Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 6. Гражданская война – Предвоенный период.





Лекция 6. Гражданская война – Предвоенный период.

Гражданская война – это организованная вооружённая борьба за власть внутри своего государства между народами, классами и другими социальными группами.

Причины Гражданской войны

  1. Конфискация помещичьих земель, национал-ция банков – с тремление свергнутых классов восстановить свое господство.
  2. Нежелание политических партий найти компромисс и решить коренные вопросы жизни страны.
  3. Роспуск Учредительного собрания, кот. уменьшил число сторонников Советской власти.
  4. Вмешательство иностранных гос-в. Поддержка странами Антанты белогвардейских войск обусловила длительность войны.
  5. Политика продовольственной диктатуры настроила против большевиков часть крестьян.
  6. Брестский мир (март 1918 г.) вызвал разногласия среди политических партий.
  7. Существования в России многомиллионного контингента пленных Первой мировой войны.

1.Лето-осень 1918 г.- начало вооруженного противостояния и интервенции.

2.Конец 1918 - лето 1919 г. - Советская республика в «кольце фронтов». Большая Гражданская война.

3.Лето 1919 - 1920 гг. - разгром белогвардейцев.

4.Конец 1920 - 1922 гг. – военные действия на окраинах страны.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ И ДВИЖЕНИЯ

«БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ» - сформировалось в ноябре 1917 г. на Юге России путём создания воинских офицерских формирований.

«КРАСНЫЕ» – большевики – сначала создали Красную Гвардию, затем массовую регулярную Красную Армию.

«ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ» - возникла в рез-те роспуска Учредительного собрания. В Самаре – КОМУЧ, в Омске – Временное Сибирское прав-во, в Архангельске – Верховное прав-во Северной области.

«ЗЕЛЁНЫЕ» - крестьянское движение, выступали как против «белых», так и против «красных».

«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ» - борьба за отделение от России и создание самостоятельных государств

 

Противоборствующие силы

Основная борьба в ходе "большой" гражданской войны проходила между красными и белыми.

Но весьма значительной была и третья сила, выступавшая под лозунгом: "Бей красных пока не побелеют, бей белых пока не покраснеют".
В историю гражданской войны она вошла под названием " зеленых ".

Н.И.Махно – в юности увлёкся идеями анархизма. После революции в Гуляй-Поле (Украина) крестьяне под его руководством провели «чёрный передел» земли. После оккупации Украины германскими войсками возглавил партизанскую борьбу за независимую Украину. Они сражались под чёрными знамёнами с надписями «Свобода или смерть!» Против белогвардейцев махновцы выступали вместе с Красной армией. Но в июне 1919 г., а затем в 1920 г. командование КА ведёт борьбу с махновщиной.

Махновцы вели борьбу до осени 1921 г., а затем после тяжёлого ранения Н.Махно эмигрирует из России. Скончался во Франции.

• К концу лета 1918 г. Сов. власть была свергнута на 3/4 терр-ии страны. Интервенты и белогвар-цы захватили районы, кот. давали 85% добычи желз-ной руды, 90% камен-го угля, почти всю нефть.

2 сентября ВЦИК объявил страну, единым военным лагерем. Был образован Реввоенсовет Республики (РВСР) - орган высшей военной власти - Во главе нарком по военным и морским делам Л. Д. Троцкий.

• 30 ноября создается Совет рабочей и крестьянской обороны, которому передается вся полнота власти (им руководил В. И. Ленин),

• Введен всевобуч (всеобщее воинское обучение граждан).

1 5 января 1918 г. (28 января) – Декрет Совнаркома о создании РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии)

Апрель 1918 г. - Декрет об обязательном военном обучении.

Май 1918 г. – Постановление о всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян.

Июль 1918 г. - Закон об обязательной военной службе.

1918 г. – Учреждение первых советских наград.

На Урале и Сибири- адмирал А.В. Колчак.

На севере- генерал Е.К. Миллер.

В Прибалтике- генерал Н.Н. Юденич.

На Кубани и Дону- генерал А.И. Деникин, генерал П.Н.Врангель.

• 28 октября 1920 г. Южный фронт Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе перешёл в контрнаступление. Но планировавшееся окружение провалилось. Основная часть армии Врангеля к 3 ноября отошла в Крым, где закрепилась на подготовленных рубежах обороны в районе г. Перекопа.

7-11 ноября 1920 г. состоялось решающее сражение на Перекопском перешейке. Бои отличались необычайным упорством с обеих сторон и сопровождались большими потерями.

11 ноября Красная Армия смогла прорвать оборону Врангеля и войти в Крым.

• В этих условиях Врангель начал эвакуацию Русской армии и гражданских лиц. В течение трех дней на 126 судов были погружены войска, семьи офицеров и часть гражданского населения крымских портов (около 150 тыс. человек).

• К 13 ноября армия Врангеля и множество гражданских беженцев на кораблях Черноморского флота отплыли в Константинополь.

• 17 ноября 1920 г. Красная Армия полностью захватила Крым. За взятие Крыма ВЦИК награждает Михаила Фрунзе почетным оружием - шашкой в золотой оправе с надписью «Народному герою». 28 ноября.

 

Интервенция - Насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны.

Среди участников интервенции насчитывают 14 государств. Франция, США, Великобритания, Япония, Польша, Румыния и др. Интервенты либо стремились захватить часть российской территории (Румыния, Япония, Турция), либо получить от поддерживаемых ими белогвардейцев значительные экономические привилегии (Англия, США, Франция и др.).

Причины интервенции

1. Прекратить распространение идей социалистической революции.

2. Вернуть национализированное. Сумма иностранных капиталовложений накануне 1917 г. составляла 2,5 млрд. руб.

3. Получить новые территории, рынки сбыта, сырья и сферы влияния.

4. Внешний долг России превысил 16 млрд. золотых рублей. Большевики, объявили этот долг недействительным. (Мы прощаем вам наши долги!)

5. Усиление освободительной борьбы в колониальных странах, примером которой была Советская Россия.

В марте 1918 г. английский десант высадился в Мурманске.

В апреле 1918 г. Англичане и французы высадились во Владивостоке.

Осенью войска Антанты появились под Одессой, Баку, в Крыму,

но из-за брожения в войсках Запад вынужден был отозвать войска.

К 1920 г. англичане, французы, и американцы отказались от вооруженного вмешательства и сделали ставку на помощь белогвардейцам.

Япония оставалась на Дальнем Востоке до 1922 г.

 

• Летом 1918 года, развитие гражданской войны и экономическая разруха вынудили правительство прибегнуть к политике, известной как военный коммунизм.

Цель – сконцентрировать в руках гос-ва необходимые материал-е, продовольст-е и трудовые ресурсы для защиты революции.

• Почему эта политика носила название «военного коммунизма»? «Военного» – потому, что политика эта была подчинена единственной цели – сконцентрировать все силы для борьбы с врагом, «коммунизма» – потому, что ряд услуг для населения был бесплатным

В такой войне нет победителей. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны.

Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – переход к «новой экономической политике» (НЭП).

НЭП (1921-1929) – новая экономическая политика, введенная в 1921 году в условиях экономического и

политического кризиса, предусматривавшая «частичное возрождение капитализма».

Причины перехода к НЭПу

Ò Сокращение населения на 10 миллионов.

Ò Сокращение промышленного производства в 7 раз.

Ò Сокращение добычи угля и нефти до уровня 19 в.

Ò Упадок транспорта.

Ò Сокращение посевных площадей

Ò Сокращение продукции с/х – 67% от довоенного.

Основные мероприятия НЭПа

1. Продовольственный налог.

2.Оплата по труду.

3.Отмена трудовой повинности.

4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.

5.Разрешение наёмного труда.

6.Разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке

7.Существование нескольких форм собственности.

8.Создание концессий (форма государственно-частного партнёрства, сдача гос-вом предприятий в эксплуатацию иностранным инвесторам),

9. “Командные высоты сохранились в руках государства”

ž Продналог - (продовольственный налог – твёрдо установленная норма) - введен взамен продразверстки. Размер устанавливался до весеннего сева(был значительно ниже продразверстки).

ž Все излишки оставались у крестьян. Была разрешена свободная торговля.

ž Разрешалась аренда земли.

ž Разрешен наём работников.

Ø Восстановлена денежная оплата труда.

Ø Отменена трудовая повинность.

Ø Крупные гос. предприятия переводились на хозрасчет (после выполнения гос. заказа самостоятельно реализовывали продукцию).

Ø Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам.

Ø В промышленности и торговле возник частный сектор.

 

Денежная реформа

ž В 1921 г. воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промыш-ти и торговли.

С октября 1922 г. был осуществлен выпуск новых денежных знаков - банковых билетов (червонцев). Банковые билеты выпускались в купюрах 1, 3, 5, 10, 25, 50 червонцев (по своему номиналу был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам).

• Банковые билеты принимались в уплату государственных налогов и сборов.

Предназначалисьдля кредитования промышленности.

Положительные итоги НЭПа.

Возрождение торговли.

Задачи

Ø Преодоления зависимости от единоличных хозяйств, кот. были независимы от гос-ва в деле хлебозаготовок

Ø Обеспечение индустриализации раб. силой

Ø Финансирование промышленности за счёт с/х

Ø Обеспечить город дешевыми продуктами питания и сырьем для предприятий.

Ø Укрепление обороноспос-ти страны (питание, люди из колл-ва, механизаторы, лошади)

Ø Возможность ценрализ-го управления с/х, планирование произв-ва с/х продукции

Год «великого перелома»

В 1929 г. в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома» и был взят курс на создание колхозов и ликвидацию кулака как класса.

Голод 1932-1933

Политика коллективизации привела к уменьшению сбора зерна. Его произв-во снизилось на 10%, поголовье скота уменьшилось в 2 раза.

В итоге в 1932-33 г. страну охватил страшный голод от кот. погибло ок. 7 млн чел.

Причины

Переход к сплошной коллективизации привел к появлению колхозов, созданных насильственными методами.

При этом крестьяне в целях сопротивления забивали скот, гноили семена и т. д.

Это вело к дезорганизации с/х-го произв-ва;

Борьба с кулачеством

В феврале 1935 г. крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, до 10 овец. Индивидуальные хозяйства стали поставлять на рынок продукцию.

1934 г. – начало завершающего этапа создания колхозов.

1935 г. – принятие нового устава колхозов.

1937 г. – завершение коллективизации.

93% крестьянских хозяйств объединены в колхозы.

Итоги

  1. Город получил дешевые продукты, сырьё, раб. силу.
  2. С/х стало частью госсектора.
  3. Обретена независимость от импорта с/х культур.
  4. Повысился уровень механизации с/х.

Культурное строительство

Культурная революция - коренной переворот в духовном развитии общества

• Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры..

Культурная революция предусматривала:

• ликвидацию неграмотности,

• создание системы народного образования,

• формирование новой интеллигенции,

• развитие науки, литературы, искусства

Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.

Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Для обучения неграмотных взрослых сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось снабжение пунктов обучения учебными пособиями, письменными принадлежностями

Образование

  1. В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г.- к семилетке.
  2. В школу возвратились: уроки, твердое расписание.
  3. Были созданы новые программы и учебники.
  4. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и других дисциплин.
  5. В стране было открыто 20 тыс. новых школ.
  6. В конце 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся.
  7. По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4%.
  8. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.
  9. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире.
  10. К 20-м гг. относится создание рабфаков - факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян.
  11. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).

Итоги культурной революции

были достигнуты значительные успехи:

Ø по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять ~ 70%;

Ø в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа,

Ø численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел;

Ø наблюдался расцвет науки и искусства.

Ø в культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

 

Лекция 6. Гражданская война – Предвоенный период.

Гражданская война – это организованная вооружённая борьба за власть внутри своего государства между народами, классами и другими социальными группами.

Причины Гражданской войны

  1. Конфискация помещичьих земель, национал-ция банков – с тремление свергнутых классов восстановить свое господство.
  2. Нежелание политических партий найти компромисс и решить коренные вопросы жизни страны.
  3. Роспуск Учредительного собрания, кот. уменьшил число сторонников Советской власти.
  4. Вмешательство иностранных гос-в. Поддержка странами Антанты белогвардейских войск обусловила длительность войны.
  5. Политика продовольственной диктатуры настроила против большевиков часть крестьян.
  6. Брестский мир (март 1918 г.) вызвал разногласия среди политических партий.
  7. Существования в России многомиллионного контингента пленных Первой мировой войны.

1.Лето-осень 1918 г.- начало вооруженного противостояния и интервенции.

2.Конец 1918 - лето 1919 г. - Советская республика в «кольце фронтов». Большая Гражданская война.

3.Лето 1919 - 1920 гг. - разгром белогвардейцев.

4.Конец 1920 - 1922 гг. – военные действия на окраинах страны.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.