|
Современныемногофакторныемодели депрессийЗа последние два десятилетия появились концепции, пытающиеся выяснить роль различных факторов. В их основу положена гипотеза о взаимодействии стрессогенных факторов среды и индивидуальных черт биологической и психологической уязвимости (диатез-стрессовые модели). Х.Акискал и У. Мак-Кинни выдвинули идею о том, что депрессия является результатом «психобиологического развития, в котором взаимодействуют многие факторы — когнитивные, поведенческие, социальные, биомедицинские, генетические и психодинамические» (Akiskal H., Mc Kinney W. — 1975). По мысли этих авторов, конкурирующие теории просто «открывают разные окна», из которых можно наблюдать болезненный процесс. Практическое применение их идеи означает, что эффективное лечение требует интеграции разнообразных знаний о депрессии. Примером современного многофакторного подхода к исследованию депрессий может служить модель развития депрессии у женщин С.Кендлера, К.Гарднера и К.Прескотта (Kendler S., Gardner С, Prescott С. — 2002). Эти авторы провели десятилетнее лонгитюдное исследование 1940 пар близнецов, выясняющее вклад 18 факторов в возникновении депрессии в виде следующих характеристик:!) детства (включая генетический риск, дисфункциональное семейное окружение, опыт сексуального насилия в детстве, утрату родителя в детстве); 2) раннего подросткового периода (нейротизм, низкая самооценка, раннее начало тревожных и поведенческих расстройств); 3) позднего подросткового периода (трудности профессионального самоопределения, психические травмы, социальная поддержка, употребление алкоголя/наркотиков); 4) зрелого периода жизни (разводы, депрессивные эпизоды); 5) последних лет жизни (супружеские проблемы и затруднения, стрессогенные жизненные события, зависящие и не зависящие от поведения человека). С помощью современных математических процедур авторам удалось проследить три основные линии, которые ведут к развитию меланхолического типа депрессий у женщин. Первая — определена взаимодействием генетического риска и высокого нейротизма при начале тревожного расстройства в детском возрасте. Вторая — связана с такими факторами, как нарушения поведения и употребление химических веществ. Наконец, третья — связана с действием целого комплекса интерперсональных факторов: дисфункциональной семейной средой в детстве, опытом сексуального насилия, утратой родителя. Существенно, что установлена тесная связь между опытом жизни в дисфункциональной родительской семье в детстве, низким уровнем социальной поддержки в подростковом возрасте и сложностями супружества (с высокой вероятностью разводов) в зрелом периоде жизни. Следует обратить внимание на то, что исследование убедительно подтвердило весомый вклад факторов психологической природы в возникновении депрессии у женщин. В отечественной клинической психологии А. Б.Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (Холмогорова А. Б., Гаранян Н.Г. — 1998; Холмогорова А.Б. — 2006, 2011). Модель рассматривает психологические факторы разного уровня — макросоциалъного (культурального), семейного, личностного и интерперсонального. Авторы модели полагают, что ряд ценностей современной культуры — культ успеха и благополучия, культ /кщио- и сдержанности — являются важными факторами эмоционального неблагополучия. При трансляции этих социокуль-i уральных установок в семейную среду возникает особый стиль ишимодействия с крайне высоким уровнем требований к детям и настой критикой в их адрес, что зачастую совмещается с запретом на проявление негативных чувств со стороны детей. На уровне индивидуального сознания культуральные стереотипы и семейная идеология трансформируются в такие личностные черты, как перфекционизм и враждебность. Они, в свою очередь, приводят к снижению уровня социальной поддержки, сужению социальной сети, одиночеству. Важная роль в модели отводится с грессогенным событиям семейной и индивидуальной жизненной истории. Тесная связь выделенных факторов с симптомами депрессии, л также взаимовлияние переменных семейного, личностного и интерперсонального уровней были продемонстрированы в серии исследований, проведенных в клинических и популяционных группах испытуемых (Холмогорова А. Б. — 2006, 2011; Холмогорова А. Б. и соавт. — 2009). * * * Итак, кнаиболееразработаннымпсихологическиммоделямдепрессийследуетотнестипсихоаналитическую, интерперсональнуюи когнитивную. Психоаналитическаямодельдепрессий, развиваемая наосновеидейклассиковпсихоанализаЗ.ФрейдаиК.Абрахама, в качествеосновныхмеханизмоврасстройстварассматриваетпереживаниябеспомощностиЭго, зависимостьсамооценкиотеевнешних детерминант, деструктивныеинтерперсональныепроцессы. Интерперсональнаямодельакцентируетважностьаномальныхпроцессов горя, ролевыхдисфункций, дефицитасоциальныхнавыковвпроисхожденииитечениидепрессивныхрасстройств. Когнитивнаямодель связываетэтирасстройстваснарушениямивпроцессахпереработки текущейинформациивформе«негативногоотклонения»идисфункциональнымикогнитивнымисхемами. Болееполносовременный уровеньзнанийодепрессииотражаютмногофакторныемодели. Эмпирическиеисследования «Психологическая формула» депрессии крайне сложна. В это уравнение входит множество макро- и микросоциальных, семейных и личностных переменных (Клиническая психология. — 2002; Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. — 2004). В последние 30 лет проблема взаимосвязи личностных дисфункций и депрессии стала предметом активных исследований за рубежом. Их интенсификация обусловлена данными о негативных эффектах, вызываемых сочетанием аффективных расстройств с личностными дисфункциями. В сочетании с личностным диагнозом депрессивные расстройства имеют более раннюю манифестацию, отличаются более тяжелой симптоматикой, сопряжены с большим числом суицидальных попыток, имеют худший прогноз. Сопутствующие личностные расстройства и отдельные дисфункциональные черты личности снижают эффективность лечения депрессий (медикаментозного и психотерапевтического), создают трудности рабочего альянса с пациентом и повышают риск преждевременного прерывания терапии (см. подробнее Га-ранянН.Г. — 2009, а, б). В настоящее время можно выделить два основных подхода, описывающих соотношение депрессии и личностных дисфункций (Frances A. — 1992). Первый — типологический подход устанавливает связи между депрессивными и личностными расстройствами. В отечественной клинической психологии тесная связь между пограничной личностной организацией (с присущей ей слаборазвитой самоидентичностью, низкой дифференциро-ванностью аффективно-когнитивных структур, манипулятивны-ми стратегиями общения) и депрессивными расстройствами продемонстрирована Е.Т.Соколовой (1995). Клинические исследования установили, что депрессия может быть спутником самых разных личностных расстройств, при этом наличие такого коморбидного диагноза способствует хронификации депрессии, а также может быть причиной преждевременного прерывания психотерапии (Phillips К., Gunderson J. — 1990; Sanderson W., Beck A., Keswani L. — 1992; Банников Г.С. — 1998). В рамках второго — параметрического подхода — исследуется участие разных личностных черт в возникновении депрессивных состояний. Этот подход позволяет с точностью измерять различные личностные черты (нейротизм, экстраверсию, зависимость, склонность к самокритике и т.д.) и сопоставлять их с рядом клинических параметров — в частности, формой депрессивного расстройства, эффектом лечения, предпочитаемым типом лечения и т.д. (Klein M., Wonderlich S., Shea Т. — 1993; Enns M., Сох В. — 1997; Mulder R. — 2002). Например, исследования, проведенные группой американских ученых, показали, что депрессия, сочетающаяся с такой личностной чертой, как «зависимость», требует более продолжительного психотерапевтического лечения (Blatt S. - 1995). В психологических исследованиях преимущественно используется параметрический подход к изучению личности депрессивного больного. Рассмотрим наиболее информативные исследования в этой области. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|