Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН





ДО IX ВЕКА

 

Первобытность

История человечества охватывает около 3 млн. лет, из которых письменными источниками освящены события лишь последних 7 тысяч лет. Весь предшествующий период примерно в 400 раз более длительный, чем время письменной истории, известен преимущественно по данным археологии, лингвистики, палеоантропологии, геологии, палеонтологии, этнографии и др.

В археологии принято деление первобытности на три основных эпохи: камня, бронзы и раннего железа.

Самой длительной была эпоха камня, которая последовательно включает в себя древнекаменный век (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новокаменный век (неолит).

Палеолит открывает историю человечества и состоит из трех периодов. Ранний палеолит датируется временем от выделения человека из животного мира (около 3 млн. лет) до 100 тыс. лет назад. Это время существования архантропов - сначала Homo habilis (человек умелый), затем Homo erektus (человек прямоходящий или питекантроп). Человек научился изготовлять необходимые каменные орудия, начал овладевать навыками охоты, был знаком с огнем, значительно расширил область своего обитания в пределах всех основных материков старого света. Около 150 тыс. лет назад начинается заселение Восточной Европы.

Средний палеолит (100-40 тыс. лет до н.э.) - время существования неандертальца. Значительно усовершенствуется техника изготовления кремневых орудий, человек стал сам добывать огонь. Выразительным памятником среднего палеолита в Поволжье является стоянка Сухая Мечетка на северной окраине Волгограда, которая являлась, очевидно, базовым лагерем древних охотников на бизонов. В конце среднего палеолита происходит становление доплеменного родового общества, при котором люди, объединенные общими хозяйственными интересами и узами родства, жили мелкими изолированными общинами. Появляются самые ранние свидетельства духовного мира первобытных людей - первые погребения, зарождение тотемизма и изобразительного искусства. Наиболее древний памятник этого времени на территории Татарстана - стоянка Красная Глинка в Тетюшском районе.

Поздний палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.) характеризуется становлением человека разумного - Homo sapiens. Отмечены существенные достижения в хозяйстве, эволюции общественных отношений, в развитии искусства. Наблюдается дальнейшее освоение земель, заселенной становится почти вся территория нашей страны.

Эпоха мезолита (10-5 тыс. лет до н.э.) совпадает по времени с периодом окончательного отступления ледника. Это время значительных изменений природных условий и, как следствие всех экологических перемен, изменений растительного и животного мира. Вымерли представители мамонтовой фауны ледникового периода - гигантские травоядные - мамонт, шерстистый носорог, степной бизон, мускусный бык, гигантский олень и др. Объектами охоты стали животные, жившие по одиночке или небольшими группами (олени, лоси, кабаны, косули, медведи). Охота стала более сложной и менее успешной, в связи с чем возрастает роль собирательства, рыбной ловли.

Изменения в хозяйстве повлекли за собой и перемены в образе жизни человека и характере его поселений. Человек эпохи мезолита должен был вести подвижный образ жизни. Стоянки мезолита носили временный сезонный характер и принадлежали малым родовым общинам. Большинство мезолитических культур характеризуется появлением принципиально новых видов каменных орудий - микролитов и макролитов.

Эпоха неолита на огромных просторах лесной территории нашей страны датируется IV-III тыс. до н.э. Появляются глиняная посуда, деревообрабатывающие орудия - топоры, долота, тесла. Хозяйство, включавшее занятие охотой, рыболовством и собирательством, носило комплексный характер.

Неолит в общеисторическом масштабе - новая эпоха в истории человечества, так как она означала переход от присваивающего хозяйства к производящему, от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В лесной зоне Восточной Европы производящее хозяйство возникает значительно позже - в начале эпохи бронзы. Экономика здесь оставалась охотничье-рыболовецкой.

На большей части нашей страны в лесной зоне на смену позднему неолиту приходит непосредственно бронзовый век, а затем век раннего железа. На территории Среднего Поволжья к этому времени известны племена волосовской, балановской, абашевской, срубной, приказанской культур, а также ананьинской культурно-исторической общности.

Открытие металла способствовало развитию обмена между отдаленными землями, так как далеко не все области располагали медными рудами. Расширение экономических связей, существование тысячекилометровых торговых путей стало возможным благодаря появлению надежных средств передвижения. В начале эпохи бронзы было изобретено колесо, появился колесный транспорт. Почти повсеместно это - эпоха развития скотоводческого хозяйства. Со второй половины III тыс. и во II тыс. до н.э. на обширных пространствах Евразии приходят в движение ранние скотоводческо-земледельческие племена, изменившие этнокультурную карту Европы.

Происходит дальнейшее развитие общественных отношений - патриархальные родовые группы вступают в полосу сложения военной демократии. Этот процесс археологически фиксируется появлением укрепленных поселений - городищ, распространением боевого оружия и выделением военных вождей. Переход к отношениям военной демократии, наряду с ощутимым имущественным неравенством, знаменовал начало распада первобытнообщинного строя.

Киммерийцы. Скифы. Сарматы

 

Древнейшими среди племен Восточной Европы, имя которых нам известно, были киммерийцы - кочевники, жившие в начале раннего железного века (IX-VIII вв. до н.э.) в степях Северного Причерноморья. Краткие сведения о киммерийцах содержат сочинения античных авторов (Геродот, Страбон) и ассирийские клинописные тексты. К началу VII в. до н.э. киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и отступили через Кавказ, опустошив Анатолию, Фригию, Лидию и греческие города на побережье. Этническая принадлежность киммерийцев большинством лингвистов и археологов в настоящее время определяется как древнеиранская.

Рассказ Геродота свидетельствует об отсутствии какой-либо центральной власти у киммерийских племен и о существовании у них нескольких вождей - царей. Объединения киммерийских племен создавались, видимо, лишь ради внешней экспансии и во время нее.

Самое раннее упоминание скифов относится к 70-м гг. VII в. до н.э. История скифов нашла отражение в произведениях античных авторов, в ассиро-вавилонских клинописях и памятниках археологии.

Наиболее полные сведения о скифах содержатся у Геродота - одна из частей его «Истории» так и называется «Скифский логос». Вот уже более 200 лет открытия археологов подтверждают достоверность сведений Геродота и значительно дополняют их.

Географическое положение Скифии ограничивалось в основном степями между Доном и Дунаем, хотя в более ранний период в ее состав входили и степи Предкавказья.

Геродот пишет, что Скифию населяли кочевые и земледельческие племена, и перечисляет их с юга на север: каллипиды или эллино-скифы, выше них - ализоны (или алазоны), над ними скифы-пахари и скифы-скотоводы. На восток от Борисфена (Днепр) в степях жили скифы-кочевники, далее до Азовского моря (Меотиды), реки Танаис (Дон) и в степях Крыма кочевали царские скифы.

В VI в. до н.э. произошло складывание союза кочевых и земледельческих племен с царскими скифами во главе.

Сплочению и политическому объединению скифских племен способствовала победа скифов над войском персидского царя Дария в 512 г. до н.э.

Развитию торговли, культуры скифов, углублению имущественной и социальной дифференциации содействовали и торговые контакты с появившимися на берегах Черного моря в конце VII-VI вв. до н.э. греческими колониями.

Глубокая имущественная дифференциация скифского общества не могла не сопровождаться развитием разных форм зависимости рядовых членов общества от аристократии. Однако рабство не играло сколько-нибудь значительной роли в производственной деятельности скифов. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства рабовладельческие отношения не могли стать основой социально-экономических отношений в обществе.

Скифия являлась кочевническим царством с развитой для своего времени иерархической структурой управления. Единоличный правитель-царь опирался в своей власти на войско и его предводителей-старейшин. Большое значение в Скифии имело жречество.

Вторая и третья четверть IV вв. до н.э. были временем наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории Скифского царства. Именно тогда в IV в. до н.э. были возведены все самые знаменитые курганы скифских царей - величайшие памятники эпохи расцвета Скифии.

«Царские» курганы (Солоха, Чертомлык, Александрополь, Толстая Могила, Куль-Оба) характеризуются высокими насыпями - до 20 м - и погребальными сооружениями, опущенными в грунт на 10-12 м, от входной камеры отходят одна или несколько катакомб. В центральной камере - погребенный в роскошной одежде с дорогими украшениями, оружием, ритуальными сосудами, запасами вина и т.д., его часто сопровождали захоронения насильственно убитых слуг, наложниц; в отдельных камерах устраивались погребения коней (от 1 до 12) вместе с несколькими конюхами. Наиболее богатые из этих курганов являлись, очевидно, погребениями скифских царей и их семей, остальные погребения - представителей знати.

Во время правления царя Атея возник экономический, политический и административный центр Скифии на Каменском городище, расположенном на левом берегу Днепра, напротив города Никополя.

Дальнейшая история Скифии - это бесконечные войны, постепенно подтачивающие ее могущество. Сам Атей погиб в 339 г. до н.э. в 90-летнем возрасте в битве на Дунае с Филиппом Македонским, отцом знаменитого полководца древности. За счет Скифии расширяет свои земли Боспорское царство, скифы терпят поражение от фракийцев (313 г. до н.э.). Но главный враг Скифии был на Востоке.

В IV в. до н.э. начинается продвижение ирано-язычных кочевых племен из степей Поволжья и Приуралья на Запад через реку Танаис (Дон), в результате чего к середине или к концу III в. до н.э. территория Скифии подверглась значительному сокращению, ограничившись главным образом Крымским полуостровом.

Здесь наиболее ярко проявляются особенности сильно эллинизированной позднескифской культуры в основном оседлого земледельческого населения. Столицей позднескифского царства являлось городище Керменчик, расположенное на окраине Симферополя. Городище это часто отождествляется с городом Неаполем, упомянутым в письменных источниках. Античные авторы сообщают о постоянных войнах крымских скифов с Херсонесом, Ольвией, Боспором, в которых скифы в конце концов терпят поражение.

В III в. н.э. Скифия в Крыму подверглась сокрушительному нашествию готов. Следующий, уже последний, удар по скифам был нанесен в IV в. н.э. гуннами, после него скифы перестали существовать как этническое целое.

Племена, расселившиеся в VII-IV вв. до н.э. на обширных просторах степей от Дона до Южного Урала, называются сарматами. Их культура, близкая скифской, характеризуется прежде всего погребальными памятниками - подкурганными погребениями. Среди наиболее крупных и богатых курганов военной аристократии выделяется курганная группа Пятимары (V в. до н.э.) в Приуралье.

Письменные источники донесли до нас названия крупных племенных союзов сарматов - сираки, аорсы, языги, роксоланы, с середины I в. н.э. аланы. Исследователи считают, что Нижнее Поволжье и Подонье являлись исходной территорией сарматской экспансии. Эти степи периодически «впитывали» родственные племена Южного Приуралья, Казахстана, Средней Азии, здесь формировались крупные союзы племен, которые затем направлялись преимущественно в юго-западном, в Предкавказье, и западном, к границам Римской империи, направлениях.

Перенаселенность в условиях ведения экстенсивного кочевого скотоводства, требующего периодических передвижений на значительные расстояния, вынуждала сарматов к освоению новых земель.

Основой социальной организации сарматов являлись родоплеменные отношения. В их общественной жизни особую роль играли женщины. Они могли быть вождями, жрицами и даже воинами. Это позволяет говорить о сохранении у этих племен материнского счета родства. В дальнейшем сарматское общество становится патрилинейным.

Гунны

 

В конце III в. до н.э. в степях Центральной Азии смешанные тюрко-монгольские племена хунну создали кочевническое объединение во главе с правителем Модэ. Этот союз племен то расширял свои владения от Монголии до Каспийского моря, то распадался, терзаемый внутренними противоречиями и под ударами объединенных сил внешних противников. В середине I в. н.э. некогда могущественная держава Хунну распалась на Южную, подчинившуюся Китаю, и Северную империи.

Во II в. н.э. северные хунну были окончательно разбиты Китайским государством Сяньби, вытеснены со всей своей территории и двинулись на запад по азиатским степям, занятым тюрко-язычными и угро-язычными народами. Все эти народы, побежденные и покоренные хунну переходили к таборному кочеванию, военно-демократическому строю и все одинаково участвовали в нашествии, медленно и неуклонно двигавшемся на европейские степи. Объединение хунну представляло собой союз разноэтничных и разноязыких племен.

По мере движения по степным просторам Азии орда хунну-гуннов, очевидно, обрастала не только тюркскими, но и угорскими и ирано-язычными (сарматы) племенами. К концу IV в. н.э. в степях Восточной Европы происходит полная смена населения. Археологические исследования отмечают исчезновение в это время на Нижней Волге, в Приуралье, в Западном Казахстане культуры кочевых сармат, в степях Украины и Молдавии - земледельческих поселений (черняховская культура).

Археологический материал эпохи гуннов чрезвычайно скуп - на всей огромной территории евразийских степей насчитывается чуть более 50 их погребальных памятников, в основном разграбленных. Исследователями выделяются характерные черты культуры гуннов - тяжелые дальнобойные луки, отсутствие выдающихся богатством погребений, что соответствует стадии военной демократии, полиобрядность погребений как отражение полиэтничности общества, бронзовые литые «гуннские» котлы как символы единства патриархальных семей, из которых и состояло общество военной демократии.

Вторжение гуннов в Европу в 70-х гг. IV в. вызвало грандиозные передвижения, которые вошли во всемирную историю как Великое переселение народов.

Самый полный рассказ из европейских авторов о гуннах содержится в «Истории» Аммиана Марцеллина (конец IV в.). Кроме описания их внешности, обычаев, военных действий подробно рассматривается образ жизни: «у них никто не занимается хлебопашеством и не касается сохи... Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни кочуют по разным местам как вечные беглецы с кибитками, в которых они проводят жизнь». Гунны «не подчинены строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути».

Гунны обрушились на славян, готов и Римскую империю. В V в. их вождь Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была степная долина Среднего Дуная.

Великое переселение явилось важным этапом в складывании многих современных народов, а в степях к западу от Арала положило конец многовековому преобладанию иранцев и открыло не менее длительный период движения тюрко-язычных кочевников. Гунны провоевали в Европе около 80 лет, затем их племенной союз распался после смерти Аттилы в 453 г.(?). Одна часть племен осталась на Дунае и в Причерноморье, а другая откочевала обратно на восток.

Славяне

 

Проблема происхождения и древнейшей истории славян до сих пор остается одной из самых сложных в науке. Ее решением заняты специалисты ряда наук - истории, археологии, лингвистики, антропологии, этнографии. Особенно значителен вклад в исследование древнейшей истории славян лингвистики и археологии.

По мнению лингвистов, общеславянский (праславянский) язык принадлежит к числу молодых в семье индоевропейских языков, его образование относится ко времени не ранее I тысячелетия до н.э. В V-VII вв. н.э. с началом широкого расселения славян их языковое единство еще продолжало существовать, однако, появились условия для зарождения в разных местах славянского ареала отдельных языковых групп. На основе праславянской лексикологии можно утверждать, что славяне в I тыс. до н.э. и в первых веках нашей эры заселяли лесные земли с умеренным климатом и обилием рек, озер и болот, в стороне от степей, гор и морей, в бассейнах рек, впадающих в Балтийское море.

Праславяне на раннем этапе жили где-то в стороне от скифского населения Северного Причерноморья. Движение славянских племен в юго-восточном направлении, по-видимому, началось уже после падения скифского царства. Поэтому значительное иранское воздействие затронуло только часть славян, расселившихся в Среднем Поднепровье и Причерноморье.

Самые ранние сведения о славянах в античных письменных источниках относятся к первым векам нашей эры. Эти данные очень отрывочны, а в географическом отношении не конкретны. Более существенное значение имеет сочинение готского епископа Иордана (VI в.), который делает ряд экскурсов в историю славян.

К крупным достижениям археологии в последние десятилетия относятся выявление и изучение славянских памятников V-VII вв. н.э. - времени первых упоминаний славян в письменных источниках под собственным именем. По мнению ведущих историков и лингвистов (Ф.П.Филин, В.В.Седов), история восточного славянства начинается в VII-VIII вв., когда из общеславянского (праславянского) языка стал выделяться самостоятельный восточнославянский язык. К настоящему времени сравнительно хорошо изучены территория славян, их расселение, хозяйство, общественные отношения, обычаи и верования, характерные для второй половины I тыс. н.э..

Славянские древности V-VII вв. н.э. выделяются среди прочих, синхронных им, европейских памятников важнейшими этнографическими признаками - специфической лепной керамикой, характером домостроения и погребальной обрядностью. В этот период славянские древности расположены на обширной территории Средней и Восточной Европы от Эльбы на западе до Днепра и Волхова на востоке и от побережья Балтийского моря на севере до Балканского полуострова и Пелопоннеса на юге. К VIII в. славяне занимали уже и большую часть Восточноевропейской Русской равнины. Северная часть Русской равнины от Прибалтики и Финляндии до Урала до славян была заселена финно-угорскими племенами, юго-западнее от устья Вислы до устья Западной Двины жили балты.

Материальная культура славян на такой широкой территории уже не была единой, славяне при взаимодействии с иноплеменным населением в культурном отношении разделились на несколько локальных групп. По археологическим материалам V-VII вв. выделяются крупные группировки славянства. Культура пражско-корчакского типа, занимавшая территории от Верхней Эльбы на западе до Среднего Днепра на востоке, включая области Среднего Подунавья, верхнего течения Одры, Вислы и Днепра, а также Припятское Полесье до Киева. Иордану эта славянская группировка была известна под именем склавенов (славенов). Древности другой культуры - пражско-пеньковского типа - расположены на юго-востоке славянского мира от Нижнего Дуная до Северского Донца и отождествляются с антами Иордана и византийских авторов. Третья группировка характеризуется славянскими памятниками на Балтийском побережье между низовьями Вислы и Эльбы. Некоторые исследователи связывают эти памятники с венедами Иордана. Четвертая группировка на северо-востоке славянского мира не нашла отражения в письменных источниках. Эта группа выделена В.В.Седовым по специфическим погребальным памятникам - длинным курганам, расположенным в бассейнах рек, впадающих в озера Ильмень и Псковское.

VI-VIII вв. входят еще в праславянский период, когда расселившиеся на широкой территории Восточной Европы славяне были едины в языковом отношении. Переселения их происходили не из одного центра, а из разных диалектных областей праславянской территории. Результаты глубокого лингвистического анализа позволили ученым (П.П.Филин) выделить в VIII-IX вв. особую языковую зону на востоке славянского мира, которая составила язык восточных славян, известный как древнерусский. Территориально эта зона восточнославянского языка совпадает с территорией позднейшей Древней Руси и восточнославянской народности.

К концу I тыс. н.э. отдельные восточно-славянские племена группируются в более крупные объединения - союзы племен или племенные княжества. О тринадцати таких союзах племен у восточных славян сообщает автор «Повести временных лет» (XII в.). В Среднем Поднепровье жили поляне с центром в Киеве. Западнее - древляне. Далее на запад, на Волыни, первоначально расселялись дулебы, а затем бужане (волыняне). В междуречье Припяти и Западной Двины - дреговичи. На левобережье Днепра - северяне, по берегам реки Сожа - радимичи. На Верхней Оке - вятичи. Верховья Днепра, Волги, Западной Двины занимали кривичи. По берегам реки Полоты селились полочане, на севере, в бассейне озера Ильмень, - словене. На самом юге восточнославянской территории, в бассейнах Днепра, Южного Буга и Днестра, располагались уличи, тиверцы. В Прикарпатье обитали хорваты.

В славянских общинах VI-VII вв. были еще довольно прочными кровнородственные связи, которые скреплялись общей собственностью на землю, коллективным управлением, совместным хозяйством, равным распределением добытого общественного продукта, едиными обычаями и верованиями. Отдельные патриархальные семьи тогда еще не располагали необходимыми возможностями для самостоятельного обособленного хозяйственного существования.

Третью четверть I тыс. н.э. исследователи считают переходным этапом от семейной общины к территориальной. В VIII-IX вв. главной социальной организацией славян постепенно становится малая семья и территориальная община. Соседская община объединяла теперь людей не на основе родственных отношений, а главным образом по территориально-хозяйственному принципу. Появление частной собственности способствовало возникновению первых признаков имущественного неравенства среди общинников.

Византийские авторы VI в. (Маврикий, Менандр, Прокопий и др.) сообщают о рабах у славян. Вполне возможно, что рабы использовались славянами в качестве слуг и наложниц. Однако рабовладение не стало основой хозяйственной жизни славянских общин, хотя и способствовало появлению и утверждению в них знати. Об имущественном неравенстве внутри славянского общества в последних веках I тыс. н.э. свидетельствуют археологические данные.

Этому способствовало также развитие межплеменного обмена, торговые связи с Византией, Хазарским каганатом и кочевыми племенами, возможные и довольно частые военные столкновения, в ходе которых, в случае удачи, добывались рабы, предметы роскоши и т.п. Дружины, видимо, набирались накануне военных походов или набегов и распускались после них. Князья еще не могли содержать постоянно значительное число дружинников. Но постепенно в славянских племенах формируются сравнительно устойчивые дружины, способствуя тем самым появлению особого дружинно-княжеского слоя.

Основными занятиями восточнославянского населения были земледелие и скотоводство, дополняемые охотой, рыбной ловлей, лесными промыслами. Ведущей системой земледелия в VI-VII вв. являлась подсечно-огневая, которая не требовала тягловой силы животных, специальных пахотных орудий (на поселениях они не обнаружены) и плодородных земель. При обработке легких луговых почв использовалась и переложная система земледелия. К VIII-IX вв. наряду с подсекой и перелогом появляется пашенная система земледелия. Высевали просо, пшеницу, овес, ячмень, бобы, горох, вику, коноплю. В животноводстве ведущее место занимали разведение крупного рогатого скота, а также свиноводство и мелкий рогатый скот. Главной тягловой силой была лошадь.

Наряду с земледелием и скотоводством у славянских племен развивалось общинное ремесло. Ремесленная продукция поступала в распоряжение всех членов общины. Металлургическое ремесло, требовавшее специальных знаний и навыков, довольно рано выделилось у славян в отдельную отрасль хозяйства. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом - древесный уголь. Из железа прежде всего изготовлялись железные орудия - наральники и сошники, мотыги, косы, серпы; орудия для обработки дерева - топоры, тесла, долота, скобели, лошкари; бытовые изделия - ножи, гвозди, шилья, пряжки; оружие - наконечники стрел, копий, дротиков. VI-VII века характеризуются еще сравнительно узким ассортиментом изделий и простыми технологическими приемами. В конце VII-VIII вв. наблюдался значительный подъем железообрабатывающего ремесла. Металлографический анализ железных изделий, найденных при раскопках поселений в разных регионах восточного славянства, показал, что кузнецы уже овладели сложными приемами получения стали и сварки железа со сталью.

Изделий из цветных металлов при раскопках славянских поселений находят меньше. Тем не менее, археологам известно несколько мастерских бронзолитейщиков (Зимно, Титчиха, Гнездово, Изборск и др.). Из цветного металла изготовлялись прежде всего украшения: шейные гривны, перстни, браслеты, височные подвески, фибулы, лунницы, поясные пряжки, накладки и другие.

Изделия из серебра, меди и сплавов выполняли техникой литья, ковкой, тиснением, орнаментировали чеканкой. В VIII-IX вв. широкое распространение получают сканые и зерненые изделия в подражание восточным образцам. В качестве сырья славянские бронзолитейщики использовали арабские и византийские монеты.

Развивались у восточных славян и другие виды ремесел домашнего характера: прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости и глины и т.д. Именно они обеспечивали потребности семьи в одежде, жилище и бытовых вещах.

Самым массовым археологическим материалом и маркирующим культурным признаком является керамика. Лепная обожженная в домашних печах посуда с VIII в. дополняется, а затем постепенно вытесняется керамикой, выполненной на гончарном круге. С этого времени производство глиняной посуды перестает быть только домашним промыслом, а становится уделом гончаров-ремесленников, работавших на рынок.

Славянские общины VI-VII вв. в массе своей являлись замкнутыми коллективами. Они самостоятельно вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым. Хозяйственные связи между общинами были чрезвычайно слабыми. Вместе с тем, выделение железоделательного, кузнечного, ювелирного, гончарного ремесел в качестве обособленных отраслей хозяйства позволяет предполагать у славян определенный уровень развития обмена и торговли.

Одним из ранних свидетельств существования торговых отношений в VII-VIII вв. являются монетные и вещевые клады племени антов на Среднем Днепре. В VIII-IX вв. восточнославянские племена включаются в мощный поток волго-балтийской международной торговли, связавшей Восток со славянскими землями и Западной Европой. Позже, в IX-X вв., начинает активно функционировать другая торговая магистраль по Днепру и Волхову - путь «из варяг в греки».

Развитие торговых отношений, изготовление ремесленной продукции на заказ способствовало возникновению специализированных ремесленных поселений, которые со временем становились центрами внутренней и внешней торговли, вокруг них начинают возводить укрепления. Некоторые такие восточнославянские центры постепенно перерастали в первые города.

Определяющим фактором в общественной, духовной и личной жизни восточных славян было язычество. Оно являлось их всеобъемлющим мировоззрением. Главным божеством был, очевидно, Перун - общеславянский бог грома и молнии. Содержание языческих верований славян определялось главным образом земледелием как хозяйственной основой жизни. Большинство обрядовых празднеств отражало циклы сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными в языческих жертвоприношениях. С аграрным культом связывались божества Солнца - Даждьбог и Хорс, Велес - скотий бог, Стрибог - бог ветра. В источниках называются и другие божества восточных славян - Род и рожаницы, берегини и упыри.

Жреческие функции у славян в ранний период выполнялись племенными и родовыми старейшинами. Позднее культовые ритуалы, возможно, выполняли князья.

Тюркский каганат

 

С V в. н.э. в китайских источниках появляются первые сообщения о народе тугю или тюркютах, проживавших на южной окраине пустыни Гоби. Собирательное имя Тугю впоследствии превратилось в этническое именование племенного объединения. Возглавил его род Ашина (Ашина в переводе с древнемонгольского - сяньбийского - благородный волк). В 439 г. Ашина с пятьюстами семействами переселился на южную окраину Алтая. Уже в этот начальный период своей истории тугю - тюркюты владели навыками выплавки железа, что обеспечивало им преимущество перед другими кочевниками.

По мнению историка Л.Н.Гумилева, языки, ныне называемые тюркскими, сложились в глубокой древности, а народ «тюркютов» возник в конце V в. вследствие этнического смешения в условиях лесостепного ландшафта, характерного для Алтая и его предгорий. Слияние пришельцев с местным населением оказалось настолько полным, что через столетие они представляли целостность, которую принято называть древнетюркской народностью или тюркютами. К этому времени тюркоязычная среда уже успела распространиться далеко на запад от Алтая в страны, где жили гузы, канглы, или печенеги, древние болгары и гунны.

В середине VI в. алтайские племена тюрок во главе с каганом (властителем) Бумынем (Тумынем) в союзе с племенами теле образовали Тюркский каганат, объединивший большое число разноэтничных племен Алтая и Центральной Азии. Ядро каганата составляли алтайские тюрки - тугю. В 554 г. тюрки двинулись в Среднюю Азию. Подчинив Семиречье, Центральный Казахстан и Хорезм, они достигают Аральского моря. В союзе с Сасанидским Ираном в 60-е гг. VI в. тюрки разгромили в Средней Азии эфталитов. Граница между Ираном и каганатом проходила по Амударье. Среднеазиатские земли оказались, таким образом, в зависимости от тюрок.

В 70-х гг. VI в. Тюркский каганат распространил свою власть до Северного Кавказа и степей Северного Причерноморья. Каган Истеми установил дипломатические отношения с Ираном и Византией. Вся история Тюркского каганата была наполнена непрерывными войнами и междоусобицами. В результате в 581 г. он распался на два каганата, враждовавших между собой - Восточный и Западный. Это обрекло Восточно-Тюркский каганат на поражение от китайской империи. В то же время Западно-Тюркский каганат достигает своего расцвета. Покоренные местные властители Средней Азии получали титул селифов и считались тюркскими наместниками, а для контроля и сбора дани к ним были приставлены тутуки. Продолжалась активная внешняя политика и на западных рубежах каганата. В 627 г. каган направил свои войска в Закавказье на помощь Византии, воевавшей с Ираном.

На протяжении всей истории каганата тюркюты оставались кочевниками. Обогащающие грабительские набеги и войны, а также подвластное население Средней Азии с высокой земледельческой культурой обеспечивали гармоничное развитие экономики каганатов.

Появление понятия своей земли, единого языка, единой письменности, развитие отдельных ремесел, четкая социально-политическая структура (разделение на аймаки, абсолютная власть кагана, порядок сбора податей и прочее), целенаправленная внешняя политика, забота о налаживании Великого шелкового пути с Востока на Запад - все это, по мнению историка С.А.Плетневой, является доказательством того, что каганаты были уже государствами.

Период между 630 и 651 гг. был заполнен острейшей междоусобной борьбой, которая закончилась полным крахом Западно-Тюркского каганата.

Тюркские каганаты способствовали консолидации тюркских племен на обширных пространствах Центральной Азии, от Маньчжурии до Каспийского моря, заложили основы формирования ряда тюрко-язычных народностей. Сильная военная организация каганатов воздвигла мощный заслон агрессивным поползновениям Китая и Ирана в отношении народов Центральной и Средней Азии.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.