|
Лекция 6. Гражданская война – Предвоенный период.Лекция 6. Гражданская война – Предвоенный период. Гражданская война – это организованная вооружённая борьба за власть внутри своего государства между народами, классами и другими социальными группами. Причины Гражданской войны
1.Лето-осень 1918 г.- начало вооруженного противостояния и интервенции. 2.Конец 1918 - лето 1919 г. - Советская республика в «кольце фронтов». Большая Гражданская война. 3.Лето 1919 - 1920 гг. - разгром белогвардейцев. 4.Конец 1920 - 1922 гг. – военные действия на окраинах страны. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ И ДВИЖЕНИЯ • «БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ» - сформировалось в ноябре 1917 г. на Юге России путём создания воинских офицерских формирований. • «КРАСНЫЕ» – большевики – сначала создали Красную Гвардию, затем массовую регулярную Красную Армию. • «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ» - возникла в рез-те роспуска Учредительного собрания. В Самаре – КОМУЧ, в Омске – Временное Сибирское прав-во, в Архангельске – Верховное прав-во Северной области. • «ЗЕЛЁНЫЕ» - крестьянское движение, выступали как против «белых», так и против «красных». • «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ» - борьба за отделение от России и создание самостоятельных государств
Противоборствующие силы Основная борьба в ходе "большой" гражданской войны проходила между красными и белыми. Но весьма значительной была и третья сила, выступавшая под лозунгом: "Бей красных пока не побелеют, бей белых пока не покраснеют". Н.И.Махно – в юности увлёкся идеями анархизма. После революции в Гуляй-Поле (Украина) крестьяне под его руководством провели «чёрный передел» земли. После оккупации Украины германскими войсками возглавил партизанскую борьбу за независимую Украину. Они сражались под чёрными знамёнами с надписями «Свобода или смерть!» Против белогвардейцев махновцы выступали вместе с Красной армией. Но в июне 1919 г., а затем в 1920 г. командование КА ведёт борьбу с махновщиной. Махновцы вели борьбу до осени 1921 г., а затем после тяжёлого ранения Н.Махно эмигрирует из России. Скончался во Франции. • К концу лета 1918 г. Сов. власть была свергнута на 3/4 терр-ии страны. Интервенты и белогвар-цы захватили районы, кот. давали 85% добычи желз-ной руды, 90% камен-го угля, почти всю нефть. • 2 сентября ВЦИК объявил страну, единым военным лагерем. Был образован Реввоенсовет Республики (РВСР) - орган высшей военной власти - Во главе нарком по военным и морским делам Л. Д. Троцкий. • 30 ноября создается Совет рабочей и крестьянской обороны, которому передается вся полнота власти (им руководил В. И. Ленин), • Введен всевобуч (всеобщее воинское обучение граждан). 1 5 января 1918 г. (28 января) – Декрет Совнаркома о создании РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) Апрель 1918 г. - Декрет об обязательном военном обучении. Май 1918 г. – Постановление о всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян. Июль 1918 г. - Закон об обязательной военной службе. 1918 г. – Учреждение первых советских наград. На Урале и Сибири- адмирал А.В. Колчак. На севере- генерал Е.К. Миллер. В Прибалтике- генерал Н.Н. Юденич. На Кубани и Дону- генерал А.И. Деникин, генерал П.Н.Врангель. • 28 октября 1920 г. Южный фронт Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе перешёл в контрнаступление. Но планировавшееся окружение провалилось. Основная часть армии Врангеля к 3 ноября отошла в Крым, где закрепилась на подготовленных рубежах обороны в районе г. Перекопа. • 7-11 ноября 1920 г. состоялось решающее сражение на Перекопском перешейке. Бои отличались необычайным упорством с обеих сторон и сопровождались большими потерями. • 11 ноября Красная Армия смогла прорвать оборону Врангеля и войти в Крым. • В этих условиях Врангель начал эвакуацию Русской армии и гражданских лиц. В течение трех дней на 126 судов были погружены войска, семьи офицеров и часть гражданского населения крымских портов (около 150 тыс. человек). • К 13 ноября армия Врангеля и множество гражданских беженцев на кораблях Черноморского флота отплыли в Константинополь. • 17 ноября 1920 г. Красная Армия полностью захватила Крым. За взятие Крыма ВЦИК награждает Михаила Фрунзе почетным оружием - шашкой в золотой оправе с надписью «Народному герою». 28 ноября.
Интервенция - Насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны. Среди участников интервенции насчитывают 14 государств. Франция, США, Великобритания, Япония, Польша, Румыния и др. Интервенты либо стремились захватить часть российской территории (Румыния, Япония, Турция), либо получить от поддерживаемых ими белогвардейцев значительные экономические привилегии (Англия, США, Франция и др.). Причины интервенции 1. Прекратить распространение идей социалистической революции. 2. Вернуть национализированное. Сумма иностранных капиталовложений накануне 1917 г. составляла 2,5 млрд. руб. 3. Получить новые территории, рынки сбыта, сырья и сферы влияния. 4. Внешний долг России превысил 16 млрд. золотых рублей. Большевики, объявили этот долг недействительным. (Мы прощаем вам наши долги!) 5. Усиление освободительной борьбы в колониальных странах, примером которой была Советская Россия. В марте 1918 г. английский десант высадился в Мурманске. В апреле 1918 г. Англичане и французы высадились во Владивостоке. Осенью войска Антанты появились под Одессой, Баку, в Крыму, но из-за брожения в войсках Запад вынужден был отозвать войска. К 1920 г. англичане, французы, и американцы отказались от вооруженного вмешательства и сделали ставку на помощь белогвардейцам. Япония оставалась на Дальнем Востоке до 1922 г.
• Летом 1918 года, развитие гражданской войны и экономическая разруха вынудили правительство прибегнуть к политике, известной как военный коммунизм. • Цель – сконцентрировать в руках гос-ва необходимые материал-е, продовольст-е и трудовые ресурсы для защиты революции. • Почему эта политика носила название «военного коммунизма»? «Военного» – потому, что политика эта была подчинена единственной цели – сконцентрировать все силы для борьбы с врагом, «коммунизма» – потому, что ряд услуг для населения был бесплатным В такой войне нет победителей. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны. Март 1921 года – Х съезд РКП(б) – переход к «новой экономической политике» (НЭП). НЭП (1921-1929) – новая экономическая политика, введенная в 1921 году в условиях экономического и политического кризиса, предусматривавшая «частичное возрождение капитализма». Причины перехода к НЭПу Ò Сокращение населения на 10 миллионов. Ò Сокращение промышленного производства в 7 раз. Ò Сокращение добычи угля и нефти до уровня 19 в. Ò Упадок транспорта. Ò Сокращение посевных площадей Ò Сокращение продукции с/х – 67% от довоенного. Основные мероприятия НЭПа 1. Продовольственный налог. 2.Оплата по труду. 3.Отмена трудовой повинности. 4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам. 5.Разрешение наёмного труда. 6.Разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке 7.Существование нескольких форм собственности. 8.Создание концессий (форма государственно-частного партнёрства, сдача гос-вом предприятий в эксплуатацию иностранным инвесторам), 9. “Командные высоты сохранились в руках государства” Продналог - (продовольственный налог – твёрдо установленная норма) - введен взамен продразверстки. Размер устанавливался до весеннего сева(был значительно ниже продразверстки). Все излишки оставались у крестьян. Была разрешена свободная торговля. Разрешалась аренда земли. Разрешен наём работников. Ø Восстановлена денежная оплата труда. Ø Отменена трудовая повинность. Ø Крупные гос. предприятия переводились на хозрасчет (после выполнения гос. заказа самостоятельно реализовывали продукцию). Ø Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам. Ø В промышленности и торговле возник частный сектор.
Денежная реформа В 1921 г. воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промыш-ти и торговли. • С октября 1922 г. был осуществлен выпуск новых денежных знаков - банковых билетов (червонцев). Банковые билеты выпускались в купюрах 1, 3, 5, 10, 25, 50 червонцев (по своему номиналу был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам). • Банковые билеты принимались в уплату государственных налогов и сборов. • Предназначалисьдля кредитования промышленности. Положительные итоги НЭПа. Возрождение торговли. Задачи Ø Преодоления зависимости от единоличных хозяйств, кот. были независимы от гос-ва в деле хлебозаготовок Ø Обеспечение индустриализации раб. силой Ø Финансирование промышленности за счёт с/х Ø Обеспечить город дешевыми продуктами питания и сырьем для предприятий. Ø Укрепление обороноспос-ти страны (питание, люди из колл-ва, механизаторы, лошади) Ø Возможность ценрализ-го управления с/х, планирование произв-ва с/х продукции Год «великого перелома» В 1929 г. в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома» и был взят курс на создание колхозов и ликвидацию кулака как класса. Голод 1932-1933 Политика коллективизации привела к уменьшению сбора зерна. Его произв-во снизилось на 10%, поголовье скота уменьшилось в 2 раза. В итоге в 1932-33 г. страну охватил страшный голод от кот. погибло ок. 7 млн чел. Причины Переход к сплошной коллективизации привел к появлению колхозов, созданных насильственными методами. При этом крестьяне в целях сопротивления забивали скот, гноили семена и т. д. Это вело к дезорганизации с/х-го произв-ва; Борьба с кулачеством В феврале 1935 г. крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, до 10 овец. Индивидуальные хозяйства стали поставлять на рынок продукцию. 1934 г. – начало завершающего этапа создания колхозов. 1935 г. – принятие нового устава колхозов. 1937 г. – завершение коллективизации. 93% крестьянских хозяйств объединены в колхозы. Итоги
Культурное строительство • Культурная революция - коренной переворот в духовном развитии общества • Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.. Культурная революция предусматривала: • ликвидацию неграмотности, • создание системы народного образования, • формирование новой интеллигенции, • развитие науки, литературы, искусства Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Для обучения неграмотных взрослых сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось снабжение пунктов обучения учебными пособиями, письменными принадлежностями Образование
Итоги культурной революции были достигнуты значительные успехи: Ø по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять ~ 70%; Ø в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, Ø численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; Ø наблюдался расцвет науки и искусства. Ø в культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.
Лекция 6. Гражданская война – Предвоенный период. Гражданская война – это организованная вооружённая борьба за власть внутри своего государства между народами, классами и другими социальными группами. Причины Гражданской войны
1.Лето-осень 1918 г.- начало вооруженного противостояния и интервенции. 2.Конец 1918 - лето 1919 г. - Советская республика в «кольце фронтов». Большая Гражданская война. 3.Лето 1919 - 1920 гг. - разгром белогвардейцев. 4.Конец 1920 - 1922 гг. – военные действия на окраинах страны. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|