентные преимущества в будущем. Качественная связь между состояниями AS IS и TO BE выражается через перспективные проекты, комплекс оптимизирующих мероприятий по итогам диагностики внешней и внутренней среды лизинговой компании. Количественная связь между текущим и будущим состояниями выражается с помощью дерева целей и стратегической карты компании.

В условиях стагнации рынка лизинга маркетинговые цели лизинговой компании могут быть представлены как повышение эффективности продуктовой линейки при сохранении доли рынка, реструктурирование клиентской базы в виде наращивания доли более перспективного с рыночной точки зрения клиентского сегмента.

Стоить отметить, что в условиях нестабильной макроэкономической обстановки, стагнации рынка лизинга целесообразно разрабатывать и утверждать стратегию не более, чем на 3-5 лет. Однако, деятельность большинства государственных компаний и компаний с государственным участием связана с участием в государственных программах развития отраслей. На этом фоне стратегию развития таких компаний целесообразно увязывать с периодом реализации конкретной государственной программы. В то же время для любой лизинговой компании необходим пересмотр и корректировка прежде всего финансовых показателей и показателей продаж на более частой основе. Таким образом, одной из основных функций управления стратегического развития лизинговой компании является обеспечение стратегического контроллинга - постоянного процесса мониторинга реализации и обновления стратегии развития [20, c.41].

В лизинговых компаниях с развитой системой менеджмента возможны различные варианты структурной организации подразделения стратегического развития. При матричном принципе организации процесса стратегического управления в рамках действующих подразделений создаются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы.

Одновременно с реализацией проектов возможно выполнение основной функции на постоянной основе (стратегический анализ рынка лизинга, сведение стратегических наработок, аналитическая поддержка управленческих решений руководства). Преимуществами данного варианта являются гибкость при распределении трудовых ресурсов, разнообразие задач, кроссфункциональность, эффективность в реализации проектов, развитие командообразования. В то же время имеются и существенные недостатки - необходимость двойного подчинения, сложности в коммуникациях.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.