Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современныемногофакторныемодели депрессий





За последние два десятилетия появились концепции, пытаю­щиеся выяснить роль различных факторов. В их основу положе­на гипотеза о взаимодействии стрессогенных факторов среды и индивидуальных черт биологической и психологической уязви­мости (диатез-стрессовые модели).

Х.Акискал и У. Мак-Кинни выдвинули идею о том, что де­прессия является результатом «психобиологического развития, в котором взаимодействуют многие факторы — когнитивные, поведенческие, социальные, биомедицинские, генетические и психодинамические» (Akiskal H., Mc Kinney W. — 1975). По


мысли этих авторов, конкурирующие теории просто «открыва­ют разные окна», из которых можно наблюдать болезненный процесс. Практическое применение их идеи означает, что эф­фективное лечение требует интеграции разнообразных знаний о депрессии.

Примером современного многофакторного подхода к исследо­ванию депрессий может служить модель развития депрессии у женщин С.Кендлера, К.Гарднера и К.Прескотта (Kendler S., Gardner С, Prescott С. — 2002). Эти авторы провели десятилетнее лонгитюдное исследование 1940 пар близнецов, выясняющее вклад 18 факторов в возникновении депрессии в виде следую­щих характеристик:!) детства (включая генетический риск, дисфункциональное семейное окружение, опыт сексуального на­силия в детстве, утрату родителя в детстве); 2) раннего подрост­кового периода (нейротизм, низкая самооценка, раннее начало тревожных и поведенческих расстройств); 3) позднего подрост­кового периода (трудности профессионального самоопределения, психические травмы, социальная поддержка, употребление алко­голя/наркотиков); 4) зрелого периода жизни (разводы, депрессив­ные эпизоды); 5) последних лет жизни (супружеские проблемы и затруднения, стрессогенные жизненные события, зависящие и не зависящие от поведения человека).

С помощью современных математических процедур авторам удалось проследить три основные линии, которые ведут к развитию меланхолического типа депрессий у женщин. Первая — определена взаимодействием генетического риска и высокого нейротизма при начале тревожного расстройства в детском воз­расте. Вторая — связана с такими факторами, как нарушения поведения и употребление химических веществ. Наконец, тре­тья — связана с действием целого комплекса интерперсональных факторов: дисфункциональной семейной средой в детстве, опы­том сексуального насилия, утратой родителя. Существенно, что установлена тесная связь между опытом жизни в дисфункцио­нальной родительской семье в детстве, низким уровнем социаль­ной поддержки в подростковом возрасте и сложностями супру­жества (с высокой вероятностью разводов) в зрелом периоде жизни. Следует обратить внимание на то, что исследование убе­дительно подтвердило весомый вклад факторов психологической природы в возникновении депрессии у женщин.

В отечественной клинической психологии А. Б.Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (Холмогорова А. Б., Гара­нян Н.Г. — 1998; Холмогорова А.Б. — 2006, 2011). Модель рас­сматривает психологические факторы разного уровня — макросоциалъного (культурального), семейного, личностного и интерперсонального. Авторы модели полагают, что ряд ценностей


современной культуры — культ успеха и благополучия, культ /кщио- и сдержанности — являются важными факторами эмо­ционального неблагополучия. При трансляции этих социокуль-i уральных установок в семейную среду возникает особый стиль ишимодействия с крайне высоким уровнем требований к детям и настой критикой в их адрес, что зачастую совмещается с за­претом на проявление негативных чувств со стороны детей. На уровне индивидуального сознания культуральные стереотипы и семейная идеология трансформируются в такие личностные чер­ты, как перфекционизм и враждебность. Они, в свою очередь, приводят к снижению уровня социальной поддержки, сужению социальной сети, одиночеству. Важная роль в модели отводится с грессогенным событиям семейной и индивидуальной жизненной истории.

Тесная связь выделенных факторов с симптомами депрессии, л также взаимовлияние переменных семейного, личностного и интерперсонального уровней были продемонстрированы в серии исследований, проведенных в клинических и популяционных группах испытуемых (Холмогорова А. Б. — 2006, 2011; Холмого­рова А. Б. и соавт. — 2009).

* * *

Итак, кнаиболееразработаннымпсихологическиммоделямде­прессийследуетотнестипсихоаналитическую, интерперсональнуюи когнитивную. Психоаналитическаямодельдепрессий, развиваемая наосновеидейклассиковпсихоанализаЗ.ФрейдаиК.Абрахама, в качествеосновныхмеханизмоврасстройстварассматриваетпере­живаниябеспомощностиЭго, зависимостьсамооценкиотеевнешних детерминант, деструктивныеинтерперсональныепроцессы. Интер­персональнаямодельакцентируетважностьаномальныхпроцессов горя, ролевыхдисфункций, дефицитасоциальныхнавыковвпроис­хожденииитечениидепрессивныхрасстройств. Когнитивнаямодель связываетэтирасстройстваснарушениямивпроцессахпереработки текущейинформациивформе«негативногоотклонения»идисфунк­циональнымикогнитивнымисхемами. Болееполносовременный уровеньзнанийодепрессииотражаютмногофакторныемодели.

Эмпирическиеисследования

«Психологическая формула» депрессии крайне сложна. В это уравнение входит множество макро- и микросоциальных, семей­ных и личностных переменных (Клиническая психология. — 2002; Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. — 2004).

В последние 30 лет проблема взаимосвязи личностных дис­функций и депрессии стала предметом активных исследований за


рубежом. Их интенсификация обусловлена данными о негативных эффектах, вызываемых сочетанием аффективных расстройств с личностными дисфункциями. В сочетании с личностным диа­гнозом депрессивные расстройства имеют более раннюю мани­фестацию, отличаются более тяжелой симптоматикой, сопряжены с большим числом суицидальных попыток, имеют худший про­гноз. Сопутствующие личностные расстройства и отдельные дис­функциональные черты личности снижают эффективность лече­ния депрессий (медикаментозного и психотерапевтического), создают трудности рабочего альянса с пациентом и повышают риск преждевременного прерывания терапии (см. подробнее Га-ранянН.Г. — 2009, а, б).

В настоящее время можно выделить два основных под­хода, описывающих соотношение депрессии и личностных дис­функций (Frances A. — 1992). Первый — типологический подход устанавливает связи между депрессивными и личностными рас­стройствами. В отечественной клинической психологии тесная связь между пограничной личностной организацией (с присущей ей слаборазвитой самоидентичностью, низкой дифференциро-ванностью аффективно-когнитивных структур, манипулятивны-ми стратегиями общения) и депрессивными расстройствами продемонстрирована Е.Т.Соколовой (1995). Клинические иссле­дования установили, что депрессия может быть спутником самых разных личностных расстройств, при этом наличие такого коморбидного диагноза способствует хронификации депрессии, а также может быть причиной преждевременного прерывания психотерапии (Phillips К., Gunderson J. — 1990; Sanderson W., Beck A., Keswani L. — 1992; Банников Г.С. — 1998).

В рамках второго — параметрического подхода — исследуется участие разных личностных черт в возникновении депрессивных состояний. Этот подход позволяет с точностью измерять различ­ные личностные черты (нейротизм, экстраверсию, зависимость, склонность к самокритике и т.д.) и сопоставлять их с рядом клинических параметров — в частности, формой депрессивного расстройства, эффектом лечения, предпочитаемым типом ле­чения и т.д. (Klein M., Wonderlich S., Shea Т. — 1993; Enns M., Сох В. — 1997; Mulder R. — 2002). Например, исследования, про­веденные группой американских ученых, показали, что депрессия, сочетающаяся с такой личностной чертой, как «зависимость», требует более продолжительного психотерапевтического лечения (Blatt S. - 1995).

В психологических исследованиях преимущественно исполь­зуется параметрический подход к изучению личности депрессив­ного больного. Рассмотрим наиболее информативные исследова­ния в этой области.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.