Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Динамика забастовочной активности





Борьба рабочих России против результатов либеральных рыночных реформ длительное время носила в основном (если не исключительно) характер борьбы против задержек заработной платы. При этом забастовочная активность носила имела довольно низкий уровень. Более половины всех забастовок приходилось не на промышленность, а на сферу школьного образования. В промышленности большая часть забастовок происходила в одной отрасли – угледобыче. Политические лозунги (подчас весьма громкие – например, отставка президента) если и выдвигались, то лишь как средство добиться выплаты задержанной зарплаты.

В 1997 г. забастовки продолжительностью более одной смены состоялись на 17007 предприятиях, то время как в 1996 г. они были зарегистрированы на 8278 предприятиях, т. е. количество предприятий, включившихся в забастовочное движение за это время, выросло более чем вдвое (9).Одновременно увеличилась численность участников стачек. Если в 1996 г. бастовало почти 664 тыс. чел., то в 1997 г. их было более 887 тыс. чел., т. е. в 1,3 раза превышало количество стачечников 1996 г. При этом надо сказать, что в забастовочных акциях приняло участие коллективы таких крупнейших предприятий как «Ростсельмаш», Кировский, Балтийский заводы, «Русский дизель» в Питере, Норильский горно-металлургический комбинат, Липецкий тракторный завод, судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград) и многие другие.

Забастовки в 1997 году стали значительно более длительными и напряженными. Так, средняя продолжительность одной стачки составила 6, 8 дня, т.е. по сравнению с 1996 г. увеличилась в 2,5 раза. Длительные стачки провели, например, шахтеры крупнейшего на Южном Урале угольного разреза «Коркинский», горняки кузбасской шахты «Киселевская», рабочие Юргинского машиностороительного завода (Кемеровская область), АО «Сибэлектротерм» (Новосибирская область), завода по ремонту атомных подводных лодок (г.Большой камень Приморского края), работники медицинских учреждений г.Улан-Удэ (республика Бурятия) (10)

В 1,5 раза по сравнению с 1996 г. возросли и потери рабочего времени из-за забастовок, которые составили в 1997 г. 6000, 5 человеко-дней. (11)

Еще один критерий – на протяжении 1997 года забастовки состоялись в 67 республиках, краях и областях РФ. (12) Причем, в каждом из регионов число бастующих предприятий составляло около ста. (13)

Но по мере приближения к президентским выборам 1999 года (когда Ельцина сменил Путин) забастовочная активность в России заметно снижалась. В 1999 г. число забастовок по сравнению с 1998 г. сократилась в 1,5 раза, а в первом полугодии 2000 г. – почти в 8 раз по сравнению с соответствующим периодом 1999 г.(20)

Причин для этого было немало:

· усталость активистов,

· изменение состава бастующих и смена лидеров,

· низкая эффективность используемых методов борьбы,

· нет стратегии протестного движения,

· отсутствие механизма широкой солидарности,

· зависимость от профсоюзных чиновников,

· недостаточная юридическая обеспеченность активистов

Эта забастовочная борьба достигла максимального уровня в 1997-98 гг., а затем заметно пошла на убыль. Однако именно с этого времени рабочие начинают выступать против «святая святых» рыночных реформ – сложившегося в результате приватизации распределения прав собственников и характера экономической власти на предприятиях. Впервые в коллективных акциях рабочих выдвигаются требования лозунги деприватизации, расширения участия рабочих в управлении производством. К началу 2000 года уже в десятках трудовых коллективах были предприняты действия подобной направленности и в некоторых случаях они увенчались успехом.

Разумеется, несколько десятков коллективов среди сотен тысяч крупных и средних предприятий России – это капля в море. Однако эти выступления, в силу своей реальной направленности, получили весьма широкий общественный резонанс.

Формы протестной борьбы

Понятно, что забастовочное движение не имеет линейного характера развития. Это сложный процесс, очень чуткий к общественным противоречиям, для которого характерны подъемы и спады. Протестное движение, достигнув подъема в 1997-98 гг. уже позже стало идти на убыль. И причина этого была, конечно, же не в улучшении объективной ситуации, а в, частности, в том, что развитие протестного движения в этот период привело к изменению форм борьбы. «Не достигнув быстрого осуществления желаемых результатов, одни участники движения прекратили конфронтацию, устав от перенапряжения и постоянных стрессов, другие решили переменить тактику, сделав упор на переговорный процесс, а некоторые из стачечников пошли на применение еще более радикальных мер (захват заложников из состава администрации, перекрытие авто и железнодорожных магистралей и т.п. (14). Далее забастовки продолжались, но почти вдвое (с 527 до 272) уменьшилось количество промышленных предприятий, на которых они состоялись.

На протяжении почти всего периода глубокого спада (1991-97 гг.) главными формами активности обездоленной части общества (рабочих, врачей, ученых) были пассивные акции – забастовки с требованием выплатить задержанную зарплату, голодовки и даже самоубийства. Даже на тех предприятиях, где поначалу активизировалось протестное движение, забастовки были редкими и не носили упорного характера. Рабочие распродавали свои акции и не помышляли о борьбе за контроль над предприятием.

В 1997 году происходит и изменение участников забастовочных акций, занятых на промышленных предприятиях. Если в 1980-90 гг. зачинателями рабочего движения были шахтеры, то уже позже - после 1997 г. их активность заметно падает. Так, например, из числа стачечников, «занятых в промышленности, доля шахтеров в 1996 г. составила 81, 6%, (15)то в 1997 г. – уже только 22, 6%. Лидирующие места в протестном движении теперь занимают машиностроители: если в 1995 г. они составили 10,6 тыс. работников этой отрасли, то в 1997 г. – уже 107, 7 тыс., т.е. в 10 раз выше. За этот период активность работников металлургической отрасли (16) выросла почти в 3 раза. “Длительные марши протеста организовали работники атомных электростанций, в частности, Смоленской АЭС. Волнения прошли в Российском федеральном ядерном центре, расположенном в г. Снежинске Челябинской области, на ряде авиационных заводов, на предприятиях ВПК (военно-промышленного комплекса) в городах Красноярске, Златоусте, Муроме, Северо-Двинске, и Большом Камне (Приморский край)” (17).

В протестном движении в это время использовались такие формы борьбы как 1) обращения к руководству (завода, города, области, региона, президента, к парламентариям, органам исполнительной власти, 2) рассмотрение дел в судах, 3 ) пикеты, 4 ) митинги, 5 ) уличные демонстрации, 6 ) голодовки, 7) марши протеста и др.

Если эти меры не давали никаких результатов, то тогда бастующие начинали переходить и к более радикальным, а иногда и просто к силовым методам борьбы: перекрытие транспортных магистралей, блокирование взлетных полос аэродромов, а также захват заложников из представителей местной администрации и директорского корпуса. Так, например, “в ноябре истекшего года авиаторы аэроклуба “РОСТО” (Ставропольский край) угнали вертолет МИ-8, заявив, что ввернут машину лишь после того, как им будет погашена задолженность по зарплате с 1996 года”, т.е. еще за прошлый год. А вот другой пример - горняки Анжеро-Суджинска (Кемеровская область) в декабре перекрыли движение по Транссибирской железнодорожной магистрали, потребовав погашения задолженности по зарплате за прошедшие полгода. В результате были блокированы 9 пассажирских и 14 грузовых поездов (18).

В этот период акции протеста обретают характер солидарности общегородского и общерегионального масштаба, в которых участвуют работники разных отраслей..

Но именно в конце 90-х гг. на фоне убывающей активности протестного движения появляются качественно новые формы борьбы. И в первую очередь, это рабочий контроль (ЯМЗ), которые установили сами рабочие, чтобы сразу решить несколько задач. Активисты начинают использовать и прямые действия для предотвращения разграбления предприятий, и налаживания элементарного порядка в производстве и финансовой сфере.И среди таких действий в этот период все более частой становятся оккупационные забастовки, когда выдворяют прежнее руководство и берут контроль за предприятием в свои руки, как это случилось на ЛМЗ.

Однако во многих случаях прямые действия по наведению порядка и налаживанию первых шагов рабочего контроля не исчерпывают конструктивной активности трудящихся. Они идут дальше, видоизменяя отношения собственности (например, на ВЦБК).

 

5. Политическое содержание и

Цели протестного движения

Существенно, что в настоящее время конструктивные действия рабочих по сути дела проходят под левыми лозунгами: солидарность, рабочий контроль, учет, борьба за общественную собственность и самоуправление. При этом, как и следовало ожидать, разные политические партии, группы и группочки пытаются оседлать это движение. Трудящиеся и их лидеры, не скрывая в большинстве своем левых взглядов, пока разумно воздерживаются от того, чтобы однозначно слиться с какой-либо из существующих партий и это очень позитивный знак. Новое движение по сути своей стремится быть политически самостоятельным. Об этом значительно подробнее написано в главе «Партии и рабочее движение».

И здесь важно не повторить фундаментальных ошибок движения трудовых коллективов 1990-91 годов, создав мощные тогда еще общественные структуры, оно не заняло определенной политической позиции, не создало органов всего политического представительства и защиты и это стало одной из причин его угасания. Если в будущем трудящим удастся создать свое достаточно мощное политическое движение, которое бы выражало их интересы и отстаивало их во властных структурах, соединившись с левой интеллигенцией, готовой ей помочь своими знаниями, подпитываясь от них энергией и опытом, то это может стать качественно новым фактором социально-политической жизни России в 21 веке.

Как показали проведенные нами обследования флагманов протестных предприятий, трудящиеся выражают недовольство в первую очередь против самой идеи приватизации, ее итогами и последствиями. Получив горький урок приватизации, способствовавший во многом чрезвычайному ухудшению жизни большей части населения, наиболееактивная и сознательная часть работников, выступила за недопущение насильственной приватизации своих предприятий (как это имеет место, например, государственном предприятии «Мосхимфармпрепараты»), либо за его деприватизацию. В этом они находят, как свидетельствуют, многочисленные опросы, поддержку со стороны подавляющего большинства сограждан, что при соответствующих условиях способно взорвать здание российской приватизации – ядро проводимой экономической реформы.

 

I. Эскизы к портретам

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.