|
Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Введение Актуальность. Ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка. В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию внимания пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, формирует связную речь. Всякую свою выдумку впечатлений из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ он играет в любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало и получает огромное эмоциональное наслаждение. Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследователи Л.И.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, А.И.Волков, О.М.Дьяченко и другие. Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому многие педагоги заняты поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов: -как научить ребенка всему, что ему пригодится в современной жизни; -как воспитать и развивать основные его способности: фантазировать, придумывать, слышать, видеть; -как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе, в основном, для развития творческого потенциала (инсценировка к празднику). Игра-ведущий вид деятельности детей раннего возраста, а театр -один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Широки воспитательные возможности театральной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. По утверждению В.А.Сухомлинского "Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки просто сообщаемые и усваиваемые". Актуальность избранной нами темы на современном этапе определяется ФГОС ДО, т.е. педагогика из "дидактической становится развивающей". Цель исследования: определить особенности развития творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Для достижения поставленной цели определили ряд задач: 1) Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования. 2) Изучить процесс развития творческих способностей. 3) Изучить особенности театрализованной деятельности детей раннего возраста. Объект исследования: театрализованная деятельность детей раннего возраста. Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста. Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использован при проведении развлечений, праздников, на занятиях в театральных кружках. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческих способностей детей раннего возраста будет осуществляться более эффективно в театрализованной деятельности. База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка» г. Бирска. В ходе исследования были использованы следующие методы: - теоретические – анализ литературы, моделирование гипотезы исследования; - эмпирические – наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент; - статистические – математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: заключается в том, что проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;теоретическое изучение особенностей развития творческих способностей у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность получила новый толчок в развитии детей раннего возраста с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В целевых ориентирах образования в раннем возраста выделены следующие интегративные качества: «С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных играх. Стремится к общению со взрослыми и сверстниками». Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные и внедренные в педагогическую практику методические материалы (перспективный план, конспекты организованной образовательной деятельности, сценарии развлечений, план работы с родителями, консультации и пр.) способствуют повышению эффективности применения театральной деятельности в образовательном процессе ДОУ. Данная работа может представлять интерес для работников дошкольных учреждений, специалистов в области дошкольной педагогики. Структура и объем работы. Основное содержание работы заключается в введении и двух главах. Во введении обоснована актуальность исследования, определены его, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, обозначены методы исследования, база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Первая глава посвящена театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей раннего возраста. В ней рассматриваются понятие творчества, содержание и методика организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Во второй главе рассматриваются организация исследования по выявлению уровней развития творческих способностей детей раннего возраста (констатирующий эксперимент), реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности (формирующий эксперимент) и результаты опытно – экспериментальной работы (контрольный эксперимент). В приложении приведены результаты диагностических исследований: таблицы, диаграммы.
Глава I. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста. Содержание и методика организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности. Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой. Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста. Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью людей, занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности. Вывод по 1 главе Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Форма организации занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме. Длительность занятия с детьми 2-3 лет - 10 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня после сна. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия и др.). Занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях. При проведении занятий используются следующие методы и приемы: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя), наглядный (показ образца, рассматривание картинок, показ сказки), практические. По содержанию работы выделяем следующие формы организации театральной деятельности: -прослушивание сказок, стихов, потешек; -проигрывание отрывка; -дыхательная гимнастика; -артикуляционная гимнастика; -пальчиковые игры; -разучивание чистоговорок.
Перспективный план работы театрального кружка «В гостях у сказки» для детей раннего возраста от 2 до 3 лет
Конспекты занятий, сценарии развлечений представлены в приложении 1. Для эффективного развития театральной деятельности детей раннего возраста необходимы следующие педагогические условия:
Для проведения занятий нами было использовано следующее оборудование: игрушки, репродукции, различный театр по сказкам: Оборудование:
В группе имеется театральный уголок, где отводено место для режиссерских игр с пальчиковыми, настольным театром: -театр шапочек; -настольный театр; -вязаный театр; -театр игрушек; -театр Би-би-бо; -театр на фланелеграфе; -теневой театр; -театр сказки на картинках. Нами создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок». Мы систематически пополняем детский театр новыми персонажами: сказки нарисованные на картинке «Как коза себе игрушку построила», «Маша и медведь», «Вот и люди спят», «Храбрый утенок». В уголке ряжения имеются разнообразные театральные костюмы, шапочки, маски животных, фартуки, бусы и другие украшения. Дети раннего возраста любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. Знакомые произведения мы включаем во все занятия по развитию речи, в развлечения. В повседневной жизни используем знакомые детям игрушки для инсценировки стихов («Игрушки» А.Барто); потешек («Как у нашего кота», «Огуречик-огуречик», «Мы купили кошке…), пальчиковых игр («По реке плывет кораблик», «У оленя дом большой», «Стоит терем большой», «Топором дрова колю»). Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому родители являлись активными участниками образовательной работы. Для родителей мы провели консультации, родительские собрания: 1. «Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с трудными в эмоциональном развитии детей». 2. «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр и родители». 3. «Роль игрушки в жизни ребенка. Выбираем игрушки вместе». Сценарии родительских собраний, консультаций, совместных праздников представлены в приложении 2.
Выводы по 2 главе. Во второй главе нами проведено экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей у детей раннего возраста. Целью исследования являлось изучение и выявление творческих способностей в театрализованной деятельности детей раннего возраста. На начальном (констатирующем) этапе исследования мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу, отобрали методики обследования уровня развития творческих способностей у детей раннего возраста, определили контрольную и экспериментальную группы, провели диагностику уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп. По результатам констатурующего эксперимента было выявлено, что у детей раннего возраста низкий уровень развития творческих способностей составляет довольно большой процент. Это дало нам основание провести формирующий эксперимент. Задачей формирующего этапа было развитие творческих способностей с помощью театрализованной деятельности в экспериментальной группе. Для достижения поставленной цели и решения задачи формирующего эксперимента, нами был разработан и апробирован перспективный план работы по развитие творческих способностей детей раннего возраста с помощью театрализованной деятельности, а также разработаны конспекты занятий, игр, бесед с детьми экспериментальной группы, составлен и реализован план работы с родителями по развитие творческих способностей детей, создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда в группе. На заключительном (контрольном) этапе исследования мы провели повторную диагностику уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп с целью выявления эффективности разработанных нами методических материалов: в экспериментальной группе он оказался намного выше, чем на первоначальном этапе исследования, в контрольной группе детей изменения незначительны. На основании математической обработки полученных результатов и качественных изменений можно сделать вывод о том, что разработанная нами формирующая система занятий является эффективной для внедрения в практику работы ДОУ. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Цель исследования достигнута. Заключение Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности. Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности. Педагогические рекомендации Педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации образовательной работы по развитию творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности рекомендуем руководствоваться следующими требованиями:
Список литературы
|